Управление государственным и муниципальным долгом
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное и целенаправленное воздействие на объект управления с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития природы и общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих структур, а также законодательные акты. Важной областью управленческой деятельности является управление государственным долгом. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, которое может применять управленческие действия в пределах полномочий, устанавливаемых Федеральным Собранием РФ. Управление государственным долгом субъекта Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Федерации. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщиком для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Федерации. От имени Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти. Субъекты Федерации, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, имеют право осуществлять государственные внешние заимствования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждает предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Федерации. Так, например, в федеральном бюджете на 2001 год верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2002 года предусмотрен по долговым и целевым обязательствам РФ в сумме 640,7 млрд. руб., и верхний предел государственного внешнего долга РФ - в сумме 148,2 млрд. долларов США, предельный размер государственных внешних заимствований на 2001 год - 4,0 млрд. долларов США. Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ имеет право осуществлять заимствования с превышением установленного законом предельного объема государственного долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного законом объема государственного долга. Правительство РФ вправе также осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного законом предельного объема заимствований, если при этом Правительство осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга. Обычно страны-должники принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников. Традиционная мера - выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Но если эти резервы исчерпаны или ограниченны, есть другие пути. Важное значение в управлении долгом имеет реструктуризация долга (консолидация) внешнего долга с согласия кредиторов. Под реструктуризацией долга понимается погашение долговых обязательств с согласия кредиторов с рассрочкой платежа (т.е. принятие других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков погашения (пересмотр сроков платежей, списание части долга). Правительство РФ время от времени ведет переговоры о реструктуризации платежей по долгам с Лондонским клубом кредиторов и Парижским клубом кредиторов и Международным валютным фондом, Европейским банком развития и реструктуризации. В Лондонском клубе объединились банки-кредиторы разных стран (примерно 600 банков). В Парижском клубе объединились государства-кредиторы и фирмы-поставщики. Право управления государственным долгом от имени субъекта Федерации принадлежит органам исполнительной власти субъекта Федерации. Предельный объем государственных заимствований субъекта Федерации устанавливается законом субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год (должен быть установлен верхний предел долга субъекта Федерации). Предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать объем доходов бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. Управление муниципальным долгом является обязанностью уполномоченного органа местного самоуправления. При этом субъекты муниципального образования не отвечают по долговым обязательствам других муниципальных образований, а также субъектов Федерации. Муниципальное образование может использовать внутренние заимствования для покрытия дефицита бюджета. Верхний предел муниципального долга устанавливается правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год. В целях управления государственным долгом и его снижения разрабатывается программа государственных внешних заимствований РФ. Программа государственных внешних заимствований РФ представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников заимствований, сроков возврата заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в финансовом году. В программе государственных внешних заимствований РФ должны быть отдельно предусмотрены все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок займа (ст. 108 БК РФ). Данные займы и государственные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе Программы государственных внешних заимствований РФ Федеральным Собранием РФ. Разрабатывается также Программа государственных внутренних заимствований РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований. Она представляет собой перечень внутренних заимствований РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований на очередной финансовый год, на покрытие дефицита. Все поступления средств в бюджет от заимствований, включая средства, которые расходуются на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета. В России вводится единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ, государственных заимствований субъектов РФ и муниципальных заимствований. Субъекты Федерации, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ. Министерство финансов РФ, субъекты Федерации, муниципальные образования ведут государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (государственные долговые книги Российской Федерации). В государственную долговую книгу Российской Федерации (в Минфине РФ) вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований. Сейчас очень трудно отказаться или в одностороннем порядке отсрочить погашение долгов. Это означало бы показать перед всем миром неплатежеспособность России, что негативно сказалось бы на импортных операциях. Сложившаяся ситуация диктует необходимость обратить серьезное внимание на усиление работы по возврату кредитов России, тех кредитов, которые она предоставила зарубежным странам. По некоторым оценкам, зарубежные страны были должны России в 1996 г. около 100 млрд. долларов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|