Здавалка
Главная | Обратная связь

Девиации школьного возраста как проблема социальной работы



 

Феномен девиантного – отклоняющегося от социальных норм – поведения обусловлен многими социальными факторами, в первую очередь кризисного характера. Реформирующееся общество, в котором разрушается социальная структура, утрачиваются социальные ценности и культурные нормы, становится питательной средой для различного рода поведенческих анормальных проявлений. Для определения подобного состояния социума классическим стало определение социальной аномии, свидетельствующей о наступившей дезинтеграции и распаде системы норм, которые гарантируют общественный порядок [1].

Противоречивость социальной ситуации особенно болезненно воспринимается маргинальными социально-возрастными группами, к которым можно отнести и подростков. Подростковый возраст – это сложный период становления личности, самопознания, кардинальных физиологических и психический изменений растущего человека. Именно в этот период влияние внешней среды, а также ближайшего окружения на подростка оказывается особенно значимым. В этом возрасте усиливается роль взаимоотношений с широким социумом, возрастают возможности успешной самопрезентации себя как члена различных социальных групп: формальных (семья, класс, спортивная команда, др.), неформальных (компания сверстников, группа по интересам, дворовое сообщество, др.). Динамическая социореальность нашего времени помещает современного подростка в противоречивый контекст неоднозначных отношений, модальностей, возможностей, а вместе с этим и создаются предпосылки для девиантных форм поведения.

В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Имея глубокие классические корни изучения, данная проблема вызывает устойчивый исследовательский интерес современных западных и российских учёных. Сузив аспект обзора, ограничив его специфическими возрастными рамками подростковых девиаций, отметим работы Е.В.Змановской, Л.Б.Шнейдера, Ю.А.Клейберга, Я.И. Гилинского, В.Н. Мясищева, В.В. Новикова.

Под девиантным (отклоняющимся) поведением можно понимать:

1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В 60-е – 80-е годы отечественная наука обогатилась новыми исследованиями. Известный вклад в решение вопроса об отклонении как о социальном явлении внесли В.А. Афанасьев, А.Г. Здравосмыслов, В.Т. Кудрявцев, Я.И. Гилинский. По их мнению, девиантное поведение – это сложное социально-психологическое проявление, которое характеризуется большим разнообразием признаков: отсутствием положительных интересов и стремлений, низкой общей культурой, неуважительным отношением к окружающим, вредными привычками.

Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский, считающий источником девиации наличие в обществе общественного неравенства, высокой степени различий в возможностях ублажения потребностей для различных социальных групп. Понятно - любые деяния в конечном счете осуществляются ради ублажения потребностей. И, переходя к проблеме обстоятельств изучаемых действий, можно предположить, что в иерархии противоречий социально-экономического развития, составляющих “причинный комплекс” девиантного поведения, более значимо противоречие меж относительно умеренно возрастающими потребностями и очень неравными возможностями их ублажения, зависящими до этого всего от социальной позиции индивидов и публичных групп, их места в социальной структуре. По- другому говоря, источником девиантного поведения как общественного явления служит социальное неравенство [2].

Зарубежные ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

Сегодня в узком социологическом понимании под девиантным поведением подра­зумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются противо­правными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба зна­чения - широкое и узкое - одинаково употребляются в социологии.

Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам[3], то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.

Ряд современных исследователей под девиацией понимают – поступок, действие, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, правилам, образцам; поступки, действия, образцы поведения, основанные на нормах и традициях других культур или исторических эпох, не являющихся фактически признанными в данном обществе [4]. Девиантное отклоняющееся поведение выражает конфликт в разных его формах между индивидом и обществом.

Насколько социально значима проблема девиаций школьного возраста? Думается, что их целесообразно рассматривать в контексте статистики форм девиантного поведения несовершеннолетних, и такая статистика оказывается весьма убедительной. По данным ВОЗ, вследствие злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами, принявшего характер пандемии, суммарное количество подростков, страдающих заболеваниями, вызванными приёмом психоактивных веществ, исключая курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек в мире [5].

Для России острейшей проблемой является преступность несовершеннолетних. В 2006 году в России выявлено 150 264 преступлений несовершеннолетних (в 1994 году – 221649 преступлений), за последние 15 лет в 4 раза увеличилась доля убийств, совершённых несовершеннолетними, более чем в 3 раза – разбоев, в 2,5 раза – грабежей и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Самыми распространёнными преступлениями остаются кражи. «Состав преступлений несовершеннолетних отличается ярко выраженной корыстной направленностью»[6].

В Российской Федерации 64 воспитательные колонии, в них содержится от 18 до 22 тысяч подростков в возрасте от 14 до 21 года. В специальных отделениях СИЗО находятся от 14 до 20 тысяч несовершеннолетних, находящихся под следствием и уже осуждённых. По данным статистики, 30% тех, кто освобождается из колоний, практически через 3-4 месяца снова совершают преступления и опять попадают в тюрьмы [7].

Можно утверждать, что девиации, совершённые в школьном возрасте, во многом определяют профиль становящейся личности, становятся основой её асоциальной ориентации, поэтому так важна ранняя диагностика и профилактика различных видов девиантного поведения подростков. Среди детей школьного возраста усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Появляются новые виды девиантного поведения. Резко возрастает детская преступность Достаточно отметить, что лица, не имеющие общего среднего образования, совершают до 65% убийств и тяжких телесных повреждений, до 55% изнасилований, до 70% хулиганских действий[8].

Исследования преступных деяний, совершённых подростками, свидетельствуют, что 70 % воспитанников и 75,5 % воспитанниц колоний первое преступление совершили в возрасте до 16 лет. Являясь ещё несовершеннолетними, половина юношей и девушек уже имеют две, три и более судимостей. Исследователь А.И.Долгова пришла к выводу, что из лиц, совершивших правонарушение будучи в школьном возрасте, только около 10 % ведут себя в дальнейшем правомерно [9]. По материалам А.А.Тайбакова, свыше половины (53 %) профессиональных преступников первое преступление совершили в возрасте 14 – 16 лет [10].

Причины отклонений в поведении подростка возникают как результат социально-экономической и политической нестабильности общества, как было отмечено выше, усиления влияния псевдокультуры, в условиях ценностного вакуума, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей, эпидемии разводов. Можно сказать, что подростки в нашем обществе стали заложниками плохо подготовленных экономических и социальных реформ.

Какие же виды поведенческих отклонений относятся к собственно школьным девиациям? В основе классификации их видов положен критерий того, насколько такое поведение мешает успешному обучению. Педагогическая классификация выделяет школьные девиации – к ним относят неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные и поведенческие отклонения – и социальные девиации: это подростковый алкоголизм и проституция, бродяжничество, сексуальные девиации.

В процессе изучения вопроса о девиациях школьного возраста как социальной проблеме, нами был проведен анкетный опрос 62 подростков в возрасте 12-15 лет одной из общеобразовательных школ г. Волгодонска. Учащиеся 6, 7, 8 классов, как правило, считаются наиболее проблемными в плане обучения и дисциплины.

Целью исследования явилось выявление поведенческих отклонений, которые могли бы способствовать нарушению развития и социализации подростка вследствие отсутствия адекватного учёта средой особенностей его индивидуальности, а также поведенческих противодействий установленным нравственным и правовым нормам.

По результатам анкетного опроса были сделаны следующие выводы.

В подростковом возрасте у ребёнка проявляется потребность в познании самого себя. Он проявляет интерес к собственной личности, у него формируются собственные взгляды и суждения, появляются собственные оценки событий и фактов. Это отразилось в отношении к школе, учению. Так, согласно результатам проведённого опроса, не нравится ходить в школу и не интересно на уроках 60% учащихся в 6, 7 и 8х классов. Отмечают факты пропусков школы 50%, то есть половина всех опрошенных. Добросовестно выполняют домашнее задание лишь 29% респондентов. Отмечают наличие таких школьных предметов, которые не нравятся, 97% опрошенных учащихся. Отмечают сложность отдельных предметов 73% опрошенных.

Критичность мышления подростков выразилась и в оценке требований школьного распорядка, дисциплины. Согласно опросу, выполняют школьные правила лишь треть (31 % )учащихся. Распорядок и правила поведения в школевызывает недовольство у 44% школьников,а 82% вообще не считает их нужными.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи, тогда как влияние сверстников усиливается. Нередко ему приходится выбирать между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение отдаётся той группе, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением. Это может быть и класс, и спортивная секция, а может быть и подвал дома , где собираются подростки, курят, выпивают. Так, 11% опрошенных с удовольствием перешли бы в другой класс или школу из -за трудностей в общении со сверстниками. И 21% испытываюттрудности в общении с одноклассниками. Признались, что некомфортно чувствуют себя в своёмклассе 10 процентов от общего числа респондентов.

У подростков проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности. Значительно расширяется круг интересов, любознательность и потребность в творческой деятельности, и вместе с тем разбросанность и неустойчивость интересов. Посещают какие-либо дополнительные занятия 52% респондентов, хотя выразили желание получать дополнительное эстетическое или спортивное развитие 69% школьников. К большому сожалению, посещение музыкальной или художественной школ сопряжено с определёнными материальными затратами, такими, как покупка музыкального инструмента, ежемесячная плата за школу. Не всегда родители могут позволить своим детям дополнительное платное образование. Может быть, если бы такие школы были бесплатными, меньше детей свободное время проводили бы на улице.

В этом возрасте взаимоотношения со взрослыми характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнению взрослых, из позиции подчинения подросток хочет перейти к позиции равенства. Не считают, что взрослым – а это родители, учителя - можно доверять, более 10% подростков.

Вывод. Итак, в исследуемой группе подростков состояние учебной декомпенсации (она характеризуется возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе) было выявлено у 85процентов школьников. Состояние школьной дезадаптации ( характеризуется тем, что наряду с трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, пропуске занятий) было выявлено в среднем у 15 процентов опрошенных.

А следующими этапами в развитии форм девиантного поведения школьника могут стать социальная дезадаптация, когда уже отмечается полная утрата интереса к учёбе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками и наркотиками.

Таким образом, проблема школьных девиаций может стать серьёзной социальной проблемой.

Думается, что в условиях социальной нестабильности, что отличает современный этап развития российского общества, в деле профилактики девиаций школьного возраста приоритет следует отдать оказанию социально-педагогической помощи семье, подростку, а к мерам административно – правового воздействия следует относиться с крайней осторожностью, так как это слишком острый инструмент в работе с ещё не сформировавшейся личностью.

Профилактическая практика по предупреждению школьных и социальных девиаций подростков должна иметь многоуровневый характер, решать задачи

- общесоциальные: материально-экономическая поддержка семей, создание условий для удовлетворения духовных потребностей, формирование социальной зрелости и гражданской активности подростков;

- воспитательного воздействия, направленного на оздоровление микросреды , которая окружает подростка по месту его проживания и учёбы.

- И, конечно же, индивидуальной психолого-педагогической поддержки и сопровождение школьника. И здесь трудно переоценить роль социального работника, осуществляющего совместно с учителем, школьным психологом диагностику, профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения школьника.

 

Литература:

1. Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В.Осипова. М. 1998 г.

2. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо либо зло? // Социс. – 1998. - №9, С.67.

3. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. - М.,1980 - С.257.

4. Социальная работа: словарь-справочник. / Под ред. Филоненко В.И. - Ростов - на - Дону: Феникс - 1998. – С. 480; 184.

5. http://www.who.int/ru/

6. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. О предупреждении преступности несовершеннолетних. СОЦИС, № 12, 2007, С. 87

7. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2003/vestniksf207-14/vestniksf207-14220.htm

8. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/burlak/09.php

9. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. О предупреждении преступности несовершеннолетних. СОЦИС, № 12, 2007, С. 89.

10. Тайбаков А.А. Профессиональный преступник // Социс, 1993. № 8, С. 86.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.