Доминирование в человеческом сообществе
В человеческом сообществе доминирование отличается большим многообразием, а стремление к доминированию, оставаясь фундаментальной мотивацией, приобретает самые различные формы. Формальное и неформальное лидерство.Человеческое сообщество структурировано на уровне гражданских, политических, социальных, организационных институтов. Человек может занимать (и занимает) определенное место в структуре государственных исполнительных органов, законодательной и судебной власти, в политических и общественных организациях, в структуре производственных отношений, в сфере науки и искусства. Даже в семье каждый ее член играет конкретную роль. Общество в своих институтах структурировано в субординационно-координационных отношениях. Стремление к доминированию, или лидерству, проявляется в желании занять более высокое положение в структуре организации, общества, государства. Как показывают исследования социальных психологов, отдельные человеческие сообщества, малые группы характеризуются еще и неформальной структурой, имеющей своего неформального лидера и неформальные связи, часто значащие для человека гораздо больше, чем формальные отношения в организации. Таким образом, структура человеческого сообщества характеризуется сложной системой формальных и неформальных отношений, в которых люди занимают конкретные места и играют определенные роли. В борьбе за лидерство, за доминирование в некоторых структурах разыгрываются социальные и личностные драмы. Положения в социальной структуре и возможности удовлетворения потребностей.Продвижение в социальной структуре расширяет возможности для удовлетворения различных потребностей индивида. Иерархический статус – это власть, это деньги, это социальное признание. Чем выше социальный статус, тем больше возможности для самореализации. Поэтому индивид стремится повысить свой иерархический статус. С повышением социального статуса возрастает и ответственность индивида. Возможности доминирования.В современном обществе возможности доминирования связаны с различными факторами: физической силой, способностями, социальными связями, финансами. Если учесть, что в обществе существует достаточно большое количество профессиональных видов деятельности (более 6 тысяч профессий), а кроме них еще различные виды учебной, спортивной и общественной деятельности, то становится ясно, что перед индивидом открываются широкие пути к самоутверждению, лидерству и доминированию. А если принять во внимание также возможность проявления себя в определенном коллективе, административно-географическом месте, то перспективы доминирования становятся еще шире. Это резко снижает напряженность в конкретной группе в связи со стремлением отдельных ее членов к доминированию. Вместе с тем отметим, что наиболее остро борьба протекает за политическую власть и деньги, которые выступают как универсальный фактор удовлетворения разнообразных потребностей, причем политическая власть в определенные моменты доминирует над деньгами. Уровень притязаний.Как показывают психологические исследования, каждый человек характеризуется индивидуальным уровнем притязаний. Не все стремятся к высоким достижениям и лидерству. Уровень притязаний индивида во многом определяет его стремление к доминированию. Социальная роль как мотиватор.Ранее мы отмечали, что доминирующее положение в группе диктует лидеру соответствующие формы поведения. Это в полной мере относится и к любому субъекту, выполняющему конкретную социальную роль. Под социальной ролью в социальной психологии и антропологии понимается модель поведения, задаваемая социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. От субъекта, занимающего определенную социальную позицию, окружающие ожидают вполне конкретного поведения, независимо от его индивидуальных особенностей. Поведение субъекта должно соответствовать принятым социальным нормам, связываемым с конкретной социальной функцией. При принятии субъектом социальной роли как личностно значимой последняя становится источником активности личности, одним из существенных факторов, определяющих ее поведение. Жизненные планы.С детского возраста человек строит планы на будущее: кем бы он хотел быть, каким будет его супруг (супруга), сколько детей будет в семье. Эти жизненные планы вначале во многом формируются под влиянием родителей, социального окружения. В дальнейшем они развиваются и корректируются под влиянием жизненного опыта, успехов и неудач. Поскольку жизненные планы формируются самой личностью, то они для него значимы и определяют его поведение на долгую перспективу.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|