Педагогическая коррекция некоторых типических отклонений в поведении детей
Преодоление недостатков личностного развития, поведения детей обусловлено тремя основными факторами: • профилактическая работа, предполагающая как можно более раннее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей; • проникновение педагогического анализа за пределы поверхностного объяснения поступков, выявление подлинных причин, дифференцированный подход к их устранению; • не использование отдельной изолированной коррекционной методики, технологии, а изменение всей организации жизни ребенка. Коррекции подлежат не только недостатки развития личности ребенка, отклонения в его поведении, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением. Эффективное построение такой системы возможно в результате совместных усилий как самого ребенка, 7. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА так и родителей, воспитателей, учителей. В зависимости от выявленных трудностей в личностном развитии ребенка выбирается тактика коррекционно-развивающей работы. При коррекции гиперактивного поведения ребенка взрослые должны придерживаться определенной тактики коррекционных и воспитательных воздействий, собственного поведения: - эмоционально поддерживать ребенка во всех его попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными эти попытки ни были; - избегать жестких оценок, упреков, угроз, слов: «нет», «нельзя», «прекрати»; разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно, мягко; - давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить; - поощрять ребенка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпение (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение, конструирование); - ограничивать время пребывания ребенка в местах массового скопления людей, среди беспокойных, шумных сверстников, так как это чрезмерно возбуждает ребенка; - оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля; - предоставлять ребенку возможность адекватно расходовать избыточную энергию. Не следует сдерживать физическую подвижность такого ребенка. Главное — подчинить действия гиперактивного ребенка цели и приучить достигать ее. Здесь эффективны подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Хороши также игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить ребенка. Демонстративное поведение и капризы ребенка надо пытаться предупреждать. В одних случаях лучше отвлечь ребенка, переключить его внимание, в других — целесообразнее оставить его одного без «зрителей». Изредка целесообразна тактика «разрешающего поведения»: ребенку позволяют «исполнить» каприз, демонстративный поступок полностью, до конца, более того, можно присоединить к выходке весь класс или всю группу. Видя, что на этот раз подобное поведение не осуждается и разрешено другим детям, ребенок прекращает каприз. Однако ни в коем случае нельзя позволять ребенку добиваться своего с помощью демонстративных форм поведения и капризов. 19. Педагог, нач. образов562 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|