Здавалка
Главная | Обратная связь

Предмет и задачи историографии.



Изучение новой научной исторической дисциплины следует начать с определения самого термина «историография». В науке закрепилось несколько значений этого слова. Первоначальный смысл термина происходит от греческого: «История» (разведывание, узнавание прошлого) + «графо» (писать), т.е. первоначальное смысловое значение – «писание истории». Поэтому первоначально историографами называли тех писателей, которым поручалось написать историю своей страны по поручению царствующих особ. В современной науке термин «историография» употребляется как синоним исторических произведений, исторической литературы вообще. Другое значение термина «историография» связано с обозначением исторической литературы по какому либо вопросу, проблеме, периоду. Еще одно значение термина «историография» - это история исторической мысли, исторических знаний, исторической науки.

Как определялся и определяется предмет этой научной дисциплины?

В дореволюционной историографии сложилось две точки зрения. Первая принадлежала тем авторам, которые стремились в своих трудах дать лишь биографии отдельных историков, назвать, прокомментировать их сочинения (С.М. Соловьев «Писатели русской истории XVIII в.», К.Н. Бестужев-Рюмин «Биографии и характеристики»). Вторая точка зрения была обоснована в работе М.О. Кояловича «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (1884), где историография выступает как процесс развития исторической мысли, как часть народного самосознания. Позицию Кояловича разделяли В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, А.С. Лаппо-Данилевский и др.

В советской историографии предмет историографии не был сразу определен. Исторические работы ученых 20-30-х гг. особого внимания этой теоретической проблеме не уделяли, считая, что главное для марксистского историка не изучение трудов своих дореволюционных предшественников, а их яростная критика с классовых позиций.

Позже, в 50-е гг. историография была определена как наука, изучающая историю накопления знаний о развитии человеческого общества, историю усовершенствования методов исторического исследования, историю борьбы различных течений в области истолкования общественных явлений. Такое определение предмета историографии сближало её с историей общественной мысли, причем, главное внимание уделялось анализу общественно-политических взглядов, а не научных концепций историков. Наибольшее место в советской историографии отводилось изучению взглядов представителей революционного движения.

В ходе дискуссий начала 1960-х гг. были высказаны новые точки зрения о предмете историографии. Так, сформировались несколько подходов к определению предмета историографии.:

- представление об историографии как истории исторической мысли, которое сближало её с историей философии, общественной мысли, социологией (точка зрения авторов «Очерков истории исторической науки в СССР»);

- изучение процесса распространения исторических знаний в обществе и отражение прошлого в произведениях литературы и искусства. В рамках этой точки зрения историография понимается как история исторических знаний ( С.О. Шмидт, Л.В. Черепнин);

- Историография как история исторической науки с включением истории изучения прошлого отечественной и всемирной истории, истории развития специальных и вспомогательных исторических дисциплин (М.В. Нечкина), изучения организационных форм функционирования исторической науки, эволюции научных учреждений и исторической периодики, политики государства и различных общественных сил в области исторической науки (Е.Н. Городецкий). Этот подход отражен в трудах А.М. Сахарова, М.В. Нечкиной и др.

В современной исторической науке наибольшее признание получила точка зрения, наиболее полно сформулированная в трудах А.М. Сахарова. Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая процесс развития исторической науки и всех ее подсистем.

Современные ученые выделяют следующие задачи, которые должна решать историография:

1. Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ.

2. Анализ теоретико-методологических принципов разных направлений в исторической науке.

3. Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введения в научный оборот ранее неизвестных источников.

4. Изучение процесса совершенствования методов и приемов источниковедчекого анализа.

5. Рассмотрение закономерностей изменения проблематики исторических исследований.

6. Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки.

7. Изучение объективных условий развития исторической науки , правительственной политики в области исторической науки и образования и т.д.

Решение этих задач и позволяет составить представления о направленности, тенденциях, особенностях исторической науки.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.