Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие местного самоуправления



В демократическом государстве организация и осуществление влас­ти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федера­ции, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспече­нию интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако местное самоуправление - не только один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти. Это и право граждан различных административно-территориальных еди­ниц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел.

Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на мест­ное самоуправление в городах, сельских поселениях и других муници­пальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями из­бирательных прав граждан. Они имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, имеют равный доступ к муниципальной службе, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затраги­вающими права и свободы человека и гражданина, Местное самоуправление в Российской Федерации - это такой спо­соб организации и осуществления власти на местах, который «обеспе­чивает самостоятельное решение населением вопросов местного значе­ния, владение, пользование и распоряжение муниципальной собствен­ностью» (ст. 130 Конституции Российской Федерации).

МСУ в Российской, федерации, записано в Фе­деральном законе «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» [lxviii], - призна­ваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, само­стоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исто­рических и иных местных традиций. Местное самоуправление как вы­ражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Деятельность местного самоуправления строится на ряде основных принципов (см. схему 75).

МСУ обеспечивает не только самостоятель­ность решения населением всех вопросов местного значения, но и орга­низационное обособление управления местными делами в системе уп­равления обществом и государством.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), органы местного самоуправления «не входят в систему органов государствен­ной власти». В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государст­венной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечива­ет государственный контроль за реализацией закрепленных в законо­дательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Следовательно, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрирова­но в общую систему управления делами общества и государства.

МСУ осуществляется в соответствии с Консти­туцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации», другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоре­чить Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации», ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

Не являясь частью системы государственных органов, органы мест­ного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, - не только форма самоорганизации населения для решения своих задач. Это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного самоуправления характеризует­ся такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых ре­шений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответст­вующие органы местного самоуправления.

МСУ создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо при­способленной к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и в конечном счете развитию муниципальной демократии.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Рос­сийской Федерации. Территория муниципальных образований — горо­дов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований — устанавливается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Городское, сельское население независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Территорию муниципального образования составляют земли город­ских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользова­ния, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселе­ний, и другие земли в границах муниципального образования незави­симо от форм собственности и целевого назначения.

Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установ­лении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города [lxix].

Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразд­нении муниципальных образований, осуществляется с учетом истори­ческих и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Законодатель­ные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в ко­торых осуществляется местное самоуправление.

Порядок образования, объединения, преобразования или упраздне­ния муниципальных образований, установления и изменения их гра­ниц и наименований определяется законом субъекта Российской Феде­рации.

Муниципальное образование действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» (ст. 8).

Устав муниципального образования разрабатывается муниципаль­ным образованием самостоятельно. Он принимается представитель­ным органом местного самоуправления или населением нёпосредственно.

Устав муниципального образования подлежит государственной ре­гистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Основанием для отказа в государственной регистрации устава может быть только противоречие его Конституции Российской Феде­рации, законам Российской Федерации и законам соответствующего субъекта Федерации. Отказ в регистрации может быть обжалован граж­данами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Устав муниципального образования вступает в силу после его офи­циального опубликования (обнародования).

Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы и т.д.), отражающую исторические, культурные, социальные, экономические, национальные и иные местные традиции. Федеральные органы государственной власти, органы государст­венной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содей­ствие населению в осуществлении права на местное самоуправление [lxx].

Важную роль в этом деле играет Совет по местному самоуправле­нию в Российской Федерации, являющийся координационным цент­ром при Президенте Российской Федерации. Совет обеспечивает рас­смотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации [lxxi].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.