Лекция 7. Молодёжь и проблемы межнациональных отношений.
Часа. Основные понятия: этнос, этноренессаенс, черты и признаки социально-этнических общностей, националистические установки, молодёжь как субъект этно-национальных отношений, национальный характер. Этнические процессы рубежа тысячелетий.Этнический парадокс современности. Формы проявления – реанимация старинных обычаев и обрядов, поиски «народной души», стремление восстановить национальную государственность. Этноренессанс в полиэтническом государстве. Социально-этнические общности.Нация как главная в современном мире социально-этническая общность, признаки нации.Народность, главный вид связей – территориальный, складывается в период рабовладения, феодализма. Этнос: обладание стабильными культурными чертами, признаки этноса, роль этнического самосознания. Компактное и дисперсное состояние этноса. Национальные меньшинства, их группы и категории. Причины обострения отношений между социально-этническими общностями, политические, экономические, психологические аспекты. Молодой человек как субъект межнациональных отношений.Молодёжь и проблемы национального самосознания (характеристики конца 90-х годов). Последствия враждебных этнических установок. Причины националистических установок – неблагоприятная экономическая политика, дестабилизация национальных отношений, проявление в отчуждении в этноконтактной среде, неприятии, конфликте. Национальный характер.Национальный характер как общие черты психики, связанные с культурным единством членов этноса,этностереотипы как формы проявления национального характера. Формирование этностереотипов. Черты русского национального характера. Мотивы этнического негативизма в молодёжной среде: этнотерриториальные претензии. неприязнь к русским, этносоциальные стереотипы, этнокультурные стереотипы . Интенсивность этнических предубеждений. Вопросы по содержанию лекции: 1. Почему в социальной работе с молодёжью необходимо учитывать проблемы межнациональных отношений? 2. Чем обусловлен этнический парадокс современности? 3. Каковы основные социально-этнические общности? 4. В чём причина обострений отношений между этническими общностями? 5. Какие установки в этническом сознании провоцируют социальные конфликты? 6. В чём истоки этнических предубеждений? Основная литература: 1. Волков Ю.Г. и др. Социология молодёжи. Учебное пособие. Р-н-Д .,2001. 2. Социология молодёжи. Учебник. Под ред. В.Т.Лисовского. С- Пб., 1996. 3. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для вузов Р-н-Д., 2009. 4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. М., 2007, Тема 12.2. 5. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Учебное пособие. Под ред. П.Д.Павленка. М., 2007. гл 9, 1-4.
Лекция 8. Религиозность молодёжи. Часа. Основные понятия: религиозность, секулярность, церковь, секта ,тоталитарные секты, государственная политика по отношению к церкви. Понятие религиозности молодёжи.Выявление степени приобщения молодёжи к религиозным ценностным системам. Религиозность как определённая форма религиозного сознания, опыта и поведения молодёжи. Внерелигиозность как степень и форма нейтрального, безразличного или радикально отрицательного отношения к религиозности. Секулярность – степень и форма участия молодёжи в освобождении от влияния религии, её ценностей и норм, отражает реальный переход от религиозности к внерилигиозности. Религия как сложный социальный институт включает: 1. религиозное сознание, 2. религиозный культ (обряды), 3. религиозные организации, 4. выполняет в обществе ряд функций – смыслополагания, социальной интеграции, коммуникации, социального контроля. Секуляризация как освобождение от религиозного контроля в мирских делах, освобождение различных форм общественной жизни от влияния церкви. Двойственная тенденция в современном обществе – усиление процесса секуляризации, утрата религией своего социального влияния; рост многообразия форм религиозной жизни, сопровождаемый поисками нового смысла религии и стремлением к экуменизму (достижению более глубокого сотрудничества и взаимопонимания между различными религиями и вероучениями). Многообразие религиозной жизни в мире по данным конца 80-х – 90-х годов. Сущность российской государственной политики по отношению к религии и церкви – Закон РФ «О свободе совести и религиозных организациях». Молодёжь и церковь.Общее свойство религиозности современной молодёжи – пассивный, нецерковный характер. Формальный, номинальный характер религиозности, её личностная, а не традиционно православная мотивация. Социологические исследования по проблеме религиозности молодёжи. Молодёжь и религиозные секты.Секта как нечто отдельное от общего. Существования всовременном мире от нескольких сотен до нескольких тысяч сект. Основные сферы деятельности сект: распространение учения, вербовка новых членов. Члены сект – молодые люди с неустойчивой психикой, не имеющие духовных и культурных знаний, легко внушаемые.Цель лидера секты – тотальный контроль над сознанием и имуществом членов секты, их временем, членами их семей. Типы религиозных сект: традиционные для России секты баптистов, адвентистов, лютеран. Тоталитарные секты псевдобибилейской ориентации «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь». Секты, претендующие на обладание новым откровением – мормоны, иеговисты, «Белое братство», движение Муна, «Аум Сенрикё» и др. Тоталитарные секты как деструктивные религиозные объединения, авторитарные иерархические организации, разрушительные по отношению к естественному духовному, психическому и физическому состоянию личности, а также к созидательным традициям и нормам, культуре, порядку и обществу в целом. Выражение деятельности секты в установлении контроля над сознанием и поведением человека без его осознанного согласия, поддержание зависимости о покорности доктрине и лидеру.
Вопросы по содержанию лекции: 1. В чём сущность понятия религиозности молодёжи? 2. Какое отношение к религии отражает внерелигиозность? 3. Что такое секулярность молодёжи? 4. Что представляет собой религия как сложный социальный институт? 5. Как проявляется секуляризация в общественном сознании? 6.Что такое экуменизм в религиозных движениях? 7. Как осуществляется в России государственная политика по отношению к церкви? 8. Какие религиозные объединения называются сектами? 9. Каковы основные цели и сферы деятельности сект? 10. В чём сущность деятельности тоталитарных сект? Основная литература: 1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодёжи. Учебное пособие. Р-н-Д., 2001. 2. Социология молодёжи. Учебник под ред. В.Т.Лисовского. СПб., 1996. 3. Андреева Л.А. Процесс рехристинианизации в секуляризованном российском обществе.// СОЦИС. 2008.№ 10. 4. Родионов С.Н., Шевцов Р.П. О религиозной тематике в школьном образовании. // СОЦИС. 2008. № 3. 5. Лексин В.Н. Россия как светское государство: религиозные объединения в секулярном обществе.// МИР РОССИИ. 2009. № 2. 6. Окладникова Е.А. Социология культуры. Учебное пособие. СПб., 2008. 7. Возьмитель А.А. Социология религии в России: проблемы и перспективы// СОЦИС. 2007. № 2.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|