Модуль 1. Молодёжь в системе социальной стратификации
4. 1 Краткое содержание программного материала в лекциях. Лекция 1-2. Молодёжь как особая социально-демографическая группа. Часа. Основные понятия: молодёжь как социально-демографическая группа, молодость, границы молодёжного возраста, научные теории молодости, биогенетические и социогенетические теории, психологические особенности юности. Понятие молодёжи.Специфика социологического подхода к молодёжи как особой группе общества. Обострение проблем молодёжи в 60-70-е годы 20 века, движения хиппи, леворадикальные политические группировки, волнения студенческой молодёжи. Проблемы молодых 60-80-х годов в геронтократически ориентированном обществе. Первые социологические исследования проблем молодёжи в России. Определение молодёжи И.С.Кона. Социологическое определение молодёжи как совокупности групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности, а также их места и функций в социальной структуре общества. Молодёжь в узком и широком смысле. Черты современной молодёжи : её кризисное положение во всех сферах жизни, идеологический вакуум, социальное и имущественное расслоение, территориальное неравенство. Криминализация части молодёжи, размытость системы ценностей, отсутствие перспектив. Молодежный возраст в возрастной стратификации.Социокультурная обусловленность возрастных границ юности.Подходы к возрастной стратификации вДревнем Китае, Древней Греции. Подход к определению молодости Международным симпозиумом по возрастной периодизации.Возрастная стратификация в работах англоязычных учёных: Д.Биррена, Д.Бромлея, Д.Векслера. Классификация юности в работах отечественных учёных В.В.Бунака, В.В.Гинзбурга, Б.Г.Ананьева. Научные теории юности.Биогенетические теории ставят во главу угла биологические особенности развития, социогенетические – объясняют особенности юности, исходя из общественных условий, культуры, способов социализации; психогенетические на первый план выдвигают развитие собственно психических процессов. Биогенетические теории юности: С.Холла (кризис самосознания, внутренние и внешние конфликты, негативные признаки – трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость); Р.Хавигурста ( определение основных задач возраста – достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола, социально приемлемой сексуальной роли, приспособление к изменению физического состояния). З.Фрейд – рассмотрение юности в терминах развития, психосексуальности, гипотеза 4 стадий развития личности. Социогенетические теории: Р.Бенедикт (теория непрерывного и дискретного обусловливания), К.Левин ( неопределённость средств ориентирования в период перехода от детства к статусу взрослого). Психогенетический подход, три направления - психодинамическое, когнитивистское, персонологическое. Э.Эриксон как ведущий представитель психодинамической теории, восемь этапов развития личности : младенчество, раннее детство, возраст 4-5 лет, возраст с 6 лет до начала полового созревания, подростковый период, юность, взрослый, пожилой. Молодость как этап жизненного цикла.Психологические особенности юности. Юношеский возраст как этап формирования самосознания и мировоззрения, принятия ответственных решений. Самосознание, мировоззрение, стремление к самоутверждению, акцентуирование характера, интравертированность, обостренное чувство одиночества. Особенности ранней молодости в современном западном обществе, удлинение периода перехода индивидов во взрослую жизнь. Две главные цели развития – любовь и работа. Влияние возрастных норм. Настройка личных часов по социальному времени. Более гибкий жизненный цикл в современном обществе, значение непредвиденных обстоятельств. Вопросы к содержанию лекции: 1. С какими общественными условиями связано начало социологических исследований молодёжи в нашей стране? 2. С какими проблемами столкнулась молодёжь в кризисный период развития страны? 3. Какие проблемы стоят перед современной молодёжью? 4. В чём особенности определения молодёжи в узком и широком смысле? 5. Что характерно для современного этапа развития молодёжи в российском обществе? 6. Какие существовали подходы к определению границ молодёжного возраста? 7. Какие границы молодого возраста определены современной возрастной классификацией? 8. Какие научные теории объясняют особенности молодого возраста? 9. В чём особенность биогенетических теорий юности? 10. Из чего исходят социогенетические теории в объяснении особенностей молодости? 11. Как определяются этапы развития личности в теории Э.Эриксона? 12. Какие особенности личности выделяются в психогенетическом подходе к объяснению молодости? 13. Каковы психологические особенности юности? 14. Чем характеризуется молодость как этап жизненного цикла в современном обществе? Основная литература: 1. Басов Н.ф. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие. М., 2008. 2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодёжи. Учебное пособие. Р-н-Д., 2001. 3. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для вузов. Р-н-Д., 2009.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|