Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 3-4. Проблемы социализации молодёжи в условиях реформ.



Часа.

Основные понятия: социализация, тенденции и этапы социализации, агенты и институты социализации, механизмы социализации, ценности, классификации групп ценностей, идеалы, ценностные ориентации молодёж.и

Сущность и особенности процесса социализации.Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе, многообразие процессов усвоения, накопления и обогащение опыта предыдущих поколений. Две тенденции социализации – типизация, индивидуализация. Этапы социализации. Роль воспитания в процессе социализации, окультуривание человека, привитие ему заранее заданных культурных черт, идеалов и ценностей. Агенты социализации, институты социализации. Концепции социализации Д.Мида, З.Фрейда, Ж.Пиаже,Э.Эриксона, Л.Колберга.

Механизмы социализации.Социально-психологическиемеханизмы (по З.Фрейду) механизмы – исключения, имитации, запрещения, замещения, идентификации. Концепция принятия и исключения ролей по Д.Г.Миду. Два механизма социализации (по Артемьеву В.А.) – адаптация и интериоризация, выделение адаптационного комплекса, адаптационного потенциала, адаптационного кризиса, адаптационного синдрома, адаптационного барьера.

Социализация и социальные группы.Две системы социальных отношений: деловыеотношения, личные отношения.Большие и малые социальные группы. Статус как положение индивида в группе, социальная роль как поведение в соответствии со статусом.

Специфика социализации в реформирующемся обществе.Выделение содержания и широты как качественных характеристик социализации. Критерии социализированности человека: содержание сформированности установок, стереотипов, ценностей, адаптированность личности, социальная идентичность. Выделение А.И. Ковалёвой особенностей социализации в реформирующемся обществе – трансформация основных институтов социализации, деформация ценностно-нормативного механизма социальной регуляции, распад системы контроля, дисбаланс организованных и стихийных влияний каналов социализации, изменение соотношения общественных и личных интересов. Противоречивость социализации современной молодёжи. Противоречия между необходимостью реформ системы образования и возможностью обеспечения её ресурсами, старыми ценностями и новыми, рыночными отношениями и инновационным невостребованным потенциалом молодёжи, новыми потребностями молодёжи и возможностями их удовлетворения и т.д. Противоположные тенденции процесса социализации – позитивные жизненные ориентации, потребительство и развлечения.

Ценностные ориентации.Понятие и классификация ценностей. Ценностно-нормативная система – важнейший компонент культуры, система ценностей как стержень культуры, духовная квинтэссенция потребностей. Выделение по модальности – позитивных и негативных ценностей, по содержанию – смысложизненных, витальных, общественного признания. межличностного общения, демократических. утилитаристских. Общечеловеческие и партикулярные ценности. Общечеловеческие как предельные, исторически и социально нелокализуемые ценности. Идеалы как высшие эталоны оценочного отношения.

Ценностные предпочтения молодёжи как фактор социальных преобразований. Структура ценностей личности реформирующегося общества: ревизия системы ценностей, засилье материалистического прагматизма, мировоззренческий индивидуализм. Результаты лонгитюдных социологических исследований ФОМ с 1990-2002г. Результаты исследований РАН 2002г. Социальные последствия для российской молодёжи ориентаций на материальные ценности в ущерб духовным. Материалы эмпирических исследований ценностных предпочтений молодёжи 2006 г., ценности семьи, труда и работы, социальной справедливости, морально-политических качеств. Анализ исследований главных жизненных ценностей российской молодёжи 2007 г., выявление ценностей профессии, престижности профессии, ценности СМИ, оценка влияния агентов социализации. Выводы по результатам исследований.

Вопросы к содержанию лекции:

1. Какова основная цель социализации человека?

2. Каковы две основные тенденции социализации?

3. Чем отличается воспитание от социализации?

4. Какова роль институтов первичной и вторичной социализации?

5. Какие научные концепции объясняют процесс социализации?

6. Каковы основные социально-психологические механизмы социализации?

7. Какое влияние оказывают на социализацию социальные группы?

8. Какие критерии социализированности выделяются теоретически?

9. Назовите особенности социализации молодёжи в реформирующемся обществе.

10. Какие противоречия обнаруживаются в ходе социализации молодого поколения?

11. Каково значение ценностей в становлении личности человека?

12. Какие виды ценностей выделяются в культуре?

13. Какова роль общечеловеческих ценностей?

14. В чём особенности структуры ценностей личности реформирующегося общества?

15. Каковы ценностные предпочтения современной молодёжи?

Основная литература:

1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для вузов. Р-н-Д., 2009.

2. Волков Ю.Г. и др. Социология молодёжи. Учебное пособие. Р-н-Д., 2001.

3. Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 1999.

4. Мудрик А.В. Социализация человека. Учебное пособие. М., 2006.

5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. Учебное пособие. М., 2006.

6. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодёжи как фактор социальных преобразований // СОЦИС. 2008. №2.

7. Семёнов В.Е. Главные жизненные ценности современной молодёжи. //СОЦИС. 2007.№ 4.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.