Здавалка
Главная | Обратная связь

Фонды обязательного медицинского страхования, их правовой статус, характеристика, состав бюджета



Медицина - область науки и лечебной практики, на­правленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Понятие медицины связано с понятием здравоохранения.

Здравоохранение - система государственных и обще­ственных мероприятий по охране здоровья, предупрежде­нию и лечению болезней и продлению жизни человека. Здра­воохранение в СССР было организовано на высоком уров­не, на принципах бесплатной и общедоступной медицинс­кой помощи и профилактическом направлении медицины. За годы Советской власти в России (1918 - 1990) создана ма­териально-техническая база здравоохранения, развернута сеть больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений (поликлиник, диспансеров, профилакториев), создана са­нитарно-эпидемиологическая служба, сеть учреждений для оказания специализированной медицинской помощи (родиль­ные дома и др.). В России и других республиках СССР ликвидированы особо опасные инфекции (оспа, туберкулез и др.) Значительно снизилась заболеваемость инфекцион­ными болезнями, снизилась общая детская и материнская смертность, увеличилась продолжительность жизни людей. Здравоохранение представляло собой регламентируемые государством мероприятия преимущественно в области противоэпидемиологической работы. На промышленных пред­приятиях, в совхозах, в сельских населенных пунктах были созданы здравпункты (врачебные, фельдшерские) для ока­зания первой врачебной помощи при внезапных заболева­ниях.

В стране бурно развивалась медицинская наука. Для подготовки специалистов по медицине в столице и в ряде городов России были созданы медицинские высшие учеб­ные заведения.

Политические и экономические разруши­тельные реформы в России коснулись и здравоохранения, его материально-технической базы. Бесплатное медицинс­кое обслуживание пошло на сокращение, стало увеличи­ваться платное медицинское обслуживание.

Реформы в России сопровождаются нарастанием про­блем в социальной области. Сократилась продолжительность жизни людей в России. Так, средняя продолжительность в России жизни мужчин в 1990 году была 63,9 года, в 2000 году она сократилась до 58,9, что на 3 года меньше, чем в Индии и на 13 лет меньше, чем в Финляндии, на 5 лет меньше, чем было в России в 1990 году.

Средняя продолжительность жизни женщин в 1990 году в России была 74,2 года, в 2000 году - уже 72,4 года. По данным Госкомстата России, численность безработных в 1992 г. была 3,8 млн. человек, в 1999 г. - 9,1 млн. человек, что составляет 15% экономически активного населения.

Возросла заболеваемость населения, появились ранее не известные для населения России болезни (СПИД, новообразования, болезни крови, облучения). Снизилась рожда­емость, увеличилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.

Медицинское страхование является одной из форм со­циальной защиты населения в случае потери здоровья от любой причины.

Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (т.е. забо­левания) получение медицинской помощи за счет накоплен­ных государственных средств и финансирование профилак­тических мероприятий.

Медицинское страхование в Российской Федерации введено в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан РСФСР" (в ред. Закона РФ от 2 апреля 1993 г.). Закон определяет правовые, эко­номические и организационные основы заинтересованнос­ти и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения в охране здоро­вья граждан, поэтому и стороны при договоре медицинс­кого страхования аналогичны договору обычного страхо­вания.

Обязательное медицинское страхование является все­общим для населения Российской Федерации.

Объектом медицинского страхования служит страхо­вой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием, служит специальный Фонд медицинского страхования.

В соответствии с Законом РФ "О медицинском страхо­вании граждан в РСФСР", вступившим в действие с 1 янва­ря 1993 года, в России создаются фонды обязательного ме­дицинского страхования:

♦ Федеральный фонд обязательного медицинского стра­хования;

♦ территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Правовой базой этих фондов является: Положение, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1.

Федеральный фонд обязательного медицинского стра­хования является юридическим лицом. Он подотчетен Пра­вительству РФ. Средства Фонда находятся в государствен­ной собственности. Фонд работает на основе Устава.

Устав Федерального фонда обязательного медицинско­го страхования утвержден постановлением Правительства РФ 29 июня 1998 г. № 857 "Об утверждении устава Феде­рального фонда обязательного медицинского страхования".

Руководство деятельностью Федеральным фондом осу­ществляется правлением и исполнительной дирекцией во главе с исполнительным директором (назначается Прави­тельством по согласованию с правлением). Контроль за де­ятельностью Фонда осуществляет ревизионная комиссия.

Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда пред­ставляются сначала в Правительство РФ, а затем в Госу­дарственную Думу.

Деятельность Федерального фонда обязательного ме­дицинского страхования направлена на выполнение следу­ющих функций:

1) финансовое обеспечение установленных Законом РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обя­зательного медицинского страхования;

2) обеспечение реализации Закона "О медицинском стра­ховании граждан РФ"; достижение социальной справедли­вости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;

3) обеспечение финансовой устойчивости системы ме­дицинского страхования;

4) аккумуляция финансовых средств Федерального фонда медицинского страхования;

5) финансирование целевых программ.

Основная функция Федерального фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

1) части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное меди­цинское страхование в размерах, установленных федераль­ным законом;

2) ассигнований из федерального бюджета на выполне­ние федеральных целевых программ в рамках обязатель­ного медицинского страхования;

3) добровольных взносов юридических и физических лиц;

4) доходов от использования временно свободных фи­нансовых средств;

5) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государствен­ной власти субъекта РФ. Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования утверж­дено постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1993 г. В регионах (областях, краях, республиках) могут создаваться филиалы.

Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется правлением и его исполнительным директором. Контроль осуществляет ревизионная комиссия. Состав правления ут­верждается законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:

♦ аккумулирует финансовые средства территориаль­ного фонда на обязательное медицинское страхование;

♦ осуществляет финансирование территориальной про­граммы обязательного медицинского страхования;

♦ осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

♦ выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

♦ совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в терри­ториальный фонд страховых взносов;

♦ организует банк данных по всем категориям платель­щиков страховых взносов в территориальный фонд;

♦ осуществляет взаимодействие с Федеральным фон­дом и другими территориальными фондами.

Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах свои филиалы.

Финансовые средства территориальных фондов обяза­тельного медицинского страхования формируются за счет:

♦ части единого социального налога по ставкам, уста­новленным законодательством РФ;

♦ страховых взносов предприятий и организаций;

♦ бюджетных ассигнований;

♦ кредитов банков и иных кредиторов;

♦ страховых взносов на обязательное медицинское стра­хование неработающего населения, уплачиваемых органа­ми исполнительной власти субъектов РФ, местного само­управления с учетом программ обязательного медицинско­го страхования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение;

♦ иных поступлений (штрафы, пени, от вкладов на де­позит).

Обязательные отчисления предприятий в Фонд обязательного медицинского страхования с 1993 года в размере 3,6% начисленной оплаты.

Размер страховых взносов определяется федеральным законом по представлению Правительства РФ.

Федеральным законом от 4 января 1999 года "О страховых взносах..." установлен для предприятий, организаций тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинс­кого страхования в размере 3,6%, в том числе:

♦ 0,2% в Федеральный фонд обязательного медицинс­кого страхования;

♦ 3,4% в территориальный фонд обязательного меди­цинского страхования.

Страховые взносы на обязательное медицинское стра­хование неработающего населения уплачивает в Фонд пра­вительства субъектов РФ и местная администрация за счет средств, предусмотренных в бюджетах.

Страховые взносы уплачиваются ежемесячно в срок, установленный для получения заработной платы за истек­ший месяц. Перечисляются средства на специальный счет в банке.

От уплаты на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и на­ходящихся в собственности этих организаций предприятия, созданные для осуществления их уставных целей.

Страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на собирательные счета Феде­рального и территориального фондов, открытые в рассчетно-кассовых центрах (РКЦ) или учреждениях банков, обслуживающих налоговые органы данной территории.

Расходование средств Федерального и территориаль­ных фондов обязательного медицинского страхования осу­ществляется в соответствии с их бюджетами, утвержден­ными соответственно федеральным законом и законом субъектов Федерации.

Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Федеральную налоговую службу РФ.

В структуре поступлений преобладающую долю состав­ляют страховые взносы (более 9/10).

В состав расходной части федерального бюджета вклю­чаются: расходы на выравнивание финансовых условий де­ятельности территориальных фондов, на выполнение це­левых программ по оказанию медицинской помощи по обя­зательному медицинскому страхованию.

Законом "Об обязательном медицинском страховании" предусмотрено образование страховых медицинских ком­паний, учредителями которых выступает местная админи­страция. Осуществлять деятельность такие компании мо­гут лишь при наличии лицензий на обязательное медицин­ское страхование. Их задача состоит в подборе дееспособ­ных медицинских учреждений, быть посредником между территориальным фондом и медицинским учреждением.

Средства территориального фонда направляются стра­ховым компаниям, учредителями которых выступает мест­ная администрация.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы компания выдает страховой полис. Этот по­лис означает, что лицо получает бесплатно "гарантиро­ванный объем медицинских услуг". В этот объем войдет, как минимум, "скорая помощь", лечение острых заболева­ний, услуги по обслуживанию беременных и родам, по­мощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Однако введение новой системы медицинского обслу­живания в ряде регионов население не одобряет. Медицин­ские страховые компании в системе обязательного меди­цинского страхования, по мнению Министерства здравоох­ранения РФ, не нужны, их роль могут выполнять сами фон­ды, без посредников.

Следует отметить, что наряду с обязательным меди­цинским страхованием есть добровольное медицинское стра­хование, введенное с 1 октября 1992 года.

Добровольное медицинское страхование осуществля­ется за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения договоров. Оно позво­ляет гражданам получить дополнительные медицинские услуги сверх установленных обязательным медицинским обслуживанием, может быть коллективным и индивидуаль­ном. Размер страховых взносов устанавливается соглаше­нием сторон.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.