Здавалка
Главная | Обратная связь

От полового влечения к любви



Рассматривая механизм естественного отбора, Ч. Дарвин писал: «Человек (в процессе селекции) может влиять только на наружные и видимые признаки. Природа – если мне будет дозволено олицетворять под этим термином естественное сохранение организмов или выживание наиболее приспособленных – заботится о внешности лишь настолько, насколько эта внешность полезна какому-нибудь существу. Она может влиять на всякий внутренний орган, на каждый оттенок общего телосложения, на весь жизненный механизм. Человек отбирает ради своей пользы, природа – только ради пользы охраняемого организма. Каждая особенность строения, подвергшаяся отбору, утилизуется вполне; это вытекает из самого факта отбора»124. Значительную роль в естественном отборе играет половой отбор, когда в результате борьбы между особями одного пола (преимущественно самцов) за обладание особями другого пола, у более слабого ограничивается или полностью отсутствует потомство. Но что значит более слабого? Как правило, это менее приспособленного. Таким образом, половой отбор способствует появлению потомства более сильного и более приспособленного.

Нет никакого сомнения, что на ранних стадиях развития человека как биологического вида половой отбор играл большую роль в его совершенствовании. И в этой борьбе за полового партнера биологическое влечение играло ведущую роль. Но чем в свою очередь определяется это влечение? Только ли стремлением продолжать род? Вся наша жизнь дает отрицательный ответ на такое предположение. Важно не только продолжать род, важно – с кем его продолжать. Интересно: а существует ли здесь какая-нибудь природная предопределенность? Существует ли природная предопределенность любви? Если существует, то в чем она заключается. Какими данными по этому вопросу располагает наука сегодня?

Современные исследования показывают, что природа заложила в человеке влечение к вполне определенному типу особей противоположного пола. И эта предопределенность действует на генном уровне. Иными словами, человек выбирает себе генетически подходящего партнера, или, как говорит наука, генетически комплиментарного. Для того чтобы человек мог «разглядеть» партнера, который ему подходит на генетическом уровне, природа позаботилась о механизме этого выбора. Признаки генетической совместимости представлены во внешнем облике человека, его походке, жестах, тембре голоса, запахах. Эти признаки-релизоры воспринимаются каждым из нас на подсознательном уровне и запускают механизм влечения, воздействуют на гормональные механизмы, формируют «любовное» поведение.

В реальной жизни реализация генетической предрасположенности осложняется многочисленными социальными факторами. Несоблюдение принципа генетической комплиментарности способствует распаду брака, приводит к сокращению количества детей в таких семьях, а в ряде случаев эти браки просто оказываются бесплодными125. Как отмечают ученые, природа как бы защищает себя от нежелательного потомства. Дети генетически комплиментарных родителей бывают более красивыми, физически более жизнестойкими, жизнеспособными, с большими интеллектуальными возможностями.

Интересно отметить, что еще во времена Платона широкое хождение имела легенда о людях-андрогенах, сочетающих в себе вид и наименование обоих полов – мужского и женского. Они были сильны и питали замыслы посягнуть даже на власть богов. И тогда Зевс разделил каждого из них на две половины: мужскую и женскую. «Вот с каких давних пор, – пишет Платон, – свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу»126.

Современная наука возвела принцип дополнительности, сформулированный Нильсом Бором, в методологический принцип. Он может использоваться при рассмотрении различных сторон отношений между мужчиной и женщиной.

Как уже было сказано выше, внешние признаки – релизоры запускают сложный механизм любовного поведения и любовных отношений. Современные исследования показывают, что эти процессы регулируются специальными гормонами127. Отметим, что в разные временные периоды любовных отношений действуют свои гормоны, обладающие разной силой и спецификой.

Общим моментом практически для всех гормонов, определяющих эмоциональный строй и отношения человека, является адаптация организма к их воздействию. Поэтому необходимы периодические внешние воздействия для выработки новых доз желательного гормона. В силу этого любовные отношения требуют разнообразия.

Таким образом, мы видим, что природа заложила определенную предрасположенность во влечении мужчины к женщине, часто проявляющемся в непреодолимой стра­сти. Можно с некоторой долей уверенности утверждать, что любовники созданы друг для друга природой.

Но у любви есть и вполне осознаваемый высший стимул – оставить в потомках память о себе. Рождение ребенка – вот та доля вечности, которая отпущена смертному существу. В конечном счете любовь – стремление к бес­смертию. Как отмечал Платон128, стремление к бессмертию реализуется двумя путями: через деторождение и через добродетели, и чем люди доблестнее, тем больше стремятся к добродетели, к духовному бессмертию.

Восхождение к вершинам любви проходит несколько стадий. Свой путь к таинствам любви человек должен начать с устремления к прекрасным телам в молодости. «Если ему укажут верную дорогу, он полюбит сначала одно какое-то тело и родит в нем прекрасные мысли, а потом поймет, что красота одного тела родственна красоте любого другого и что если стремиться к идее прекрасного, то нелепо думать, будто красота у всех тел не одна и та же. Поняв это, он станет любить все прекрасные тела, а к тому одному охладеет, ибо сочтет такую чрезмерную любовь ничтожной и мелкой. После этого он начнет ценить красоту души выше, чем красоту тела, и если ему попадется человек хорошей души, но не такой уж цветущий, он бу­дет вполне доволен, полюбит его и станет заботиться о нем, стараясь родить такие суждения, которые делают юношей лучше, благодаря чему невольно постигает красоту нравов и обычаев и, увидев, что все это прекрасное родственно между собой, будет считать красоту тела чем-то ничтожным. От нравов он должен перейти к наукам, чтобы увидеть красоту наук, и, стремясь к красоте уже во всем ее многообразии, не быть больше ничтожным и жалким рабом чьей-то привлекательности,... а повернуть к открытому морю красоты и, созерцая его в неуклонном стремлении к мудрости, обильно рождать великолепные речи и мысли, пока, наконец, набравшись тут сил и усовершенствовавшись, он не узреет того единственного знания, которое касается прекрасного...»129.

Это прекрасное относится не к отдельным разновидностям прекрасного, а представляет собой само прекрасное. Тот, кто познал истинно прекрасное, тот сумеет родить истинную добродетель. «А кто родил и вскормил истинную добродетель, тому достается в удел любовь богов, и если кто-либо из людей бывает бессмертен, то именно он»130.

В приведенных отрывках можно выделить следующие положения:

• любовь развивается от понимания красоты тела к пониманию красоты нравов и обычаев, от них к познанию научных истин. Только на этом фундаменте можно подняться до вершин духовного постижения абсолютной красоты;

• истинная красота рождает истинную добродетель;

• бессмертие открывается перед людьми, творящими истинную добродетель.

Важно отметить, что Платон видит путь к понятию красоты от конкретного факта к его обобщению и последующему отрицанию. Но это отрицание открывает путь к следующей ступени познания, например от красоты тела к красоте души, красоте нравов и обычаев и далее к красоте науки, познающей красоту во всем ее многообразии. Эти ступени познания красоты можно рассматривать как ступени на пути к духовности, и на каждой ступени будут свои духовные способности: способности обессмертить красоту тела, способности раскрыть духовный мир человека и народа, постигнуть сущность нравов и обычаев, способности познать общие законы мироздания, способности постичь абсолютную красоту, абсолютную идею, саму любовь как путь к бессмертию. Любовь формирует эти способности.

Не познает духовной красоты тела тот, кто знает одно тело. В конкретном теле он будет видеть только путь к бессмертию через деторождение. Не познает истинной красоты обычаев и нравов тот, кто знает обычаи и нравы только одного народа. В обычаях и нравах он будет видеть только путь к видовому (этническому) бессмертию. Не познает истинной красоты природы тот, кто не знает ее законов. Природа будет выступать только как условие бессмертия индивида и вида (проблема экологии). Но кто не познает истинной красоты тела и духа, тот не поднимется до истинной добродетели.

Определенная периодизация наблюдается и в развитии любви одного человека к другому. Этот процесс стал предметом анализа поэтов и писателей. В целях нашей работы мы сочли возможным воспользоваться описанием любви и ее развития, которое дает Стендаль131. Выделяя четыре рода любви: любовь-страсть, любовь-влечение, физическая любовь и любовь-тщеславие, Стендаль дает следующее описание генезиса любви: восхищение; наслаждение; надежда; зарождение; первая кристаллизация; сомнение; вторая кристаллизация.

Первый этап – восхищение лицом противоположного пола – трудно точно описать. «Любовь подобна лихорадке, она родится и чахнет без малейшего участия воли»132. Можно только отметить, что степень восхищения зависит от общего состояния, в котором пребывает человек, от его предшествующего опыта и поведения объекта восхищения. Любовь зарождается, когда человек начинает представлять себе возможные наслаждения, которые мог бы он получить от объекта восхищения. Уже на этом этапе намечается идеализация объекта восхищения и формируется надежда, что объект восхищения мог бы ответить взаимностью. Соединение восхищения, предвосхищения наслаждения и ответного чувстве порождает любовь.

Представление о возможном наслаждении переходит в наслаждение, когда человек видит, осязает, ощущает всеми органами чувств и как можно на более близком расстоянии существо, которое он любит и которое тебя любит133. В этом состоянии начинается активная идеализация объекта любви (первичная кристаллизация). Объект любви наделяется различными добродетелями. Если на данном этапе наступает близость, процесс идеализации партнера может прекратиться или приостановиться на время, но появляются новые радости любви и новые качества у любимого.

В том случае, когда объект восхищения не отвечает взаимностью в меру ожидания, наступает период сомнения. Человек может сделать попытку отказаться от объекта восхищения, при этом он может обнаружить, что другие радости жизни исчезли. «Боязнь ужасного несчастья овладевает им, а вместе с этой боязнью появляется и глубокое внимание»134. Наступает период второй идеализации, сочетающейся со стремлением убедить себя, доказать себе, «что она меня любит». «Влюбленный непрерывно блуждает между тремя мыслями: в ней все совершенно, она меня любит, как добиться от нее величайшего дока зательства любви, какое только возможно?» Самый мучительный миг в молодой любви тот, когда влюбленный замечает, что им сделано неправильное умозаключение135. Для нас во всей этой феноменальной картине любви важно выделить следующее:

• природа обуславливает страсть;

• развитие любви зависит от состояния и опыта;

• развитие любви сопровождается активной работой ума и воображения;

• сама любовь проявляется как особое душевное состояние;

• любовь способствует проявлению добродетели, одухотворяет способности.

Каждую женщину отличает не только внешняя красота, красота тела, но и черты характера. В этом ответ на вопрос: «Почему мужчина выбирает не самую красивую?» Он выбирает по характеру, созвучному своему, он ищет в женщине ее душу. «Все что открыто, предстает нашим чувствам, нравится нам лишь как символ того, что от них сокрыто... мы любим внешние качества лишь за наслаждение, которое они нам доставляют, но главное для нас – качества внутренние... всего сильнее нас привлекает душа»136.

В любви постигают не только красоту тела, но и души. Через это постижение сам человек становится духовным. В любви каждый отдает себя другому и раскрывает свое нравственное содержание. Нравственный закон требует, чтобы себя забывали в другом. Любовь сама отдает себя другому. Любовь – это самая интимная точка соединения природы и разума137.

В жертвенности любви источник зарождения нежности, чувств и отношений. Любовь – это природа и разум в их первоначальном объединении, т. е. природное влечение и разум, влечение и нравственность. Можно сказать, что только там, где есть расположение к нравственности, природное влечение проявляется в форме любви.

Любовь преображает не только образ любимой, но и самого любящего. Вспомним Платона, который писал, что все, кого коснется Эрот, становятся храбрее, справедли­вее, искуснее. «Кто станет отрицать, что благодаря мудрости Эрота возникает и образуется все, что живет?

А разве совершенство в искусстве и ремеслах – разве мы не знаем, что те, чьим учителем оказался этот бог, достигли великой славы, а те, кого Эрот не коснулся, прозябали в безвестности? Ведь искусство стрельбы из лука, искусство врачевания и прорицания Аполлон открыл тогда, когда им руководили любовь и страсть, так что его тоже можно считать учеником Эрота, наставника муз в искусстве мусическом, Гефеста – в кузнечном деле, Афины – в ткацком, Зевса – в искусстве «править людьми и богами»138.

Эту же мысль мы находим и во множестве других философских и художественных произведений. Здесь необходимо обратить внимание на взаимосвязь любви и уровня достижений в познании и в различных видах искусства. По этому поводу Ф.М. Достоевский писал: «Будешь любить каждую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неуклонно начнешь постигать ее все далее и далее на всяк день»139.

Таким образом, любовь, развиваясь на основе биологических предпосылок, поднимается до духовных вершин. В таком качестве любовь одухотворяет все поведение человека, изменяет его самого, преобразует его способности, стимулирует творческие достижения. И в этом случае любовь выступает как одно из высших проявлений человечности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.