Здавалка
Главная | Обратная связь

Теории научения (Б. Скиннер, А. Бандура).



Общая характеристика областей развития

1. Физическая – рост и изменения тела человека. Внешние изменения: динамика роста и веса, внутренние изменения: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. Физическое здоровье и двигательные навыки (например, ходьба, ползание, навыки письма).

2. Когнитивная – психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи.

3. Психосоциальная – развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой – формирование социальных навыков и моделей поведения.

 

Биологические процессы развития:

Созревание – последовательность предварительно запрограммированных изменений в соответствие с генетическим планом.

Рост- увеличение размера, функциональных возможностей, сложностей органа или организма до оптимальной зрелости.

Старение – биологические изменения, которые происходят после прохождения точки оптимальной зрелости (середина психической жизни -3 года).

Влияние среды на развитие человека

Научение – процесс, посредством которого среда вызывает устойчивые изменения в поведение в результате упражнений или личного опыта.

Социализация – усвоение установок, обычаев, жизненных ролей, ценностей, ожиданий конкретной социальной группы.

Взаимодействие процессов созревания и научения.

Критический период – единственный отрезок времени в жизненном цикле организма, когда определенный средовой фактор способен вызвать эффект.

Готовность – момент в жизни человека, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет извлечь пользу из конкретного опыта научения.

 

Теории научения (Б. Скиннер, А. Бандура).

Оперантный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера был подчинен главной задаче – предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов.

Основные положения теории Б. Ф. Скиннера:

• Поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение, значит, проконтролировать его и наоборот.

• Автор отстаивал функциональный анализ поведения организма.

• Не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение.

• Делал упор на интенсивном анализе характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей.

• Изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его.

• Считал, что люди зависимы от прошлого опыта.

Б. Ф. Скиннер рассматривал организм человека как «черный ящик». Поведение является только функцией его последствий или правомерных отношений «S – R». Он рассматривал личность только как набор форм реакций, которые характерны для данного поведения. Личность индивида состоит из относительно сложных, но, тем не менее, независимо приобретенных реакций. Чтобы понять поведение, нужно только понять опыт прошлого научения человека.

В системе Б. Ф. Скиннера поведение состоит из специфических элементов – оперантных реакций. Он признавал два основных типа поведения:

респондентноекак ответ на знакомый стимул,

оперантное, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним.

Оперантное обусловливание, по Б. Ф. Скиннеру, обозначает особый путь образования условных рефлексов, заключающийся в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула (в отличие от «классического» павловского пути). Подкрепление– ключевая концепция системы автора. Подкрепляющие стимулы можно разделить на стимулы первичные и вторичные. Первичные – сами по себе обладают подкрепляющими свойствами (например, пища, вода, комфорт). Вторичные стимулы (например, деньги, внимание, одобрение и пр.) – событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением.

С точки зрения автора, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами. Наиболее типичные методы аверсивного контроля – наказание и негативное подкрепление.

Он придерживался мнения, что личность — это не что иное, как определенные формы поведения, которые приобретаются посредством оперантного научения.

Например, трехлетний ребенок рассматривает (ре­акция) книжки (стимул). Для увеличения вероятности такого поведения в будущем необходимо, чтобы за реакцией последовало подкрепление. В данном случае эффек­тивным подкреплением является похвала, интересная картинка или наклейка, кото­рую дают ребенку, когда он рассматривает книжку. Наконец, родители или учителя могут захотеть, чтобы чтение ассоциировалось у ребенка с определенным местом, на­пример с классной комнатой или уголком для чтения в гостиной. Это место становит­ся различаемым стимулом. Ребенок получает подкрепление за рассматривание кни­жек только тогда, когда они находятся в соответствующем месте.

Оперантному поведению можно также научить путем обусловливания избеганием, когда подкрепление состоит в прекращении воздействия непри­ятного стимула. Например, яркий свет может быть выключен, громкий звук — приглушен, рассерженный родитель — успокоен. Таким образом, при оперантного обусловливания, индивид научается реакции на определенный стимул (или набор стимулов) благодаря многократному сочетанию этого стимула с поло­жительным подкреплением.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.