Лекция 5. Молодёжь и социальное неравенство.
Часа. Основные понятия: социальная стратификация, стратификация молодого поколения, факторы социальной стратификации молодёжи, маргинальность молодёжи, социологические категории бедности и богатства, уязвимость, социальная уязвимость,молодёжь как социально уязвимая категория населения. Молодёжь в системе социальной стратификации.Применение стратификационного подхода к молодёжи как социально-демографической группе. Социальные группы молодёжи 15-20 лет, 21-26 лет, 25-30 лет, их материальное положение и социальные роли. Молодёжь как маргинальная группа населения. Качественные социальные характеристики молодёжи, определяющие её социальное положение: социальное происхождение, материальное положение родителей, мировоззренческая и религиозная принадлежность, образование и профессиональная деятельность, политические взгляды. Социальные функции молодёжи – воспроизводственная, инновационная. трансляционная. Усложнение воспроизводственной функции в условиях социальной нестабильности. Бедность и богатство как предмет социологических исследований.Причины бедностимолодёжи. Три признака-состояния бедности: нужда, неравенство, зависимость. Феномен бедности – проблемы дифференциации населенияи её причины, исследование групп,оказавшихся в состоянии нужды, исследование социальных групп, обеспеченных достаточной материальной базой.Богатство как социологическая категория, характеризует развитость общественных связей, многогранность потребностей. Богатство и бедность как характеристики социального развития общества. Социальное расслоение в среде молодёжи инравственность. Молодёжь как социально уязвимая категория населения. Словарное толкование определения «уязвимый». Человеческая уязвимость как объект исследования антропологии и медицины, ограничение доступа к жизненно важным ресурсам. Понятие социальной уязвимости. Характеристики уязвимости современной молодёжи. Проблемы молодёжи в условиях социальной нестабильности: получение образования, профессионального становления, выбора сферы самоопределения, неравенства доступа к культурным ценностям. Факторы, ограничивающие доступ молодёжи к жизненно важным ресурсам. Социальные последствия ограничения доступа молодёжи к жизненно важным ресурсам. Вопросы по содержанию лекции: 1. Какие группы молодёжи выделяются в результате стратификационного подхода к данной социально-демографической группе? 2. Какие качественные характеристики определяют социальное положение молодёжи в группе? 3. Какие основные социальные функции выполняет молодёжь? 4. Каковы причины бедности молодёжи? 5. По каким признакам определяется состояние бедности? 6. Почему молодёжь можно отнести к социальнуязвимым слоям населения? 7. В чём проявляется социальная уязвимость молодёжи? 8. Какие факторы ограничивают доступ молодёжи к жизненно важным ресурсам? Основная литература: 1.Волков Ю.Г.и др. Социология молодёжи. Учебное пособие. Р-н-Д , 2001. 2.Волков Ю.Г. Социология .Учебник для вузов. Р-н-Д., 2009. 3. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие под ред. Н.Ф.Басова. М., 2008.
Тест к модулю 1. 1. Молодёжь в обществе – это: а. субкультура; б. социальная общность; в. социально-демографическая группа.
2. В классификации возрастов Пифагора молодость обозначена как «лето жизни» и относится к возрасту: а. от 20 до 40 лет; б. от 15 до 30 лет; в. от 20 до 30 лет.
3. В возрастной периодизации, принятой в 1965 г. АПН СССР, зрелый возраст (первый период) охватывает: а. 17-25 лет; б. 22-35 лет; в. 21-30 лет.
4. Этот учёный выделил в юности две фазы, одна – на границе детства (ранняя юность 15-17 лет), другая – на границе зрелости (юность как таковая 18-25 лет) : а. В.В.Гинзбург; б. Б.Г.Ананьев; в. Л.С.Выготский.
5. Теория З.Фрейда о четырёх стадиях развития психосексуальности у личности относится к: а. биогенетическим теориям; б. социогенетическим теориям; в. психогенетическим теориям.
6. В психодинамической теории Э.Эриксона юности как этапу развития личности соответствует психологический кризис: а. инициатива в противовес чувству вины; б. любовь в противоположность одиночеству; в. осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями.
7. Этот учёный выделяет в процессе социализации несколько стадий – имитации, игровую, коллективных игр: а. Ч.Х.Кули; б. Д.Г. Мид; в. Л.Колберг.
8. В процессе социализации выделил механизмы социализации: подтверждения, имитации, запрещения, замещения, идентификации: а. З.Фрейд; б. Э.Эриксон; в. А.Артемьев.
9. В содержательной классификации ценностей такие ценности , как честность, бескорыстие. доброжелательность – относятся к ценностям: а. межличностного общения; б. общественного признания; в. смысложизненным.
10. Исторически и социально нелокализуемые ценности, разделяемые всеми социальными общностями, народами, социальными группами: а. смысложизненные; б. демократические; в. общечеловеческие.
11. Основные социальные функции молодёжи: а. воспроизводственная, инновационная, трансляционная; б. творческая, инновационная, производственная; в. трансляционная, адаптационная, регулирующая.
12. Ограничение доступа к жизненно важным ресурсам, осложняющее существование индивида, его самореализацию, участие в профессиональной деятельности: а. социальная уязвимость; б. естественнонаучная уязвимость; в. человеческая уязвимость.
13. Целью социальной помощи группе социально уязвимой молодёжи является: а. усиление способности человека к успешному социальному функционированию; б. обеспечение удовлетворения социокультурных потребностей; в. решение жилищных проблем.
14. Социальная помощь социально уязвимым категориям молодёжи имеет несколько направлений. Одно из них предполагает вовлечение молодых людей в социально одобряемую деятельность в свободное время, развитие интересов, этических ценностей: а. рекреационное; б. ресоциализирующее; в. психокоррекционное.
15. Эта форма социальной помощи уязвимым категориям молодёжи рассчитана на выбор активных способов деятельности, стремление изменить обстоятельства с целью поддержания достойных условий жизни для себя и зависящих от него людей: а. социально-профессиональное сопровождение; б. взаимопомощь; в. самопомощь.
16. Создание современной системы координации молодёжной политики началось: а. в 1992 году; б. в 1996 году; в. в 2000 году.
17. К основным видам деятельности учреждений социального обслуживания молодёжи относятся: а. проектирование и прогнозирование; б. консультирование и профилактико-реабилитационная деятельность; в. маркетинг.
18. Социальная работа с молодёжью в США регулируется: а. единой государственной молодёжной политикой ; б. координацией общественно-политических структур, представляющих интересы молодёжи; в. деятельностью благотворительных организаций.
19. К социальным службам, работающим с группами молодёжи в Швеции, относятся кризисные центры, решающие следующие специфические задачи: а. направление усилий молодых людей на осмысление сложной жизненной ситуации и поиск оптимальых выходов ; б. улучшение социально-бытовых условий; в. профилактика правонарушений.
20. Концепции социальной работы с молодёжью в крупных городах Германии включают превентивные меры: а.защита семей с проблемами насилия; б. обеспечение кратковременного пребывания молодых людей, ушедших из дома или интерната; в. предотвращение возникновения маргинальных групп молодёжи, направление их активности в менее агрессивное направление.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|