Общие черты нового этапа развития историографии народов⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
СССР.С начала 60-х годов в новый этап своего развития вступила историческая наука в советских республиках. Определяющую роль сыграло построение в СССР развитого социалистического общества, складывание в результате ленинской национальной политики новой исторической общности — советского народа, расцвет культуры и науки народов СССР. Современная историография национальных республик и областей характеризуется следующими основными чертами: усилением разработки методологических проблем, широким освоением ленинской методологии и методики исследования, теоретических положений, содержащихся в документах КПСС; углублением изучения советского общества, проблем интернационализма в истории советских народов, роли их дружбы и сотрудничества в строительстве социализма и коммунизма; расширением масштабов, научной проблематики и повышением научно-теоретического уровня исследований, вовлечением в оборот новых исторических источников; сочетанием обобщающих трудов с монографическим изучением наиболее важных проблем истории народов СССР; укреплением координации и ростом комплексности исследований, объединением специалистов разных республик для изучения крупных научных проблем; повышением наступательности историографии республик против буржуазно-ревизионистской фальсификации истории народов СССР. В 60—70-е годы в 1,5—2 раза выросла численность кадров историков в национальных республиках и областях, увеличился удельный вес специалистов, имеющих ученую степень доктора и кандидата наук. В институтах истории республиканских академий наук, в институтах истории партии при ЦК компартий республик (филиалах Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) созданы новые секторы и отделы. В ряде республик организовались специализированные научные учреждения (например, институты археологии, этнографии, востоковедения). Завершилось создание университетов во всех автономных республиках. Большую научную деятельность развернули музеи и научные общества. В Академии наук СССР и академиях наук союзных республик образованы проблемные научные советы, занимающиеся координацией исследований по истории народов СССР в масштабе всей страны или отдельных республик. Ленинская концепция истории СССР как истории всех населяющих нашу страну народов нашла последовательное воплощение втаких капитальных изданиях, как «История Коммуни- стнческой партии Советского Сощза», «История СССР с древ-' нейших времен до наших дней», «История Великой Отечественной войны Советского Союза» и др. В этих трудах идеи пролетарского, социалистического интернационализма выступают в качестве мощного фактора исторического процесса, творческой революционной силы, важнейшего рычага созидания и развития социализма, защиты его завоеваний. Продолжалось издание СВОДНЫХ ТруДОВ ПО ИСТОРИИ СОЮЗНЫХ республик1. КРУПНЫМ ДО'2 стижением стало создание сводных трудов по истории почти1 всех автономных республик и областей, а также по истории партийных организаций национальных республик. Методологическое значение трудов, охватывающих большие периоды в жизни народов, состоит в том, что они позволяют выявить преемственность их исторического опыта, объективный характер развития народов СССР, решающую роль трудящихся масс в истории, соотношение экономики, политики и идеологии в различных конкретных условиях, влияние общественных отношений на творческую активность народа и т. д. Невиданные ранее масштабы приняла публикация документов (древние эпиграфические и повествовательные памятники, акты феодальной эпохи, документы об экономических, политических и культурных связях народов, истории демократических и революционных движений, Октябрьской революции и гражданской войны, индустриализации и коллективизации, культурной революции, Великой Отечественной войны и т. д.). Расширились археолого-этнографические исследования. В ряде республик выходят работы типа «Археология Украинской ССР», «Свод археологических памятников» и др. Важным вкладом в историческую науку стали сводные труды типа «Украинцы», «Белорусы», «Казахи»^ «Узбеки», вошедшие в многотомное издание «Народы мира». В этом издании впервые на фактическом материале, проанализированном с позиций марксистско-ленинской науки, была дана панорама жизнедеятельности; современного человечества, проникнутая уважением к историческому опыту всех народов, -больших и малых. Показателем зрелости исторической науки в национальных республиках является активное участие ее в создании многотомных национальных энциклопедий, серийных трудов по иста- 1 История Украинской ССР в 8 томах. Киев, 1977—1979; История Бело рии городов и сел \ заводов и фабрик, колхозов и совхозов. Подготовлены учебные пособия для вузов и школ по истории многих советских республик, обобщающие работы по истории комсомола, профессиональных союзов. Изучение дореволюционной истории народов СССР. В условиях развитого социализма широким фронтом развернулось изучение эволюции производительных сил и производственных отношений в различных районах страны, исследование национально-освободительной и революционной борьбы трудящихся, истории рабочего класса и крестьянства. Археологическое обследование территории национальных республик и областей позволило поднять на новый уровень изучение истории первобытнообщинного строя, генезиса классовых обществ и их развития у различных народов СССР. На Украине опубликованы исследования по важнейшим проблемам феодально-крепостнической эпохи (история крестьянства, социально-экономическое развитие, ремесленно-торговая жизнь феодального города, классовая и национально-освободительная борьба народных масс, история украинской культуры, укрепление всесторонних связей украинцев с другими народами). Вышел ряд монографических исследований, охватывающих историю рабочего класса Украины от его зарождения до Октябрьской революции. Много работ посвящено истории рабочего и крестьянского движения в XIX — начале XX в. Историки Белоруссии подготовили исследования по истории аграрных отношений, сельского хозяйства и городов эпохи феодализма. Они проследили процесс разложения феодально-крепостнического хозяйства, эволюции аграрного строя в пореформенное время, формирования капиталистического уклада. В историографии республик Прибалтики основной упор сделан на изучение истории феодальных государств, политической системы и экономических отношений (кризис феодального хозяйства, рост крестьянского движения в связи с усилением феодального гнета и др.). Опубликованы новые работы, посвященные влиянию крестьянской реформы на экономику, утверждению капиталистических отношений в сельском хозяйстве, дифференциации крестьянства, подъему промышленности, формированию рабочего класса и национальной буржуазии, участию масс в революционной борьбе. Историки Молдавии изучают историю складывания молдавского народа, общее и особенное в развитии феодализма, сдвиги в структуре феодального землевладения, положение разных категорий крестьян. Новейшими исследованиями доказывается, что в экономике Молдавии XVI — начала XIX в. преобладало не земледелие, как принято было считать ранее, а животноводство. Усилилась разработка молдавско-русско-украинских эко- 1 26-томная «История городов и сел Украинской ССР» в 1975 г. удостоена Государственной премии СССР. номических, политических и культурных связей, истории вхождения Молдавии в состав России и его прогрессивных последствий. Отдельные монографии посвящены истории народничества, рабочего и крестьянского движения, роли ленинской «Искры» в подъеме революционной борьбы народных масс. Историография закавказских республик обогатилась исследованиями, охватывающими период от каменного века до позднего средневековья. В них раскрываются вопросы жизни, быта и культуры населения, его связи с соседними странами, мировыми цивилизациями. Изучались особенности рабовладельческих отношений, генезис и развитие феодализма, процесс закрепощения крестьянства, завершившегося здесь в XII—XIII вв., история городов и ремесел, народных движений против феодального гнета и иноземных захватчиков, общественно-политической мысли и культуры. Ряд работ посвящен взаимоотношениям народов Закавказья с Россией, историческому значению вхождения этих народов в состав Российского государства. Много сделали ученые Закавказья в области исследования социально-экономического развития края в эпоху разложения феодальных и формирования капиталистических отношений, зарождения и подъема промышленности, образования национальных отрядов промышленного пролетариата. Написан ряд работ о национально-освободительном движении, народничестве, распространении марксизма, революционной борьбе рабоче-крестьянских масс. Историки Казахстана и Средней Азии наибольшее внимание уделили социальным отношениям племен и государств, становлению и развитию феодального строя среди кочевого и оседлого населения, его хозяйственным занятиям (металлургия, ремесло, ирригация, земледелие и скотоводство), истории культуры. Обсуждался вопрос о характере производственных отношений у кочевых народов в эпоху феодализма. Большинство исследователей считают, что основой этих отношений была феодальная собственность на землю (пастбища). Интенсивно изучался процесс образования народностей, а также формирования наций в условиях разложения патриархально-феодальных и развития капиталистических отношений в конце XIX — начале XX в. Крупные исследования опубликованы по истории присоединения Средней Азии и Казахстана к России, которое рассматривается как результат углубления длительных связей русского и местных народов. Исследователи детально характеризуют прогрессивные последствия вхождения народов Средней Азии и Казахстана в состав России, при этом выделяют такие факторы, как внедрение в феодальную экономику капиталистических отношений, рост фабрично-заводской промышленности и формирование национального рабочего класса, вовлечение трудовых масс окраин в революционную борьбу российского пролетариата против социального и нацгонального гнета, влияние русской демократической культуры на подъем; сознания нерусских народов. Созданы труды о путях и масштабах проникновения капитализма в кочевой аул, об эволюции форм землепользования в пастбищно-кочевой общине, о развитии в ней арендных отношений, труды по истории оседания кочевников, переселенческого движения на окраины и т. д. Вклад историков национальных республик в изучение истории советского общества. В изучении истории народов СССР /советского периода наметились характерные черты: преодолевая локальность и узость проблематики исследований, историки все активнее берутся за разработку тем большого научного и политического значения; откликаясь на запросы времени, они все глубже вникают в проблематику, связанную с современными общественными процессами, с изучением путей становления и совершенствования развитого социализма. Исследование современности теснейшим образом связывается с обобщением исторического опыта масс, с выявлением закономерностей и устойчивых тенденций общественного развития; поэтому в работах историков все чаще можно встретить сочетание анализа новейших явлений с ретроспективным подходом к их рассмотрению. Советскими историками создана серия капитальных трудов по истории Октябрьской революции в крупнейших национальных районах страны>. В союзных и автономных республиках и областях были опубликованы коллективные труды и монографии, посвященные различным проблемам истории Октября. В них показано, что Россия представляла собой единое многонациональное государство, и поэтому социально-экономические и политические предпосылки революции, вызревшие в стране, определили революционную ситуацию как в центре, так и на окраинах. Революционно-демократическое крыло национально-освободительного движения слилось в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции с борьбой рабочего класса за социализм; революционная энергия трудящихся масс национальных районов соединялась с борьбой общероссийского рабочего класса и беднейшего крестьянства за свержение господства эксплуататоров и установление диктатуры пролетариата. Историки советских республик показывают, что борьба за установление Советской власти в национальных районах была органической частью общероссийского революционного процесса, руководимого ленинской партией. В этой связи преодолевались попытки некоторых' историков «искать» «свои» предпосылки социалистической революции в каждом национальном районе. 1 Победа Советской власти на Украине. М., 1967; Победа Советской власти в Белоруссии. Минск, 1967; Борьба за Советскую власть в Прибалтике. М., 1967; Октябрь в Поволжье. Саратов, 1967; Победа Советской власти в Средней Азии и Казахстане. Ташкент, 1967; Победа Советской власти в Закавказье. Тбилиси, 1971. Значительное место в литературе занимают проблемы, относящиеся к борьбе большевиков за влияние в Советах и других массовых организациях, за создание и укрепление союза рабочего класса с национальным крестьянством; изучаются происки контрреволюционных сил, их связи с империалистическими государствами Запада. Историки стремятся глубже исследовать классовые противоречия в национальных районах, программы И тактические маневры буржуазных и мелкобуржуазных националистических партий. Изучение этих проблем существенно дополняет картину событий, способствует раскрытию революционного процесса во всей его сложности и многоплановости. Разрабатывается тема содружества трудовых масс различных национальностей России в осуществлении социалистической революции. Показывается военная, политическая и экономическая помощь русских трудящихся народам бывших национальных окраин в период гражданской войны и военной интервенции. Историки Украины и Белоруссии изучают деятельность местных большевиков, развитие партизанского движения против немецких И белопольских захватчиков в 1918—1920 гг:, работу революционных комитетов, историю создания и укрепления Красной Армии. Вышли новые работы о революционных событиях 1917—1919 гг. в Прибалтике, участии латышских стрелков в борьбе за Советскую власть. Изучается история прибалтийских народов периода буржуазной диктатуры 1920— 1940 гг. (внутренняя и внешняя политика буржуазии, борьба трудящихся и местных коммунистов за свержение буржуазного господства). Все больше работ посвящается истории восстановления Советской власти, проведения ею революционных преобразований в политической, социально-экономической и культурной жизни Латвии, Литвы и Эстонии. В Молдавии опубликованы исследования о массовых организациях трудящихся (Советы, крестьянские и воинские комитеты), об участии интернационалистов в гражданской войне. Историография закавказских республик активно разоблачает антинародную политику дашнаков, мусаватистов и меньшевиков, происки международного империализма в отношений Закавказья, показывает помощь Красной Армии в борьбе трудящихся за установление и упрочение Советской власти. Историки Средней Азии и Казахстана углубили разработку истории Октября применительно к различным районам края, раскрыли контрреволюционную сущность басмачества, направлявшегося иностранными империалистами, продвинулись в изучении вопросов, связанных с образованием Бухарской и Хорезмской народных республик. В историографию национальных республик, как и во всю советскую историческую науку, прочно вошла тема В. И. Ленина. Раскрывается роль В. И. Ленина, Коммунистической партии в выработке подлинно научной национальной программы и политики, в организации национальных масс на победу социалистической революции, на построение социализма '. Активно изучается история Октября и гражданской войны в автономных республиках, областях и округах РСФСР (Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь). Историки разрабатывают такие проблемы, как размежевание классовых сил, разоблачение большевиками идеологии и политики буржуазно-националистических партий, усиление большевистского влияния в революционно-демократических организациях, интернациональное сплочение масс в борьбе за социальное и национальное освобождение, воздействие ленинской национальной и аграрной политики на укрепление союза русского рабочего класса с национальным крестьянством. Публикация в связи с 50-летием образования СССР новых ленинских документов, посвященных борьбе против великодержавности и местного национализма, за последовательное осуществление большевистской национальной политики стимулировала изучение роли интернационального единства советских народов в их социальном и национальном развитии. Проблемы, связанные с решением национального вопроса и национально-государственным строительством в СССР, занимают одно из центральных мест в историографии советских республик. Активность ученых в разработке этих проблем определяется, во-первых, стремлением научно осмыслить значение социальных завоеваний Октября для исторических судеб советских народов, раскрыть содержание коренных преобразований в экономической, социальной, политической и культурно-идеологической сферах национальной жизни, поставить опыт КПСС и Советского государства по созданию интернационального братства народов СССР на службу мировому освободительному процессу. Во-вторых, необходимо последовательно и систематически разоблачать происки международной реакции, пытающейся оживить националистические пережитки, принизить достижения СССР в решении национального вопроса. В историографли советских республик утверждается многоплановый подход к освещению истории национально-государственного строительства. Мероприятия партии и Советского государства по решению национального вопроса в прежде отсталых районах тесно увязываются с осуществлением на прак- 1 Уразаев Ш. 3. В. И. Ленин и строительство советской государственности в Туркестане. Ташкент, 1967; Бейсембаев С. Б. Ленин и Казахстан 0897— 1924). Алма-Ата, 1968; Дризул А. А. В. И. Ленин и революционная Латвия. Рига, 1970; Баишев С. Б. В. Й. Ленин и Советский Казахстан. Алма-Ата, 1969; Ленин и Литва. Вильнюс, 1969; Алексеев Е. Е. По пути укрепления власти трудящихся. Роль В. И. Ленина в исторических судьбах Якутии. Якутск, 1970; В. И. Ленин и чувашский народ. Сб. статей. Чебоксары, 1970; Ибрагимов 3. И. В. И. Ленин и победа социалистической революции в Азербайджане. Баку' 1970; Покровский С. Н. Ленин и победа Советской власти в Казахстане. Алма-Ата, 1970; В. И. Ленин — вдохновитель дружбы народов СССР. -Киев, 1972; Этснко Л. А. Ленин и горцы Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1975, и др. тике ленинского учения о переходе от докапиталистически? форм оощественной жизни к социализму, минуя капиталистическую стадию развития'. Раскрывается творческий характер, гибкость национальной политики партии, внимательно учитьь вавшей национальные особенности, характеризуются конкретные формы и методы преобразовательной деятельности Советской власти, показывается международное значение советского опыта решения национального вопроса. Активно исследуется процесс формирования социалистических наций и народностей, возникновения и развития национальных отношений социалистического типа. Усилилось изучение организации, функций и компетенции высших органов государственной власти республик, роли крестьянских и других общественных организаций в деле повышения политической активности трудящихся, деятельности рабоче-крестьянской инспекции как одного из средств приобщения масс к государственному управлению. Появились исследования о деятельности местных Советов, расширении их функций, об общественно-политической жизни трудящихся2. Социалистическая индустриализация национальных республик расценивается как выражение одной из главных закономерностей строительства социализма в многонациональной стране, как проявление стратегической линии КПСС и Советского государства на обеспечение фактического равенства советских народов, их прочного интернационального единства. При этом раскрываются особенности индустриализации в тех или иных республиках, определявшиеся уровнем их промышленного развития в прошлом, состоянием изученности природных ресурсов, экономической выгодностью их эксплуатации. Промышленно развитые районы (Центр, Украина) внесли весомый вклад в создание фонда социалистической индустриализации, в стремительный индустриальный прогресс всех советских республик. Освещаются такие формы содействия русских, украинских рабочих индустриальному развитию отсталых рай- 1 Минуя капитализм. О переходе к социализму республик Средней Азии 2 Советы и жизнь. Роль местных Советов Белоруссии в коммунистическом Шов, как непосредственное участие в сооружении промышленных объектов, их оборудовании, посылка квалифицированных кадров на местные промышленные предприятия; обучение представителей коренных народов рабочим профессиям; шефство крупных промышленных центров над национальными республиками и т. д. Союзное государство характеризуется как организатор рационального размещения производительных сил, осуществлявшегося с учетом общенародных и национальных интересов, как проводник линии партии на преимущественное направление общесоюзных накоплений в пользу отсталых районов в целях ликвидации их экономического неравенства. Исследуются проблемы научно-технического прогресса советских республик на современном этапе. Высокий уровень их индустриального развития в условиях зрелого социализма связывается с последовательным проведением курса КПСС на соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социализма. Историки показывают формы экономического сотрудничества народов в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР, отмечают, что углубляющаяся специализация и кооперирование хозяйства республик являются важным фактором возрастания их экономического потенциала и совокупного вклада в общесоюзную экономику. Активно участвуют историки советских республик в разработке тем, связанных с формированием и развитием рабочего класса — ведущей социальной силы советского общества1. Освещение этого процесса дается в тесной связи с историей индустриального развития республик и областей, определяющего динамику роста рабочего класса, масштабы и конкретные формы его трудовой деятельности. Труды о рабочем классе носят, как правило, комплексный характер: в них содержится анализ количественных и качественных изменений в рабочем классе, источников пополнения его рядов, трудовой и общественно-политической активности, его руководящей роли в жизни общества. Выявляются региональные особенности формирования рабочего класса. В трудах, посвященных Средней Азии, Северному Кавказу, ряду республик Поволжья, народам Сибири, показывается, что здесь впервые за годы Советской власти сформировались местные отряды промышленного рабочего класса. Исследуются формы и методы подготовки квалифицированных 1 История рабочего класса Узбекистана. Ташкент, 1964—1969, т. I______ III; История советского рабочего класса Киргизии. Фрунзе, 1966; История рабочего класса Украинской ССР. Киев, 1968; История рабочего класса Советского Туркменистана (1917—1965). Ашхабад, 1969; История рабочего класса Таджикистана (1917—1970). Душанбе, 1972—1973, т. I—II; Асылбеков М. X. Формирование и развитие кадров железнодорожников Казахстана (1917— 1970). Алма-Ата, 1973; Барбулат В. К., Рыбалко П. Л. Рабочий класс Советской Молдавии. Кишинев, 1974; Очерки истории рабочего класса Азербайджанской ССР. Баку, 1974—1977, т. I—II; Формирование и развитие рабочего класса Советской Армении в 1920—1940 гг. Ереван, 1980, и др. кадров рабочих в различных отраслях промышленности, в строительстве и на транспорте, выявляются факторы, влияющие на изменение отраслевой структуры рабочего класса (появление новых производств, широкое использование достижений научно-технического прогресса). Предпринимается сравнительный анализ источников и форм пополнения рабочего класса, а также его состава по полу, возрасту, стажу, уровню квалификации. Что касается районов, где еще до революции имелись значительные кадры рабочего класса (Украина, республики Прибалтики, Азербайджан), то здесь в переходный период происходило не только возрастание численности рабочих, но и качественное совершенствование рабочего класса, рост его образовательного, культурно-технического и профессионального уровня. Освещается вопрос о дальнейшем повышении ведущей роли рабочего класса в развитом социалистическом обществе, характеризуется решающий вклад рабочего класса в создание материально-технической базы коммунизма, его активная деятельность по совершенствованию и неуклонному подъему производетва, развертыванию патриотических начинаний. С использованием нового материала исследуется трудовая и общественно-политическая деятельность рабочего класса — участие в социалистическом соревновании и движении за коммунистический труд, техническом творчестве и рационализации производства, в работе Советов, профсоюзов, органов народного контроля. В трудах, созданных историками национальных республик, показан вклад рабочего класса СССР, всех его республиканских отрядов, в укрепление мировой социалистической системы, в углубление международного рабочего и национально-освободительного движения. Важное направление в историографии советских республик представляет разработка истории социалистического преобразования сельского хозяйства и национального крестьянства. Раскрывается творческий характер аграрной политики КПСС, ее органическая связь с национальной политикой. Освещается роль государства в материально-техническом снабжении национальной деревни, строительство кооперации, организация крестьянской бедноты и батрачества, деятельность Советов в деревне, организационная и идейно-воспитательная работа партии среди крестьянства. Большое внимание уделяется вкладу рабочего класса в социалистическое преобразование и развитие сельского хозяйства (снабжение деревни техникой, руководство проведением земельно-водных реформ и землеустройства, организация машинно-тракторных колонн и станций, электрификация села). Внимание историков привлек вопрос о характере аграрных преобразований 20-х годов в республиках Средней Азии и Казахстана. Одни из них считают, что эти преобразования носили революционно-демократический характер, поскольку непосредственно не утверждали социалистических отношений, а лишь подготовляли условия победы социализма в восточной деревне. Другие же характеризуют указанные преобразования как социалистические, ибо они проводились Советской властью, Коммунистической партией и являлись необходимой ступенью в процессе поворота дехканских масс Советского Востока к социализму. Центральное место в работах, посвященных коллективизации сельского хозяйства, отводится проблеме классовой борьбы в деревне, и в частности региональным особенностям ее проявления, вопросам партийного руководства колхозным движением. В ряде республик созданы сводные труды по истории крестьянства ', Ввиду новизны этой работы коллективно вырабатывалась методика, подход к созданию подобных трудов. Их авторы стремились увязать историю крестьянства как класса с анализом социально-экономических сдвигов в деревне, сочетать вопросы, касающиеся производственной деятельности крестьянства, с сюжетами, связанными со структурными изменениями в его составе, показать общественно-политическую и трудовую деятельность крестьянства, изменения в характере и содержании его труда, в духовном и морально-политическом облике тружеников деревни. Появились исследования об осуществлении аграрной политики КПСС, о развитии сельского хозяйства советских республик на стадии развитого социализма. В них рассматриваются такие актуальные проблемы, как индустриализация сельскохозяйственного труда; интенсификация сельскохозяйственного производства, связанная с повышением уровня его механизации, химизацией, развитием мелиорации и орошения; формирование кадров механизаторов и специалистов сельского хозяйства; повышение культурного уровня и материального благосостояния сельских тружеников. Стали публиковаться исследования о союзе рабочего класса и крестьянства, в которых показывается обогащение его качественного содержания. Характеризуются формы и методы воздействия рабочего класса на социально-экономическое развитие деревни в период социалистического строительства, развитие союза рабочего класса и крестьянства в условиях зрелого социализма. Продвинулось изучение различных аспектов культурного строительства в национальных республиках. Исходя из марксистско-ленинского понимания культурной революции как закономерности общественного развития в эпоху строительства 1 История крестьянства Украинской ССР. Киев, 1967, т. 1—2; История советского крестьянства Киргизстана. Фрунзе 1972; История сельского хозяйства и дайханства Советского Туркменистана (1917-1970 гг.). Ашхабад, 1974; Тулепбаев Б. А. Осуществление ленинской аграрной политики партии в республиках Средней Азии. М., 1967, и др. социализма и коммунизма, историки раскрывают специфичвт ские проявления этой закономерности в различных национальных районах. Одно из центральных мест занимает проблема идейного становления социалистической культуры (борьба с буржуазно-националистическими и феодально-клерикальными идейными концепциями, теорией «единого потока», реакционными традициями и обычаями). В трудах по истории культурной революции исследуются е§ этапы и формы, методы ликвидации неграмотности, организат ции народного образования, культурно-просветительной работы, издательского дела, подготовки национальных кадров; уделяется внимание процессу создания письменности у ряда народов, развития литературы и искусства. В связи с изучением борьбы советского народа за построение коммунистического общества освещается процесс формирования нового человека, совершенствование его духовного и морально-политического облика. Историки выявляют тесную связь интернационального воспитания масс с дальнейшим совершенствованием национальных отношений, усиливающимся взаимообщением народов СССР во всех областях жизни, закреплением общих черт их духовного облика, ростом внутреннего единства советского народа как интернациональной общности людей. Подробно раскрывается проблема взаимообщения национальных культур, формы взаимообмена советских народов духовными ценностями. В ряде работ характеризуется социальная функция интеллигенции в социалистическом обществе. Освещаются социальные и политические условия создания кадров национальной интеллигенции и методы их подготовки. Уделяется внимание опыту идеологического воспитания интеллигенции, показу ее вклада в победу социализма, в создание материальных и духовных предпосылок коммунизма. Во многих республиках изданы обобщающие труды о Великой Отечественной войне1. В них поднялось на новый уровень освещение проблем патриотизма и интернационализма народов СССР. О высоком боевом духе советских воинов разных национальностей, их несгибаемой воле к победе, самоотверженности и героизме повествуется в работах, посвященных истории бое- 1 Украинская ССР в Великой Отечественной войне Свветского Союза 1941—1945 гг. Киев, 1967—1969, т. I—III (изд. на русск. яз. 1975); Эстонский народ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг. Таллин, 1971, т. I; Борьба латышского народа в годы Великой Отечественной войны. Рига, 1970; Борьба литовского народа за свободу Родины в Великой Отечественной войне. Вильнюс, 1968; Вклад трудящихся Узбекистана в победу в Великой Отечественной войне. Ташкент, 1975; Молдавская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг. Кишинев, 1975—1976, т I—II; Советская Армения в годы Великой Отечественной войны. Ереван, 1975; Советский Таджикистан в Отечественной войне, 1941 — 1945 гг. Сб. статей. Душанбе, 1975; Азербайджанская ССР в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Баку, 1976—1977, т. I—II, и др. вых операций, отдельных национальных формирований, соединений, родов войск, военных округов. Большой материал о боевом содружестве советских народов содержится в публикациях, посвященных партизанскому движению. Возросло внимание историков к характеристике конкретного вклада той или иной республики в общую победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. Дружба, взаимопомощь народов СССР, глубокое понимание ими общего долга раскрывается не только в военно-исторических работах, но и в трудах об эвакуации и размещении промышленности на новых местах, перестройке промышленного производства на военный лад. Интернационализм советских народов проявился в устройстве миллионов эвакуированных, обеспечении их жильем, продовольствием, работой, в организации нормальной деятельности переведенных на восток учебных заведений, научных учреждений, в развертывании широкой сети госпиталей, во всенародной заботе об удовлетворении нужд сражающейся армии. Колхозное крестьянство советских республик продемонстрировало в годы войны безграничную преданность советскому строю, высокое чувство патриотического и интернационального долга. Освещается вклад тружеников сельского хозяйства советских республик в обеспечение нужд страны и фронта, организаторская и идеологическая работа партии-в деревне, участие колхозных масс во Всесоюзном социалистическом соревновании. Одним из важных аспектов исследований о крестьянстве военного времени является характеристика изменений в его численности и составе. Исследуется проблема дальнейшего укрепления и развития союза рабочего класса и крестьянства, выделяются основные формы помощи рабочего класса деревне: снабжение МТС и колхозов сельскохозяйственной техникой, ремонтными средствами и запасными частями, участие в сельскохозяйственных работах, организация соревнования промышленных предприятий с колхозами за увеличение выпуска продукции и т. д. Историки обращают внимание на факторы укрепления межнациональных связей в годы войны: рост многонациональности республик (немалую роль здесь играла эвакуация в восточные районы населения с временно оккупированных врагом территорий); совместный труд представителей разных народов по выполнению фронтовых заказов, а также в колхозах и совхозах, взаимообмен трудовыми и бытовыми традициями; помощь и непосредственное участие в восстановлении разрушенного войной хозяйства западных республик и областей. Предметом пристального внимания стала послевоенная история национальных республик. Развитие промышленности и сельского хозяйства, деятельность партийных, комсомольских и профсоюзных организаций по подъему творческой активно- сти масс, в частности движения за коммунистический труд, сотрудничество народов в строительстве промышленных и энергетических гигантов — таковы основные темы исследований^ посвященных этому периоду. Большое внимание уделяется характеристике национальных отношений на современном этапе. Освещается тема сближения советских наций и народностей во всех сферах жизни. Важным фактором, свидетельствующим о сближении наций, является усиление их социальной однородности. Тенденция возрастания "социальной однородности советских наций проявляется в стирании межклассовых граней, развитии коммунистических общественных отношений. Этот процесс стал характеризоваться сближением таких социальных показателей, как распределение городского и сельского населения различных республик по характеру труда, удельному весу квалифицированных работников, уровню образования населения. Сближение наций происходит также в результате специализации и кооперирования производства республик и экономических районов, возрастания в условиях научно-технической революции численности рабочих и интеллигенции, повышения роли рабочего класса в советском обществе, укрепления экономических связей республик, краев, областей. В документах съездов КПСС сформулированы важные положения о советском народе как новой исторической общности людей-1. В республиках началось интенсивное изучение этой проблемы2. Советский народ определяется, во-первых, как общность социально-классовая, объединяющая социалистические классы и социальные группы и, во-вторых, как общность межнациональная, олицетворяющая нерушимое единство всех советских наций и народностей. Характеризуются основные факторы, сплачивающие советских людей в новую историческую общность — единство социалистических общественных отношений, марксистско-ленинской идеологии, наличие общих существенных черт в морально-политическом и духовном облике рабочих, колхозников, интеллигенции, представителей всех народов СССР. Национальная историография активно включается в борьбу с буржуазными и националистическими фальсификаторами истории народов СССР. Во многих трудах, опубликованных в республиках Прибалтики, на Украине, Молдавии, республиках 1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971, с. 75—76; .Материалы XXV 2 Холмогоров А. И. Единый и многонациональный. Рига, 1970; Даждами- Средней Азии », разоблачаются буржуазные мифы о проц и настоящем советских народов, показываются их историче достижения на пути строительства социализма и коммуни осуществления ленинской национальной политики Коммуни ческой партии. Таким образом, историческая наука в национальных публиках, как и вся советская историография, достигла в кого уровня развития. Она успешно осваивает сложней проблемы истории народов СССР с древнейших времен до ших дней. Источники и литература Антоненко Б. А., Искандаров Б. И. Развитие исторической науки в Сове! Таджикистане. — Вопросы истории, 1974, № 7. Ахунова М. А., Лунин Б. В. История исторической науки в Узбекистане. I кий очерк. Ташкент, 1970. Бирон А. К-, Дорошенко В. В. Советская историография Латвии. Рига, Гаалагайте А. Ю., Гришкунайте Э. В. Историческая наука Советской Л (1940—1970 гг.). —Вопросы истории, 1971, № 6. Г росу л Я. С., Мохов Н. А. Историческая наука Молдавской ССР. М., Дахшлейгер Г. Ф. В. И. Ленин и проблемы казахстанской нсториогр; Алма-Ата, 1973. Дядиченко В. А., Лось Ф. Е., Сарбей В. Г. Развитие исторической н в Украинской ССР. Киев, 1970. Желтова Г. И. Социалистическое строительство в Узбекистане (20—30- ды). Историографический очерк. Ташкент, 1975. Каррыев А., Мошев М. Новейшая историография Советской Туркмен! История СССР, 1973, № 4. Марсаков К- П., Масов Р. М. Изучение истории социалистического и мунистического строительства в Таджикской ССР. — История СССР, № 5. Масов Р. М. Историография Советского Таджикистана (1917—1975). Ду бе, 1978. ■ . Развитие исторической науки на Украине за годы Советской власти статей. Киев, 1973 (на укр. яз.). Развитие советской исторической науки. 1970—1974. М., 1975, с. 356-Сумбатзаде А. С. Историческая наука Азербайджана на современном эта Вопросы истории, 1972, № 12. Сумбатзаде А. С. Русская, советская историография и историческая и в Азербайджане. — История СССР, 1975, № 1. Шерстобитов В. П., Орозалиев К- К., Винник Д. Ф. Очерк истории исто] ской науки в Советском Киргизстане (1918—1960). Фрунзе, 1961. 1 Рымаренко Ю. И. Украинский буржуазный национализм — враг и: национального единения трудящихся. Киев, 1970; Чередниченко В. П. Нг нализм против нации. Киев, 1970; Кочарли Т. К. Против фальсификаторе тории (история социалистической революции в Азербайджане в кривом кале буржуазных фальсификаторов). Баку, 1972; Хидоятов Г. А. Ленин национальная программа и современная идеологическая борьба. Таш 1972; Иноятов X. Ш. Ленинская национальная политика в действии (С идеологам антикоммунизма, извращающим исторический опыт строител! социализма в республиках Средней Азии и Казахстане). Ташкент, 1973; тив буржуазных фальсификаторов истории и культуры молдавского на! Кишинев, 1974, и др. Абдуллаев Ф. — 250 Абдуллаев Ш. Ш. —283 Абезгауз 3. А. — 165 Абрамов Б, А. — 184 Авдусин Д. А. — 148 Аврех А. Я — 247 Агаян Ц. П. — 283 Агуреев К. В. — 266 Адоратский В. В. —59 Азизбекова П. — 283 Айрапетян М. Э. — 252 Аксенов ТО. С. — 244 Акопян М. — 192 Александров В. А. —213, 216 Александров Г, Ф. — 123 Алексащенко А. П — 266 Алексеев Ю. Г. — 208 Алексеев Е. Е. — 321 Алексеева Г. Д. —17, 76, Алещенко Н. М. — 259 Амвросов А. Д.. — 292 Ананьич Б. В.— 238 Андреев А. И. — ]28 Андреев А. М. —1:59 Андреева М. С. — 304 Андреюк Г П. — 304 Аникеев В.'В. —256 Анисимов И. В.— 188 Анисимов Н. И, — 184, 190 Анишев А. — 94 Антелава И. Г. — 155 Антоненко Б. А. — 21, 329 Антонов-Овсеенко В. А, — 66, 94 Антонова С. И. — 164 Анфилов В. А. —288, 289 Анфимов А. М —239 Анцупов И. А. — 155 Арутюнов Г. А. — 244 Арутюнян Ю. В. — 180. 277, 289, 293 Арциховский А. В. — 78, 146, 148, 203, 207, 216 Астафьев И. И.— 252 Астрахан X. М. —280 Асылбеков М. X, — 323 Ахундов Б. Ю. — 236 Ахунова М. А. — 21, 329 Бабкин В. И. —249 Баграмян И. X. — 286 Бадя Л. В. — 19 Баева Л. К. —261 Базилева 3. П. —160 Базилевич К. В.— 112, 123, 126, 140,149, 150, 152, 153 Баишев С, Б. — 321 Бакрадзе Г. К. — 157 Бакулев Г. Д — 162 Балабанов М'. С. —89 Барбулат В. К. — 323 Барсов А. А. — 282 Батурин Н. Н. — 56, 59, 63, 97 Бахов А. С. —299 Бахрушин С. В.— 112, 117, 121, 126, 127, 130, 133, 149-152, 172, 205, 209 Бахтин М. И. —271, 277 Бейсембаев С. Б. — 321 Белявский М. Т. —217 Беляев Н. И. - 167 Бережков Н. Г. — 204 Березкин А. В. — 178 Вернадский В. Н. —217 Берхин И. Б. —271, 296 Бескровный Л. Г. — 167, 216, 248, 249 Именной указатель Бестужев И. В. -167, 252 Бибицкий Б. Е. — 282 Бирон А. К.— 21, 329 Блинов С. И.-299 Блинчевский Ф. Л. — 303 Бляхман С. Л.-292 Бовыкин В. И. -226, 236, 241,252 Богданов И. М. — 303 Богденко М. Л. — 293 Болтин Е. А. — 177 . Болховитинов Н. Н —249 Борисов Ю. С. — 281 Боровой С. Я. — 246 Бортников И. В. — 165 Бохшиев Б. — 145 Боярский В. А. — 266 Брайчевский М. Ю. — 148 Брежнев Л. И.-7, 53, 194, 195, 203, 282, 286, 293, 295, 306, 312-314 Бровер И. М. — 181 Бромлей Ю. В. — 199 Бубнов А. С. -55, 56, 63, 64, 96, 97, 105, 106Буганов В И. —204, 215, 216 Бурджзлов Э. Н. — 177, 260 Бурлацкий Ф. М. —161 Бурмистрова Т. Ю. — 310 Бутенко В. И. — 278 Быстренко П. —144 Быстрянский В. А. — 12, 55, 64, 65 Ваганов Ф. М. — 31Г Ванаг Н. Н. — 59, 90, 106, 107 Ванников Б. А. —286 Баренцева О. А — 144, 165 Варшавчик М. А. — 18, 114,307, ЗГ4 Василенко В. Е. —287 . Васильев Б. И. — 164 Васюков В. С. —282 Венедиктов А. В. — 175 Веселовский С. Б. —86, 116,130, 149, 152, 209 Вержховский Д. В — 252 Веселова А. Н. — 303 Ветошкин М. К. — 144 Викентьев А. — 190 Витенская Э. Б. —230 Виленский Б. В.—247 Винник Д. Ф. —21, 329 Виноградов В. А. — 263 Виппер Р. Ю. —72, 73. 126, 127 Виргинский В С. — 170 Владимирове В. С. —179 Власов И. В. — 179 Внотченко Л. Н. — 287 Водарский Я. Е. — 221 Водолазов Г. Г. — 232 Возненко В. В. — 188 Вознесенский Н. А. — 189 Волгин В. П. — 12, 13, 59, 77 Волин М С. - 12, 240, 241, 310 Волнн Я." Р- — 309 Волк С. С. - 231 Волков И. М. — 293 Волобуев П. В. — 162, 236, 262 Володарская А. М. — 244 Володарский Л. — 189, 190 Володин А. И —232 Воробьев Ф. Д. - 188, 287 Боровский В. В —62, 63 Ворожейкин И. Е. - 19, 193, 306 Воронин Н. Н. — 146. 148, 206, 217 Воронович А. А. —310 Ворошилов К- Е. — 57, 95, 289 ; i Воскресенский Ю. В. —274 Вощенков К. П. — 301 Вульфсон Г. Н. — 232 Выгодский СЮ —299 Вылцан М. А. —'180, 281, 293 Вяткин М. П. — 236 Гайгалайте А. Ю. — 21, 329 Галкин А. А. — 301 Галоян Г. А. — 250 Ганелин Р. Ш. - 252 Ганелин Ш. И. — 169 Гапоненко Л. С — 174, 175, 256 Гармиза В. В. —247 Гатовский Л. — 181 Гафуров К. А. — 269 Генкин Л. Б. — 179, 267 Генкина Э. Б. — 117, 124, 179, 180, 192, 270, 271, 301 Георгиев В. А. ^250 Герасимов В. Г., о нем — 61, 234 Герасимюк В. Р. — 176 Гефтер М Я. — 162 Тимпельсон Е. Г. — 175, 268 Гиндин И. Ф. —90, 162, 163, 246 Гинев В. Н. —259 Гладков И. А. — 274 Глебов Б. — 117, 119 Говоров Л. А. — 289 Голиков Г. Н. — 174, 308 Голикова Н. Б. —216 Гопобуцкий В. А —211 Голуб П. А. — 242, 259 Голубев А. — 94 Голубцов С. А. — 73, 74, 81 Голышев М. И. — 188 Гончий А. Г. —221 Горбунов В. В. —260, 302 Горбунов М. А. — 158 Горемыкина В. И. — 205 Гордон Л. А. — 278 Городецкий Е Н. - 14, 15, 17, 53, 103, 123, 124, 197, 258, 305 Горская Н. А. —213 Горский А. Д. — 203, 207, 212 Горький А. М. — 101, 117 Готье Ю. В. — 73, 121, 130 Граве Б. Б. — 89 Грановский Е. Л. — 90 Греков Б. Д. — 12, 86, 87, 103, 106, 109, 112, 114—116, 119, 121, 126, 128, 133, 146—150, 172, 205 Гречко А. А. — 286—288 Григорян 3. Т. — 250 Гриневецкий В. И. — 75 Гринишин Д. М. — 265 Гришкунайте Э. В. — 2\, 329 Громыко А. А. — 248, 298 Гросул В. Я. —250. 251 Гросул Я- С. -21, 155, 329 Грошев И. И. — 242, 284, 285 Грунт А. Я. — 242, 262 Грушевский М. С. — 88 Гуковский А. И. — 165 Гусев К В. — 175, 176, 242, 244, 260, 268 Гусев С. И. - 66, 97 Гусятников П. С. — 165, 241 Гуржий И. А. — 155 Гущин Н. Я- — 280 Давидович А. М. —247 Давыдов М. И. —268 Дадыкин Р. П. — 183, 277 Даждамиров А. Ф. — 328 Данилов А. И. — 14 Данилов В П. — 184, 267 Данилова Л. В.—211, 212 Данченко Н. И. —296 Дахшлейгер Г. Ф. — 21, 273, 329 Двойнишников М. А. — 292 Дзержинский Ф. Э. — 57, 66, 138, 274 Деборин Г. А. — 191 Деборин Л. М. — 289 Дегтярь Д. — 189, 190 Дейч Л. Г. — 57, 82 Демочкин Н Н. — 241, 243 Дербов Л. А. — 217 Джунусов М. С. — 284 Дильмухамедов Е. Д. — 165 Дмитренко В. П. — 271 Довженок В. И. — 147 Докучаев Г. А. — 289 Дорошенко В. В. — 21, 329 Дрнзул А. А. — 321 Дробижев В. 3. — 257, 274 Дружинин Н. М. — 78, 88, 103, 125, 128, 140, 154, 155, 159, 172, 219, 223, 224, 253 Дружинина Е. И. — 221 Дубровский С. М. — 59, 67, 85, 91, 164, 208, Дядиченко В. А. —21, 329 Дякин В. С. —238 Евстафьев Г. Н. — 182, 292 Егиазарова Н. А. — 222 Егоров А. И. — 66 Ежов В. А. — 289 Емец В А. — 252 Еремин'И. П. —206 Ерицян X. А. — 176, 244, 268 Ерман Л. К. —241, 243 Ерошкин Н. П. — 247 Ерыкалов Е. Ф. — 256, 261 Есауленко А. С. — 285 Ефимов А. В. — 125 Ефремов П. Н. — 252 Жданов А А. — 107, 108 Желтова Г. И. — 17, 21, 329 Жидков Г. П. — 220 Жилин П. А. — 15, 167, 249, 253, 288 Жуйков Г. С. — 235 Жуков Г. К. — 286 Журов Ю. В. —268 Заворыкин А. А. — 278 Завьялов С. — 117 Загорулько М. М. — 290 Зайончковский П. А — 156, 161, 172,232, 246—248, 253 Зайцев А. Д. — 291 Зак Л. М. — 19, 193, 264, 303, 306 Заозерская Е. И. — 153, 214 Зародов К. И. — 311 Захаров В. А. — 188 Захаров М. В. —288 Захарова Л. Г. — 247 Зевелев А. И. — 18, 53, 283, 314 Зевин В. Я — 160, 285, 308 Зеленин В.' В. — 264 Зеленин И. Е. — 293 Зеленко Г. И. — 303 Зиманов С. 3. — 282 Зимин А. А. —203. 205, 208, 209, 211,215, 217Злобин В. И. —314 Злобин И. Д. — 270 Злоказов Г. И. — 259 Злотников М. Ф — 249 Знаменский О. Н. — 260 262 Зорин В. А. — 168 Зутис Я. Я. — 171 Ибрагимбейли X. М. — 250, 251 Ибрагимов 3. И. — 321 Иванов В. М. — 310 Иванов Л. М. — 165, 234 Иванов Н. Я. —260 Иванова Л. В — 17, 76, 103Ивницкий Н. А. — 281 Игнатенко Т. А. — 19 Игнатов П. — 130 Игнатович И. И. — 224 Игнатовский П. А. — 296 Игнатьев А. В. —262 Игрицкий Ю. И. — 265 Иллерицкий В. Е. — 4, 15, 16, 139, 204 Индова Е И. — 155 Иноятов X. Ш. —329 Иоаннисян А. Р. — 169, 250 Иоикина Т. Д. — 259 Иоффе А, Е. - 303 Иоффе Г, 3. -20, 260, 265, 299 Ирошников М. П. — 255, 299 Исаков И. С. — 177, 178 Искандеров Б. И. —21, 329 Нсмаилов И. 3, — 322 Итенберг Б, С. -231, 232, 253 Кабанов В. В. — 280 Кабанов П. И. — 242 Кабанов П. Ф. —252 Кабузан В. М. — 221 , Казакевич Р. А. —235, 241 Казакова Н. А. — 152. 153, 217 Казанцев Б. Н. — 233 Какурин Н. — 94 Калинин Г. С. — 175 Калинин М. И. -57, 64, 95, 97, 130, 138, 187 Калинычев Ф. И. — 244 Каменев С. С. — 66 Каыешков Б. Н. — 256 Канев С. Н. — 260 Караев Г. Н. — 177, 173 Каргалов В. В. —206 Kaprep M. К. — 146, 206 Карнаухова Е. С. — 184 Карпенко О. М. — 304 Карпинский В. А. — 65 Карпов Г. Г. — 186 Каррыев А. К. —2!, 329 Кары-Ниязов Т. Н. — 185 Касьяненко В. И. —19, 274, 292, 296,306, 313 Катаев И, М. — 155 Катунцева Н. М. — 185, 304 Кафенгауз Б. Б. — 128, 153, 154 Кахк Ю. Ю — 225. 330 Кац Б. — 123 Качурина А. В. — 18 Каштанов С. М. — 208 Квиринг Э. — 95 Ким Г. Ф. — 263 Ким М. П.-14, 181, 186, 187, 192, 260, 302 Кии Д. —94 Кикяпина Н. С. —246, 248 Киров С. М. — 107, 108, 117, 138 Кирьянов Ю. И. —234 Кирюхина Е И. —244 Киселев С. В. — 146 Китанина Т. М. —236 Клеванский А. X. — 264 Клеянкин А. В. — 220 Клибанов А. И. —217, 225 Клокман Ю. Р. — 215 Клопов Э. В. — 255, 278 Ключевский В". О. — 70, 73, 74, 86, 99, 204, 205 Кляцкин С М. — 266 К нория В. Г. — 96 Князев Г. А. — 304 Кобляков И. К. — 299 Коваленко Д. А. — 255, 269 Ковальченко И. Д. - 14, 155, 204, 219, 221, 222, 225. 253 162. 229, 230 Коган Л. А. — 225 Колесников П. А. — 208 Колесниченко Д. А. — 244 Колтунов Г. А. — 288 Кольцов А. В. — 304 Колычева Е. И. — 208 Комин В. В. —260 Комков Г. Д. — 304 Компан О С. — 165 Конев И. С. — 286, 287, 289 Конкин С. — 228 Константинов Н. А. — 169 Конюков И. А. — 183 Копылов В. Р. — 264 Кораблев Ю. И. —255, 265, 310 Корецкий В. И. —210, 211 Корнейчик Ф. Ф. — 303 Коробков Н. М. — 116. 121 Королев Ф. Ф — 185. 303 п Корольков Н. В. — 281 Коронен М. М. — 264 Коссой А. И. — 271 Костин А. Ф. — 18, 240, 241, 309 Костомаров Г. Д. — .!£-§ Кострикин В. И.—261 Косульников А. П. — 144 Котов В. Н. — 15. 16 Кочарли Т. К. — 329 Кочетовская Е. П. — 183 Кочин Г. Е. — 207 Кошелев Ф. П. — 190 Кошик А. К. — 244 Краев М. А. — 184, 190 Кравцов В. М. — 188 Кравченко Г. С. — 290 Красиков П. А. — 63 Красин Ю. А —242 Кржижановский Г. М. —95 Кривоногое В. Я. —214 Крицмав Л. Н. — 90, 92, 95 Круглянский М. Р. — 303, 304 Крупская Н. К. — 57, 1&5, 187 Крушанов А. И. —266 Крылов Н. И. — 289 Кубанин М. И. — 93, 94 Кудрявцев И. А —204 Кузнецов Л. С. — 18, 314 Кузнецов Н. В. — 242 Кузнецов Н. Г. — 286 Кузьмин В. И.— 274 Кузьмин Г. В. — 179, 188 Кузьмин Н. Ф. — 179, 310 " Куйбышев В. В. — 57, 64, 95, 97, 138 Кукушкин Ю. С. — 281 Кулаков А. А — 18 Куликов В. И."—293 Куличенко М. И. — 284 Куманев В. А. — 303 Куманев Г. А. —289 Кунина А. Е. — 178, 266 Курдкшова Е. А. — 273 Кутаков Л. Н. — 252 Куцентов Д. Г. — 18 Кучин Д. М — 189 Кучкин А. П. — 96 Кызласов Л. Р. — 146 Кяйвяряйнен И. И. — 249 Лаверычов В. Я--227, 236, 237, 242, 244, 245. 247 Лаврентьев В .Н. — 184 Лаговский А. Н. —269 Ланда С. С. —227 Ларин Ю. — 91 Ларькина Е. И — 281 ■ .•■.,.., Лаппо-Данилевский А; С. — 73 Лаптин М. Н. — 270 Лашин А. Г. — 285 Лебедев В. И. — 112 Лебедев П. И. — 185 Лебедева Н. Б. — 278 Левин Ш. М. - 230 233, 253 Левшин Б. В. - 290. 304, 305 Лежава А П.—269 Лейкина-Свирская В. Р.. — 161 Лельчук В. С,-19. 182, 193. 292; 306 Лелюшенко Д. Д. — 286 Лемке М. К. —61 Ленин В. И. —3, 6, 9, 12—16, 21, 23—58 60—68, 71—73, 75—77, 79—80, 88—90, 96, 98-100, 103-104, 109, 111, 114, 137, 144— 145, 149, 165, 173—174, 178—180, 187, 196— 198, 210, 220, 222—223, 232, 235, 240—244, 247, 253—256, 260, 265—266, 268—271, 274, 276, 279-280, 282-283, 285, 291, 294-295, 297, 301—302, 307—310, 315, 321, 331 Леонтьев А. — 181 Лепешинский П. Н. — 64 Лепешкин А. И. — 283 Лесечко М. А. — 301 Лескова Л. И. — 242 Лешников В. В. — 145 Лещенко Н. Н. — 156 Ливший Я. И. — 237 Линков Я. И. — 156, 228 Липинский Л. П. — 245 Лисецкий А. М. — 261 Лисичкин С. М. — 162 Литвак Б. Г.—221, 224 Литвин А. Л — 268 Лихачев Д. С. — 126, 148, 204, 206, 218 Лихолат А. В. — 269, 285 Логинов В. 1. — 244 Лозинский 3. — 106 Локшин Э. Ю. — 181, 192 Ломакин А. — 12, 100 Лопунова Т. А. — 290 Лось Ф. Е. -21, 165, 329 Лукьянов П М. — 157 Луначарский А. В. — 58, 62, 187 Лунин Б. В. —21, 329 Лурье Я- С. — 152, 153, 217 Лядов М. Н. —56, 63 Ляхов В. Ф. —252 Лященко П. И. — 158 Мавродин В. В. — 128, 148, 150, 151, 205, Маевский И. В. — 162, 274 Мазалов Е. В. — 292 Макагоненко Г. П. — 158 Макаренко А. А. — 277 Макаров Н. И. — 290 Макарова Г. П. — 284 Макарова Р. В. —216 Маковский Д. П.—211 Максаков В. В. — 65 Максакова Л В. — 289 Маланчук В. Е. —284 Малахинов П. И. — 222 Малиновский Р. Я- —287 Мануильский Д. 3. —55 Манусевич А. Я- — 264 Манфред А. 3. —251, 252 Маньков А. Г. —213, 215 Маринов В. А. —252 Маркин Н. Г —61 Маркс К. — 12, 24. 26, 37, 56, 61, 77, 79 85 100, 103, 112, 137. 149, 165, 196, 307,'308 Марсаков К. П.—21, 329 Марушкин Б. И. — 20, 265, 266 Масов Р. М. — 21, 329 Маслов Н. Н. — 15, 18, 309, 314, ' Маслов С. Л. — 60 Матюгин А. А. — 276 Медведев Е. И. — 183 Меерсон Г. Е —87 Меликишвили Г. А. — 146, 170 Мельников Д. Е. —301 Мещеряков Н. Л. — 64 Милов Л. В. —221. 222 Милюков П. Н. — 74, 75, 98 Милютин В. П. —55, 67, 95 Минасян М. М. — 188, 287 Минц И. И.-13, 78, 94, 96, 103, 106, 115, 121, 123, 124, 130, 172, 174, 188, 192, 254, 261, 283, 305, 312 Мительман М. — 117, 119 Митрофанова А. В. — 289 Модестов В. В. — 241 Мордвинов Р. Н. — 177 Морехина Г. Г. — 289 Морозов Б. М. — 284 Морозов Л. Ф. — 272, 280 Мороховец Е. А. — 90 Москаленко К. G. — 286 Мохов Н. А. —21, 329 Мочалов В. Д. — 156 Мошев М. — 21, 329 Мухин А. А. — 234 Мухина Г. 3. — 259 Наджафов А. — 192 Найденов М. Е. — 15, 156 Нарочницкая Л. И. —251 Нарочницкий А. Л. — 168 Насонкина Л. И. — 227 Наумов В П. — 19, 103, 193, 306 Невский В. И. — 12, 55, 58, 59, 64, 65, 73, 81, 96, 97 Нелидов Н. В. — 65 Несмеянов А. Н. — 145 Нестеренко А. А. — 162 Нечаева В. С. — 160 Нечкина М. В. — 14, 17, 78, 88, 89, 103, 112, 123, 140, 141, 154, 158, 159, 172, 205, 210, 227, 229, 253 Никандров П. Ф — 158 Николаев П. А. —301 Никитин И. В. — 144 Никитин С. А. — 78, 114, 251 Никифоров Л. А. — 154, 216 Нифонтов А. С. — 222 Новицкий Г. А.—211 Новосельский А. А. — 153 Новосельцев А. П —206, 218 Носов Н. Е.-209; 211 Нурпеисов К. — 322 Овсянникова С. А. — 235 Овчинников Р, В.—203 Озеров Л. С. — 277 Okj-эдников А. П. — 146 Ольминский М. С. — 55, 56, 63, 64, 88, 97 Орджоникидзе Г. К. —95, 117, 138 Омельчук Ф С. — 186 Оников Л. А. — 278 Орлов В. Н. — 158 Орозалиев К. К. —21, 322, 329 . Осколков Е. Н. — 280 Остальцева А. Ф. — 252 Остапенко И. П. —277 Павленко Н. И. -204, 210, 214, 215 Павлицкая Н. И.—241 Павлов-Снльванский Н П.—86 Пажитнов К. А. — 89, 157 Панеях В. М. —208 Панкратова А. М. — 13, 19, 67, 78, 81, 89, 106, 112. 120, 125,.131, 138, 157, 165, 172, Панкратова М. —288 Пантин И. К. — 232 Панфилова А. М. — 277 Панцхава А. Я- — 155 Папин Л. М. — 179 • Парасунько О. А — 165 Паркасадзе В. Д! — 283 Паротькин И. В. — 287 Парусов А. И. — 121 Пашаев Н. А. — 186 Пашуто В. Т. — 140, 149, 206, 218 Педосов А. Д. — 313 Персии М. А. — 264 Першин П. Н. — 243, 253, 259, 279 Першина 3. В —232 Петров С. М. — 144 Петров Ю. П. — 266, 310
I и "oo!? С co'53M <N " И I 3 U> -Г И ffi IB .KnSijI p £4Cw;Oo3mOc К ф о>Ю S BS Щ ffi н W e к a. a.—4 o. a. ex o. g. о. ь C^ V QJ CJ flj fli ni ni ^1 !1
rp-sr t-4(M A-J
я; —" ■* СЧ АЧ1 **
,21 i i TRco я S ^** "^ '— *■*■ **■ "~^ ^*" *— ^* I—- b— r^ r~ **^ ^1 bV Q^ QJ аааааааааааааааа аза" Й2 tp 8* и 3 £2 g I Г 1 S S Й85 R-: I . > > к с — а"
O5 _, 8 2 Mi SrfS
ca
иоиоио
11 l«r ^ю'== » S о >i O.D.P3 к (З'^СМС re оз cq щ uj si*"4 , cS <N -Чай! I =Pc S'.,C
я я к о о о а, а. I я |