Здавалка
Главная | Обратная связь

Социально-когнитивное научение (А.Бандура).



Утверждает, что в повседневной жизни люди осознают последствия своих действий, то есть они замечают, какие действия приводят к успеху, а какие — к неудаче, какие не дают никакого результата, и соответственно регулируют свое по­ведение. Наблюдая за последствиями ре­акций, они получают информацию, побуждение к действию и сознаваемое подкрепление. Люди способны предполагать, какое поведение является правильным в определенных условиях, и предвидеть, что может случиться в результате определенных действий.

В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Бандура отмечает, что многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: МЫ просто наблюдаем, что делают другие, а затем повторяем их действия. Этот акцент на научении через наблюдение или через пример, а не на прямом подкреплении, является наиболее характерной чертой теории Бандуры.

Широко известной демонстрацией следования поведению модели является се­рия экспериментов Бандуры, в которых дети наблюдали в коротких фильмах поведение различного уровня агрессивности. Одна группа детей смотрела фильм, в котором агрессивное поведение вознаграждалось; другая — фильм, в кото­ром оно наказывалось; третья группа видела фильм с неагрессивным игровым пове­дением; четвертая группа вообще не смотрела фильма. Дети, которые видели воз­награждение агрессии, после просмотра фильма вели себя значительно более агрес­сивно в своих играх, в то время как те дети, которые видели пример наказанной агрессии, были менее агрессивны в своем поведении. Не вызывает сомнений тот факт, что дети могут научиться выражать агрессию определенным способом в ре­зультате просмотра телевизионных передач, где показаны такие формы поведения.

Бандура расширил и усо­вершенствовал свою теорию социального научения, которой он дал новое название социальной когнитивной теории. Познание подразумевает мышление, и такое изменение названия теории отражает перенос акцента на мышление как на часть научения. Теоретики социального научения по-прежнему говорят о вознагражде­нии и наказании, но при этом признают, что дети наблюдают и за своим собствен­ным поведением, и за поведением окружающих, и за последствиями своего и чужо­го поведения. Дети могут также предвидеть последствия на основе своего прошло­го опыта. Они формируют мнения о себе и об окружающих, а затем ведут себя таким образом, чтобы их поведение не противоречило этим мнениям.

Фактор развития – научение. Показатель развития – количество приобретенных навыков.

 

Когнитив­ные теории развития. Структурализм (Ж. Пиаже, Д. Бруннер).Развитие в кон­тексте культурно-исторической теории (Л.С. Выготский). Психоана­литические теории развития (З. Фрейд, Э. Эриксон). Гу­манистические теории развития (А. Маслоу, К. Роджерс).

 

Представляют людей рациональными, активными, знающими и умелыми. Согласно мнению теоретиков-когнитивистов, люди не просто получают, но и обрабатывают информацию. Каждый человек является мыслителем и творцом своей реальности. Люди не просто реагируют на стимулы, они структурно организуют их и придают им определенный смысл.

 

С точки зрения швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980), интеллект, как и любая другая живая структура, не просто реагирует на раздражители: скорее он растет, меняется и адаптируется к миру. Пиаже и других когнитивных психологов, в том числе Джерома Брунера и Хейнца Вернера, называют структуралистами, поскольку их интересует структура и способы обработки информации во внутреннем плане.

Пиаже и его коллеги почувствовали, что стандартизированные вопросы часто приводят к стереотипным и неинтересным от­ветам. Поэтому Пиаже предложил использовать методику клинического или зонди­рующего интервью, когда ребенок должен отвечать на вопросы или манипулиро­вать стимульным материалом. Такой подход направлен скорее на выявление про­цессов мышления, используемых при ответе на вопрос, чем на выявление конкретных знаний, накопленных ребенком. Результаты этих интервью привели Пиаже к выводу о том, что для описания развития интегрированных процессов мышления у детей можно использовать логические модели.

Для иллюстрации своей теории Пиаже придумал знаменитый эксперимент для проверки понимания детьми феноменов сохранения. Термин «сохранение» был введен Пиаже для обозначения сознавания ребенком того, что физические свойства вещества (объем, масса, количество) оста­ются постоянными, несмотря на изменение его формы или внешнего вида. Пиаже показывал ребенку два одинаковых стакана, в каждом из которых находилось одно и то же количество жидкости. После того как ребенок соглашался, что количество жидкости в стаканах одинаково, Пиаже переливал жидкость из одного стакана в другой, более высокий и узкий. Затем он спрашивал ребенка, сколько жидкости в высоком стакане. Стало ли в нем больше или меньше жидкости, чем в первом стакане, или ее количество осталось тем же? Большинство детей в возрасте 6-7 лет или старше отвечали, что количество жидкости осталось тем же.
Понимание сохранения согласно Пиаже, главное когнитивное достижение на стадии конкретных операций.

Пиаже заключил, что до достижения определенной стадии развития дети фор­мируют свои суждения, опираясь в большей степени на перцептивные, чем на логи­ческие процессы. Другими словами, они верят своим глазам. Младшие дети видят, что уровень жидкости выше в высоком стакане, и потому считают, что там жидко­сти больше. С другой стороны, дети шести лет и старше отвечают на поставленный Пиаже вопрос, едва взглянув на стаканы. Они и так знают, что количество жидко­сти остается одинаковым, независимо от размера или формы стакана, в который она налита.

Он полагал, что интеллект растет не количественно, а претерпевает широкомасштабные качественные метаморфозы, поэтому 5-летний ребенок не только знает меньше, чем 12-летний, но и думает иначе.

Активный интеллект. По мнению Пиаже, интеллект не является ни чистой грифельной доской, на которой могут быть записаны знания, ни зеркалом, отража­ющим воспринимаемый мир. Если получаемые человеком сведения, перцептивные образы или субъективные переживания соответствуют структуре его интеллекта, то эти сведения, образы и переживания «понимаются» или, на языке Пиаже, ассимилируются. Если же информация не соответствует структуре интеллекта, он отвергает ее (а в случае, когда его структура готова к качестве составной части к изменению, она приспосабливается к новой информа­ции).

АССИМИЛЯЦИЯ-В теории Пиаже — это процесс включения новой информации в существующие у индивида схемы. В терминологии Пиаже ассимиляция — это интерпретация нового опыта исходя из существующих ментальных структур без какого-либо их изменение существующих ментальных структур в целях объединения старого и нового опыта.

Аккомодация-это термин Пиаже для обозначения акта изменения наших мыслительных процессов, когда новыйобъект или идея не укладываются в наши понятия.

Для описания процесса, с помощью которого люди адаптируются к миру, Пиаже предложил биологическую модель. Когда животное ест, одновременно происходят два процесса. Происходит приспособление (аккомо­дация) организма к пище посредством изменений в пищеварительной системе, ко­торая продуцирует ферменты и начинает необходимую мышечную деятельность. Наряду с этим происходит усвоение (ассимиляция) пищи, которая становится час­тью самого животного. По словам Пиаже, люди развивают и улучшают свой интел­лект аналогичным образом.

Для обозначения ментальных структур Пиаже использовал термин схема. Схемы — это способы обработки информации, меняющиеся по мере того, как чело­век растет и получает больше знаний. Существуют два типа схем: сенсомоторные схемы или действия и когнитивные схемы, которые больше напоминают понятия. Мы перестраиваем приспособления (аккомодации) к новой информации и одновременно интегрируем (ассимилируем) новые знания в старые схемы. Впервые увидев новый объект, мы пытаемся подогнать его под какую-то уже известную нам категорию.

Брунер Д.(американский детский психолог, род. в 1916г.). работы Брунера основаны на синтезе целого ряда идей, почерпнутых из психологических работ Выготского и Пиаже.

Рассуждая об опытах Пиаже, Брунер предложил другой подход к логической необходимости сохранения. По мнению Брунера и его соавторов, ребенок выносит суждение о неизменности количества воды в стакане, потому что это «та же самая вода». Таким образом, качественное суждение об идентичности позволяет ребенку прийти к логическому заключению о количественной идентичности, несмотря на наблюдаемые трансформации.

Структурализм Брунера заключается в иерархической интеграции действия и памяти при взаимодействии с множеством зрительных объектов.

Свои исследования Дж. Брунер проводил и в рамках социального контекста раннего речевого развития. Он подчеркивал, что дети овладевают речью в процессе общения с ближайшими взрослыми в хорошо знакомых условиях.

Согласно Брунеру, знакомое социальное окружение помогает ребенку интерпретировать речь своих воспитателей. Это оказывается возможным потому, что, обращаясь к ребенку, взрослые используют язык, прежде всего, для интерпретации и пояснения событий, происходящих в данной конкретной обстановке. Говоря словами Брунера, представление о социальном контексте и соответствующем ему порядке вещей помогает ребенку «взломать код» языка, который сопровождает процесс социального взаимодействия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.