Здавалка
Главная | Обратная связь

Практическое освоение узнанного



 

Здесь четыре [части]: опровержение мнений, что Пробуждения можно достичь, практикуя лишь одну из двух ступеней; методика практики двух ступеней; вспомогательные практики, ускоряющие продвижение; как [две ступени] входят в пути трех [видов] личностей.

 

 

Опровержение мнений, что Пробуждения можно достичь, практикуя лишь одну из двух ступеней

 

Здесь две [части]: опровержение мнения, что можно пробудиться, пройдя ступень зарождения, без ступени завершения; опровержение мнения, что можно пробудиться, пройдя ступень завершения, без ступени зарождения.

 

Опровержение мнения, что можно пробудиться, пройдя ступень зарождения, без ступени завершения

 

Здесь две [части]: изложение мнения и его опровержение.

 

Изложение мнения

В «Украшении сущности» сказано:

 

Великий риши Вишвамитра, наставник-хранитель видья-мантр Кумарасена, Джинапада, Ратнават, брахман Бхадрамитра и [некоторые] другие говорят: «Чистоту природы всех явлений следует признать лишь для устранения [ложных] представлений, ибо [состояние] Будды реализуется заслугами. Избавившись на ступени зарождения от обыденного, становишься истинно совершенным Буддой, который в теле формы (рупакае) исполняет благо существ. Значит, [его состояние] следует осуществлять через образ божества и правильные действия».

 

Эти слова приведены ачарьей Манджушрикирти как неприемлемое положение, согласно которому:

 

«Махаянист устремлен к цели-для-существ. Ее реализация – тело формы (рупакая); достигнув этого, становишься Буддой. Значит, [его состояние] следует осуществлять йогой божества, [соблюдением] обязательств, обетов и прочими правильными действиями, поскольку, избавившись на ступени зарождения от обыденного тела, реализуешь тело, [украшенное] знаками и признаками.

А мудрость постижения пустоты – чистоты природы всех явлений – нужна [лишь] для устранения ложных представлений о таковости, поскольку [состояние] Будды есть плод, реализуемый накоплением заслуг.

Итак, обретя безошибочное воззрение пустоты, избавляешься от ложных представлений о таковости и не заблуждаешься относительно подлинного состояния [явлений]. Если имеется это, йога божества и действия, как же не пробудиться благодаря такому сочетанию метода и мудрости?!»

 

Эти [наставники] признают порождение чистого воззрения, но не признают свыкания с ним, совершенствуемого при созерцании. Они думают: «В текстах мадхьямаки пустота разъяснена для устранения ложных представлений своих (буддийских) и чужих школ. От этих представлений избавляются, обретя безошибочное воззрение. А ложные представления, от которых нужно было бы избавляться, созерцая пустоту, не существуют».

Ясно, что они опираются на такие источники, как приведенная выше цитата из «Панджары»2, где вслед за отрицанием воззрения на пустоту в качестве метода Пробуждения говорится, что Победители учат о пустоте лишь для устранения ложных представлений, а поскольку можно быстро пробудиться, практикуя йогу божества круга Мандалы, следует практиковать этот метод.

Хотя эти [наставники] не проявляют неосведомленности в тантрах, неясно – культивировали они или нет йоги каналов, ветров... о которых много говорится в тантрах, но очевидно, что они сводят [все практики] к аспекту действия3.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.