Функции эмоций и чувств
Еще Эдуард Клапаред (1928) писал, что для того чтобы изучить какое-либо психологическое явление, в том числе эмоции и чувства, необходимо понять его функциональное значение в поведении индивида, ответить на вопрос: для чего в повседневной жизни служат эмоции и чувства. Проведенный выше анализ биологических механизмов эмоций и анализ психологических работ, посвященных данной проблеме, позволяют выделить несколько основных функций эмоций и чувств. 6.4.1. Подкрепляющая и закрепляющая функции.С общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в том, что они представляют собой механизм, «удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма». Будучи тесно связанной с удовлетворением или неудовлетворением актуальной потребности, эмоция выступает как подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности166. Положительная эмоция закрепляет приспособительный эффект. Отсюда можно заключить, что в общебиологическом плане функция эмоций заключается в их роли как фактора подкрепляющего и закрепляющегополезное действие. Из сказанного вытекает и значение эмоций в научении и обучении.В научении эмоция выступает как закрепляющий фактор, а в обучении положительные эмоции стимулируют учебную деятельность ученика. Без положительных эмоций не может быть эффективного обучения. 6.4.2. Активационно-мобилизационнаяфункция эмоций проявляется в активизации деятельности всего организма, всех его систем в условиях удовлетворения актуальной потребности. Эмоции переводят весь организм на другой уровень функционирования, активизирует все психические процессы, мобилизует прошлый опыт. 6.4.3. Гиперкомпенсаторная функцияпроявляется в том, что эмоции приводят к избыточной мобилизации энергетических ресурсов организма. «По-видимому, – пишет П.В. Симонов, – эволюция многократно подтвердила преимущества энергетической расточительности по сравнению с угрозой недостатка метаболического обеспечения предстоящей деятельности, когда отсутствуют точные сведения о ее действительном объеме»167. Механизмом, запускающим в этом случае эмоции, является отсутствие полных сведений для построения адаптивного поведения. 6.4.4. Информационная функция эмоций. Анализируя ситуацию информационного обеспечения деятельности и поведения, П.В. Симонов сформулировал информационную теорию эмоций. Суть ее заключается в утверждении, что «эмоции высших животных и человека представляют специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент. При этом степень эмоционального напряжения количественно зависит от силы потребности, а также от разницы между информацией, прогностически необходимой для удовлетворения потребности, и информацией, имеющейся у субъекта или полученной им»168 (с.88-89). Э = f [П, (Ин – Ис)...], где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ин–Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и оптогенетического опыта; И – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; И – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент. Помимо потребности и дефицита информации для организации деятельности по ее удовлетворению эмоция зависит и от других факторов: индивидуальных особенностей субъекта, фактора времени, качества потребности (биологических, интеллектуальных, нравственных). При дефиците прагматической информации (Ин > Ис) возникают отрицательные эмоции, активно минимизируемые субъектом, при избытке информации (Ис > Ин) возникают положительные эмоции, максимизируемые субъектом. Таким образом, мы видим, что эмоции реализуют познавательную и оценочнуюфункции. Эмоции могут приводит к другим принципам оценки сигналов, переводить построение поведения на ориентацию по генералированным сигналам. В этом случае за счет снижения точности реагирования достигается общий адаптационный эффект. «Чем сильнее становится потребность, тем менее специфичен объект, вызывающий соответствующую реакцию», – пишет Ж. Ньюттен169. 6.4.5. Интегральная функция эмоций.Характерной чертой эмоций является то, что своим действием они охватывают весь организм, «производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма». Эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм170. Переживания явились универсальным механизмом, обеспечивающим выживание организма (животного и человека). В заключение остановимся на двух взаимосвязанных функциях эмоций, которые практически не акцентируются в работах по психологии и физиологии эмоций. В качестве таковых мы выделяем функциюэмоций как механизма формирования сознанияи функциюэмоций как механизма формирования внутренней реальной человеческой жизни. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|