Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммуникативная методика



Для обеспечения возможности понимать эмоционально-символические формы выражения детей преподавателей, кон­сультантов и воспитателей необходимо обучить коммуника­тивным навыкам. Объем эмоционально-символического мате­риала, который находится в распоряжении ребенка, нередко зависит от чуткости и мастерства взрослого. По прошествии ряда лет я установил пригодность для практического примене­ния некоторых концепций Акслина (1947), Баруха (1949),Жино (1972) и Гордона (1970).

1.Вера в то, что беседы с детьми об их проблемах и чувст­вах помогают детям.

2. Активное наблюдение, слушание и восприятие слов и поступков ребенка. Этот подход предполагает внимательное отношение к текущей ситуации, в которой находится ребенок, и к способу восприятия мира ребенком.

3. Использование новых формулировок, т. е. зеркальное
отображение когнитивного содержания суждений ребенка.
Цель этого приема состоит в том, чтобы дать ребенку понять,
что его слушают, и таким образом поощрить его к дальнейшей

беседе.

4. Селективное использование вопросов. Лучше повторить
высказывание ребенка, чем спросить «почему?». Эго ребен­
ка еще не достигло зрелости, и поэтому ему трудно выразить,


почему он сделал что-либо. Обычно на наш вопрос мы получа­ем ответ: «Я не знаю». Вместо этого можно попросить ребенка дать описание: «Что ты сделал?»

В работе с детьми можно использовать подход, который за­ключается в описании увиденного и использовании символов и образов в качестве основной темы для постановки вопросов. Например, описывая рисунок, можно сказать: «Я вижу го­рящий дом, людей, выбегающих дома, и приближающегося бурого медведя. Интересно, что эти люди думают... (здесь не­обходимо дать ребенку возможность высказаться) ...чувству­ют... что медведь думает... чувствует... интересно, что про­изойдет с домом... людьми... медведем...»

5. Использование отображения чувств носит более глубо­
кий характер, чем использование новых формулировок, и
передает скрытые чувства. Этот метод предполагает вербали­
зацию эмоционального чувства, которое в скрытом виде содер­
жится в высказывании или рисунке ребенка. Задача такого
отображения чувств состоит в том, чтобы превратить бессозна­
тельное (подсознательное) в сознательное и показать ребенку,
что его чувства находят понимание (т. е. выразить эмпатию):

Ребенок: «Я ударил его по лицу, потом по животу, а потом ударил ногой».

Взрослый: «Ты по-настоящему рассердился на Билли и хотел сде­лать ему больно».

6. Использование самости предполагает использование
преподавателем своих чувств, интуиции, восприятий и их
вербализацию для ребенка. Например, в приведенном диало­
ге преподаватель мог бы добавить: «Ты по-настоящему огор­
чился, когда Билли разрушил твой дворец из кубиков. Инте­
ресно, не мог ли ты иным способом дать ему понять, что ты
чувствовал?»

Использование самости также предполагает, что препода­ватель может описать увиденное и сообщить о своих чувствах: «Джонни! Когда я вижу, как ты носишься вокруг, дергаешь девочек за волосы, кричишь и визжишь, это вызывает у меня огорчение, головную боль и раздражение. Я хочу, чтобы ты прекратил это и пошел поиграть с барабаном».

7. Использование эффективных ограничений означает,
что преподаватель вербализует свою непроизвольную родитель­
скую функцию. Преподаватель четко определяет ограничения и


 

последствия, которые наступят, если ребенок их нарушит. По­следствия должны иметь непосредственный и кратковременный характер. Они не должны подкреплять негативное поведение.

Обеспечение







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.