Здавалка
Главная | Обратная связь

Управление государственным и муниципальным долгом



Управление присуще всем сферам человеческой дея­тельности, в том числе и финансовой. Под управлением по­нимается сознательное и целенаправленное воздействие на объект управления с помощью совокупности приемов и ме­тодов для достижения определенного результата. Управле­ние основано на знании объективных закономерностей раз­вития природы и общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответ­ствующих структур, а также законодательные акты.

Важной областью управленческой деятельности явля­ется управление государственным долгом.

Управление государственным долгом Российской Феде­рации осуществляется Правительством Российской Феде­рации, которое может применять управленческие действия в пределах полномочий, устанавливаемых Федеральным Собранием РФ.

Управление государственным долгом субъекта Федера­ции осуществляется органом исполнительной власти субъек­та Федерации.

Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

Право осуществления государственных внешних заим­ствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров по­ручительства другим заемщиком для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Федерации. От имени Фе­дерации осуществлять внешние заимствования может Пра­вительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти.

Субъекты Федерации, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, имеют право осуществлять государствен­ные внешние заимствования в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации Зако­ном о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждает предельные объемы государственного внутрен­него долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Федерации.

Так, например, в федеральном бюджете на 2001 год верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2002 года предусмотрен по долговым и целевым обязательствам РФ в сумме 640,7 млрд. руб., и верхний пре­дел государственного внешнего долга РФ - в сумме 148,2 млрд. долларов США, предельный размер государ­ственных внешних заимствований на 2001 год - 4,0 млрд. долларов США.

Предельный объем государственных внешних заимство­ваний РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию государственного внешнего долга РФ.

Правительство РФ имеет право осуществлять заим­ствования с превышением установленного законом предель­ного объема государственного долга вместо внешних заим­ствований, если это снижает расходы на обслуживание го­сударственного долга в рамках установленного законом объема государственного долга. Правительство РФ вправе так­же осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного законом предельного объема заимствова­ний, если при этом Правительство осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, ко­торая приводит к снижению расходов на его обслужива­ние, в рамках установленного предельного объема госу­дарственного внешнего долга.

Обычно страны-должники принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных долж­ников. Традиционная мера - выплата долгов за счет золо­товалютных резервов. Но если эти резервы исчерпаны или ограниченны, есть другие пути.

Важное значение в управлении долгом имеет реструк­туризация долга (консолидация) внешнего долга с согласия кредиторов.

Под реструктуризацией долга понимается погашение долговых обязательств с согласия кредиторов с рассрочкой платежа (т.е. принятие других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установле­нием иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков погашения (пересмотр сроков платежей, списание части долга).

Правительство РФ время от времени ведет перегово­ры о реструктуризации платежей по долгам с Лондонским клубом кредиторов и Парижским клубом кредиторов и Меж­дународным валютным фондом, Европейским банком разви­тия и реструктуризации.

В Лондонском клубе объединились банки-кредиторы раз­ных стран (примерно 600 банков).

В Парижском клубе объединились государства-креди­торы и фирмы-поставщики.

Право управления государственным долгом от имени субъекта Федерации принадлежит органам исполнительной власти субъекта Федерации.

Предельный объем государственных заимствований субъекта Федерации устанавливается законом субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год (дол­жен быть установлен верхний предел долга субъекта Феде­рации).

Предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать объем доходов бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.

Управление муниципальным долгом является обязан­ностью уполномоченного органа местного самоуправления. При этом субъекты муниципального образования не отве­чают по долговым обязательствам других муниципальных образований, а также субъектов Федерации.

Муниципальное образование может использовать внут­ренние заимствования для покрытия дефицита бюджета.

Верхний предел муниципального долга устанавливает­ся правовым актом органа местного самоуправления о мес­тном бюджете на очередной финансовый год.

В целях управления государственным долгом и его сни­жения разрабатывается программа государственных вне­шних заимствований РФ.

Программа государственных внешних заимствований РФ представляет собой перечень внешних заимствований фе­дерального бюджета на очередной финансовый год с указа­нием цели, источников заимствований, сроков возврата за­имствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в финан­совом году.

В программе государственных внешних заимствований РФ должны быть отдельно предусмотрены все займы и го­сударственные гарантии, величина которых превышает сум­му, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок зай­ма (ст. 108 БК РФ). Данные займы и государственные гаран­тии подлежат реализации только при условии их утверж­дения в составе Программы государственных внешних за­имствований РФ Федеральным Собранием РФ.

Разрабатывается также Программа государственных внутренних заимствований РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований. Она представляет собой пе­речень внутренних заимствований РФ, субъектов Федера­ции, муниципальных образований на очередной финансо­вый год, на покрытие дефицита.

Все поступления средств в бюджет от заимствований, включая средства, которые расходуются на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

В России вводится единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ, государственных заим­ствований субъектов РФ и муниципальных заимствований.

Субъекты Федерации, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финан­сов РФ.

Министерство финансов РФ, субъекты Федерации, муниципальные образования ведут государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (государственные долго­вые книги Российской Федерации).

В государственную долговую книгу Российской Федера­ции (в Минфине РФ) вносятся сведения об объеме долго­вых обязательств РФ, субъектов Федерации и муниципаль­ных образований.

Сейчас очень трудно отказаться или в одностороннем порядке отсрочить погашение долгов. Это означало бы по­казать перед всем миром неплатежеспособность России, что негативно сказалось бы на импортных операциях.

Сложившаяся ситуация диктует необходимость обратить серьезное внимание на усиление работы по возврату креди­тов России, тех кредитов, которые она предоставила зарубежным странам. По некоторым оценкам, зарубежные страны были должны России в 1996 г. около 100 млрд. долларов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.