Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация психических расстройств



В настоящее время для постановки диагноза целесообразно пользоваться «Классификатором психических и поведенческих расстройств» (МКБ-10), разработанного под патронажем Всемирной организации здравоохранения.276

Под психическим расстройством, в соответствии с международной классификацией, понимается клинически определенная группа симптомов или поведенческих признаков, которые в большинстве случаев причиняют страдание и препятствуют личностному функционированию.277

Выраженность психического расстройства определяется степенью отклонения от взятого за основу понятия психического здоровья.

На фоне нормы для каждой группы расстройств выделяют специфические расстройства и расстройства, характерные для конкретного заболевания из данной группы. Для примера приведем расстройства зрелой личности и поведения у взрослых. К ним относятся:

- Параноидное расстройство личности.

- Шизоидное расстройство личности.

- Диссоциальное расстройство личности.

- Эмоционально неустойчивое расстройство личности.

- импульсивный тип

- пограничный тип

- Истерическое расстройство личности.

- Ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности.

- Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности.

- Зависимое расстройство личности.

- Другие, специфические расстройства личности.

- Расстройство личности, неуточненное.

Для данной группы расстройств зрелой личности в качестве специфических расстройств выделены:

“G1. Указание на то, что характерные и постоянные типы внутренних переживаний и поведения индивидуума в целом существенно отклоняются от культурально ожидаемого и принимаемого диапазона (или «нормы»). Такое отклонение должно проявляться более чем в одной из следующих сфер:

1) когнитивная сфера (т. е. характер восприятия и интерпретации предметов, людей и событий; формирование отношений и образов «Я» и «другие»);

2) эмоциональность (диапазон, интенсивность и адекватность эмоциональных реакций);

3) контролирование влечений и удовлетворение потребностей;

4) отношения с другими и манера решения интерперсональных ситуаций.

G2. Отклонение должно быть полным в том смысле, что отсутствие гибкости, недостаточная адаптивность или другие дисфункциональные особенности обнаруживаются в широком диапазоне личностных и социальных ситуаций (т. е. не ограничиваясь одним «пусковым механизмом» или ситуацией).

G3. В связи с поведением, отмеченном в пункте G2, отмечается личностный дистресс или неблагоприятное воздействие на социальное окружение.

G4. Должны быть данные о том, что отклонение является стабильным и длительным, начинаясь в старшем детском или подростковом возрасте.

G5. Отклонение не может быть объяснено как проявление или последствие других психических расстройств зрелого возраста, хотя эпизодические или хронические состояния настоящей классификации могут существовать одновременно с ним или возникать на его фоне.

G6. В качестве возможной причины отклонения должны быть исключены органическое заболевание мозга, травма или дисфункция мозга.

Оценка вышеперечисленных критериев Gl—G6 должна основываться на как можно большем количестве источников информации. Хотя иногда и возможно получить достаточные данные из одной беседы с больным, в качестве общего правила рекомендуется проводить более чем одну беседу с больным и получать анамнестические данные от информантов или из предыдущей медицинской документации.

Предлагается разработать субкритерии для определения поведенческих типов, специфических для различных культуральных условий с учетом социальных норм, правил и обязанностей, если в этом имеется необходимость.”

Далее устанавливаются признаки психического расстройства личности определенного заболевания. Возьмем, например, тревожное (уклоняющееся) расстройство личности, как одно из наиболее распространенных отклонений:

А. Должны выполняться общие критерии расстройства личности.

Б. Должны присутствовать минимум четыре признака из числа следующих:

1) постоянное общее чувство напряженности и тяжелые предчувствия;

2) представления о собственной социальной неспособности, непривлекательности и приниженности по отношению к другим;

3) излишняя озабоченность быть критикуемым или отвергаемым в социальных ситуациях;

4) нежелание вступать во взаимоотношения с людьми, не будучи уверенным в своей привлекательности для них;

5) ограниченность жизненного уклада из-за потребности в физической безопасности;

6) уклонение от социальной или трудовой деятельности, включающей нередкие межперсональные контакты, из-за страха критики, неодобрения или отвержения.

В настоящей работе мы не ставим задачи рассмотрения конкретных видов психических расстройств (заболеваний). Приведенный выше материал должен показать, что патология определяется всегда по отношению к норме. И что в определении патологии следует пользоваться определенными алгоритмами, представленными в Классификаторе МКБ-10.

В дальнейшем нас, прежде всего, будут интересовать те психические расстройства, которые подпадают под психотерапевтическую практику психологов. К ним можно отнести: нарушения мышления, потерю связи с окружающим миром, нарушения в области эмоций и воли, изменения поведения. Это как раз те основные параметры, которые мы выделили во внутреннем мире человека. Правильность выделенной структуры подтверждается данными психопатологии.

Анализ симптоматики психических расстройств показывает, что основной причиной их возникновения является нарушение целостности внутреннего мира, т.е. перестает действовать закон самоорганизации внутреннего мира ориентированного на реальный внешний мир и систему реальных отношений.

Наиболее ярким примером являются больные шизофренией. Они переживают расщепление всех аспектов своей жизни. Нарушается мышление. Больной с трудом удерживает (или не удерживает) общие направления мыслей, наблюдаются скачки от одной мысли к другой. Затруднено подавление не относящихся к делу мыслей. Это же относиться и к процессам восприятия. Больной не может сконцентрироваться на главном. Он «видит все», он не может исключить главного. Наблюдается отчужденность от других людей. Человек начинает создавать свой внутренний мир. Этот мир иллюзорен, т.к. он не проверяется реальностью. В собственном мире рождаются свои мысли, вплоть до абсурдных. Возникают проблемы общения с окружающими. Ложные мысли и проблемы в отношениях могут перейти в систему бреда. (Подобные картины наблюдаются в случаях паранойи). Реальные события не правильно интерпретируются. Возникают галлюцинации, чаще всего слуховые. (Больной слышит голоса: Бога, дьявола, родных и др.).

Наблюдаются резкие нарушения эмоций. На начальных этапах можно наблюдать, когда малейшее несогласие приводит к бурной эмоциональной реакции. В дальнейшем наблюдается картина резкого обеднения, снижение эмоциональной реакции вплоть до полного безразличия к себе и окружающим. Наблюдаются неадекватные реакции на ситуацию.

На этом фоне может наблюдаться заторможенность двигательной активности. Больные длительное время могут находиться в необычных позах, демонстрируя абсолютную неподвижность.

Из сказанного можно сделать вывод, что общее направление психотерапии должно быть связано с восстановлением целостности внутреннего мира и его реальных отношений с внешним миром.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.