Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 5. Молодёжь и социальное неравенство.



Часа.

Основные понятия: социальная стратификация, стратификация молодого поколения, факторы социальной стратификации молодёжи, маргинальность молодёжи, социологические категории бедности и богатства, уязвимость, социальная уязвимость,молодёжь как социально уязвимая категория населения.

Молодёжь в системе социальной стратификации.Применение стратификационного подхода к молодёжи как социально-демографической группе. Социальные группы молодёжи 15-20 лет, 21-26 лет, 25-30 лет, их материальное положение и социальные роли. Молодёжь как маргинальная группа населения. Качественные социальные характеристики молодёжи, определяющие её социальное положение: социальное происхождение, материальное положение родителей, мировоззренческая и религиозная принадлежность, образование и профессиональная деятельность, политические взгляды. Социальные функции молодёжи – воспроизводственная, инновационная. трансляционная. Усложнение воспроизводственной функции в условиях социальной нестабильности.

Бедность и богатство как предмет социологических исследований.Причины бедностимолодёжи. Три признака-состояния бедности: нужда, неравенство, зависимость. Феномен бедности – проблемы дифференциации населенияи её причины, исследование групп,оказавшихся в состоянии нужды, исследование социальных групп, обеспеченных достаточной материальной базой.Богатство как социологическая категория, характеризует развитость общественных связей, многогранность потребностей. Богатство и бедность как характеристики социального развития общества. Социальное расслоение в среде молодёжи инравственность.

Молодёжь как социально уязвимая категория населения. Словарное толкование определения «уязвимый». Человеческая уязвимость как объект исследования антропологии и медицины, ограничение доступа к жизненно важным ресурсам. Понятие социальной уязвимости. Характеристики уязвимости современной молодёжи. Проблемы молодёжи в условиях социальной нестабильности: получение образования, профессионального становления, выбора сферы самоопределения, неравенства доступа к культурным ценностям.

Факторы, ограничивающие доступ молодёжи к жизненно важным ресурсам. Социальные последствия ограничения доступа молодёжи к жизненно важным ресурсам.

Вопросы по содержанию лекции:

1. Какие группы молодёжи выделяются в результате стратификационного подхода к данной социально-демографической группе?

2. Какие качественные характеристики определяют социальное положение молодёжи в группе?

3. Какие основные социальные функции выполняет молодёжь?

4. Каковы причины бедности молодёжи?

5. По каким признакам определяется состояние бедности?

6. Почему молодёжь можно отнести к социальнуязвимым слоям населения?

7. В чём проявляется социальная уязвимость молодёжи?

8. Какие факторы ограничивают доступ молодёжи к жизненно важным ресурсам?

Основная литература:

1.Волков Ю.Г.и др. Социология молодёжи. Учебное пособие. Р-н-Д , 2001.

2.Волков Ю.Г. Социология .Учебник для вузов. Р-н-Д., 2009.

3. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие под ред. Н.Ф.Басова. М., 2008.

 


Тест к модулю 1.

1. Молодёжь в обществе – это:

а. субкультура;

б. социальная общность;

в. социально-демографическая группа.

 

2. В классификации возрастов Пифагора молодость обозначена как «лето жизни» и относится к возрасту:

а. от 20 до 40 лет;

б. от 15 до 30 лет;

в. от 20 до 30 лет.

 

3. В возрастной периодизации, принятой в 1965 г. АПН СССР, зрелый возраст (первый период) охватывает:

а. 17-25 лет;

б. 22-35 лет;

в. 21-30 лет.

 

4. Этот учёный выделил в юности две фазы, одна – на границе детства (ранняя юность 15-17 лет), другая – на границе зрелости (юность как таковая 18-25 лет) :

а. В.В.Гинзбург;

б. Б.Г.Ананьев;

в. Л.С.Выготский.

 

5. Теория З.Фрейда о четырёх стадиях развития психосексуальности у личности относится к:

а. биогенетическим теориям;

б. социогенетическим теориям;

в. психогенетическим теориям.

 

6. В психодинамической теории Э.Эриксона юности как этапу развития личности соответствует психологический кризис:

а. инициатива в противовес чувству вины;

б. любовь в противоположность одиночеству;

в. осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями.

 

7. Этот учёный выделяет в процессе социализации несколько стадий – имитации, игровую, коллективных игр:

а. Ч.Х.Кули;

б. Д.Г. Мид;

в. Л.Колберг.

 

8. В процессе социализации выделил механизмы социализации: подтверждения, имитации, запрещения, замещения, идентификации:

а. З.Фрейд;

б. Э.Эриксон;

в. А.Артемьев.

 

9. В содержательной классификации ценностей такие ценности , как честность, бескорыстие. доброжелательность – относятся к ценностям:

а. межличностного общения;

б. общественного признания;

в. смысложизненным.

 

10. Исторически и социально нелокализуемые ценности, разделяемые всеми социальными общностями, народами, социальными группами:

а. смысложизненные;

б. демократические;

в. общечеловеческие.

 

11. Основные социальные функции молодёжи:

а. воспроизводственная, инновационная, трансляционная;

б. творческая, инновационная, производственная;

в. трансляционная, адаптационная, регулирующая.

 

12. Ограничение доступа к жизненно важным ресурсам, осложняющее существование индивида, его самореализацию, участие в профессиональной деятельности:

а. социальная уязвимость;

б. естественнонаучная уязвимость;

в. человеческая уязвимость.

 

13. Целью социальной помощи группе социально уязвимой молодёжи является:

а. усиление способности человека к успешному социальному функционированию;

б. обеспечение удовлетворения социокультурных потребностей;

в. решение жилищных проблем.

 

14. Социальная помощь социально уязвимым категориям молодёжи имеет несколько направлений. Одно из них предполагает вовлечение молодых людей в социально одобряемую деятельность в свободное время, развитие интересов, этических ценностей:

а. рекреационное;

б. ресоциализирующее;

в. психокоррекционное.

 

15. Эта форма социальной помощи уязвимым категориям молодёжи рассчитана на выбор активных способов деятельности, стремление изменить обстоятельства с целью поддержания достойных условий жизни для себя и зависящих от него людей:

а. социально-профессиональное сопровождение;

б. взаимопомощь;

в. самопомощь.

 

16. Создание современной системы координации молодёжной политики началось:

а. в 1992 году;

б. в 1996 году;

в. в 2000 году.

 

17. К основным видам деятельности учреждений социального обслуживания молодёжи относятся:

а. проектирование и прогнозирование;

б. консультирование и профилактико-реабилитационная деятельность;

в. маркетинг.

 

18. Социальная работа с молодёжью в США регулируется:

а. единой государственной молодёжной политикой ;

б. координацией общественно-политических структур, представляющих интересы молодёжи;

в. деятельностью благотворительных организаций.

 

19. К социальным службам, работающим с группами молодёжи в Швеции, относятся кризисные центры, решающие следующие специфические задачи:

а. направление усилий молодых людей на осмысление сложной жизненной ситуации и поиск оптимальых выходов ;

б. улучшение социально-бытовых условий;

в. профилактика правонарушений.

 

20. Концепции социальной работы с молодёжью в крупных городах Германии включают превентивные меры:

а.защита семей с проблемами насилия;

б. обеспечение кратковременного пребывания молодых людей, ушедших из дома или интерната;

в. предотвращение возникновения маргинальных групп молодёжи, направление их активности в менее агрессивное направление.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.