ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
чрезмерной для них нагрузки на поведенческом уровне. Они работают в режиме сверхнапряжения, и расплата за такую работу неизбежно рано или поздно наступает в виде «срыва», «сбоя» на уровне одной или нескольких слабых систем организма); - комплексной (адаптационные нарушения проявляются сразу по двум или трем перечисленным выше направлениям). Таким образом, среди показателей, свидетельствующих об адаптационных затруднениях ребенка, можно выделить низкую успеваемость; трудности в общении, поведении, отсутствие авторитета среди сверстников; частые простуды и обострение хронических заболеваний. Причины адаптационных затруднений разнообразны. М.М. Безруких выявил, что детям с сильной нервной системой присущи низкий уровень тревожности, самоуверенность, повышенная самооценка, быстрое привыкание к новой обстановке; преобладающей эмоцией у них является эмоция радости. Иная картина процесса адаптации наблюдается у детей со слабой нервной системой (астенией). Им зачастую свойственны высокий уровень тревожности, неуверенность, недовольство собой. У таких детей отсутствует способность к быстрому переключению на новые виды работы, они постоянно находят поводы для переживаний. В это же время преобладающей направленностью детей со слабой нервной системой является устойчивость мотивов, увлечение процессом творческой деятельности. На успешность социальной адаптации влияет и темперамент ребенка. Подмечена адаптивная гибкость детей с сангвиническим темпераментом — детей живых, подвижных. Медленнее, но стабильно адаптируются дети с преобладанием флегматических черт — дети медлительные, невозмутимые, с устойчивыми стремлениями. Наибольшие трудности в ходе социальной адаптации возникают у детей с холерическим и меланхолическим темпераментами. Их реакция неадекватна изменениям среды: у холериков эмоции выплескиваются на окружающих, что не всегда им нравится, а меланхолики осуществляют «самоагрессию», что может привести к психическим расстройствам. Знание и учет особенностей темперамента и нервной системы необходимы педагогам для того, чтобы помочь детям преодолеть их в процессе социальной адаптации. Успешность и быстрота привыкания к новым условиям и людям зависит и от возраста ребенка. Важнейшим показателем адаптивности является способность ребенка организовывать новые привязанности. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА Еще одним из важных условий успешной социальной адаптации младших школьников является уважение самостоятельности ребенка, предоставление ему возможности быть самим собой. Воспитательные воздействия должны учитывать эмоциональное развитие детей, их индивидуальность. Только в этом случае можно надеяться на безболезненность и успешность адаптационных процессов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|