Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



чрезмерной для них нагрузки на поведенческом уровне. Они работают в режиме сверхнапряжения, и расплата за такую работу неизбежно рано или поздно наступает в виде «срыва», «сбоя» на уровне одной или нескольких слабых систем орга­низма);

- комплексной (адаптационные нарушения проявляются сразу по двум или трем перечисленным выше направлениям).

Таким образом, среди показателей, свидетельствующих об адап­тационных затруднениях ребенка, можно выделить низкую успе­ваемость; трудности в общении, поведении, отсутствие авторитета среди сверстников; частые простуды и обострение хронических за­болеваний.

Причины адаптационных затруднений разнообразны.

М.М. Безруких выявил, что детям с сильной нервной системой присущи низкий уровень тревожности, самоуверенность, повышен­ная самооценка, быстрое привыкание к новой обстановке; преобла­дающей эмоцией у них является эмоция радости.

Иная картина процесса адаптации наблюдается у детей со слабой нервной системой (астенией). Им зачастую свойственны высокий уровень тревожности, неуверенность, недовольство собой. У таких детей отсутствует способность к быстрому переключению на новые виды работы, они постоянно находят поводы для переживаний. В это же время преобладающей направленностью детей со слабой не­рвной системой является устойчивость мотивов, увлечение процес­сом творческой деятельности.

На успешность социальной адаптации влияет и темперамент ре­бенка. Подмечена адаптивная гибкость детей с сангвиническим тем­пераментом — детей живых, подвижных.

Медленнее, но стабильно адаптируются дети с преобладанием флегматических черт — дети медлительные, невозмутимые, с ус­тойчивыми стремлениями.

Наибольшие трудности в ходе социальной адаптации возникают у детей с холерическим и меланхолическим темпераментами. Их реакция неадекватна изменениям среды: у холериков эмоции вып­лескиваются на окружающих, что не всегда им нравится, а мелан­холики осуществляют «самоагрессию», что может привести к пси­хическим расстройствам.

Знание и учет особенностей темперамента и нервной системы не­обходимы педагогам для того, чтобы помочь детям преодолеть их в процессе социальной адаптации.

Успешность и быстрота привыкания к новым условиям и людям зависит и от возраста ребенка. Важнейшим показателем адаптивности является способность ребенка организовывать новые привязанности.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Еще одним из важных условий успешной социальной адаптации младших школьников является уважение самостоятельности ребен­ка, предоставление ему возможности быть самим собой. Воспита­тельные воздействия должны учитывать эмоциональное развитие детей, их индивидуальность. Только в этом случае можно надеять­ся на безболезненность и успешность адаптационных процессов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.