Здавалка
Главная | Обратная связь

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 60-80-х гг.



июнь 1964 г. Гражданский кодекс РСФСР.
июнь 1964 г. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР.
июнь 1968 г. Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик.
1969 г. Кодекс РСФСР о браке и семье.
1969 г. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении.
1970 г. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.
декабрь 1970 г. Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик.
1970г. Земельный кодекс РСФСР.
1973 г. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании.
1973 г. Указ «Об основных обязанностях и правах советской милиции».
сентябрь 1976 г. Постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР «О подготовке и издании Свода Законов СССР».
7 октября 1977 г. Конституция СССР.
1978 г. Конституция РСФСР.
ноябрь 1979 г. Законы «О Верховном суде СССР», «О Прокуратуре СССР», «О Государственном арбитраже СССР», «Об Адвокатуре СССР», «О Народном контроле СССР», «О местных органах государственной власти в СССР».
1980 г. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях.

 


XIX. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ГОСУДАРСТВОИ ПРАВО В ПЕРИОД ОБОСТРЕНИЯ КРИЗИСА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (вторая пол. 80-х – нач. 90-х гг.)

План:

Перестройка внутренней и внешней политики СССР во второй пол. 80-х гг.

Кризис союзного государства и попытки выхода из него.

Распад СССР.

1. Перестройка внутренней и внешней политики СССР во второй пол. 80-х гг.

 

К середине 80-х годов на мировом рынке снизился спрос на энергетические носители, в т.ч. газ и нефть – основные товары, предлагавшиеся экономической системой СССР. Доходы государства сократились на одну треть; вытекавшие из этого негативные последствия распространились на всю централизованно управляемую экономику страны. Позиции СССР на внешнеполитической арене подрывались затяжной войной в Афганистане. Ослабляющее влияние на экономику страны оказывало военно-политическое соперничество с США, т.н. «гонка вооружений».

Экономический и внешнеполитический кризис демонстрировал поражение идеологии, опиравшейся на образ процветающего общества.

Учитывая предпринятые впоследствии меры к выходу из кризиса, его причины понимались правильно: объективные причины создавались системой управления страной, – властные решения, составлявшие суть административно-командного метода управления, проходили через неё медленно, реализовывались искаженно; субъективной причиной являлся персональный состав органов власти, превращавшийся в замкнутую касту не справляющихся со своими задачами, но все же несменяемых партийных лидеров.

Обострение кризиса вынуждало руководство страны предпринимать меры по реформированию политической системы общества. Реформы были связаны с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (в должности с марта 1985 г.), ему же принадлежит общее название преобразований – «перестройка». Реформирование осуществлялось в четыре этапа. В процессе реформ изменялись их территориальные пределы; начиная с июня 1990 г. (принятие Декларации о государственном суверенитете России) появляется курс реформ, выработанный специально для РСФСР.

Первый этап – с весны 1985 г. до конца 1986 г.

Стратегия реформ была декларирована на заседании Пленума ЦК КПСС в апреле 1985 г. и состояла в следующем:

«Ускорение» – увеличение темпа работы всех общественных институтов, в том числе органов власти и подконтрольных им предприятий народного хозяйства.

«Гласность» – широкая критика работы лиц, осуществляющих управление на любых уровнях административной системы.

«Перестройка» – увеличение эффективности всей общественно-политической системы страны за счет её структурных изменений.

Характерной чертой «перестройки» Первого этапа были ограничения, наложенные на неё «ленинским» курсом государственного строительства, который планировалось сохранить. Таким образом, признавая необходимость структурных общественно-политических преобразований, государство ограничивалось поверхностными мерами, и боролось со следствиями там, где следовало искать и искоренять причины.

В курсе «Ускорения», например, была развернута борьба с пьянством, которое преувеличенно считалось основной причиной низкой производственной дисциплины. В мае 1985 г. Советом Министров СССР принято постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», действие которого не только не искоренило пьянство, но и нанесло ущерб производству спирта.

Вышеуказанными ограничениями власти был вызван уклон к борьбе с субъективными причинами кризиса. В этом направлении реформы велись успешно: к началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро ЦК КПСС, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС. Таким образом, персональный состав органов власти обновлялся в полном соответствии со стратегией перестройки.

 

Второй этап – с 6 января 1987 г. по июнь 1988 г.

На заседании Пленума ЦК КПСС (январь 1987 г.) обсуждались неудачи реформ. В полном соответствии с реальным положением дел неудачной была признана сама попытка совместить перестройку с догмами ленинизма. Впервые была дана открытая критика государственного строя, выразившаяся в призыве к «социализму с человеческим лицом». Вскоре после этого была предложена концепция «радикальной экономической реформы». Предполагалось создание предприятий, работающих при минимальном государственном вмешательстве, практически на частных началах. Возможно, реформаторы пытались повторить успех предприятий т.н. «теневой экономики», – в предусмотренных законодательством условиях. Закон «О государственном предприятии» (июль 1987 г.) предусматривал огранизационно-правовые формы такой хозяйственной деятельности.

Третий этап – с июня 1988 г. по март 1990 г.

На состоявшейся ХIХ Всесоюзной конференции КПСС (июнь-июль 1988 г.) впервые за годы советской власти был поставлен вопрос о необходимости радикальной реформы политической системы, содержание которой сводилось к следующему:

1) создание гражданского общества, имеющего приоритет перед государством;

2) сохранение за партийными органами только идеологических и воспитательных функций;

3) создание на базе Советов парламентской системы власти;

4) расширение полномочий союзных республик – децентрализация власти.

Указанные меры были предложены вследствие отказа от многолетнего курса государственного строительства. В партийной среде развивались противоборствующие мнения о концепции реформ. Идеологические разногласия привели в возникновению оппозиционных политических групп – умеренных сторонников перестройки (М.С. Горбачев), радикальных демократов (А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин) и убежденных коммунистов (Е.К. Лигачев).

1 декабря 1988 г. в Конституцию СССР внесены изменения, соответствовавшие решениям XIX Всесоюзной конференции КПСС. Система Советов преобразована в единую систему представительных органов государственной власти – Советов народных депутатов. Указанная выше борьба политических сил – коммунистов и реформаторов – была перенесена в парламент.

На первом съезде народных депутатов СССР (25 мая – 9 июня 1989 г.) «умеренным» удалось отстоять позиции, – М.С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета ССР. В качестве ответной меры радикальные демократы объединились в Межрегиональную группу народных депутатов СССР. В работе с избирателями была развернута критика всей советской системы, звучали призывы к её ликвидации. Удачным сопутствием радикальному движению послужило разрушение мировой системы социализма (распад социалистического лагеря). В условиях парламентаризма успех радикально-демократического движения должен был выразиться в соответствующих властных решениях, и это не замедлило случиться.

На III Съезде народных депутатов СССР (12-15 марта 1990 г.) из Конституции СССР были исключены положения о руководящей роли КПСС.

Четвертый этап – с марта 1990 г. по сентябрь 1991 г.

На том же III Съезде народных депутатов СССР учреждена должность Президента СССР, – её занимает М.С. Горбачев. Казалось, что президентский статус, приобретенный лидером «умеренных», положит конец политической борьбе. Ответной мерой радикальных демократов стал неожиданный сдвиг центра конфликта на уровень регионов.

12 июня 1990 г. на Первом съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о суверенитете России. Декларация признала принцип разделения властей важнейшим в функционировании России как демократического правового государства. В ней также признавалась необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, округов, краев и областей. Б.Н. Ельцин (лидер демократов) становится Председателем Верховного Совета РСФСР. Практически одновременно с этим утверждается экономическая программа Г.А. Явлинского «500 дней». Программа предусматривала переход к рыночным методам хозяйствования в РСФСР. Поскольку реализация этой программы в рамках одной союзной республики – РСФСР – полностью разрушила бы экономическое пространство Союза ССР, на союзном уровне предпринимались попытки к совместной реализации программы Г.А. Явлинского.

Тем не менее, процесс обособления России от Союза ССР становился всё более заметен. Стало очевидным, что продолжение политической борьбы, превратившейся в беспрецедентное противостояние союзного и республиканского уровней власти, приведет к полному суверенитету России и распаду СССР.

Возникла необходимость проверить необходимость сохранения существующих форм государственного единства. С целью выявления мнения народа 17 марта 1991 г. был проведен всенародный референдум по проблеме сохранения Союза ССР. В нем приняли участие 9 республик (не участвовали Грузия, Армения, Молдова, Латвия, Литва и Эстония). Свыше ¾ лиц, принявших участие в голосовании, что составило более 50 % всего взрослого населения страны, высказалось за сохранение Советского Союза. После этого была предложена разработка нового союзного договора.

Политические силы, возглавлявшие РСФСР, ответили серией мер, укреплявших, с одной стороны, их позиции, и ослаблявшие роль союзного (партийного) руководства.

12 июня 1991 г. Б.Н. Ельцин побеждает на выборах Президента РСФСР.

20 июля 1991 г. издается Указ Президента РСФСР «О департизации», которым ограничивается участие партий в деятельности органов государственной власти. Как следствие, Генеральный секретарь ЦК КПСС (М.С. Горбачев) утратил последнюю возможность влиять на работу государственного аппарата РСФСР.

Последним шансом сохранить единство СССР оставалось заключение нового союзного договора. Его подписание было сорвано попыткой государственного переворота – путчем 19-21 августа 1991 г. Начало путчу положило создание Государственного комитета по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП). Не скрывалось, что вокруг ГКЧП собрались силы, заинтересованные в сохранении СССР. Благодаря сопротивлению, прежде всего жителей Москвы, организованному руководством России во главе с Президентом Б.Н. Ельциным, путч был подавлен.

Под видом реакции на попытку государственного переворота, 23 августа 1991 года принят Указ Президента РСФСР «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». Действие союзного – партийного руководства на территории РСФСР было приостановлено вместе с деятельностью коммунистической партии. Этот факт ознаменовал поражение «умеренных» в борьбе за государственное единство в форме союза ССР. М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК КПСС и объявил о роспуске ЦК КПСС.

2 сентября 1991 г. собрался Внеочередной Пятый – последний Съезд народных депутатов СССР; 5 сентября 1991 г. Съезд народных депутатов СССР был распущен – союзный парламент прекратил свое существование. Союзное руководство (Президент СССР, Госсовет СССР) сохраняется, но осуществляет лишь координирующие функции, – согласовывает работу институтов власти союзных республик.

С этого времени «перестройка» прекращается как процесс, управляемый из союзного центра.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.