Здавалка
Главная | Обратная связь

Общие черты нового этапа развития историографии народов



СССР.С начала 60-х годов в новый этап своего развития всту­пила историческая наука в советских республиках. Определяю­щую роль сыграло построение в СССР развитого социалисти­ческого общества, складывание в результате ленинской нацио­нальной политики новой исторической общности — советского народа, расцвет культуры и науки народов СССР.

Современная историография национальных республик и об­ластей характеризуется следующими основными чертами: уси­лением разработки методологических проблем, широким освое­нием ленинской методологии и методики исследования, теоре­тических положений, содержащихся в документах КПСС; углублением изучения советского общества, проблем интерна­ционализма в истории советских народов, роли их дружбы и сотрудничества в строительстве социализма и коммунизма; рас­ширением масштабов, научной проблематики и повышением научно-теоретического уровня исследований, вовлечением в обо­рот новых исторических источников; сочетанием обобщающих трудов с монографическим изучением наиболее важных про­блем истории народов СССР; укреплением координации и ро­стом комплексности исследований, объединением специалистов разных республик для изучения крупных научных проблем; повышением наступательности историографии республик про­тив буржуазно-ревизионистской фальсификации истории наро­дов СССР.

В 60—70-е годы в 1,5—2 раза выросла численность кадров историков в национальных республиках и областях, увеличился удельный вес специалистов, имеющих ученую степень доктора и кандидата наук. В институтах истории республиканских ака­демий наук, в институтах истории партии при ЦК компартий республик (филиалах Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) созданы новые секторы и отделы. В ряде республик организовались специализированные научные учреждения (на­пример, институты археологии, этнографии, востоковедения). Завершилось создание университетов во всех автономных рес­публиках. Большую научную деятельность развернули музеи и научные общества. В Академии наук СССР и академиях наук союзных республик образованы проблемные научные советы, занимающиеся координацией исследований по истории народов СССР в масштабе всей страны или отдельных республик.

Ленинская концепция истории СССР как истории всех насе­ляющих нашу страну народов нашла последовательное вопло­щение втаких капитальных изданиях, как «История Коммуни-


стнческой партии Советского Сощза», «История СССР с древ-' нейших времен до наших дней», «История Великой Отечествен­ной войны Советского Союза» и др. В этих трудах идеи проле­тарского, социалистического интернационализма выступают в качестве мощного фактора исторического процесса, творческой революционной силы, важнейшего рычага созидания и развития социализма, защиты его завоеваний. Продолжалось издание

СВОДНЫХ ТруДОВ ПО ИСТОРИИ СОЮЗНЫХ республик1. КРУПНЫМ ДО'2

стижением стало создание сводных трудов по истории почти1 всех автономных республик и областей, а также по истории партийных организаций национальных республик.

Методологическое значение трудов, охватывающих большие периоды в жизни народов, состоит в том, что они позволяют выявить преемственность их исторического опыта, объективный характер развития народов СССР, решающую роль трудящих­ся масс в истории, соотношение экономики, политики и идеоло­гии в различных конкретных условиях, влияние общественных отношений на творческую активность народа и т. д.

Невиданные ранее масштабы приняла публикация докумен­тов (древние эпиграфические и повествовательные памятники, акты феодальной эпохи, документы об экономических, полити­ческих и культурных связях народов, истории демократических и революционных движений, Октябрьской революции и граж­данской войны, индустриализации и коллективизации, культур­ной революции, Великой Отечественной войны и т. д.). Расши­рились археолого-этнографические исследования. В ряде рес­публик выходят работы типа «Археология Украинской ССР», «Свод археологических памятников» и др. Важным вкладом в историческую науку стали сводные труды типа «Украинцы», «Белорусы», «Казахи»^ «Узбеки», вошедшие в многотомное из­дание «Народы мира». В этом издании впервые на фактиче­ском материале, проанализированном с позиций марксистско-ленинской науки, была дана панорама жизнедеятельности; современного человечества, проникнутая уважением к истори­ческому опыту всех народов, -больших и малых.

Показателем зрелости исторической науки в национальных республиках является активное участие ее в создании много­томных национальных энциклопедий, серийных трудов по иста-

1 История Украинской ССР в 8 томах. Киев, 1977—1979; История Бело­
русской ССР. Минск, 1972—1975, т. I—II; История Молдавской ССР. Киши­
нев, 1965—1968, т. I—II; История Латвийской ССР. Рига, 1971; История Ли­
товской ССР. Вильнюс, 1965—1975, т. III—IV; История Эстонской ССР. Тал­
лин, 1961 —1974, т. i—III; История Азербайджана. Баку, 1963, т. III; История
армянского народа в 8 томах. Ереван, 1967—1978, т. I, III—V, VII, VIII; Исто­
рия Грузии. Тбилиси, 1962, т. II; Очерки истории Грузии в 8 томах. Тбилиси,
1970—1980, т. 1—6; История Казахской ССР в 4 томах. Алма-Ата, 1977—1979;
История Киргизии. Фрунзе, 1963, т. I—II; История Киргизской ССР. Фрунзе,
1968, т. I—II (ч. 1—2); История таджикского народа, 1963—1905, т. I—III;
История Советского Туркменистана. Ашхабад, 1970, т. I—II; История Узбек­
ской ССР. Ташкент, 1967—1968, т. I—IV. ■ • , ......


рии городов и сел \ заводов и фабрик, колхозов и совхозов. Подготовлены учебные пособия для вузов и школ по истории многих советских республик, обобщающие работы по истории комсомола, профессиональных союзов.

Изучение дореволюционной истории народов СССР. В усло­виях развитого социализма широким фронтом развернулось изучение эволюции производительных сил и производственных отношений в различных районах страны, исследование нацио­нально-освободительной и революционной борьбы трудящихся, истории рабочего класса и крестьянства.

Археологическое обследование территории национальных республик и областей позволило поднять на новый уровень изу­чение истории первобытнообщинного строя, генезиса классовых обществ и их развития у различных народов СССР.

На Украине опубликованы исследования по важнейшим про­блемам феодально-крепостнической эпохи (история крестьян­ства, социально-экономическое развитие, ремесленно-торговая жизнь феодального города, классовая и национально-освободи­тельная борьба народных масс, история украинской культуры, укрепление всесторонних связей украинцев с другими наро­дами). Вышел ряд монографических исследований, охватываю­щих историю рабочего класса Украины от его зарождения до Октябрьской революции. Много работ посвящено истории ра­бочего и крестьянского движения в XIX — начале XX в.

Историки Белоруссии подготовили исследования по истории аграрных отношений, сельского хозяйства и городов эпохи фео­дализма. Они проследили процесс разложения феодально-кре­постнического хозяйства, эволюции аграрного строя в порефор­менное время, формирования капиталистического уклада.

В историографии республик Прибалтики основной упор сделан на изучение истории феодальных государств, политиче­ской системы и экономических отношений (кризис феодального хозяйства, рост крестьянского движения в связи с усилением феодального гнета и др.). Опубликованы новые работы, посвя­щенные влиянию крестьянской реформы на экономику, утвер­ждению капиталистических отношений в сельском хозяйстве, дифференциации крестьянства, подъему промышленности, фор­мированию рабочего класса и национальной буржуазии, уча­стию масс в революционной борьбе.

Историки Молдавии изучают историю складывания молдав­ского народа, общее и особенное в развитии феодализма, сдви­ги в структуре феодального землевладения, положение разных категорий крестьян. Новейшими исследованиями доказывается, что в экономике Молдавии XVI — начала XIX в. преобладало не земледелие, как принято было считать ранее, а животновод­ство. Усилилась разработка молдавско-русско-украинских эко-

1 26-томная «История городов и сел Украинской ССР» в 1975 г. удостоена Государственной премии СССР.


номических, политических и культурных связей, истории вхож­дения Молдавии в состав России и его прогрессивных послед­ствий. Отдельные монографии посвящены истории народниче­ства, рабочего и крестьянского движения, роли ленинской «Искры» в подъеме революционной борьбы народных масс.

Историография закавказских республик обогатилась иссле­дованиями, охватывающими период от каменного века до позд­него средневековья. В них раскрываются вопросы жизни, быта и культуры населения, его связи с соседними странами, миро­выми цивилизациями. Изучались особенности рабовладельче­ских отношений, генезис и развитие феодализма, процесс закре­пощения крестьянства, завершившегося здесь в XII—XIII вв., история городов и ремесел, народных движений против фео­дального гнета и иноземных захватчиков, общественно-полити­ческой мысли и культуры. Ряд работ посвящен взаимоотноше­ниям народов Закавказья с Россией, историческому значению вхождения этих народов в состав Российского государства. Много сделали ученые Закавказья в области исследования социально-экономического развития края в эпоху разложения феодальных и формирования капиталистических отношений, зарождения и подъема промышленности, образования нацио­нальных отрядов промышленного пролетариата. Написан ряд работ о национально-освободительном движении, народниче­стве, распространении марксизма, революционной борьбе рабо­че-крестьянских масс.

Историки Казахстана и Средней Азии наибольшее внимание уделили социальным отношениям племен и государств, станов­лению и развитию феодального строя среди кочевого и осед­лого населения, его хозяйственным занятиям (металлургия, ремесло, ирригация, земледелие и скотоводство), истории куль­туры. Обсуждался вопрос о характере производственных отно­шений у кочевых народов в эпоху феодализма. Большинство исследователей считают, что основой этих отношений была фео­дальная собственность на землю (пастбища). Интенсивно изу­чался процесс образования народностей, а также формирова­ния наций в условиях разложения патриархально-феодальных и развития капиталистических отношений в конце XIX — нача­ле XX в. Крупные исследования опубликованы по истории при­соединения Средней Азии и Казахстана к России, которое рассматривается как результат углубления длительных связей русского и местных народов. Исследователи детально характе­ризуют прогрессивные последствия вхождения народов Сред­ней Азии и Казахстана в состав России, при этом выделяют такие факторы, как внедрение в феодальную экономику капи­талистических отношений, рост фабрично-заводской промыш­ленности и формирование национального рабочего класса, вовлечение трудовых масс окраин в революционную борьбу российского пролетариата против социального и нацгонального гнета, влияние русской демократической культуры на подъем;


сознания нерусских народов. Созданы труды о путях и мас­штабах проникновения капитализма в кочевой аул, об эволю­ции форм землепользования в пастбищно-кочевой общине, о развитии в ней арендных отношений, труды по истории оседа­ния кочевников, переселенческого движения на окраины и т. д.

Вклад историков национальных республик в изучение исто­рии советского общества. В изучении истории народов СССР /советского периода наметились характерные черты: преодоле­вая локальность и узость проблематики исследований, историки все активнее берутся за разработку тем большого научного и политического значения; откликаясь на запросы времени, они все глубже вникают в проблематику, связанную с современными общественными процессами, с изучением путей становления и совершенствования развитого социализма. Исследование совре­менности теснейшим образом связывается с обобщением исто­рического опыта масс, с выявлением закономерностей и устой­чивых тенденций общественного развития; поэтому в работах историков все чаще можно встретить сочетание анализа новей­ших явлений с ретроспективным подходом к их рассмотрению.

Советскими историками создана серия капитальных трудов по истории Октябрьской революции в крупнейших националь­ных районах страны>. В союзных и автономных республиках и областях были опубликованы коллективные труды и моногра­фии, посвященные различным проблемам истории Октября. В них показано, что Россия представляла собой единое много­национальное государство, и поэтому социально-экономические и политические предпосылки революции, вызревшие в стране, определили революционную ситуацию как в центре, так и на окраинах. Революционно-демократическое крыло национально-освободительного движения слилось в период подготовки и про­ведения Великой Октябрьской социалистической революции с борьбой рабочего класса за социализм; революционная энергия трудящихся масс национальных районов соединялась с борьбой общероссийского рабочего класса и беднейшего крестьянства за свержение господства эксплуататоров и установление дик­татуры пролетариата. Историки советских республик показы­вают, что борьба за установление Советской власти в нацио­нальных районах была органической частью общероссийского революционного процесса, руководимого ленинской партией. В этой связи преодолевались попытки некоторых' историков «искать» «свои» предпосылки социалистической революции в каждом национальном районе.

1 Победа Советской власти на Украине. М., 1967; Победа Советской вла­сти в Белоруссии. Минск, 1967; Борьба за Советскую власть в Прибалтике. М., 1967; Октябрь в Поволжье. Саратов, 1967; Победа Советской власти в Средней Азии и Казахстане. Ташкент, 1967; Победа Советской власти в За­кавказье. Тбилиси, 1971.


Значительное место в литературе занимают проблемы, отно­сящиеся к борьбе большевиков за влияние в Советах и других массовых организациях, за создание и укрепление союза рабо­чего класса с национальным крестьянством; изучаются происки контрреволюционных сил, их связи с империалистическими го­сударствами Запада. Историки стремятся глубже исследовать классовые противоречия в национальных районах, программы И тактические маневры буржуазных и мелкобуржуазных нацио­налистических партий. Изучение этих проблем существенно дополняет картину событий, способствует раскрытию револю­ционного процесса во всей его сложности и многоплановости.

Разрабатывается тема содружества трудовых масс различ­ных национальностей России в осуществлении социалистической революции. Показывается военная, политическая и экономиче­ская помощь русских трудящихся народам бывших националь­ных окраин в период гражданской войны и военной интервен­ции. Историки Украины и Белоруссии изучают деятельность местных большевиков, развитие партизанского движения про­тив немецких И белопольских захватчиков в 1918—1920 гг:, работу революционных комитетов, историю создания и укрепле­ния Красной Армии. Вышли новые работы о революционных событиях 1917—1919 гг. в Прибалтике, участии латышских стрелков в борьбе за Советскую власть. Изучается история прибалтийских народов периода буржуазной диктатуры 1920— 1940 гг. (внутренняя и внешняя политика буржуазии, борьба трудящихся и местных коммунистов за свержение буржуазного господства). Все больше работ посвящается истории восстанов­ления Советской власти, проведения ею революционных преобра­зований в политической, социально-экономической и культурной жизни Латвии, Литвы и Эстонии. В Молдавии опублико­ваны исследования о массовых организациях трудящихся (Со­веты, крестьянские и воинские комитеты), об участии интерна­ционалистов в гражданской войне.

Историография закавказских республик активно разобла­чает антинародную политику дашнаков, мусаватистов и мень­шевиков, происки международного империализма в отношений Закавказья, показывает помощь Красной Армии в борьбе тру­дящихся за установление и упрочение Советской власти. Исто­рики Средней Азии и Казахстана углубили разработку истории Октября применительно к различным районам края, раскрыли контрреволюционную сущность басмачества, направлявшегося иностранными империалистами, продвинулись в изучении во­просов, связанных с образованием Бухарской и Хорезмской народных республик.

В историографию национальных республик, как и во всю советскую историческую науку, прочно вошла тема В. И. Ле­нина. Раскрывается роль В. И. Ленина, Коммунистической пар­тии в выработке подлинно научной национальной программы и


политики, в организации национальных масс на победу социа­листической революции, на построение социализма '.

Активно изучается история Октября и гражданской войны в автономных республиках, областях и округах РСФСР (Се­верный Кавказ, Поволжье, Сибирь). Историки разрабатывают такие проблемы, как размежевание классовых сил, разоблаче­ние большевиками идеологии и политики буржуазно-национа­листических партий, усиление большевистского влияния в рево­люционно-демократических организациях, интернациональное сплочение масс в борьбе за социальное и национальное осво­бождение, воздействие ленинской национальной и аграрной по­литики на укрепление союза русского рабочего класса с нацио­нальным крестьянством.

Публикация в связи с 50-летием образования СССР новых ленинских документов, посвященных борьбе против великодер­жавности и местного национализма, за последовательное осу­ществление большевистской национальной политики стимули­ровала изучение роли интернационального единства советских народов в их социальном и национальном развитии.

Проблемы, связанные с решением национального вопроса и национально-государственным строительством в СССР, зани­мают одно из центральных мест в историографии советских республик. Активность ученых в разработке этих проблем опре­деляется, во-первых, стремлением научно осмыслить значение социальных завоеваний Октября для исторических судеб совет­ских народов, раскрыть содержание коренных преобразований в экономической, социальной, политической и культурно-идео­логической сферах национальной жизни, поставить опыт КПСС и Советского государства по созданию интернационального братства народов СССР на службу мировому освободительному процессу. Во-вторых, необходимо последовательно и системати­чески разоблачать происки международной реакции, пытаю­щейся оживить националистические пережитки, принизить достижения СССР в решении национального вопроса.

В историографли советских республик утверждается много­плановый подход к освещению истории национально-государ­ственного строительства. Мероприятия партии и Советского государства по решению национального вопроса в прежде от­сталых районах тесно увязываются с осуществлением на прак-

1 Уразаев Ш. 3. В. И. Ленин и строительство советской государственности в Туркестане. Ташкент, 1967; Бейсембаев С. Б. Ленин и Казахстан 0897— 1924). Алма-Ата, 1968; Дризул А. А. В. И. Ленин и революционная Латвия. Рига, 1970; Баишев С. Б. В. Й. Ленин и Советский Казахстан. Алма-Ата, 1969; Ленин и Литва. Вильнюс, 1969; Алексеев Е. Е. По пути укрепления власти трудящихся. Роль В. И. Ленина в исторических судьбах Якутии. Якутск, 1970; В. И. Ленин и чувашский народ. Сб. статей. Чебоксары, 1970; Ибрагимов 3. И. В. И. Ленин и победа социалистической революции в Азербайджане. Баку' 1970; Покровский С. Н. Ленин и победа Советской власти в Казахстане. Алма-Ата, 1970; В. И. Ленин — вдохновитель дружбы народов СССР. -Киев, 1972; Этснко Л. А. Ленин и горцы Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1975, и др.


тике ленинского учения о переходе от докапиталистически? форм оощественной жизни к социализму, минуя капиталисти­ческую стадию развития'. Раскрывается творческий характер, гибкость национальной политики партии, внимательно учитьь вавшей национальные особенности, характеризуются конкрет­ные формы и методы преобразовательной деятельности Совет­ской власти, показывается международное значение советского опыта решения национального вопроса. Активно исследуется процесс формирования социалистических наций и народностей, возникновения и развития национальных отношений социали­стического типа.

Усилилось изучение организации, функций и компетенции высших органов государственной власти республик, роли кре­стьянских и других общественных организаций в деле повыше­ния политической активности трудящихся, деятельности рабо­че-крестьянской инспекции как одного из средств приобщения масс к государственному управлению. Появились исследования о деятельности местных Советов, расширении их функций, об общественно-политической жизни трудящихся2.

Социалистическая индустриализация национальных респуб­лик расценивается как выражение одной из главных законо­мерностей строительства социализма в многонациональной стране, как проявление стратегической линии КПСС и Совет­ского государства на обеспечение фактического равенства со­ветских народов, их прочного интернационального единства. При этом раскрываются особенности индустриализации в тех или иных республиках, определявшиеся уровнем их промыш­ленного развития в прошлом, состоянием изученности природ­ных ресурсов, экономической выгодностью их эксплуатации.

Промышленно развитые районы (Центр, Украина) внесли весомый вклад в создание фонда социалистической индустриа­лизации, в стремительный индустриальный прогресс всех совет­ских республик. Освещаются такие формы содействия русских, украинских рабочих индустриальному развитию отсталых рай-

1 Минуя капитализм. О переходе к социализму республик Средней Азии
и Казахстана. М., 1981; Закономерности перехода народов ранее отсталых
стран к социализму (на примере Казахстана). Алма-Ата, 1961; От средневе­
ковья к вершинам современного прогресса. М., 1965; Экономические законо­
мерности и преимущества некапиталистического пути развития. По материа­
лам Узбекистана. Ташкент, 1967; Исторический опыт строительства социа­
лизма в республиках Средней Азии. М., 1968; Исмаилов И. 3. Ленинская
теория некапиталистического развития народностей Кавказа. Баку, 1968; Лени­
низм и опыт строительства социализма в республиках Советского Востока.
Фрунзе, 1970; Орозалиев К. Исторический опыт перехода киргизского народа
к социализму, минуя капитализм. Фрунзе, 1974, и др.

2 Советы и жизнь. Роль местных Советов Белоруссии в коммунистическом
строительстве. Минск, 1971; Нурпеисов К- Крестьянские Советы Казахстана
(История строительства, укрепления и практической деятельности аульных
Советов в 1917—1922 гг.)- Алма-Ата, 1972; Общественно-политическая жизнь
трудящихся Украинской ССР. Киев, 1973—1974, т. 1—2; Уразаев Ш. 3. Тор­
жество социалистической демократии в Узбекистане. Ташкент, 1977, и др. .


Шов, как непосредственное участие в сооружении промышлен­ных объектов, их оборудовании, посылка квалифицированных кадров на местные промышленные предприятия; обучение пред­ставителей коренных народов рабочим профессиям; шефство крупных промышленных центров над национальными республи­ками и т. д. Союзное государство характеризуется как органи­затор рационального размещения производительных сил, осу­ществлявшегося с учетом общенародных и национальных интересов, как проводник линии партии на преимущественное направление общесоюзных накоплений в пользу отсталых рай­онов в целях ликвидации их экономического неравенства.

Исследуются проблемы научно-технического прогресса со­ветских республик на современном этапе. Высокий уровень их индустриального развития в условиях зрелого социализма связывается с последовательным проведением курса КПСС на соединение достижений научно-технической революции с пре­имуществами социализма. Историки показывают формы эконо­мического сотрудничества народов в рамках единого народно­хозяйственного комплекса СССР, отмечают, что углубляющаяся специализация и кооперирование хозяйства республик являются важным фактором возрастания их экономического потенциала и совокупного вклада в общесоюзную экономику.

Активно участвуют историки советских республик в разра­ботке тем, связанных с формированием и развитием рабочего класса — ведущей социальной силы советского общества1. Освещение этого процесса дается в тесной связи с историей индустриального развития республик и областей, определяю­щего динамику роста рабочего класса, масштабы и конкретные формы его трудовой деятельности. Труды о рабочем классе носят, как правило, комплексный характер: в них содержится анализ количественных и качественных изменений в рабочем классе, источников пополнения его рядов, трудовой и общест­венно-политической активности, его руководящей роли в жизни общества.

Выявляются региональные особенности формирования рабо­чего класса. В трудах, посвященных Средней Азии, Северному Кавказу, ряду республик Поволжья, народам Сибири, показы­вается, что здесь впервые за годы Советской власти сформиро­вались местные отряды промышленного рабочего класса. Ис­следуются формы и методы подготовки квалифицированных

1 История рабочего класса Узбекистана. Ташкент, 1964—1969, т. I______ III;

История советского рабочего класса Киргизии. Фрунзе, 1966; История рабо­чего класса Украинской ССР. Киев, 1968; История рабочего класса Советского Туркменистана (1917—1965). Ашхабад, 1969; История рабочего класса Тад­жикистана (1917—1970). Душанбе, 1972—1973, т. I—II; Асылбеков М. X. Формирование и развитие кадров железнодорожников Казахстана (1917— 1970). Алма-Ата, 1973; Барбулат В. К., Рыбалко П. Л. Рабочий класс Совет­ской Молдавии. Кишинев, 1974; Очерки истории рабочего класса Азербай­джанской ССР. Баку, 1974—1977, т. I—II; Формирование и развитие рабочего класса Советской Армении в 1920—1940 гг. Ереван, 1980, и др.


кадров рабочих в различных отраслях промышленности, в строительстве и на транспорте, выявляются факторы, влияющие на изменение отраслевой структуры рабочего класса (появле­ние новых производств, широкое использование достижений научно-технического прогресса). Предпринимается сравнитель­ный анализ источников и форм пополнения рабочего класса, а также его состава по полу, возрасту, стажу, уровню квали­фикации.

Что касается районов, где еще до революции имелись зна­чительные кадры рабочего класса (Украина, республики При­балтики, Азербайджан), то здесь в переходный период происхо­дило не только возрастание численности рабочих, но и качест­венное совершенствование рабочего класса, рост его обра­зовательного, культурно-технического и профессионального уровня.

Освещается вопрос о дальнейшем повышении ведущей роли рабочего класса в развитом социалистическом обществе, характе­ризуется решающий вклад рабочего класса в создание матери­ально-технической базы коммунизма, его активная деятельность по совершенствованию и неуклонному подъему производетва, развертыванию патриотических начинаний. С использованием нового материала исследуется трудовая и общественно-полити­ческая деятельность рабочего класса — участие в социалистиче­ском соревновании и движении за коммунистический труд, тех­ническом творчестве и рационализации производства, в работе Советов, профсоюзов, органов народного контроля.

В трудах, созданных историками национальных республик, показан вклад рабочего класса СССР, всех его республикан­ских отрядов, в укрепление мировой социалистической системы, в углубление международного рабочего и национально-освобо­дительного движения.

Важное направление в историографии советских республик представляет разработка истории социалистического преобра­зования сельского хозяйства и национального крестьянства. Раскрывается творческий характер аграрной политики КПСС, ее органическая связь с национальной политикой. Освещается роль государства в материально-техническом снабжении нацио­нальной деревни, строительство кооперации, организация кре­стьянской бедноты и батрачества, деятельность Советов в деревне, организационная и идейно-воспитательная работа пар­тии среди крестьянства. Большое внимание уделяется вкладу рабочего класса в социалистическое преобразование и развитие сельского хозяйства (снабжение деревни техникой, руко­водство проведением земельно-водных реформ и землеустрой­ства, организация машинно-тракторных колонн и станций, элек­трификация села).

Внимание историков привлек вопрос о характере аграрных преобразований 20-х годов в республиках Средней Азии и Ка­захстана. Одни из них считают, что эти преобразования носили


революционно-демократический характер, поскольку непосред­ственно не утверждали социалистических отношений, а лишь подготовляли условия победы социализма в восточной деревне. Другие же характеризуют указанные преобразования как со­циалистические, ибо они проводились Советской властью, Ком­мунистической партией и являлись необходимой ступенью в процессе поворота дехканских масс Советского Востока к социа­лизму.

Центральное место в работах, посвященных коллективиза­ции сельского хозяйства, отводится проблеме классовой борьбы в деревне, и в частности региональным особенностям ее прояв­ления, вопросам партийного руководства колхозным движением.

В ряде республик созданы сводные труды по истории кре­стьянства ', Ввиду новизны этой работы коллективно выраба­тывалась методика, подход к созданию подобных трудов. Их авторы стремились увязать историю крестьянства как класса с анализом социально-экономических сдвигов в деревне, соче­тать вопросы, касающиеся производственной деятельности крестьянства, с сюжетами, связанными со структурными изме­нениями в его составе, показать общественно-политическую и трудовую деятельность крестьянства, изменения в характере и содержании его труда, в духовном и морально-политическом облике тружеников деревни.

Появились исследования об осуществлении аграрной поли­тики КПСС, о развитии сельского хозяйства советских респуб­лик на стадии развитого социализма. В них рассматриваются такие актуальные проблемы, как индустриализация сельскохо­зяйственного труда; интенсификация сельскохозяйственного производства, связанная с повышением уровня его механиза­ции, химизацией, развитием мелиорации и орошения; формиро­вание кадров механизаторов и специалистов сельского хозяй­ства; повышение культурного уровня и материального благо­состояния сельских тружеников.

Стали публиковаться исследования о союзе рабочего клас­са и крестьянства, в которых показывается обогащение его качественного содержания. Характеризуются формы и методы воздействия рабочего класса на социально-экономическое раз­витие деревни в период социалистического строительства, раз­витие союза рабочего класса и крестьянства в условиях зре­лого социализма.

Продвинулось изучение различных аспектов культурного строительства в национальных республиках. Исходя из марк­систско-ленинского понимания культурной революции как зако­номерности общественного развития в эпоху строительства

1 История крестьянства Украинской ССР. Киев, 1967, т. 1—2; История советского крестьянства Киргизстана. Фрунзе 1972; История сельского хозяй­ства и дайханства Советского Туркменистана (1917-1970 гг.). Ашхабад, 1974; Тулепбаев Б. А. Осуществление ленинской аграрной политики партии в рес­публиках Средней Азии. М., 1967, и др.


социализма и коммунизма, историки раскрывают специфичвт ские проявления этой закономерности в различных националь­ных районах. Одно из центральных мест занимает проблема идейного становления социалистической культуры (борьба с буржуазно-националистическими и феодально-клерикальными идейными концепциями, теорией «единого потока», реакцион­ными традициями и обычаями).

В трудах по истории культурной революции исследуются е§ этапы и формы, методы ликвидации неграмотности, организат ции народного образования, культурно-просветительной работы, издательского дела, подготовки национальных кадров; уделя­ется внимание процессу создания письменности у ряда наро­дов, развития литературы и искусства.

В связи с изучением борьбы советского народа за построе­ние коммунистического общества освещается процесс форми­рования нового человека, совершенствование его духовного и морально-политического облика. Историки выявляют тесную связь интернационального воспитания масс с дальнейшим со­вершенствованием национальных отношений, усиливающимся взаимообщением народов СССР во всех областях жизни, за­креплением общих черт их духовного облика, ростом внутрен­него единства советского народа как интернациональной общ­ности людей. Подробно раскрывается проблема взаимообщения национальных культур, формы взаимообмена советских народов духовными ценностями.

В ряде работ характеризуется социальная функция интел­лигенции в социалистическом обществе. Освещаются социаль­ные и политические условия создания кадров национальной интеллигенции и методы их подготовки. Уделяется внимание опыту идеологического воспитания интеллигенции, показу ее вклада в победу социализма, в создание материальных и ду­ховных предпосылок коммунизма.

Во многих республиках изданы обобщающие труды о Вели­кой Отечественной войне1. В них поднялось на новый уровень освещение проблем патриотизма и интернационализма народов СССР. О высоком боевом духе советских воинов разных нацио­нальностей, их несгибаемой воле к победе, самоотверженности и героизме повествуется в работах, посвященных истории бое-

1 Украинская ССР в Великой Отечественной войне Свветского Союза 1941—1945 гг. Киев, 1967—1969, т. I—III (изд. на русск. яз. 1975); Эстонский народ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг. Тал­лин, 1971, т. I; Борьба латышского народа в годы Великой Отечественной вой­ны. Рига, 1970; Борьба литовского народа за свободу Родины в Великой Отечественной войне. Вильнюс, 1968; Вклад трудящихся Узбекистана в победу в Великой Отечественной войне. Ташкент, 1975; Молдавская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг. Кишинев, 1975—1976, т I—II; Советская Армения в годы Великой Отечественной войны. Ереван, 1975; Советский Таджикистан в Отечественной войне, 1941 — 1945 гг. Сб. статей. Ду­шанбе, 1975; Азербайджанская ССР в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Баку, 1976—1977, т. I—II, и др.


вых операций, отдельных национальных формирований, соеди­нений, родов войск, военных округов. Большой материал о бое­вом содружестве советских народов содержится в публикациях, посвященных партизанскому движению.

Возросло внимание историков к характеристике конкретного вклада той или иной республики в общую победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. Дружба, взаимопомощь народов СССР, глубокое понимание ими общего долга рас­крывается не только в военно-исторических работах, но и в трудах об эвакуации и размещении промышленности на новых местах, перестройке промышленного производства на военный лад. Интернационализм советских народов проявился в устрой­стве миллионов эвакуированных, обеспечении их жильем, про­довольствием, работой, в организации нормальной деятельно­сти переведенных на восток учебных заведений, научных уч­реждений, в развертывании широкой сети госпиталей, во всенародной заботе об удовлетворении нужд сражающейся армии.

Колхозное крестьянство советских республик продемонстри­ровало в годы войны безграничную преданность советскому строю, высокое чувство патриотического и интернационального долга. Освещается вклад тружеников сельского хозяйства со­ветских республик в обеспечение нужд страны и фронта, орга­низаторская и идеологическая работа партии-в деревне, участие колхозных масс во Всесоюзном социалистическом соревнова­нии. Одним из важных аспектов исследований о крестьянстве военного времени является характеристика изменений в его численности и составе.

Исследуется проблема дальнейшего укрепления и развития союза рабочего класса и крестьянства, выделяются основные формы помощи рабочего класса деревне: снабжение МТС и колхозов сельскохозяйственной техникой, ремонтными средст­вами и запасными частями, участие в сельскохозяйственных работах, организация соревнования промышленных пред­приятий с колхозами за увеличение выпуска продукции и т. д.

Историки обращают внимание на факторы укрепления меж­национальных связей в годы войны: рост многонациональности республик (немалую роль здесь играла эвакуация в восточные районы населения с временно оккупированных врагом терри­торий); совместный труд представителей разных народов по выполнению фронтовых заказов, а также в колхозах и совхо­зах, взаимообмен трудовыми и бытовыми традициями; помощь и непосредственное участие в восстановлении разрушенного войной хозяйства западных республик и областей.

Предметом пристального внимания стала послевоенная ис­тория национальных республик. Развитие промышленности и сельского хозяйства, деятельность партийных, комсомольских и профсоюзных организаций по подъему творческой активно-


сти масс, в частности движения за коммунистический труд, сотрудничество народов в строительстве промышленных и энер­гетических гигантов — таковы основные темы исследований^ посвященных этому периоду.

Большое внимание уделяется характеристике национальных отношений на современном этапе. Освещается тема сближения советских наций и народностей во всех сферах жизни. Важным фактором, свидетельствующим о сближении наций, является усиление их социальной однородности. Тенденция возрастания "социальной однородности советских наций проявляется в сти­рании межклассовых граней, развитии коммунистических об­щественных отношений. Этот процесс стал характеризоваться сближением таких социальных показателей, как распределение городского и сельского населения различных республик по ха­рактеру труда, удельному весу квалифицированных работни­ков, уровню образования населения.

Сближение наций происходит также в результате специали­зации и кооперирования производства республик и экономи­ческих районов, возрастания в условиях научно-технической революции численности рабочих и интеллигенции, повышения роли рабочего класса в советском обществе, укрепления эко­номических связей республик, краев, областей.

В документах съездов КПСС сформулированы важные по­ложения о советском народе как новой исторической общности людей-1. В республиках началось интенсивное изучение этой проблемы2. Советский народ определяется, во-первых, как общность социально-классовая, объединяющая социалисти­ческие классы и социальные группы и, во-вторых, как общность межнациональная, олицетворяющая нерушимое единство всех советских наций и народностей. Характеризуются основные факторы, сплачивающие советских людей в новую историче­скую общность — единство социалистических общественных от­ношений, марксистско-ленинской идеологии, наличие общих существенных черт в морально-политическом и духовном обли­ке рабочих, колхозников, интеллигенции, представителей всех народов СССР.

Национальная историография активно включается в борьбу с буржуазными и националистическими фальсификаторами ис­тории народов СССР. Во многих трудах, опубликованных в республиках Прибалтики, на Украине, Молдавии, республиках

1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971, с. 75—76; .Материалы XXV
съезда КПСС. М., 1976, с. 81; Материалы XXVI съезда КПСС. AL, 1981,
с. 56—57. ■ . .

2 Холмогоров А. И. Единый и многонациональный. Рига, 1970; Даждами-
ров А. Ф.
Советский народ — интернациональная общность людей. Баку, 1974;
Кахк Ю. Черты сходства. Социологические очерки. Таллин, 1974; Великий со­
ветский народ. Киев, 1976, и др.


Средней Азии », разоблачаются буржуазные мифы о проц и настоящем советских народов, показываются их историче достижения на пути строительства социализма и коммуни осуществления ленинской национальной политики Коммуни ческой партии.

Таким образом, историческая наука в национальных публиках, как и вся советская историография, достигла в кого уровня развития. Она успешно осваивает сложней проблемы истории народов СССР с древнейших времен до ших дней.

Источники и литература

Антоненко Б. А., Искандаров Б. И. Развитие исторической науки в Сове!

Таджикистане. — Вопросы истории, 1974, № 7. Ахунова М. А., Лунин Б. В. История исторической науки в Узбекистане. I

кий очерк. Ташкент, 1970.

Бирон А. К-, Дорошенко В. В. Советская историография Латвии. Рига, Гаалагайте А. Ю., Гришкунайте Э. В. Историческая наука Советской Л

(1940—1970 гг.). —Вопросы истории, 1971, № 6.

Г росу л Я. С., Мохов Н. А. Историческая наука Молдавской ССР. М., Дахшлейгер Г. Ф. В. И. Ленин и проблемы казахстанской нсториогр;

Алма-Ата, 1973. Дядиченко В. А., Лось Ф. Е., Сарбей В. Г. Развитие исторической н

в Украинской ССР. Киев, 1970. Желтова Г. И. Социалистическое строительство в Узбекистане (20—30-

ды). Историографический очерк. Ташкент, 1975. Каррыев А., Мошев М. Новейшая историография Советской Туркмен!

История СССР, 1973, № 4. Марсаков К- П., Масов Р. М. Изучение истории социалистического и

мунистического строительства в Таджикской ССР. — История СССР,

№ 5. Масов Р. М. Историография Советского Таджикистана (1917—1975). Ду

бе, 1978. ■ .

Развитие исторической науки на Украине за годы Советской власти

статей. Киев, 1973 (на укр. яз.).

Развитие советской исторической науки. 1970—1974. М., 1975, с. 356-Сумбатзаде А. С. Историческая наука Азербайджана на современном эта

Вопросы истории, 1972, № 12. Сумбатзаде А. С. Русская, советская историография и историческая и

в Азербайджане. — История СССР, 1975, № 1. Шерстобитов В. П., Орозалиев К- К., Винник Д. Ф. Очерк истории исто]

ской науки в Советском Киргизстане (1918—1960). Фрунзе, 1961.

1 Рымаренко Ю. И. Украинский буржуазный национализм — враг и: национального единения трудящихся. Киев, 1970; Чередниченко В. П. Нг нализм против нации. Киев, 1970; Кочарли Т. К. Против фальсификаторе тории (история социалистической революции в Азербайджане в кривом кале буржуазных фальсификаторов). Баку, 1972; Хидоятов Г. А. Ленин национальная программа и современная идеологическая борьба. Таш 1972; Иноятов X. Ш. Ленинская национальная политика в действии (С идеологам антикоммунизма, извращающим исторический опыт строител! социализма в республиках Средней Азии и Казахстане). Ташкент, 1973; тив буржуазных фальсификаторов истории и культуры молдавского на! Кишинев, 1974, и др.


Абдуллаев Ф. — 250

Абдуллаев Ш. Ш. —283

Абезгауз 3. А. — 165

Абрамов Б, А. — 184

Авдусин Д. А. — 148

Аврех А. Я — 247

Агаян Ц. П. — 283

Агуреев К. В. — 266

Адоратский В. В. —59

Азизбекова П. — 283

Айрапетян М. Э. — 252

Аксенов ТО. С. — 244

Акопян М. — 192

Александров В. А. —213, 216

Александров Г, Ф. — 123

Алексащенко А. П — 266

Алексеев Ю. Г. — 208

Алексеев Е. Е. — 321

Алексеева Г. Д. —17, 76,

Алещенко Н. М. — 259

Амвросов А. Д.. — 292

Ананьич Б. В.— 238

Андреев А. И. — ]28

Андреев А. М. —1:59

Андреева М. С. — 304

Андреюк Г П. — 304

Аникеев В.'В. —256

Анисимов И. В.— 188

Анисимов Н. И, — 184, 190

Анишев А. — 94

Антелава И. Г. — 155

Антоненко Б. А. — 21, 329

Антонов-Овсеенко В. А, — 66, 94

Антонова С. И. — 164

Анфилов В. А. —288, 289

Анфимов А. М —239

Анцупов И. А. — 155

Арутюнов Г. А. — 244

Арутюнян Ю. В. — 180. 277, 289, 293

Арциховский А. В. — 78, 146, 148, 203, 207, 216

Астафьев И. И.— 252

Астрахан X. М. —280

Асылбеков М. X, — 323

Ахундов Б. Ю. — 236

Ахунова М. А. — 21, 329

Бабкин В. И. —249

Баграмян И. X. — 286

Бадя Л. В. — 19

Баева Л. К. —261

Базилева 3. П. —160

Базилевич К. В.— 112, 123, 126, 140,149,

150, 152, 153 Баишев С, Б. — 321 Бакрадзе Г. К. — 157 Бакулев Г. Д — 162 Балабанов М'. С. —89 Барбулат В. К. — 323 Барсов А. А. — 282 Батурин Н. Н. — 56, 59, 63, 97 Бахов А. С. —299 Бахрушин С. В.— 112, 117, 121, 126, 127,

130, 133, 149-152, 172, 205, 209 Бахтин М. И. —271, 277 Бейсембаев С. Б. — 321 Белявский М. Т. —217 Беляев Н. И. - 167 Бережков Н. Г. — 204 Березкин А. В. — 178 Вернадский В. Н. —217 Берхин И. Б. —271, 296 Бескровный Л. Г. — 167, 216, 248, 249


Именной указатель

Бестужев И. В. -167, 252

Бибицкий Б. Е. — 282

Бирон А. К.— 21, 329

Блинов С. И.-299

Блинчевский Ф. Л. — 303

Бляхман С. Л.-292

Бовыкин В. И. -226, 236, 241,252

Богданов И. М. — 303

Богденко М. Л. — 293

Болтин Е. А. — 177 .

Болховитинов Н. Н —249

Борисов Ю. С. — 281

Боровой С. Я. — 246

Бортников И. В. — 165

Бохшиев Б. — 145

Боярский В. А. — 266

Брайчевский М. Ю. — 148

Брежнев Л. И.-7, 53, 194, 195, 203, 282,

286, 293, 295, 306, 312-314 Бровер И. М. — 181 Бромлей Ю. В. — 199

Бубнов А. С. -55, 56, 63, 64, 96, 97, 105, 106Буганов В И. —204, 215, 216 Бурджзлов Э. Н. — 177, 260 Бурлацкий Ф. М. —161 Бурмистрова Т. Ю. — 310 Бутенко В. И. — 278 Быстренко П. —144 Быстрянский В. А. — 12, 55, 64, 65

Ваганов Ф. М. — 31Г

Ванаг Н. Н. — 59, 90, 106, 107

Ванников Б. А. —286

Баренцева О. А — 144, 165

Варшавчик М. А. — 18, 114,307, ЗГ4

Василенко В. Е. —287 .

Васильев Б. И. — 164

Васюков В. С. —282

Венедиктов А. В. — 175

Веселовский С. Б. —86, 116,130, 149, 152, 209

Вержховский Д. В — 252

Веселова А. Н. — 303

Ветошкин М. К. — 144

Викентьев А. — 190

Витенская Э. Б. —230

Виленский Б. В.—247

Винник Д. Ф. —21, 329

Виноградов В. А. — 263

Виппер Р. Ю. —72, 73. 126, 127

Виргинский В С. — 170

Владимирове В. С. —179

Власов И. В. — 179

Внотченко Л. Н. — 287

Водарский Я. Е. — 221

Водолазов Г. Г. — 232

Возненко В. В. — 188

Вознесенский Н. А. — 189

Волгин В. П. — 12, 13, 59, 77

Волин М С. - 12, 240, 241, 310

Волнн Я." Р- — 309

Волк С. С. - 231

Волков И. М. — 293

Волобуев П. В. — 162, 236, 262

Володарская А. М. — 244

Володарский Л. — 189, 190

Володин А. И —232

Воробьев Ф. Д. - 188, 287

Боровский В. В —62, 63

Ворожейкин И. Е. - 19, 193, 306

Воронин Н. Н. — 146. 148, 206, 217

Воронович А. А. —310

Ворошилов К- Е. — 57, 95, 289


; i


Воскресенский Ю. В. —274 Вощенков К. П. — 301 Вульфсон Г. Н. — 232 Выгодский СЮ —299 Вылцан М. А. —'180, 281, 293 Вяткин М. П. — 236

Гайгалайте А. Ю. — 21, 329

Галкин А. А. — 301

Галоян Г. А. — 250

Ганелин Р. Ш. - 252

Ганелин Ш. И. — 169

Гапоненко Л. С — 174, 175, 256

Гармиза В. В. —247

Гатовский Л. — 181

Гафуров К. А. — 269

Генкин Л. Б. — 179, 267

Генкина Э. Б. — 117, 124, 179, 180, 192, 270,

271, 301

Георгиев В. А. ^250 Герасимов В. Г., о нем — 61, 234 Герасимюк В. Р. — 176 Гефтер М Я. — 162 Тимпельсон Е. Г. — 175, 268 Гиндин И. Ф. —90, 162, 163, 246 Гинев В. Н. —259 Гладков И. А. — 274 Глебов Б. — 117, 119 Говоров Л. А. — 289 Голиков Г. Н. — 174, 308 Голикова Н. Б. —216 Гопобуцкий В. А —211 Голуб П. А. — 242, 259 Голубев А. — 94 Голубцов С. А. — 73, 74, 81 Голышев М. И. — 188 Гончий А. Г. —221 Горбунов В. В. —260, 302 Горбунов М. А. — 158 Горемыкина В. И. — 205 Гордон Л. А. — 278 Городецкий Е Н. - 14, 15, 17, 53, 103, 123,

124, 197, 258, 305 Горская Н. А. —213 Горский А. Д. — 203, 207, 212 Горький А. М. — 101, 117 Готье Ю. В. — 73, 121, 130 Граве Б. Б. — 89 Грановский Е. Л. — 90 Греков Б. Д. — 12, 86, 87, 103, 106, 109, 112,

114—116, 119, 121, 126, 128, 133, 146—150,

172, 205

Гречко А. А. — 286—288 Григорян 3. Т. — 250 Гриневецкий В. И. — 75 Гринишин Д. М. — 265 Гришкунайте Э. В. — 2\, 329 Громыко А. А. — 248, 298 Гросул В. Я. —250. 251 Гросул Я- С. -21, 155, 329 Грошев И. И. — 242, 284, 285 Грунт А. Я. — 242, 262 Грушевский М. С. — 88 Гуковский А. И. — 165 Гусев К В. — 175, 176, 242, 244, 260, 268 Гусев С. И. - 66, 97 Гусятников П. С. — 165, 241 Гуржий И. А. — 155 Гущин Н. Я- — 280

Давидович А. М. —247 Давыдов М. И. —268 Дадыкин Р. П. — 183, 277 Даждамиров А. Ф. — 328 Данилов А. И. — 14 Данилов В П. — 184, 267 Данилова Л. В.—211, 212 Данченко Н. И. —296 Дахшлейгер Г. Ф. — 21, 273, 329 Двойнишников М. А. — 292 Дзержинский Ф. Э. — 57, 66, 138, 274


Деборин Г. А. — 191 Деборин Л. М. — 289 Дегтярь Д. — 189, 190 Дейч Л. Г. — 57, 82 Демочкин Н Н. — 241, 243 Дербов Л. А. — 217 Джунусов М. С. — 284 Дильмухамедов Е. Д. — 165 Дмитренко В. П. — 271 Довженок В. И. — 147 Докучаев Г. А. — 289 Дорошенко В. В. — 21, 329 Дрнзул А. А. — 321 Дробижев В. 3. — 257, 274 Дружинин Н. М. — 78, 88, 103, 125, 128, 140,

154, 155, 159, 172, 219, 223, 224, 253 Дружинина Е. И. — 221 Дубровский С. М. — 59, 67, 85, 91, 164, 208,

Дядиченко В. А. —21, 329 Дякин В. С. —238

Евстафьев Г. Н. — 182, 292 Егиазарова Н. А. — 222 Егоров А. И. — 66 Ежов В. А. — 289 Емец В А. — 252 Еремин'И. П. —206 Ерицян X. А. — 176, 244, 268 Ерман Л. К. —241, 243 Ерошкин Н. П. — 247 Ерыкалов Е. Ф. — 256, 261 Есауленко А. С. — 285 Ефимов А. В. — 125 Ефремов П. Н. — 252

Жданов А А. — 107, 108

Желтова Г. И. — 17, 21, 329

Жидков Г. П. — 220

Жилин П. А. — 15, 167, 249, 253, 288

Жуйков Г. С. — 235

Жуков Г. К. — 286

Журов Ю. В. —268

Заворыкин А. А. — 278

Завьялов С. — 117

Загорулько М. М. — 290

Зайончковский П. А — 156, 161, 172,232,

246—248, 253 Зайцев А. Д. — 291 Зак Л. М. — 19, 193, 264, 303, 306 Заозерская Е. И. — 153, 214 Зародов К. И. — 311 Захаров В. А. — 188 Захаров М. В. —288 Захарова Л. Г. — 247 Зевелев А. И. — 18, 53, 283, 314 Зевин В. Я — 160, 285, 308 Зеленин В.' В. — 264 Зеленин И. Е. — 293 Зеленко Г. И. — 303 Зиманов С. 3. — 282

Зимин А. А. —203. 205, 208, 209, 211,215, 217Злобин В. И. —314 Злобин И. Д. — 270 Злоказов Г. И. — 259 Злотников М. Ф — 249 Знаменский О. Н. — 260 262 Зорин В. А. — 168 Зутис Я. Я. — 171

Ибрагимбейли X. М. — 250, 251 Ибрагимов 3. И. — 321 Иванов В. М. — 310 Иванов Л. М. — 165, 234 Иванов Н. Я. —260 Иванова Л. В — 17, 76, 103Ивницкий Н. А. — 281 Игнатенко Т. А. — 19 Игнатов П. — 130 Игнатович И. И. — 224


Игнатовский П. А. — 296

Игнатьев А. В. —262

Игрицкий Ю. И. — 265

Иллерицкий В. Е. — 4, 15, 16, 139, 204

Индова Е И. — 155

Иноятов X. Ш. —329

Иоаннисян А. Р. — 169, 250

Иоикина Т. Д. — 259

Иоффе А, Е. - 303

Иоффе Г, 3. -20, 260, 265, 299

Ирошников М. П. — 255, 299

Исаков И. С. — 177, 178

Искандеров Б. И. —21, 329

Нсмаилов И. 3, — 322

Итенберг Б, С. -231, 232, 253

Кабанов В. В. — 280

Кабанов П. И. — 242

Кабанов П. Ф. —252

Кабузан В. М. — 221 ,

Казакевич Р. А. —235, 241

Казакова Н. А. — 152. 153, 217

Казанцев Б. Н. — 233

Какурин Н. — 94

Калинин Г. С. — 175

Калинин М. И. -57, 64, 95, 97, 130, 138, 187

Калинычев Ф. И. — 244

Каменев С. С. — 66

Каыешков Б. Н. — 256

Канев С. Н. — 260

Караев Г. Н. — 177, 173

Каргалов В. В. —206

Kaprep M. К. — 146, 206

Карнаухова Е. С. — 184

Карпенко О. М. — 304

Карпинский В. А. — 65

Карпов Г. Г. — 186

Каррыев А. К. —2!, 329

Кары-Ниязов Т. Н. — 185

Касьяненко В. И. —19, 274, 292, 296,306, 313

Катаев И, М. — 155

Катунцева Н. М. — 185, 304

Кафенгауз Б. Б. — 128, 153, 154

Кахк Ю. Ю — 225. 330

Кац Б. — 123

Качурина А. В. — 18

Каштанов С. М. — 208

Квиринг Э. — 95

Ким Г. Ф. — 263

Ким М. П.-14, 181, 186, 187, 192, 260, 302

Кии Д. —94

Кикяпина Н. С. —246, 248

Киров С. М. — 107, 108, 117, 138

Кирьянов Ю. И. —234

Кирюхина Е И. —244

Киселев С. В. — 146

Китанина Т. М. —236

Клеванский А. X. — 264

Клеянкин А. В. — 220

Клибанов А. И. —217, 225

Клокман Ю. Р. — 215

Клопов Э. В. — 255, 278

Ключевский В". О. — 70, 73, 74, 86, 99, 204, 205

Кляцкин С М. — 266

К нория В. Г. — 96

Князев Г. А. — 304

Кобляков И. К. — 299

Коваленко Д. А. — 255, 269

Ковальченко И. Д. - 14, 155, 204, 219, 221,

222, 225. 253
Ковальчук М. А. — 241
Ковпак С. А. — 130
Козлов Н. Д. — 291
Козьмин Б. П. (Павлов Б)---- 63, 82, 161,

162. 229, 230 Коган Л. А. — 225 Колесников П. А. — 208 Колесниченко Д. А. — 244 Колтунов Г. А. — 288 Кольцов А. В. — 304


Колычева Е. И. — 208

Комин В. В. —260

Комков Г. Д. — 304

Компан О С. — 165

Конев И. С. — 286, 287, 289

Конкин С. — 228

Константинов Н. А. — 169

Конюков И. А. — 183

Копылов В. Р. — 264

Кораблев Ю. И. —255, 265, 310

Корецкий В. И. —210, 211

Корнейчик Ф. Ф. — 303

Коробков Н. М. — 116. 121

Королев Ф. Ф — 185. 303 п

Корольков Н. В. — 281

Коронен М. М. — 264

Коссой А. И. — 271

Костин А. Ф. — 18, 240, 241, 309

Костомаров Г. Д. — .!£-§

Кострикин В. И.—261

Косульников А. П. — 144

Котов В. Н. — 15. 16

Кочарли Т. К. — 329

Кочетовская Е. П. — 183

Кочин Г. Е. — 207

Кошелев Ф. П. — 190

Кошик А. К. — 244

Краев М. А. — 184, 190

Кравцов В. М. — 188

Кравченко Г. С. — 290

Красиков П. А. — 63

Красин Ю. А —242

Кржижановский Г. М. —95

Кривоногое В. Я. —214

Крицмав Л. Н. — 90, 92, 95

Круглянский М. Р. — 303, 304

Крупская Н. К. — 57, 1&5, 187

Крушанов А. И. —266

Крылов Н. И. — 289

Кубанин М. И. — 93, 94

Кудрявцев И. А —204

Кузнецов Л. С. — 18, 314

Кузнецов Н. В. — 242

Кузнецов Н. Г. — 286

Кузьмин В. И.— 274

Кузьмин Г. В. — 179, 188

Кузьмин Н. Ф. — 179, 310 "

Куйбышев В. В. — 57, 64, 95, 97, 138

Кукушкин Ю. С. — 281

Кулаков А. А — 18

Куликов В. И."—293

Куличенко М. И. — 284

Куманев В. А. — 303

Куманев Г. А. —289

Кунина А. Е. — 178, 266

Курдкшова Е. А. — 273

Кутаков Л. Н. — 252

Куцентов Д. Г. — 18

Кучин Д. М — 189

Кучкин А. П. — 96

Кызласов Л. Р. — 146

Кяйвяряйнен И. И. — 249

Лаверычов В. Я--227, 236, 237, 242, 244,

245. 247

Лаврентьев В .Н. — 184 Лаговский А. Н. —269 Ланда С. С. —227 Ларин Ю. — 91

Ларькина Е. И — 281 ■ .•■.,..,

Лаппо-Данилевский А; С. — 73 Лаптин М. Н. — 270 Лашин А. Г. — 285 Лебедев В. И. — 112 Лебедев П. И. — 185 Лебедева Н. Б. — 278 Левин Ш. М. - 230 233, 253 Левшин Б. В. - 290. 304, 305 Лежава А П.—269 Лейкина-Свирская В. Р.. — 161 Лельчук В. С,-19. 182, 193. 292; 306


Лелюшенко Д. Д. — 286

Лемке М. К. —61

Ленин В. И. —3, 6, 9, 12—16, 21, 23—58 60—68, 71—73, 75—77, 79—80, 88—90, 96, 98-100, 103-104, 109, 111, 114, 137, 144— 145, 149, 165, 173—174, 178—180, 187, 196— 198, 210, 220, 222—223, 232, 235, 240—244, 247, 253—256, 260, 265—266, 268—271, 274, 276, 279-280, 282-283, 285, 291, 294-295, 297, 301—302, 307—310, 315, 321, 331

Леонтьев А. — 181

Лепешинский П. Н. — 64

Лепешкин А. И. — 283

Лесечко М. А. — 301

Лескова Л. И. — 242

Лешников В. В. — 145

Лещенко Н. Н. — 156

Ливший Я. И. — 237

Линков Я. И. — 156, 228

Липинский Л. П. — 245

Лисецкий А. М. — 261

Лисичкин С. М. — 162

Литвак Б. Г.—221, 224

Литвин А. Л — 268

Лихачев Д. С. — 126, 148, 204, 206, 218

Лихолат А. В. — 269, 285

Логинов В. 1. — 244

Лозинский 3. — 106

Локшин Э. Ю. — 181, 192

Ломакин А. — 12, 100

Лопунова Т. А. — 290

Лось Ф. Е. -21, 165, 329

Лукьянов П М. — 157

Луначарский А. В. — 58, 62, 187

Лунин Б. В. —21, 329

Лурье Я- С. — 152, 153, 217

Лядов М. Н. —56, 63

Ляхов В. Ф. —252

Лященко П. И. — 158

Мавродин В. В. — 128, 148, 150, 151, 205,

Маевский И. В. — 162, 274 Мазалов Е. В. — 292 Макагоненко Г. П. — 158 Макаренко А. А. — 277 Макаров Н. И. — 290 Макарова Г. П. — 284 Макарова Р. В. —216 Маковский Д. П.—211 Максаков В. В. — 65 Максакова Л В. — 289 Маланчук В. Е. —284 Малахинов П. И. — 222 Малиновский Р. Я- —287 Мануильский Д. 3. —55 Манусевич А. Я- — 264 Манфред А. 3. —251, 252 Маньков А. Г. —213, 215 Маринов В. А. —252 Маркин Н. Г —61

Маркс К. — 12, 24. 26, 37, 56, 61, 77, 79 85 100, 103, 112, 137. 149, 165, 196, 307,'308 Марсаков К. П.—21, 329 Марушкин Б. И. — 20, 265, 266 Масов Р. М. — 21, 329 Маслов Н. Н. — 15, 18, 309, 314, ' Маслов С. Л. — 60 Матюгин А. А. — 276 Медведев Е. И. — 183 Меерсон Г. Е —87 Меликишвили Г. А. — 146, 170 Мельников Д. Е. —301 Мещеряков Н. Л. — 64 Милов Л. В. —221. 222 Милюков П. Н. — 74, 75, 98 Милютин В. П. —55, 67, 95 Минасян М. М. — 188, 287 Минц И. И.-13, 78, 94, 96, 103, 106, 115,

121, 123, 124, 130, 172, 174, 188, 192, 254,

261, 283, 305, 312


Мительман М. — 117, 119 Митрофанова А. В. — 289 Модестов В. В. — 241 Мордвинов Р. Н. — 177 Морехина Г. Г. — 289 Морозов Б. М. — 284 Морозов Л. Ф. — 272, 280 Мороховец Е. А. — 90 Москаленко К. G. — 286 Мохов Н. А. —21, 329 Мочалов В. Д. — 156 Мошев М. — 21, 329 Мухин А. А. — 234 Мухина Г. 3. — 259

Наджафов А. — 192

Найденов М. Е. — 15, 156

Нарочницкая Л. И. —251

Нарочницкий А. Л. — 168

Насонкина Л. И. — 227

Наумов В П. — 19, 103, 193, 306

Невский В. И. — 12, 55, 58, 59, 64, 65, 73,

81, 96, 97

Нелидов Н. В. — 65 Несмеянов А. Н. — 145 Нестеренко А. А. — 162 Нечаева В. С. — 160 Нечкина М. В. — 14, 17, 78, 88, 89, 103, 112,

123, 140, 141, 154, 158, 159, 172, 205, 210,

227, 229, 253

Никандров П. Ф — 158 Николаев П. А. —301 Никитин И. В. — 144 Никитин С. А. — 78, 114, 251 Никифоров Л. А. — 154, 216 Нифонтов А. С. — 222 Новицкий Г. А.—211 Новосельский А. А. — 153 Новосельцев А. П —206, 218 Носов Н. Е.-209; 211 Нурпеисов К. — 322

Овсянникова С. А. — 235

Овчинников Р, В.—203

Озеров Л. С. — 277

Okj-эдников А. П. — 146

Ольминский М. С. — 55, 56, 63, 64, 88, 97

Орджоникидзе Г. К. —95, 117, 138

Омельчук Ф С. — 186

Оников Л. А. — 278

Орлов В. Н. — 158

Орозалиев К. К. —21, 322, 329 .

Осколков Е. Н. — 280

Остальцева А. Ф. — 252

Остапенко И. П. —277

Павленко Н. И. -204, 210, 214, 215

Павлицкая Н. И.—241

Павлов-Снльванский Н П.—86

Пажитнов К. А. — 89, 157

Панеях В. М. —208

Панкратова А. М. — 13, 19, 67, 78, 81, 89,

106, 112. 120, 125,.131, 138, 157, 165, 172,

Панкратова М. —288 Пантин И. К. — 232 Панфилова А. М. — 277 Панцхава А. Я- — 155 Папин Л. М. — 179 • Парасунько О. А — 165 Паркасадзе В. Д! — 283 Паротькин И. В. — 287 Парусов А. И. — 121 Пашаев Н. А. — 186 Пашуто В. Т. — 140, 149, 206, 218 Педосов А. Д. — 313 Персии М. А. — 264 Першин П. Н. — 243, 253, 259, 279 Першина 3. В —232 Петров С. М. — 144 Петров Ю. П. — 266, 310


 




 


ааааааааааа"
a о Я >. д 3 яяяяяя

I

и


"oo!? С co'53M

<N " И

I 3

U> -Г И

ffi IB .KnSijI p £4Cw;Oo3mOc К ф о>Ю S BS Щ ffi н W e

к a. a.—4 o. a. ex o. g. о. ь

C^ V QJ CJ flj fli ni ni ^1 !1

а

rp-sr

t-4(M


A-J

 


я; —" ■*

СЧ АЧ1 **

I Я I I

,21 i i

TRco я

S

^** "^ '— *■*■ **■ "~^ ^*" *— ^* I—- b— r^ r~ **^ ^1 bV Q^ QJ

аааааааааааааааа аза"



Й2

tp


8*

и 3

£2


g

I Г

1 S


S Й85

R-: I

. > > к с —


а"


 


jc3 '

S,

f и I I I Ш
 
 
род o §

O5 _,

8 2

Mi

SrfS

 

ca

ьгсчЗ
тоге

 

иоиоио


 

T1-

11 l«r

^ю'==

» S

о >i

O.D.P3 к (З'^СМС

re оз cq щ uj si*"4


, cS <N

-Чай!

I =Pc

S'.,C

11 I
4 I I I

 

я я к о о о а, а.


I

я







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.