Бессознательное и сознательное во внутренней жизни человека (мотивационный аспект)
Общество, социальное окружение индивида положительно оценивает те его качества, которые значимы для общества, коллектива, конкретных людей, вступающих с ним в определенные отношения. Поэтому, стремясь к лидерству, индивид должен развить и воспитать в себе эти качества, освоить формы поведения, отвечающие традициям и обычаям, социальным нормам и ожиданиям. Таким образом, формируются положительные черты характера индивида. Однако часто определяющими для достижения доминирующего положения являются не положительные качества, а происхождение, наличие капитала, образование, знакомства и связи, принадлежность к конкретной группе и др. Наконец следует отметить неадекватную оценку собственных достоинств и возможностей, что может привести к неудачам в борьбе за лидерство. При этом у индивида развиваются негативные черты характера: зависть, пренебрежение к моральным нормам, озлобленность, способность к предательству, равнодушие к окружающим и др. Он начинает жить по принципу «все средства хороши». Стремление к доминированию в таких случаях сопровождается деградацией личности. Таким образом, мы видим, что на основе мотивации доминирования могут формироваться самые различные качества личности. И определяется этот процесс объективными и субъективными условиями, в которых реализуется стремление к доминированию. Будучи существом сознательным, обладая свободной волей, человек сам выбирает свой жизненный путь, но, подчеркнем, при условии личностной свободы. Изучая процессы формирования личности, мы постоянно убеждаемся, что в результате определенных условий жизнедеятельности и целенаправленного воспитания индивид приобретает новые качества, которые характеризуют его отношения с другими людьми, – личностные качества. Но что это за качества? Какова онтология этих качеств? Каков механизм их формирования? Обычно исследования заканчиваются на констатации той или иной формы отношений личности с окружающим миром. Личностные качества выступают как поведенческие характеристики субъекта: благочестивый, добродетельный, заботливый, совестливый, мужественный, жадный, жестокий, сластолюбивый, сексуальный. Но посмотрим, что стоит за данными качествами личности в поведенческом плане: • благочестивый, т. е. почитающий бога, соблюдающий предписания религии. За этим стоит вера в бога, духовная мотивация поведения; • добродетельный, т. е. проявляющий добродетель, желающий делать и делающий добро другим. Но почему он это делает? В основе добродетели лежит нравственная мотивация, которая формируется (или не формируется) в процессе воспитания и жизнедеятельности; • заботливый, т. е. делающий что-либо для благополучия других. В основе лежит любовь к другому (например, матери и ребенку, миру), нравственная мотивация; • совестливый, т. е. поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо. В основе лежит нравственная мотивация, совесть; • мужественный, т. е. храбрый, не теряющий присутствие духа, в условиях опасности для своей жизни и способный поступать в соответствии с нравственными нормами, с учетом интересов других людей, общества и государства, подчиняющий биологические мотивы мотивам духовным; • жадный, т. е. неудержимый в стремлении удовлетворить какое-нибудь желание, стремящийся удовлетворить свои потребности, часто за счет других, т. е. в основе жадности лежит мотивация; • жестокий, т. е. безжалостный, не знающий жалости к другим: человек без сострадания, лишенный нравственной мотивации, совершающий зло; • садист – извращенная и изощренная жестокость, получение удовольствия от страданий другого (физических или нравственных); • нарцисс – самовлюбленный, мотивация поведения на основе абсолютизации себя и своих потребностей; • мазохист – извращенная форма мотивации защищенности; • властолюбивый, т. е. стремящийся к удовлетворению своих потребностей за счет господства, доминирования; • сексуальный, т. е. направленный на удовлетворение сексуального влечения, не имеющего конкретного объема (пределов), стремящийся обладать сексуальным объектом (в отличие от эротической любви, характеризующейся страстным желанием полного соединения с конкретным человеком). Мы привели этот достаточно длинный и разнообразный перечень личностных качеств для того, чтобы показать, что за каждым из них стоит развитая, приобретенная или трансформированная мотивация. Качество личности – это мотивация, проявляющаяся и закрепляющаяся в поведении субъекта, оцениваемом с позиции морали, нравственной нормы. Следовательно, формируются и воспитываются не качества личности, а мотивации субъекта. В определенной мере личностные качества, как они сегодня понимаются, – это «фантом». Однако в силу того, что личностные качества являются поведенческими характеристиками, мы можем предположить, что только мотивацией они не объясняются. По крайней мере еще два фактора определяют проявления личностных качеств: программа поведения и алгоритм принятия решения146. В реальном поведении человек постоянно принимает решения, относящиеся к целям поведения, к характеру отношений с другими, способам общения и взаимодействия, к желаемым результатам. В поведении следует особенно выделить морально-нравственный аспект. Любое поведение так или иначе затрагивает интересы других людей. И здесь всегда встает вопрос выбора между добром и злом. Это главный вопрос мотивации поведения индивида. Находясь в определенной жизненной ситуации, субъект решает, что ему надо делать, как и когда. В итоге любого поведенческого акта он получает конкретный результат, характеризующий эффективность данного способа поведения. На основе эффективности поведения осуществляется выработка решающих правил, критериев предпочтительности того или иного способа поведения, критериев достижения цели, разрабатывается программа поведения. Поскольку жизнь человека протекает в достаточно постоянных условиях, на основе той или иной мотивации с учетом критериев предпочтительности результатов поведения, алгоритмов принятия решения и программ поведения формируются устойчивые, присущие данному индивиду, автоматически реализуемые формы поведения, которые с позиций морально-нравственного внешнего оценивания характеризуются как качества личности. Таким образом, за внешне представленными качествами личности скрываются доминирующие мотивации, выработанные планы и программы поведения, включающие алгоритмизированные процессы принятия решения. И если мы хотим знать, что стоит за той или иной личностной характеристикой, то мы должны раскрыть мотивацию субъекта, его предпочтения, критерии, которыми он руководствуется при морально-нравственном выборе. Сказанное не означает отказа от сложившейся системы оценки личностных качеств по доминирующим формам поведения, а лишь подчеркивает, что сами эти устойчивые для данного субъекта формы поведения определяются другими факторами. Анализ механизмов мотивации показывает, что источники активности человека заложены природой и их функционирование не требует участия сознания. Базисные источники активности, формирующие мотивацию поведения, представляют собой биологические функциональные структуры, находящиеся в тесном отношении с окружающей средой, предметной и социальной. Природные потребности побуждают человека находить предметы, способные их удовлетворить. Происходит опредмечивание потребностей. Устанавливающаяся при этом связь между потребностью и предметом, способным ее удовлетворить, в дальнейшем играет двойную роль. С одной стороны, при последующей актуализации потребности человек знает, что можно ее удовлетворить, и знает способ этого удовлетворения. Формируются определенные планы и программы поведения, связанные с актуальной потребностью. С другой стороны, и это важно особо отметить, сама потребность, переходя из актуальной формы в потенциальную, не исчезает полностью. Сталкиваясь с предметом, удовлетворявшим ранее конкретную потребность, или близким к нему другим предметом, потенциальная потребность через механизм нисходящих воздействий от коры головного мозга к подкорковым образованиям может переходить в актуальную. Так, вид пищи, особенно связанной ранее с положительными эмоциями, пробуждает аппетит, потребность в ней. Встреча с лицом противоположного пола, особенно в условиях, способствующих интимным отношениям, актуализирует сексуальные влечения и т.д. Несомненно, что отдельные компоненты целостного поведения отражаются на уровне сознания, но их трудно отделить от бессознательной мотивации и программ поведения. В мотивации поведения бессознательные и сознательные компоненты выступают как целостный механизм. Как мы уже отмечали ранее, удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями, которые фиксируются в памяти и в дальнейшем могут выступать в качестве мотиваторов поведения. Мотивация поведения через механизм «предвидения» положительных эмоций также осуществляется на бессознательно-сознательном уровне регуляции. Следует также отметить, что положительные эмоции усиливают и предметную мотивацию. Образы предметов, связанных с удовлетворением потребности, условия, при которых это происходило, программы поведения, реализующего удовлетворение потребности, фиксируются в памяти субъекта и тем самым переводятся в бессознательную форму хранения информации. И здесь важно подчеркнуть, что это нормальный режим функционирования психики. Информация, связанная с мотивацией поведения, не вытесняется из сознания как следствие конфликта, а переводится в регистры долговременного хранения в целях повышения в дальнейшем эффективности поведения. Базовая мотивация, связанная с условиями удовлетворения потребности и со способами поведения, формирует мотивационно-поведенческие комплексы агрессивности, избегания, подчиненности и др., а в устойчивых, повторяющихся условиях – определенные черты характера, качества личности. Сказанное выше конкретизирует и аргументирует на основе современных научных данных точку зрения С.Л. Рубинштейна на соотношение бессознательного и сознательного, высказанную более полувека тому назад. «Специфический круг явлений, – писал он, – которые изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т.п. – все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано». Достаточно часто эти психические явления рассматривают как явления сознания. Эта традиция восходит к интроспективной психологии, представители которой считали, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию, а еще раньше – к греческой традиции, согласно которой человек занимает уникальное место в мире, поскольку человеческое существо наделено сознанием, разумом. Вместе с тем, при всем огромном значении сознания оно является только частью психического, причем частью, не всегда ведущей и определяющей поведение человека. Можно даже сказать, что сознание составляет только надводную часть айсберга, подводная же его часть не осознается, но именно она является первичной формой существования психического. Психическое существует независимо от его осознания. Психика возникла как регулятор отношений организма и среды – именно посредством ощущений, восприятий, представлений независимо от их осознания происходит отражение действительности. В контексте рассматриваемой проблемы необходимо хотя бы кратко остановиться на представлениях о соотношении сознательного и бессознательного в различного рода психоаналитических теориях. Существенным для любой психоаналитической концепции является динамическое понимание поведения человека. «Это означает, что исполненные энергией силы мотивируют поведение и его можно понять и предсказать лишь тогда, когда поняты эти силы». Важно также отметить, что психическая энергия «основывается на психических силах, которые становятся очевидными только в своих проявлениях, обладающих определенной интенсивностью и идущих в определенном направлении. Эта энергия связывает и развязывает, держит индивида в самом себе и одновременно поддерживает его связь с внешним миром. В своем учении Фрейд выделял в структуре психики сознательное и бессознательное и такое деление считал основной предпосылкой психоанализа. Часть из того, что субъект отражает на уровне сознания в данный момент, может стать бессознательным, а при определенных обстоятельствах вновь стать сознательным. Бессознательное в данном случае является латентным, оно в любой момент может стать сознательным. Латентное бессознательное Фрейд назвал предсознательным. Но в ряде случаев содержание бессознательного не становится сознательным, потому что этому противодействует определенная сила. Состояние, в котором в этом случае находится бессознательное до его осознания, Фрейд назвал вытеснением, а термин бессознательное относил только к вытесненному динамическому бессознательному. Таким образом, писал Фрейд, мы можем обходиться тремя терминами: сознательное, предсознательное и бессознательное, «если только не станем упускать из виду, что в описательном смысле существуют два вида бессознательного, в динамическом же только одно. В некоторых случаях, когда изложение преследует особые цели, этим различием можно пренебречь, в других же случаях оно, конечно, совершенно необходимо»147. Работая в сфере психотерапевтической практики, Фрейд и его последователи сосредотачивали свои усилия на вытесненном бессознательном. И в этом отношении в области психоанализа накоплен огромный материал, представляющий большой интерес. Однако в реальной жизни психика нормального индивида функционирует в пространстве сознательного-бессознательного (предсознательного) без доминирования вытеснения. Следует отметить и различия в понимании бессознательного. У Фрейда – это и предсознательное и вытесненное бессознательное. Исходя из общетеоретических положений и экспериментальных данных науки, на которые мы опирались, бессознательное – это предсознательное и базовые (биологические) мотивации. Фрейд также писал: «само собой разумеется, что сознательны все восприятия, приходящие извне (чувственные восприятия), а также изнутри, которые мы называем ощущениями и чувствами»148. Однако экспериментальные данные показывают обратное. Основная масса восприятий нами не осознается. О необязательности отражения в сознании восприятия, чувств, влечений писал С.Л. Рубинштейн. Цитату из его работы мы приводили выше. Таким образом, понимание бессознательного в психоаналитических теориях носит специфический характер, и это надо учитывать, описывая мотивацию в норме. Остановимся теперь еще на одной стороне взаимосвязи сознательного и бессознательного. Биологические потребности, направляющие поведение на бессознательном уровне, с успехом могут изучаться и изучаются биологией. Когда же потребности становятся предметом изучения психологии? Можно сказать с уверенностью, что поворотным моментом является осознание потребностей. Индивид осознает потребности как свои желания и хотения. При этом между желанием и хотением есть определенные различия. Хотение есть осознание еще неопределенной потребности. Например, хочу есть, хочу развлечься. Желание есть уже стремление к определенной вещи, способной удовлетворить биологическую потребность. Желаю съесть пирожок, желаю сходить в кино и т.д. Желать можно возможного и невозможного (стать бессмертным). Желание всегда имеет в виду определенную цель. Человек от природы обладает способностью хотеть и желать.149 Зададимся теперь вопросом: а что стало с биологическими потребностями, которые до этого не осозновались? Они как были присущи человеку, как определяли его поведение как индивида, так и продолжают свое воздействие. После осознания потребности начинают действовать сразу на двух уровнях: бессознательном и сознательном. При этом на уровне сознания они выступают как хотения и желания. Правильно понять потребности как психологическую категорию можно только в их единстве с их биологической сущностью. Рассмотренный выше факт двойной сущности потребности имеет огромное значение. Он позволяет понять сущность принципа психофизиологического единства и положения о единстве субъективного и объективного. Благодаря осознанию потребности и переходу от хотения к желанию предметы внешнего мира приобретают определенное значение и смысл для индивида. Заметим также, что осознанные потребности закрепляются в слове, в языке. Благодаря биологической мотивации осуществляется постоянная связь и единство души и тела, что делает возможным внутреннюю психическую жизнь. Благодаря осознанию биологической мотивации предметы внешнего мира приобретают личностный смысл и включаются во внутреннюю жизнь человека! За счет этого достигается единство субъективного и объективного. Когда осознание осуществляется самого себя, человек начинает выступать сам для себя объектом познания. В этом случае объект выступает одновременно и субъектом познания, объективное отождествляется с субъективным, не переставая при этом быть объективным, а психика при этом тоже начинает выступать как объективное явление, оставаясь идеальным образованием (субстанцией). По–новому звучит и проблема качеств личности. Как было показано ранее, качества личности выступают как поведенческие характеристики личности, при этом многие из них формируются на основе устойчивых мотиваций. Именно через свою мотивационную основу эти качества и включаются во внутреннюю жизнь, определяя направление мыслей и поступков, выступая в качестве устойчивых детерминант деятельности и поведения.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|