Формирование качеств личности на основе полового влечения и любви
Рассмотренный ранее материал позволяет утверждать, что половое влечение является одним из основных видов биологической мотивации. Половое влечение (либидо) де терминируется природными механизмами и является одним из мощнейших природных источников активности человека. В своей природной форме половое влечение проявляется в сексуальности индивида, под которой понимают его направленность на удовлетворение сексуального влечения, не имеющего конкретного объема и предела, стремление обладать сексуальным объектом. На основе сексуальности в определенной культурной среде и при соответствующих условиях развивается эротическая любовь, которая характеризуется страстным желанием соединения с конкретным человеком. Вместе с эротической любовью возникает любовь духовная, в которой сливаются эротическое влечение и наслаждение красотой тела и души. Природа в форме либидо обуславливает страсть, развитие любви зависит от состояния индивида, встречного желания, культурных условий, опыта и сопровождается активной работой ума и воображения; сама любовь проявляется как особое душевное состояние. В любви человек нравственно совершенствуется и раскрывается. Такую нравственную любовь, характеризующуюся бескорыстной самоотдачей, растворением любящего в заботе о любимом, в Древней Греции называли а г а п э. Половое влечение и любовь обладают важнейшим качеством – продолжительностью мотивационного состояния, которое сопровождается сильными эмоциональными переживаниями и стремлением обладать объектом любви. Это связано с преодолением определенных препятствий (соперник, социальные нормы, материальный фактор), самосовершенствованием, удержанием объекта влечения. На этой основе возможно развитие чувства зависти, соперничества, ревности, мести, жертвенности, стремления к совершенствованию, заботливости, страсти и нежности. Эти устойчивые состояния формируют такие качества личности, как завистливость, мстительность, агрессивность, альтруизм, добродетельность. В случаях стойких неудач могут формироваться озлобленность, комплекс неполноценности, садистско-мазохистский комплекс. Добиваясь любви, человек стремится к успехам в учебе и профессиональной деятельности, социальному признанию, физическому совершенствованию. Но чтобы добиться успеха, надо проявить настойчивость и волю, развить свои способности, сформировать в себе социально ценные качества (доброту, отзывчивость, верность и т.д.). Проведенный анализ развития мотивации и формирования личностных качеств позволяет сделать несколько важных выводов. Во-первых, можно констатировать, что в природе человека заложен источник активности. Таким источником служит механизм биологической мотивации. Это факт огромного значения. Через него мы выходим на первопричину развития человека. Причина развития человека заложена в нем самом, в механизме биологической мотивации. Во-вторых, все многообразие социально и эстетически обусловленных потребностей развивается на основе биологических потребностей. Развитие мотивационной сферы личности осуществляется путем конкретного опредмечивания потребностей с одновременным эмоциональным подкреплением. Угроза потери предмета потребности формирует мотивацию сохранения и защиты, которая сопровождается отрицательными эмоциями. На разных этапах жизненного пути различные предметы связаны с мотивацией приобретения или сохранения, защиты. В-третьих, удовлетворение потребностей конкретным индивидом часто связано с интересами других людей. В таких случаях должны учитываться моральные нормы. По этой причине индивиду иногда приходится отказываться от удовлетворения своих желаний. Именно в такой ситуации формируются определенные личностные качества. В-четвертых, сами нормы морали в филогенезе возникли как реакция на эгоистичность индивида. Наделив человека умом, природа внесла дисбаланс в гармонию инстинктов индивидуального и группового сохранения. Ум посоветует вначале стать эгоистом, и именно в эту сторону пойдет умное существо, если его ничто не остановит. Мораль возникла как противовес эгоистичной направленности ума. Здесь скрываются истоки нравственной ненадежности человека. В-пятых, неудовлетворенная потребность вместе с сопровождающей ее эмоцией не исчезает, а образ предмета потребности переносится в память субъекта. В этом случае как сама потребность, так и мнемический след предмета, который связан с ее удовлетворением, могут участвовать в работе подсознания.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|