Здавалка
Главная | Обратная связь

Определение очередности двух ступеней



 

Часто повторяется: тот, кто созрел благодаря ступени зарождения, обретает опыт ступени завершения, а незрелый, хотя и может осуществить некоторые части ступени завершения, не обретает ее опыта, позволяющего продвигаться по пути; поэтому сначала осваивают ступень зарождения, а затем – ступень завершения. Согласно примеру о лодке, приведенному в «Ваджрадаке», объясняется и в «Капле освобождения» и в «Весне-капле». Во второй [части] второго раздела «Двух разделов» также сказано:

 

При йоге ступени зарождения

подвижник созерцает измышленное.

[Затем], превратив вымышленное в подобие сна,

он его делает невымышленным.

 

И в «Пяти ступенях»:

 

Утвердившимся на ступени зарождения

и [теперь] желающим [практиковать] ступень завершения

совершенный Будда говорил,

что эта методика подобна лестнице.

 

И в «Собрании деланий» говорится:

 

Совершенный Будда поведал,

что подобен лестнице путь

к наивысшему: как по ступеням,

совершают его новички.

 

Домбихерука тоже сказал:

 

Разумный сначала осваивает ступень зарождения, никогда не забывая мудр руки мантр со всем их «панцирем» из четких знаков с подписными и надписными гласными30. Затем разумный – наполненный радостью и каждое мгновение сосредоточенный – осваивает ступень завершения, оставляя обусловленное существование, постоянно созерцая «вместерожденное».

 

Итак, вести [учеников] по второй ступени, не проведя их по первой; значит противоречить всем исходным текстам. Искренне желающие практиковать путь Великой йоги пусть сначала практикуют согласно руководству к первой ступени.

– Второй ступени не осваивают, пока не [достигают] устойчивости первой ступени, или же в первой части сеанса культивируют первую ступень, а во второй – вторую?

– Арья Отец (Нагарджуна) и Сын (Арьядева) придерживаются первого [варианта]. В «Собрании деланий» говорится:

 

Усвоив помысел Колесницы Будд (то есть общей Махаяны)31, практикуют самадхи – однонаправленное сосредоточение в Новой колеснице32. Освоив самадхи – однонаправленное сосредоточение в Новой колеснице, практикуют йогу представления. Освоив йогу представления, пребывают в самадхи новичка. Пребывая в самадхи новичка, приступают к различению ста семейств. Познав, благодаря различению ста семейств, совершенное отстранение тела, пребывают в самадхи Ваджры тела. Пребывая в самадхи Ваджры тела, входят в совершенное отстранение речи, используя гласные и согласные (āli kāli). Познав [задержание] праны и старания (отвлечения), пребывают в самадхи Ваджры речи.

 

И так далее. Указывается: практика второй ступени бывает результативна, если осваивают первую ступень, а если осваивают каждый предыдущий [этап] второй ступени, то действенна практика каждого последующего [этапа].

Гхантапада и Камбала также говорят в садханах Чакрасамвары: когда ум, преданный непрерывному созерцанию, устойчиво [сосредоточивается], следует осваивать самадхи ступени завершения. Таково же мнение Дипамкарабхадры; это можно узнать из раздела о подразделении [практикующих] на новичков и прочих из четырех [типов практикующих]33.

 

Великий тибетский тантрист почтенный Гой и его последователи тоже так думают.

Опытные в тантрах последователи почтенного Ньюгулунгпы34 и почтенного Марпы советуют в первой части сеанса практиковать ступень зарождения, а во второй – ступень завершения.

Такая последовательность пути считается очень важной. Если ее путают, не определив, как следует, то, сколько ни стараются, – никакой [опыт] не зародится; или же тратят время зря, ошибочно считая [опытом] некое нереальное его подобие. Если же [последовательность]не путается, то всё осваиваемое результативно, и [опыт практикуемого] сейчас пути зарождается быстро, а также, его силой, очень быстро обретается и более высокий [опыт].

В общем, ступень завершения бывает двух [типов]: та, которую новички осваивать не способны, и та, которую осваивать способны. Нельзя [сказать], что при осваивании второго [типа] не зарождаются благие достоинства, хотя степень их зарождения и неустойчива. Но их не сравнишь с [достоинствами], которые зарождаются у тех, чей дух созрел благодаря первой ступени. Поэтому нельзя оставить первую ступень, осознав в себе зарождение достоинств, подобных [достигаемым] при [йогах] ветров, туммо и т.п., и предаться этим [йогам], ибо так отходишь от принципа пути.

Но ясно – нет погрешности, если, осваивая первую ступень как главную, пока она не станет стабильной, при случае практикуешь [йоги] ветров, туммо и т.п.

Созерцание пустоты свойственно и Парамитаяне, и во всех трех классах низших тантр культивируется в сочетании с йогой божества, но в них отсутствует ступень завершения; значит, считать одно лишь созерцание пустоты культивированием ступени завершения – полная нелепость.

Итак, созерцание пустоты совершенно необходимо и на первой ступени.

 

 

[Завершающая строфа]

Хорошо опровергнув мнения тех, кто

желает идти по одностороннему пути,

не имея корабля усердного анализа

и не полагаясь на капитана – мудрого друга,

не видит океана исходных текстов Тайной Мантры,

я осветил здесь стезю, радующую мудрых, –

прекрасное положение великих подвижников:

«К состоянию Победителя необходимо продвигаться

по полному пути, поочередно проходя две ступени».

 

[Это была] одиннадцатая глава «Этапов пути великого Ваджрадхары: раскрытия сущности всех тайн» – разъяснение необходимости осуществлять Пробуждение, сочетая две ступени.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.