Здавалка
Главная | Обратная связь

Молодёжь России как стратегический ресурс страны



 

Сегодня молодёжь России – это 39,6 миллиона молодых граждан в возрасте от 15 до 29 лет – 24% от общей численности населения страны (на 1.01.2008 года). [1] Очевидно, что укрепление позиций России в мире, обеспечение её конкурентоспособности, повышение качества жизни российских граждан возможно только при эффективном задействовании потенциала развития, носителем которого является молодёжь.

В новых общественных условиях в современной России ключевое значение обретает проблема становления молодого поколения в процессе его включения в экономические, политические, социальные, духовные трансформационные процессы. От масштабности, глубины и сроков осуществления этих процессов зависит в целом успех реформирования российского общества.

В общественной практике, в том числе в арсенале социологической науки, широко употребительно понятие "молодежь". Вместе с тем, сегодня нет четкого определения этого социального феномена.

В широком смысле понятие "молодежь" можно рассматривать как обширную совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними социально-психологических характеристик и основных видов деятельности. В более узком (социологическом) смысле молодежь представляет собой социально-демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Специфика молодежи заключается в накоплении социального, социокультурного опыта в процессе социализации и социальной адаптации в условиях самостоятельной жизнедеятельности, "взрослой" жизни. В фазе молодости завершается индивидуализация личности, оформление ее жизненных установок и целей. Благодаря этому происходит утверждение в сознании и поведении устойчивых ценностных ориентаций, в том числе социокультурных. Молодежь как особая поколенческая общность обладает сложной, многокачественной и многосоставной структурой. [2]

Основным содержанием процесса социализации молодежи является передача опыта деятельности и коллективного выживания, освоение социальных ролей в единстве процессов воспитания, образование, обучение навыкам социальной инновационной деятельности, создание условий для самореализации и включения потенциала молодежи в государственное и общественное строительство.

Современные явления - такие, как кризис взаимоотношений поколений, ухудшение жизненных параметров, проявление экстремизма и массовой агрессии молодежи, формирование специфической молодежной субкультуры и контркультуры - демонстрируют, что существующих структур социализации явно недостаточно для решения проблем общества при вступлении в него новых поколений.

Снижается влияние таких традиционных институтов социализации, как семья, школа, детские воспитательные учреждения, высшие и средние учебные заведения, армия, неформальные институты социализации, политические партии, профсоюзы, предприятия и трудовые коллективы.

Ранее в роли основных институтов социализации выступали семья, школа и улица. Сегодня это - средства массовой информации. При этом средства массовой информации сегодня доминируют в воспитании молодежи. В основном они способствуют распространению массовой потребительской культуры, что становится одним из факторов роста насилия и нравственной распущенности в молодежной среде.

Задача состоит в том, чтобы, совершенствуя и развивая как традиционные, так и инновационные институты социализации, добиться их разумного баланса и взаимодополнения.

Степень внимания государства и общества к молодежи вообще и к вопросам реализации молодежной политики в частности за последнее десятилетие заметно снизилась: потребительское отношение к молодежи в сфере экономики, труда сменилось на невостребованность молодых трудоспособных граждан; настороженное, недоверчивое отношение в сфере политики сменилось на откровенные манипуляции молодёжью; тотальный контроль, репрессивное отношение в сфере культуры сменились безразличием и передачей данной сферы под влияние масс-медиа и индустрии развлечений, бизнес которых построен на культивировании потребительских качеств, примитивных человеческих инстинктах; назидательно-опекунское отношение в сфере духовно-идеологической и воспитательной трансформировалось в непонимание и безразличие со стороны старших поколений по отношению к молодежи. В обществе доминирует взгляд на молодежь как на пассивную, находящуюся в переходном, маргинальном состоянии социальную группу.

Эти обстоятельства приводят к тому, что фактически ценностно-смысловое пространство молодежи формируется либо на основе искусственно навязываемых извне «глобальных» стилей жизни, либо на основе криминальных субкультур. Осложняет ситуацию отсутствие общественно-признанных морально-нравственных ориентиров развития, образа будущего России, не определено функциональное место молодежи в жизни общества на данном историческом этапе.

Происходящие в обществе перемены вызывают тесно связанные друг с другом отрицательные и положительные тенденции в развитии подрастающих поколений. С одной стороны, происходит ухудшение ряда объективных параметров, характеризующих условия жизни молодежи. Остановимся на них подробнее.

Демографический параметр.

Уменьшается доля молодежи в структуре населения в связи с деформациями естественного движения населения. В настоящее время в Российской Федерации, по мнению ведущих учёных в области демографии социологии, наблюдается эпидемия сверхсмертности и чрезвычайно низкой рождаемости. Без всякого преувеличения следует сказать: Россия вымирает. Это требует определить ситуацию как чрезвычайную, как демографическую катастрофу и цивилизационный вызов народам России и самому будущему нашей страны. Если мы ничего не будем предпринимать, то уже в ближайшие десятилетия Россия исчезнет с карты мира по демографическим причинам.[3]

Ежегодно страна теряет от 500 тысяч до 1 миллиона человек — т.е. около 0,5 процента населения. На 1 января 2002 года в России проживало 143 млн. 954 тыс. человек, что на 3 млн. человек меньше, чем по итогам предыдущей переписи. Однако реальная численность населения России за последние 10 лет уменьшилась почти на 10 млн. человек.

В итоге Российская Федерация по численности населения стоит сегодня на 7–м месте в мире (после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана), располагая при этом самой большой территорией. В условиях бескомпромиссной борьбы за природные ресурсы (до 42% всех мировых запасов сосредоточено в Российской Федерации), долговременное самостоятельное существование гигантской территории с быстро уменьшающимся населением невозможно. [3]

Демографическая катастрофа означает, что в России произошёл слом естественного воспроизводства и началась почти уже необратимая депопуляция страны.

Особенно опасным является снижение репродуктивного здоровья молодёжи. В 2,6 раза за десятилетие увеличилось число детей, больных уже при рождении. Тревогу вызывает то обстоятельство, что поколение детей обладает меньшим потенциалом здоровья , чем их родители. В момент рождения 40% детей больны, и в течение жизненного цикла их здоровье лишь ухудшается. Так возникает «социальная воронка», куда всё активнее втягиваются молодые когорты. [4]

Тем, кто всерьёз обеспокоен происходящим и желает улучшения демографической ситуации, следует мыслить трезво, реалистично и понимать, что преодолеть демографическую катастрофу и перейти к демографическому развитию возможно только через обретение нового мировоззрения и строительство новой цивилизации. По–другому, проще — не получится. Необходимы живые творческие поиски самими людьми, особенно молодыми, новых правильных «моделей своей жизни» и становление новых, обращённых в будущее страны и мира укладов жизни человеческих общностей. В конечном счёте, это означает следующее: мы обязаны больше рожать и лучше растить детей ради выживания и спасения страны.

Необходимо переориентировать сознание российских граждан и, прежде всего, молодого поколения на традиционные семейные ценности и задать многодетность в качестве нормы преуспевающей семьи.

С 2000 г. наблюдается небольшое увеличение рождаемости в стране — с 1,4 до 1,5 млн. детей в год, что обусловлено, скорее, не пресловутым «ростом экономики» и реальных денежных доходов граждан, а вступлением в активный детородный возраст женщин, рождённых в начале–середине 1980–х гг. — во время пика рождаемости на излёте СССР. Однако для дальнейшего простого воспроизводства требуется дополнительно еще минимум 800 тыс. новорождённых в год. Для расширенного воспроизводства необходимо стремиться к тому, чтобы в Российской Федерации ежегодно рождалось не менее 2,4–3 млн. детей. [3]

Приоритетом демографической политики Российской Федерации должна стать трёхдетная семья. Начиная с рождения третьего ребёнка, каждая семья должна быть выделена в особую категорию лиц стратегического государственного значения. Для этого наряду с национальной программой «Демографическое развитие России в 2006–2050 гг.» необходим национальный проект «Трёхдетная семья».

В настоящее время до 15 процентов российских семей имеют трёх детей, а по отдельным регионам — до 22 процентов. При этом, как показывают социологические опросы, большая часть российской молодёжи убеждена, что в семье должно быть два–три ребёнка. Одного ребёнка, по опросам, хотели бы иметь 15 процентов населения, двоих детей — 66 процентов населения, троих — 17 процентов. В общей сумме желание иметь двоих–троих детей достигает 84 процентов. Таким образом, задачей страны и государства должно стать доведение числа трёхдетных семей к 2015 году до 30 процентов, а к 2025 году — до 50 процентов.

В настоящее же время в среднем на одну женщину в стране приходится 1,2 рождения, хотя минимально необходимый для простого воспроизводства населения уровень составляет 2,15 рождения. Типичная семья в Российской Федерации является малодетной — до двух детей — и неустойчивой, подверженной распаду. Малодетность связана и с отсутствием традиции или «моды» на число детей более двух, откладыванием рождения первого ребёнка, и значительным числом внебрачной рождаемости. Неустойчивость семьи (на тысячу браков только официально в среднем регистрируется 700 разводов) связана с резким падением ценности семьи, с отсутствием устойчивых социально–культурных укладов, что даёт возможность молодым парам достаточно легко отказываться от официальной регистрации брачных отношений.

Вымирание страны имеет безусловную духовно–смысловую природу. Это означает, что за демографической проблемой в России стоит цивилизационный кризис, и с него и надо начинать приступать к решению проблемы. Демографическая катастрофа не является фатальной. В её основе лежит слом идентификации молодого поколения Российской Федерации и утеря им оригинального оптимистического мировоззрения, на котором строятся базовые ценности. Новое мировоззрение, с одной стороны, не может строиться на потребительстве. В обществе, где главной ценностью является потребление, отсутствует потребность в детях и сама ценность семьи и нескольких детей, поскольку дети снижают потребление и выступают контрценностью.

Определяющее влияние на демографическую ситуацию имеет идентификация населения, т.е. личный и устойчивый выбор людей в пользу того или иного образа себя. При этом идентификация в значительной степени определяется действием систем пропаганды и агитации, прежде всего, СМИ и, особенно, телевидения, которые нередко выступают в функции оружия, разрушающего сознание и производящего слом идентификации.

Необходимо заставить хотя бы государственные центральные каналы телевидения работать на государство и страну, а не против своего собственного населения и, особенно, детей и молодёжи. Речь идёт, прежде всего, о кардинальном улучшении содержания подавляющего числа телепередач, сводящихся сегодня к пропаганде насилия, сексуальности, дешёвых сенсаций и «попсы», и, как минимум, к навязыванию примитивного отношения к семье, супружеству, отцовству и материнству.

Необходима целенаправленная деятельность государства по прямой и широкомасштабной пропаганде в российском обществе, и прежде всего — среди детей и молодёжи, ценностей нравственности и семьи с двумя родителями и двумя и более детьми, ценностей супружеской верности и взаимной ответственности. Такая пропаганда должна быть направлена на утверждение и внедрение образа социальной привлекательности традиционной семьи, на создание позитивной мотивации к рождению детей, воспитание ответственного отцовства и материнства.

Кризис молодой семьи

Налицо кризис молодой семьи, количество разводов достигло 500 на 1000 браков, большинство молодых семей ориентировано на рождение не более одного ребенка; ухудшается состояние здоровья, физическая и психическая дееспособность молодого поколения, что приводит к качественному снижению репродуктивного, интеллектуального, экономического потенциала российского общества. Самым уязвимым и незащищенным сегодня является здоровье молодых людей в возрастной группе 15-19 лет;

С точки зрения перспектив развития общества, его об­новления особую социальную ценность имеет молодая семья, представляющая собой мощный фактор перемен.

В структуре молодой семьи различают два ее вида — полная, благополучная семья и семья социального риска. К последним относятся: семьи одиноких матерей, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей, семьи, где отец проходит срочную военную службу и т. д. Причем наиболее многочисленные из них — семьи одиноких матерей, рост которых стал устойчивой тенденцией, и студенческие семьи.

Специалисты отмечают одну из главных особенностей мо­лодой семьи в России: объективно недостаточный уровень мате­риальной и финансовой обеспеченности. Безработица молодежи (или ее неполная занятость) в начале семейной жизни составляет достаточно серьезное препятствие для ее стабилизации. Сегодня среднедушевые доходы в молодых семьях в 1,5 раза меньше, чем в среднем по стране. При этом около 70% молодых семей живут за чертой бедности, среди них 34% с трудом сводят концы с концами, что делает невозможным выполнение ими в полной мере репродуктивной и других социальных функций. Вместе с тем такая семья имеет объективно повышенные финансовые потребности в связи с необходимостью приобретения жилья, организации быта, заботы о малолетних детях.

Характерным признаком влияния сложных современных условий на репродуктивные процессы, происходящие в моло­дой семье, является рост доли детей, рожденных матерями, не состоящими в зарегистрированном браке. По данным переписи населения, в 2002 г. число супружеских пар составило 34 млн., из них 3 млн. оказались в незарегистрированном браке.

Это говорит о том, что в современном российском обществе идет процесс изменения типа семьи. Все более широкое распро­странение получает именно гражданский брак. В России в 2004-2005 гг. удельный вес детей, родившихся в незарегистрированном браке, составил 29% общего числа ро­дившихся. Растет также внебрачная рождаемость несовершен­нолетних. Так, в современной России ежегодно около 1,5 тыс. детей рождается у 15-летних, 9 тыс. — у 16-летних, 30 тыс. — у 17-летних девушек. [5]

Социально- правовой параметр

Об остроте социального положения молодёжи в российском обществе свидетельствуют и явления социальной патологии в молодёжной среде. Продолжается маргинализация и криминализация молодежи. Несмотря на профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, алкоголизм. В течение 1990-х гг. число осужденных за уголовные деяния в возрасте до 29 лет возросло в 2 раза. В 2000 г. более половины всех правонарушений было совершено несовершеннолетними. Расширяются границы девиантного поведения, число беспризорных детей сопоставимо с 20-ми годами прошлого века.

За последние 15 лет в 4 раза увеличилась доля убийств, совершенных несовершеннолетними, более чем в 3 раза – разбоев, в 2,5 раза – грабежей и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В 2006 году выявлено 150 264 преступлений несовершеннолетних. Самыми распространёнными преступлениями остаются кражи. Состав преступлений несовершеннолетней молодёжи отличается ярко выраженной корыстной направленностью. (сноска6). В РФ 64 воспитательные колонии, в них содержится от 18 до 22 тысяч подростков в возрасте от14 до 21 года. По данным статистики, 30% тех, кто освободился из колоний, спустя 3-4 месяца вновь совершает преступления и попадает в тюрьмы. (сноска 7). Согласно исследованиям, факторами преступности в подростковой и молодёжной среде являются неблагополучная «семейная демография», криминогенная заряженность многих семей (пьянство родителей, рост наркомании, правовой нигилизм родителей, материальная нужда семей). Истоки преступлений несовершеннолетней молодёжи – недостатки семейного воспитания. Несовершеннолетняя молодёжь стала в большинстве своём заложницей плохо подготовленных экономических и социальных реформ, разрушительных социальных преобразований. По мнению специалистов, нужда – причина 20-30 % всех корыстных преступлений. У молодёжи отмечаются и гипертрофированные материальные потребности, чему способствует реклама в СМИ, кинофильмы о жизни богатых, в том числе и новых русских, «боевики» и блокбастеры, романтизирующие уголовные «бригады».

Образовательный параметр.

В сфере образования молодёжи состояние дел также неоднозначно. Снижается образовательный уровень молодёжи, отмечается падение интеллектуального потенциала. Реформа сферы образования, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) оказывается на деле гарантией привилегий для тех, кто обучался в крупных городах в оборудованных на современном уровне школах. Сегодня в России треть школ не имеет не только полного комплекта учителей, но и водопровода, канализации, электричества, отопления, и качество обучения в таких школах на порядок ниже требований, предъявляемых ЕГЭ. [4] Происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения товаров и услуг. Доля молодых предпринимателей не превышает 2-3% численности молодого поколения.
Доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах колеблется от 20 до 57% (в среднем - 34,5%). Свыше 15% молодых людей вообще никогда не работали.

Мировоззренческий параметр.

Не менее остро стоит проблема кризиса социальных ценностей. Происходит деформация морально-нравственных ориентиров, девальвируется такие базовые ценности, как семья, патриотизм. События последних 20 лет в России привели к тому, что у большинства молодёжи выявляется отсутствие более или менее чёткой картины мира, системы ценностей, установок и норм, явные противоречия в сознании. Поэтому настоятельной необходимостью является формирование системы воспитания молодёжи. Главным препятствием в реализации общественного воспитания молодёжи является противоречие между его просоциальным, нравственным характером и антисоциальными, аморальными условиями отечественных инфраструктуры досуга и СМИ, вопиющий разрыв между сверх богатыми и крайне бедными слоями населения. [8] В социальном пространстве города молодого человека окружает навязчивая двусмысленная реклама, порой переходящая все границы элементарной этики. Визуальный и вербальный ряды этой рекламы зачастую поражают пошлостью и бесстыдством. Продукция СМИ – прессы, радио, телевидения – также несёт негативные новости, агрессивную музыку, криминальный жаргон и ненормативную лексику. Поневоле возникает мысль, что деятельность отечественных СМИ подчинена сверхзадаче оболванивания аудитории, превращения людей, особенно молодых, в подобие черни, жаждущей хлеба и зрелищ.

Безусловно, выделенные параметры социального состояния современной молодёжи свидетельствуют о кризисном характере её социализации.

С другой стороны, можно говорить о качественном улучшении деятельностных и волевых характеристик молодежи: растет самостоятельность, практичность и расчетливость, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам и т.д.; увеличивается престижность образования, растет экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья; в молодежной среде России созревает мощный инновационный потенциал, растет число молодых людей, выбирающих новаторство в качестве модели решения своих проблем. Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодёжи являются семья, друзья, здоровье, затем следуют интересная работа, деньги и справедливость. Замыкает семёрку главных жизненных ценностей религиозная вера. [8]

Для того чтобы позитивные тенденции стали доминирующими, требуется активная воспитательная и пропагандистская работа. Системообразующим фактором работы с молодёжью видится, прежде всего, духовно-нравственное воспитание. Без основополагающих, возвышающих ценностей развитие личности, групп, общества просто невозможно. Академик Д.С.Лихачёв выход из положения, в котором оказалась наша страна, усматривал в «образовании с воспитательным уклоном, надо сделать всё, чтобы спасти молодёжь от бездуховности и морального падения».

Итак, рассматривая молодёжь России как стратегический ресурс страны, общество должно обеспечить необходимые условия для её развития. Необходимо заложить в основание инновационной активности молодого поколения ценности созидания, творчества и общественного служения; создать условия и систему специальных форм поддержки социально значимых инициатив молодежи.

Важнейшей целью современной России является обеспечение своей глобальной конкурентоспособности, как решающего фактора национальной безопасности и успешного развития.

Это требует укрепления позиций России в мировом разделении труда, мировой науке и технике, культуре и информации, в мировом общении и открытиях, изобретениях и нововведениях, повышения привлекательности образа жизни, обеспечения достаточного уровня обороноспособности. Для успешной реализации поставленных целей они должны быть понятны и поддержаны народом России, в том числе, и молодым поколением.

Во-первых, молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, поэтому несет функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

Во-вторых, ступая в трудовую и общественную жизнь, молодежь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

В-третьих, молодежь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы.

В-четвертых, именно с молодым поколением Россия связывает решение демографической проблемы, которая, в конечном счёте, и определит будущее страны: для решения амбициозных проектов в области расселения, градостроительства, биотехнологий, ядерной энергетики, безопасности и обороны необходимо использование в ближайшие годы примерно 70 миллионов квалифицированных и здоровых людей.

В-пятых, молодые люди составляют основную часть кадрового состава силовых ведомств, отвечающего за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.

В зависимости от качества реализации этих функций, молодежь может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития. Поэтому так значимы проблемы молодёжи как феномена социальной жизни и субъекта социальных отношений, как объекта и субъекта социальной работы.

 

Литература

1. Распределение численности населения РФ по полу и возрастным группам на 1.01.2008 г. // http://www.8ks.ru

2. Социальный облик современной российской молодежи: проблемы проектирования молодежной политики.//Журнал ЧиновникЪ. Выпуск №6'06 (46) http://www.uapa.ru

3. Демографическая доктрина России //Журнал «Золотой Лев» № 73-74- издание русской консервативной мысли. http://www.zlev.ru

4. Н. Римашевская «Социально-экономические и демографические проблемы современной России» //Журнал «Вопросы социального обеспечения», № 18, 2008, С. 26-27

5. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие под ред. Н.Ф. Басова. М: 2007, гл.7

6. Лелеков В.А., Кошелева В.В. «О предупреждении преступности несовершеннолетних». СОЦИС, № 12, 2007, С. 87

7. http://www.budgerf.ru

8. В.Е Семенов «Ценностные ориентации современной молодежи». СОЦИС № 4, 2007, С. 37,40








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.