Жестокого обращения с ребенком
В последние несколько лет отмечается рост тенденции к использованию в консультативной работе с детьми изобразительных средств, рисования, визуализации и образов (Allan, 1978; Allan and Clark, 1984; Anderson, 1980; Fino, 1978; Pin-holster, 1983; Roosa, 1981; Wittmer and Myrick, 1980). Несмотря на появление множества критических оценок (Bellak, 1954; Gamma and Bortino, 1980; Harrower, 1954; Korner, 1956; Rabin, 1981; Singer, 1981), школьные консультанты-практики полагают, что эти методы помогают им в работе с учащимися. В настоящем исследовании мы сопоставили визуальные образы (т. е. рисунки) с метафорическими высказываниями (т. е. со словами, используемыми для описания рисунков) благополучных и неблагополучных детей. Наша задача заключалась в том, чтобы определить способность рисунков и слов благополучных детей отражать эмоциональное благополучие и способность рисунков и слов неблагополучных детей отражать эмоциональное неблагополучие. Благополучный ребенок был охарактеризован как учащийся, который поддерживает хорошие отношения с учителем и своими товарищами и демонстрирует обычные для его уровня психологического развития учебные навыки. Неблагополучный ребенок был определен как учащийся с противоположными характеристиками: отсутствие хороших отношений с учителем и товарищами и учебных навыков, необходимых для учебы в школьном классе данного уровня. Опытного консультанта начальной школы попросили помочь группе учителей определить 10 благополучных и 10 неблагополучных детей из 120 учащихся четвертого и пятого классов. Для исследования были отобраны учащиеся, которые соответствовали обычным требованиям шкалы Векслера для определения умственных способностей детей (Wechsler, 1974) и происходили из семей с аналогичным общественно-экономическим положением. Методика Исследование состояло из трех этапов — релаксации с использованием мысленных образов, рисования и опроса после рисования — и проводилось одним исследователем (выпускником университета). С каждым ребенком проводились одночасовые встречи. Релаксация с использованием мысленных образов. На основе мысленных образов розового куста была подготовлена десятиминутная лента звукозаписи по релаксации визуализации (Oaklander, 1978; Стивене, 1971). Предполагалось, что учащиеся будут проектировать различные грани своей личности на образ розового куста. Детям сообщили, что лента звукозаписи предназначена для развития воображения. После релаксации детям предложили представить себя в образе куста роз и обратить внимание на цветы, листья, стебли и ветки (см. Приложение А). Рисование. После релаксации с использованием мысленных образов детям выдали по листу чистой бумаги (8V2XH дюймов), простому карандашу и набору из двенадцати цветных карандашей. Детей попросили нарисовать то, что они представляли себе в процессе направленной визуализации. Опрос после рисования. После рисования исследователь задал детям 11 вопросов о том, что они испытывали, когда представляли себя в виде куста роз. К числу этих вопросов относились следующие: «На что ты похож? Расскажи мне о своих цветах, листьях и корнях. Кто ухаживает за тобой?» (См. приложение Б). Все ответы записывались на магнитофонной пленке для дальнейшей фиксации на бумаге и оценки. При этом исследователь обращал внимание на поведение детей во время всей процедуры, учитывая такие моменты, как место на бумаге, с которого они начинали рисовать. Каждому ребенку был присвоен кодовый номер, и поэтому исследователь не знал, к какой категории относились дети — благополучной или неблагополучной. Анализ данных Оценка данных по каждому ребенку производилась на основе классификации и анализа рисунков и высказываний. Классификация. Для осуществления классификации данных были привлечены три школьных консультанта, прошедших специальную подготовку в области тестирования и применения проективных методов. Консультантам предложили распределить материал по двум стопкам (для благополучных и неблагополучных детей) на основе: а)рисунков; б) первых высказываний ребенка о розовом кусте; в) сочетания детских рисунков и первых высказываний. разработанного Элкишем (1960) метода противопоставления пар позитивных и негативных характеристик. К числу этих характеристик относятся взаимозависимости между ритмом иправилом, сложностью и простотой,, расширением и сжатием, интеграцией и дезинтеграцией. «Ритм» предполагает применение гибких штриховых линий для изображения дерева и указывает на свободное движение руки и приятное распределение пропорций предмета изображения. «Правило)» указывает на скованное неровное движение руки, которое нередко осуществляется чисто механически. «Сложность» относится к полному или подробному — рисунку, а «простота» — к отсутствию деталей и скудной дифференциации, которые свидетельствуют о наличии регрессии или фиксации на ранних стадиях психологического развития. -"" «Расширение» отражает ощущение распахнутости в рисунках. «Сжатие» отражает ощущение скрупулезной мелочности и тесноты. «Интеграция» передает ощущение целого, в кото - ром все предметы занимают свое место. Она свидетельствует о наличии способности устанавливать взаимосвязи, комбинировать и организовывать. «Дезинтеграция» свидетельствует о небрежности и использовании разобщенных, не связанных друг с другом предметов. Небрежность и разобщенность не способны вызвать ощущение единства. Анализ высказываний. После получения всех ответов на вопросы, заданные после рисования и мысленного представления образа розового куста, исследователь провел ряд дескриптивных сопоставлений между высказываниями благополучных и неблагополучных детей. Эти высказывания были распределены по трем группам: позитивные, нейтральные и негативные. Результаты Основу общих характеристик составили наблюдения, сделанные исследователем в процессе беседы, занятий рисованием и опроса после рисования. Подход к рисованию. 19 из 20 детей не испытывали никаких колебаний и без промедления приступили к рисованию. Обе группы (благополучных и неблагополучных детей) стремились хорошо выполнить порученное дело, тщательно подбирая цвет и концентрируя внимание на непосредственной задаче. Один ребенок (неблагополучный) не проявлял интереса к рисованию и вел себя отчужденно и замкнуто. Первоначальное размещение предмета. 8 из 10 благополучных детей начали рисовать с середины листа бумаги. 7 неблагополучных детей начали рисовать с нижней части листа. Перспективное изображение розового куста. Соотношение между размером розового куста и остальной частью картины не отличалось на рисунках обеих групп. 6 благополучных учеников нарисовали розовый куст с соблюдением перспективы, причем один ученик нарисовал куст очень маленьким, а другой очень большим. 4 неблагополучных ученика правильно использовали перспективу, хотя трое нарисовали очень большие рисунки, а трое — очень маленькие. Эти результаты позволили поставить под сомнение предположение Боландера (1977) о том, что здоровые дети с адекватной адаптированностью помещают центральную фигуру в правильную перспективу. Цветовой анализ. В процессе рисования обе группы использовали цветные карандаши, причем ни одна группа не злоупотребляла каким-либо определенным цветом. Два ученика (один благополучный и один неблагополучный) не раскрасили свои рисунки. Анализ оценщиков При распределении детей по категориям (благополучной и неблагополучной) на основе только одних рисунков три оценщика пришли к единому мнению в шестнадцати случаях из двадцати (р<0,05). При распределении по двум категориям на основе первых высказываний детей о розовом кусте (т. е. без учета рисунков) оценщики пришли к единому мнению лишь в 12 случаях из двадцати (р>0,05). При комбинированной оценке на основе рисунков и высказываний оценщики пришли к единому мнению в восемнадцати случаях из двадцати (р<0,01). Эти результаты свидетельствуют о том, что, с точки зрения опытных консультантов, оценка на основе «только рисунков» имеет ряд существенных недостатков. Оценка на основе «рисунков и высказываний» оказывает дополнительное влияние на мнение оценщиков и является более значимой, чем оценка на основе «только рисунков». Оценщики постоянно помещали двоих благополучных учащихся в неблагополучную группу и двоих неблагополучных в благополучную группу. Такое распределение по категориям свидетельствует о том, что 20% повременных учителей и консультантов не учитывают болезненные переживания благополучного ребенка и сильные стороны неблагополучного ребенка. Анализ категорий Элкиша Элкиш (1960) утверждал, что 4 упомянутые категории можно использовать для установления различий между благополучными и неблагополучными детьми. При обследовании выборочной группы из 20 детей мы установили, что между двумя группами детей существуют различия только по категориям ритм—правило (р<0,01) и интеграция—дезинтеграция (р<0,05). В данном случае неблагополучные дети в большей мере продемонстрировали признаки категорий правила (ригидность) и дезинтеграции (небрежность), чем благополучные дети. Анализ высказываний Ответы детей на стимулирующие вопросы были переписаны с пленки на бумагу для последующего сравнения дескриптивных образов, использованных благополучными и неблагополучными детьми. Различия между благополучными и неблагополучными детьми постоянно обнаруживались в описаниях куста роз, цветов, шипов, окружающей обстановке и садовников. При этом в описаниях стеблей, ветвей, листьев, корней и климата никаких различий между упомянутыми не было обнаружено (см. таблицу 1).
Таблица 1 Детские описания куста роз
Из таблицы 1 видно, что благополучные дети проектировали уверенное представление о себе, взаимосвязь между позитивными ассоциациями и трогательными переживаниями, способность постоять за себя и тенденцию рассматривать свое окружение как приятное и дружелюбное. В отличие от них неблагополучные дети использовали слова для описания негативных представлений о себе, взаимосвязи между болезненными ассоциациями и трогательными переживаниями, а также ввысшей степени агрессивное, враждебное окружение, куда входили деструктивные попечители (садовники).
Анализ конкретных материалов На заключительном этапе обследования детей консультант начальной школы, производивший отбор благополучных и неблагополучных детей, сообщил нам, что в неблагополучной группе пятеро детей подверглись сексуальному насилию, один ребенок испытал на себе побои и один находился в чрезвычайно запущенном состоянии. Мы решили более основательно исследовать материалы (т. е. рисунки и дескриптивные комментарии к этим рисункам). Для сравнения мы также решили рассмотреть материалы на ребенка из благополучной группы. Благополучные дети стремились отражать на рисунках весьма позитивные образы: розовый куст в цвету, солнце на небе и позитивные аспекты природы. Например, один благополучный ребенок нарисовал куст, покрытый розами, и птицу, которая несла в клюве червяка своим птенцам, расположившимся па этом кусте. В нижней части рисунка поместились крошечные деревья и кролик (рис.4.1). С другой стороны, рисунки и высказывания детей с сексуальными травмами свидетельствовали о доминировании следующих трех тем: а) сексуальные образы — «на листьях много личинок гусениц»; б) насилие над самостью — «собака собирается лизнуть цветок, рука схватит цветок, цветок не хочет, чтобы к нему при касались в)защита — многие кусты роз обнесены частоколом, по поводу которого дети говорили: «пришел дровосек и попробовал спилить меня, но я не позволилему>>. Такие рисунки нередко отражали угрозу по отношению к центральному символу и его защиту с помощью крепких заборов (рис. 4.2, 4.3 и 4.4). Например, розовый куст за надежной оградой был нарисован девочкой, которая подверглась анальному изнасилованию (рис. 4.5). В отличие от детей с психическими травмами на сексуальной почве ребенок, подвергшийся избиениям, нарисовал рисунок, отражавший жестокое физическое насилие. В частности, один такой ребенок нарисовал разбитую дорогу, которая вела к дому с разбитыми окнами и дверями, запертыми на засовы. Даже в тех случаях, когда розовый куст (с большими шипами) помещался на переднем плане картины, он выглядел крошечным по сравнению с другими предметами на ней (рис. 4.6). Из всех неблагополучных детей только запущенный ребенок нарисовал срезанный куст роз, поместив его в центре рисунка в стеклянной вазе с небольшим количеством воды. На рисунке отсутствовало изображение других предметов, и поэтому картина производила впечатление скудности и опустошенности (рис. 4.7). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|