КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Таким образом, в игре: • ребенок исследует систему социальных отношений, норм, правил поведения, которые в игровых условиях представлены в близкой детям наглядно-действенной форме; • обретается опыт партнерских отношений сотрудничества и кооперации со сверстниками, благодаря чему возрастает социальная компетентность детей; • усваиваются разнообразные более адекватные способы поведения в проблемных ситуациях; • усиливается способность ребенка к произвольной регуляции поведения на основе подчинения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, определяющих поведение в игровой комнате, в классе, на прогулке. Вторая группа методов коррекции поведения детей — методы изменения отношений: личный пример взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение на поведение»; изменение статуса ребенка в коллективе; педагогическая поддержка. Важным методом второй группы является личный пример взрослого и сверстника. Взрослый, его слова, чувства, поступки — эталон, образец, объект подражания для ребенка. Для младшего школьника примером наряду со взрослым становится и сверстник. Поэтому иногда целесообразно не указывать ребенку на его плохое поведение, а обратить его внимание на одноклассника, который ведет себя хорошо или справился с некоторыми своими недостатками. Игнорирование поведения ребенка — часто лучший способ прекратить, пресечь нежелательное поведение, например, капризы. В ответ на демонстративное непослушание ребенка взрослый должен решить: «Что будет, если проигнорирую его поведение?» Через несколько попыток ребенок поймет, что с помощью каприза цель не достигается, и перестанет капризничать по любому поводу. Прием «разрешение на поведение» противоположен предыдущему. В некоторых случаях взрослый может действовать парадоксально: вместо того, чтобы проигнорировать или пресечь нежелательное поведение ребенка, он поступает прямо наоборот: поощряет, поддерживает его, например, просит ребенка повторить выходку или присоединяет к ней весь класс. Эффект этого приема заключается в том, что нежелательное поведение, став разрешенным и доступным, утрачивает свою былую привлекательность, и ребенок отказывается от него. Можно успешно применять и изменение (повышение) статуса ребенка в коллективе. Например, несмотря на постоянное негативное поведение, на ребенка возлагается ответственное поручение: разовое — помочь учителю приготовить пособия к уроку или посто-янное — проводить физкультминутки на уроках. Повышение статуса закономерно вынуждает школьника изменить свое поведение в соответствии с ролью и требованиями ситуации. Используя метод педагогической поддержки, взрослые отказываются от негативной, критической оценки личности ребенка, его поведения и неуспешных действий, поощряют инициативу. Третья группа методов коррекции поведения — изменение компонентов образовательно-воспитательной системы: режима школьной жизнедеятельности детей и, конечно, личности учителя. Грамотно продуманный режим дня — это одновременно и средство и необходимое условие становления произвольного поведения, коррекции его недостатков. Режим дня должен быть гибким, многовариантным, учитывающим неожиданные события, возможные нестандартные ситуации. В режиме дня необходимо грамотно определить время для кор-рекционно-развивающей работы. Целесообразно, если работа по коррекции недостатков поведения детей встраивается в общую структуру учебно-воспитательного процесса, заполняя временные ниши в школьной жизнедеятельности детей: свободные минуты до уроков, после уроков, физкультминутки, динамические паузы, минуты тишины, время перемен, прогулок, время до дневного сна. Эта работа органично включается и в урок — основную форму жизнедеятельности младших школьников. «Мишень» коррекционного воздействия на уроке, как и во внеклассной работе, — поведение ребенка в процессе учебной деятельности (на всех этапах). Возможна, например, такая модель дня младших школьников. Атмосфера школьного утра определяет эмоциональный тон всего дня. В первые минуты пребывания детей в школе уместны игры тонизирующие, настраивающие на работу. Пока не собрались все дети, с теми, кто уже пришел, можно провести игру «Телевизор». Учитель предлагает каждому ребенку «настроить телевизор на любимую программу», т. е. с помощью красок и кисточки окрасить воду в баночке (на стеклянную баночку предварительно наклеивается вырезанный из бумаги контур телевизионного экрана). Игра выполняет также и диагностическую функцию, так как выбранный ребенком цвет указывает на его актуальное эмоциональное состояние. Первый урок (математика). Во время физкультминутки проводится игра «Наш класс». Учитель называет определенный цвет, например зеленый, и предлагает детям найти в классе все предметы этого цвета. Выигрывает тот, кто назвал последний предмет. Второй урок (чтение). Используя метод библиотерапии, детям предлагают придумать продолжение к рассказу «Попугай» Н. Г. Гарина-Михайловского. При выполнении этого задания в центре внимания ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|