Здавалка
Главная | Обратная связь

Летописные памятники исторической мысли XII – первой половины XV вв.



В развитии исторической мысли XII – XV вв. выделяется два этапа: XII-XIII вв. и XIV-XV вв. XII-XIII вв. в русской истории – время политического обособления княжеств и городов, политической дезинтеграции. Для этого периода характерен значительный подъем средневековой городской культуры, общественной мысли, исторических знаний. В этот период развития русской исторической мысли наблюдается стремление к политической замкнутости, приводящее к созданию исторических произведений местного значения, посвященным событиям локального характера. Но продолжала действовать важная и прежде идея единства русской земли.

Для развития летописного жанра в период раздробленности характерно появление новых летописных центров, появление местного летописания. Если применительно к XI в. исследователи говорят о киевском и новгородском летописании, то в XII – начале XIII вв. летописание велось ещё и во Владимире, Суздале, Переславле-Залесском, Ростове, Чернигове и т.д. Большое развитие летописание получило в XII в. в Новгороде, а в XIII в. в Пскове. Его называют городским, в нем много сюжетов местной тематики: волнения черни, борьба на вече, борьба со шведами и немцами, отношения с князьями, пожары и т.д. До образования новгородской республики в XII в. важная роль в создании новгородского летописания принадлежала князю, а позже она перешла к новгородскому епископу.

Появились и новые виды летописей. Личные и фамильные летописцы отдельных князей, которые составлялись при местных княжеских дворах (Летописец князя Игоря Святославовича, Летописец Даниила Галицкого, Летописец Юрия Долгорукого и др.) В них описываются политические биографии отдельных князей, их военные походы, дипломатические переговоры, события семейной жизни. В результате такого подхода тематика летописей сужалась, темы общерусского характера терялись.

Другой разновидностью памятников летописного типа является Галицко-Волынская летопись. Она как историческое произведение по форме и содержанию близка к воинским и ратным повестям, в ней много светского.

Ещё одна разновидность летописей – иллюстрированные (украшенные миниатюрами) лицевые своды, которые появляются в это время (Владимир, XIII в.). До нас они не дошли, зато стали оригиналами с которых были сделаны копии, находящиеся в Радзивиловской летописи.

Итак, в XII-XIII вв. расцветает местное летописание, преобладает интерес к истории, событиям отдельных русских земель. Тем не менее, общерусское летописание не угасает полностью.

Из летописей XII в. характерные черты общерусского свода выступают наиболее ярко во владимирском своде 1177 г. Владимирское летописание велось под наблюдением Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. В нем проводится идея о необходимости сильной княжеской власти. Она получает религиозное обоснование. На владимирском летописании имеется налет церковности, так как велось при непосредственной участии духовенства. Ярко проявляются черты провиденциализма. Владимирский свод 1177 г. выдвигает положение о перенесении иконы Богоматери из Киева во Владимир, что означало перенос столицы, политического центра всех русских земель.

Таким образом, летописные памятники XII-XIII вв. свидетельствуют о том, что сознание этнической и религиозной общности русского народа не исчезло. Местный патриотизм не подавил общерусского патриотизма. Это проявлялось особенно ярко, когда речь шла об общем враге – монголо-татарах.

В XIV-XV вв. наблюдается усиление общерусских сюжетов в летописях. После монгольского нашествия Владимир утратил свое значение политического центра русских земель, центра общерусского летописания. Общерусское летописание впервые после монгольского нашествия возродилось в Твери. К 1305 г. относится общерусский летописный свод, который позже лег в основу Лаврентьевской летописи. В него были включены известия не только тверские, но и новгородские, рязанские и т.д. Это было сделано не случайно. Михаил Александрович Тверской, при котором составлялся свод, одним из первых стал употреблять титул «Великий князь всея Руси».

Борьба князей за великое княжение за роль собирателя русских земель отразилась в летописании. Москва, становясь инициатором политического объединения, начиная с XIV в. , а особенно с XV в., становится центром русского летописания. Летописные записи велись в Москве, по-видимому, с начала XIV в. Общероссийские летописные своды появляются здесь в конце XIV в. Наиболее известен московский свод 1408(или 1409) г., создание которого связано с митрополитом Киприаном (Троицкая летопись, названная так Н.М. Карамзиным). Московские летописцы рассматривают историю Руси XIV-XV вв. в тесной связи с историей древнерусского государства. Поэтому в основе московского летописания – ПВЛ.

Таким образом, в XIV- начале XV вв. общерусские тенденции усилились, но до середины XV в. идея подчинения всех русских князей великому московскому князю в исторической литературе не восторжествовала.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.