Здавалка
Главная | Обратная связь

Жестокого обращения с ребенком



 

 

В последние несколько лет отмечается рост тенденции к использованию в консультативной работе с детьми изобрази­тельных средств, рисования, визуализации и образов (Allan, 1978; Allan and Clark, 1984; Anderson, 1980; Fino, 1978; Pin-holster, 1983; Roosa, 1981; Wittmer and Myrick, 1980). Не­смотря на появление множества критических оценок (Bellak, 1954; Gamma and Bortino, 1980; Harrower, 1954; Korner, 1956; Rabin, 1981; Singer, 1981), школьные консультанты-практики полагают, что эти методы помогают им в работе с

учащимися.

В настоящем исследовании мы сопоставили визуальные об­разы (т. е. рисунки) с метафорическими высказываниями (т. е. со словами, используемыми для описания рисунков) благопо­лучных и неблагополучных детей. Наша задача заключалась в том, чтобы определить способность рисунков и слов благопо­лучных детей отражать эмоциональное благополучие и способ­ность рисунков и слов неблагополучных детей отражать эмо­циональное неблагополучие.

Благополучный ребенок был охарактеризован как учащий­ся, который поддерживает хорошие отношения с учителем и своими товарищами и демонстрирует обычные для его уровня психологического развития учебные навыки. Неблагополучный


ребенок был определен как учащийся с противоположными характеристиками: отсутствие хороших отношений с учителем и товарищами и учебных навыков, необходимых для учебы в школьном классе данного уровня. Опытного консультанта на­чальной школы попросили помочь группе учителей определить 10 благополучных и 10 неблагополучных детей из 120 учащихся четвертого и пятого классов. Для исследования были отобраны учащиеся, которые соответствовали обычным требованиям шкалы Векслера для определения умственных способностей детей (Wechsler, 1974) и происходили из семей с аналогичным общественно-экономическим положением.

Методика

Исследование состояло из трех этапов — релаксации с ис­пользованием мысленных образов, рисования и опроса после рисования — и проводилось одним исследователем (выпускни­ком университета). С каждым ребенком проводились одночасовые встречи.

Релаксация с использованием мысленных образов. На осно­ве мысленных образов розового куста была подготовлена деся­тиминутная лента звукозаписи по релаксации визуализации (Oaklander, 1978; Стивене, 1971). Предполагалось, что уча­щиеся будут проектировать различные грани своей личности на образ розового куста. Детям сообщили, что лента звукоза­писи предназначена для развития воображения. После релак­сации детям предложили представить себя в образе куста роз и обратить внимание на цветы, листья, стебли и ветки (см. При­ложение А).

Рисование. После релаксации с использованием мыслен­ных образов детям выдали по листу чистой бумаги (8V2XH дюймов), простому карандашу и набору из двенадцати цвет­ных карандашей. Детей попросили нарисовать то, что они представляли себе в процессе направленной визуализации.

Опрос после рисования. После рисования исследователь задал детям 11 вопросов о том, что они испытывали, когда представляли себя в виде куста роз. К числу этих вопросов от­носились следующие: «На что ты похож? Расскажи мне о своих цветах, листьях и корнях. Кто ухаживает за тобой?» (См. приложение Б).

Все ответы записывались на магнитофонной пленке для даль­нейшей фиксации на бумаге и оценки. При этом исследователь


обращал внимание на поведение детей во время всей проце­дуры, учитывая такие моменты, как место на бумаге, с кото­рого они начинали рисовать. Каждому ребенку был присвоен кодовый номер, и поэтому исследователь не знал, к какой ка­тегории относились дети — благополучной или неблагопо­лучной.

Анализ данных

Оценка данных по каждому ребенку производилась на ос­нове классификации и анализа рисунков и высказываний.

Классификация. Для осуществления классификации дан­ных были привлечены три школьных консультанта, прошед­ших специальную подготовку в области тестирования и при­менения проективных методов. Консультантам предложили распределить материал по двум стопкам (для благополучных и неблагополучных детей) на основе:

а)рисунков;

б) первых высказываний ребенка о розовом кусте;

в) сочетания детских рисунков и первых высказываний.
Анализ рисунков. Анализ рисунков проводился на основе

разработанного Элкишем (1960) метода противопоставления пар позитивных и негативных характеристик. К числу этих характеристик относятся взаимозависимости между ритмом иправилом, сложностью и простотой,, расширением и сжатием, интеграцией и дезинтеграцией.

«Ритм» предполагает применение гибких штриховых линий для изображения дерева и указывает на свободное дви­жение руки и приятное распределение пропорций предмета изображения. «Правило)» указывает на скованное неровное движение руки, которое нередко осуществляется чисто механически. «Сложность» относится к полному или подробному — рисунку, а «простота» — к отсутствию деталей и скудной диф­ференциации, которые свидетельствуют о наличии регрессии или фиксации на ранних стадиях психологического развития. -"" «Расширение» отражает ощущение распахнутости в рисун­ках. «Сжатие» отражает ощущение скрупулезной мелочности и тесноты. «Интеграция» передает ощущение целого, в кото - ром все предметы занимают свое место. Она свидетельствует о наличии способности устанавливать взаимосвязи, комбиниро­вать и организовывать. «Дезинтеграция» свидетельствует о небрежности и использовании разобщенных, не связанных


друг с другом предметов. Небрежность и разобщенность не способны вызвать ощущение единства.

Анализ высказываний. После получения всех ответов на вопросы, заданные после рисования и мысленного представле­ния образа розового куста, исследователь провел ряд дескрип­тивных сопоставлений между высказываниями благополуч­ных и неблагополучных детей. Эти высказывания были рас­пределены по трем группам: позитивные, нейтральные и негативные.

Результаты

Основу общих характеристик составили наблюдения, сде­ланные исследователем в процессе беседы, занятий рисовани­ем и опроса после рисования.

Подход к рисованию. 19 из 20 детей не испытывали ника­ких колебаний и без промедления приступили к рисованию. Обе группы (благополучных и неблагополучных детей) стре­мились хорошо выполнить порученное дело, тщательно подби­рая цвет и концентрируя внимание на непосредственной зада­че. Один ребенок (неблагополучный) не проявлял интереса к рисованию и вел себя отчужденно и замкнуто.

Первоначальное размещение предмета. 8 из 10 благопо­лучных детей начали рисовать с середины листа бумаги. 7 не­благополучных детей начали рисовать с нижней части листа.

Перспективное изображение розового куста. Соотноше­ние между размером розового куста и остальной частью кар­тины не отличалось на рисунках обеих групп. 6 благополуч­ных учеников нарисовали розовый куст с соблюдением пер­спективы, причем один ученик нарисовал куст очень маленьким, а другой очень большим. 4 неблагополучных ученика правильно использовали перспективу, хотя трое на­рисовали очень большие рисунки, а трое — очень малень­кие. Эти результаты позволили поставить под сомнение предположение Боландера (1977) о том, что здоровые дети с адекватной адаптированностью помещают центральную фи­гуру в правильную перспективу.

Цветовой анализ. В процессе рисования обе группы ис­пользовали цветные карандаши, причем ни одна группа не злоупотребляла каким-либо определенным цветом. Два учени­ка (один благополучный и один неблагополучный) не раскра­сили свои рисунки.


Анализ оценщиков

При распределении детей по категориям (благополучной и неблагополучной) на основе только одних рисунков три оценщика пришли к единому мнению в шестнадцати случа­ях из двадцати (р<0,05). При распределении по двум катего­риям на основе первых высказываний детей о розовом кусте (т. е. без учета рисунков) оценщики пришли к единому мне­нию лишь в 12 случаях из двадцати (р>0,05). При комбини­рованной оценке на основе рисунков и высказываний оцен­щики пришли к единому мнению в восемнадцати случаях из двадцати (р<0,01).

Эти результаты свидетельствуют о том, что, с точки зрения опытных консультантов, оценка на основе «только рисунков» имеет ряд существенных недостатков. Оценка на основе «ри­сунков и высказываний» оказывает дополнительное влияние на мнение оценщиков и является более значимой, чем оценка на основе «только рисунков».

Оценщики постоянно помещали двоих благополучных уча­щихся в неблагополучную группу и двоих неблагополучных в благополучную группу. Такое распределение по категориям сви­детельствует о том, что 20% повременных учителей и консуль­тантов не учитывают болезненные переживания благополучно­го ребенка и сильные стороны неблагополучного ребенка.

Анализ категорий Элкиша

Элкиш (1960) утверждал, что 4 упомянутые категории можно использовать для установления различий между бла­гополучными и неблагополучными детьми. При обследова­нии выборочной группы из 20 детей мы установили, что между двумя группами детей существуют различия только по категориям ритм—правило (р<0,01) и интеграция—дез­интеграция (р<0,05). В данном случае неблагополучные дети в большей мере продемонстрировали признаки категорий правила (ригидность) и дезинтеграции (небрежность), чем благополучные дети.

Анализ высказываний

Ответы детей на стимулирующие вопросы были переписа­ны с пленки на бумагу для последующего сравнения дес­криптивных образов, использованных благополучными и не­благополучными детьми. Различия между благополучными


и неблагополучными детьми постоянно обнаруживались в описаниях куста роз, цветов, шипов, окружающей обстанов­ке и садовников. При этом в описаниях стеблей, ветвей, лис­тьев, корней и климата никаких различий между упомяну­тыми не было обнаружено (см. таблицу 1).

 

Таблица 1

Детские описания куста роз

 

 

 

Из таблицы 1 видно, что благополучные дети проектирова­ли уверенное представление о себе, взаимосвязь между пози­тивными ассоциациями и трогательными переживаниями, способность постоять за себя и тенденцию рассматривать свое окружение как приятное и дружелюбное. В отличие от них не­благополучные дети использовали слова для описания нега­тивных представлений о себе, взаимосвязи между болезненны­ми ассоциациями и трогательными переживаниями, а также ввысшей степени агрессивное, враждебное окружение, куда входили деструктивные попечители (садовники).


 

 

Анализ конкретных материалов

На заключительном этапе обследования детей консультант начальной школы, производивший отбор благополучных и не­благополучных детей, сообщил нам, что в неблагополучной группе пятеро детей подверглись сексуальному насилию, один ребенок испытал на себе побои и один находился в чрезвычай­но запущенном состоянии. Мы решили более основательно ис­следовать материалы (т. е. рисунки и дескриптивные коммен­тарии к этим рисункам). Для сравнения мы также решили рассмотреть материалы на ребенка из благополучной группы.

Благополучные дети стремились отражать на рисунках весьма позитивные образы: розовый куст в цвету, солнце на небе и позитивные аспекты природы. Например, один благо­получный ребенок нарисовал куст, покрытый розами, и птицу, которая несла в клюве червяка своим птенцам, распо­ложившимся па этом кусте. В нижней части рисунка помести­лись крошечные деревья и кролик (рис.4.1).





С другой стороны, рисунки и высказывания детей с сексу­альными травмами свидетельствовали о доминировании следующих трех тем: а) сексуальные образы — «на листьях много личинок гусениц»;

б) насилие над самостью — «собака собирается лизнуть цветок, рука схватит цветок, цветок не хочет, чтобы к нему при касались в)защита — многие кусты роз обнесены частоколом, по поводу которого дети говорили: «пришел дровосек и попробовал спилить меня, но я не позволилему>>. Такие рисунки нередко отражали угрозу по отношению к центральному символу и его защиту с помощью крепких за­боров (рис. 4.2, 4.3 и 4.4). Например, розовый куст за надеж­ной оградой был нарисован девочкой, которая подверглась анальному изнасилованию (рис. 4.5).

В отличие от детей с психическими травмами на сексуаль­ной почве ребенок, подвергшийся избиениям, нарисовал рису­нок, отражавший жестокое физическое насилие. В частности, один такой ребенок нарисовал разбитую дорогу, которая вела к дому с разбитыми окнами и дверями, запертыми на засовы. Даже в тех случаях, когда розовый куст (с большими шипами) помещался на переднем плане картины, он выглядел крошеч­ным по сравнению с другими предметами на ней (рис. 4.6).

Из всех неблагополучных детей только запущенный ребе­нок нарисовал срезанный куст роз, поместив его в центре ри­сунка в стеклянной вазе с небольшим количеством воды. На рисунке отсутствовало изображение других предметов, и по­этому картина производила впечатление скудности и опусто­шенности (рис. 4.7).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.