Здавалка
Главная | Обратная связь

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ



В отечественной социальной науке тема лидерства стала актуаль­ной почти одновременно с началом изучения данного феномена за рубежом. В 1920-1930-е годы лидерство исследовали в основном психологи и большей частью на материале детских групп (как орга­низованных, так и стихийных). Большинство авторов, писавших в тот период о коллективе, в той или иной мере касались проблемы «вожачества». Здесь можно упомянуть работы Е. А. Аркина, Д. Б. Эль-конина, А. С. Залужного, П. П. Блонского, С. С. Моложавого, М.П.Феофанова, Б. В. Беляева, Н. Н. Корганова, И. Рудченко и др. В них обсуждались роль и функция вожаков в детском коллективе, факторы выдвижения ребенка в вожаки, типы вожаков и т. д. Работы того времени во многом имели описательный характер и несут на себе отпечаток социально-политической ситуации в стране в те годы.

Вновь к исследованию проблемы лидерства отечественная со­циальная наука вернулась лишь в 1960-х годах. В этот период поя­вилось большое количество работ, посвященных проблеме соотно­шения лидерства и руководства. Неоднократно предпринимались попытки уточнить и противопоставить эти понятия. Как правило, в первом случае выделялось естественное, свободное, неформальное начало, в противоположность официальному — во втором. Эти раз­личия отражены в работе Б. Д. Парыгина, выделившего ряд отли­чительных черт лидера и руководителя1:

1. Руководитель назначается либо избирается официально и призван осуществлять регуляцию официальных отношений группы. Лидер выдвигается неофициально и в основном осу-

Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.


Глава 3. Исследования лидерства в отечественной психологии 33

ществляет регуляцию межличностных отношений в группе.

2. Руководство более стабильно, в то время как явление лидер­
ства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени
зависит от жизнедеятельности группы и настроения в ней.

3. Руководитель выполняет несколько социальных ролей, в том
числе является представителем группы во внешних инстан­
циях. Деятельность лидера ограничивается рамками внутри-
групповых отношений и взаимодействий.

4. Руководство группой, в отличие от лидерства, предполагает
гораздо более определенную систему различных санкций, ко­
торых в руках лидера нет.

5. Руководитель несет перед законом ответственность за дея­
тельность группы и ее результаты. Лидер не несет подобной
ответственности как за работу группы, так и за то, что в ней
происходит.

На наш взгляд, упомянутое разграничение — очевидно и значи­мо. Оно уточняет рамки понятия «лидерство», однако трудно реа­лизуется при рассмотрении организационного лидерства, посколь­ку процессы «руководство» и «лидерство» в деятельности руково­дителя являются взаимодополняющими и взаимопроникающими.

Взаимосвязь и взаимовлияние процессов лидерства и руковод­ства была подтверждена Е. С. Кузьминым, И. П. Волковым и Ю. Н. Емельяновым в результате эмпирических исследований. Так­же ими была обнаружена зависимость групповой эффективности от того, принимают ли члены группы руководителя в качестве ли­дера или нет1.

Характер и особенности принятия лидера и руководителя ана­лизируются в работах Е. Б. Абашкиной и Ю. Н. Косолаповой. Со­гласно исследованиям авторов, даже если руководитель назначает­ся извне, в качестве лидера его может признать и принять лишь сама ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается «снизу», более или менее демократически. Руководитель же, напротив, на­значается «сверху», так или иначе навязывается2.

1 Кузьмин Е. С, Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Соци­
ально-психологический очерк. Л., 1974.

2 Абашкина Е. Б., Косолапова Ю. Н. О теориях лидерства в современной полити­
ческой психологии // США: Экономика, политика, идеология. 1993. №4. С. 13-21.


34 Часть 1. Исследование лидерства в зарубежной и отечественной психологии

Интересной является концепция Р. Л. Кричевского, которая рассматривает «ценностный обмен» как механизм выдвижения ли­дера. Согласно этой концепции, ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. В результате в качестве лидера при­нимается тот, в ком наиболее полно представлены особенно значи­мые для групповой деятельности качества (по сути, речь идет о ценностях). Иными словами, в ходе взаимодействия на роль лидера выдвигается такой член группы, который идентифицируется у ос­тальных с наиболее полным набором групповых ценностей. Имен­но поэтому он и обладает наибольшим влиянием1.

В отечественной теории социальной психологии основой для изучения проблемы лидерства являлся преимущественно деятель-ностный подход А. Н. Леонтьева. В соответствии с ним в качестве главных детерминант процесса лидерства выделялись цели и задачи группы, определяющие наиболее эффективный стиль лидерства. В результате в литературе, как правило, приводятся различные фор­мы проявления лидерства, во многом зависящие от ведущей дея­тельности группы. Так, Е. М. Зайцева описывает следующие виды лидерства:

? организационное лидерство;

? профессионально-деловое лидерство;

? интеллектуальное лидерство;
О эмоциональное лидерство;
D волевое лидерство.

При этом под организационным лидером автор понимает лиде­ра-организатора, способствующего согласованности и активному взаимодействию членов группы и создающего тем самым самоуправ­ляемость группы, помогающего выдвижению лидеров других видов и осуществляющего их интеграцию для обеспечения эффективности групповой деятельности2.

Исследование социально-психологических особенностей прояв­ления лидерства в студенческих группах проводилось Н. В. Беляковой.

' Кричевский Р. Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. 1980. №2. С. 64-74.

2 Зайцева Е. М. Об активности одного из видов лидерства в группе. Эмоциональ­ные потенциалы в коллективе. Ярославль: ЯПИ, 1977. С. 126—129.


Глава 3. Исследования лидерства в отечественной психологии 35

При рассмотрении взаимодействия «лидер—группа» автор акценти­ровала внимание на втором слагаемом — «группе», подчеркивая, что именно цели и мотивы группы обусловливают обстоятельства воз­никновения лидерства. При этом принятые группой лидеры благо­даря своей центральной позиции играют важную роль в формирова­нии и изменении групповых целей, мировоззрения, а также в организации структуры и совместной деятельности членов группы1.

Проблема активизации лидерского потенциала личности сту­дента в образовательном процессе разрабатывалась И. В. Дрыгиной. Лидерский потенциал, согласно определению автора, является ка­чественной характеристикой личности, отражающей совокупность внутренних потребностей, возможностей, ценностного отношения, средств, способствующих достижению такого уровня интеграции компетентности, ответственности, активности и коммуникативно­сти, который обеспечивает ее ведущее влияние на членов группы при совместном решении задач в различных областях жизнедея­тельности и задает позитивную направленность процессу ее про­фессионального становления.

В качестве базовых элементов лидерского потенциала личности студента И. В. Дрыгиной выделяются2:

1. Лидерские потребности — вперсонализации, самовыражении,
признании, влиянии, достижении, уважении, общении (...),
а также желание и стремление занимать ведущее положение
в группе.

2. Лидерские возможности — способности управлять, органи­
зовывать, анализировать, влиять и др.

3. Лидерские ценности — ценность позитивных отношений ме­
жду субъектами образовательного процесса, ценность конст­
руктивных групповых отношений, ценность достижения по­
знавательно-профессиональных целей и др.

4. Средства — (социально-педагогические) условия образователь­
ной среды вуза, объективно способствующие развертыванию
лидерского потенциала личности студента в процессе ее про­
фессионального становления и субъективно ею принятые.

1 Белякова Н. В. Социально-психологические особенности проявления лидерства
в студенческих группах. Дис. канд. псих. наук. М., 2002.

2 Дрыгина И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образо­
вательном процессе ВУЗа. Дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2004. С. 37.


36 Часть 1. Исследование лидерства в зарубежной и отечественной психологии

По мнению И. В. Дрыгиной, развертывание лидерского потен­циала личности представляет собой внутренний процесс, источни­ком которого служит противоречие между лидерскими потребно­стями и наличными возможностями. Личность конструирует свой «образ лидера», в который она вкладывает определенный смысл. Выделяя из множества жизненных ценностей ценности лидерства и осмысливая их, принимая их как личностно значимые, личность осуществляет поиск средств достижения желанной цели — стать лидером, для чего стремится активизировать свой лидерский по­тенциал1.

В воинских коллективах лидерство изучалось Я. В. Подоляком, реализующим в отношении него социометрический подход. Со­гласно проведенным исследованиям, в воинском коллективе про­являются лидеры как положительной, так и отрицательной направ­ленности, остальные делятся на так называемых «ведомых» и «отверженных» (изгоев). При этом в настоящее время в воинском коллективе, как правило, самую большую группу составляют «ве­домые», в нее входят курсанты и солдаты, чувствующие себя более комфортно под покровительством более сильных личностей. Кате­гория «ведомых» не однородна по своему составу: в ней могут быть и профессионально успешные, добросовестные и исполнительные люди, не претендующие на роль лидера. Именно из их числа при переструктурировании межличностных взаимоотношений в воин­ском коллективе выдвигаются новые лидеры2.

М. С. Полянский обращает особое внимание на то, что сущест­вующие подходы к проблеме лидерства не полностью раскрывают механизм проявления лидерства в воинских коллективах, так как не учитывают его возможной негативной направленности3.

Возможность появления лидеров как положительной, так и от­рицательной направленности подтверждается в работах М. И. Рож-кова, который различает лидеров-созидателей и лидеров-разруши­телей. Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой, получая личное удовлетворение от успешности этого процесса. Лидер-раз-

1 Там же. С. 38.

2 ПодолякЯ. В. Личность и коллектив: психология военного управления. М.: ВИ,
1989. С. 58-72,237-256.

3 Полянский М. С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичных воин­
ских коллективах. Дис. канд. псих. наук. М.: ВПА, 1991.


Глава 3. Исследования лидерства в отечественной психологии 37

рушитель действует исключительно в собственных интересах, вы­водя на первый план эгоистическое желание показать себя и ис­пользуя для этого как свое дело, так и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям)1.

Негативная направленность лидерства может проявляться в слу­чаях, когда такие побудительные мотивы личности к лидерству, как стремление к власти и самоутверждению, не подкреплены социаль­но приемлемыми ценностными и моральными установками. Прак­тика показывает, что при назначении такого лидера на руководящую должность эффективность его управленческой деятельности ока­зывается низкой и зачастую оборачивается деструктивными послед­ствиями. Такой лидер может иметь высокий лидерский потенциал (например, основанный на харизматичности, высокой интеллекту­альности, коммуникабельности и т. п.), что, на первый взгляд, мо­жет оправдывать его назначение на должность младшего команди­ра. Однако, обретая формальную власть, он нередко использует ее в личных целях, противопоставляя профессиональным и групповым целям. В особо значимых ситуациях это может приносить ощутимый вред общегрупповым интересам и приводить к тяжелейшему кон­фликту в группе.

Исследованием педагогических аспектов становления лидерских качеств личности в системе высшего военно-профессионального образования занимался Э. Е. Лукьянчиков. Автор выделяет ряд факторов способствующих саморазвитию лидерских качеств коман­диров, в том числе2:

? изучение функций лидера в группе;

? освоение функций лидера в совместной деятельности;

? знакомство с опытом успешного лидерства на примере дея­
тельности выдающихся военачальников;

О участие в специальном тренинге лидерства;

□ самооценка проявления лидерских способностей и др.

По мнению автора, выделенные факторы могут выступать кон­структами развития лидерства в различных образовательных средах

1 Рожков М. И. Теория и практика развития самоуправления в ученических кол­
лективах. М.: Высшая школа, 1990.

2 Лукьянчиков Э. Е. Становление лидерских качеств в системе высшего военно-
профессионального образования. Дис. канд. пед. наук. Орел, 2003. С. 134.


38 Часть 1. Исследование лидерства в зарубежной и отечественной психологии

(таких, как школа, вуз) при соответствующей их адаптации к веду­щим сферам деятельности.

Для определения специфики организационного лидерства нам важно установить критерии, в соответствии с которыми можно бу­дет отличать организационное лидерство от других типов лидерст­ва. Особый интерес в этой связи вызывает исследование, проведен­ное Д. Л. Казаковым. В нем автор с позиции социологии управления выделил сущностные характеристики организационного лидерства, позволяющие определять ситуации проявления именно этого типа лидерства и отличать от прочих. На наш взгляд, наиболее значимы­ми из них являются следующие характеристики1:

1. Формальная организационная структура.Организационное ли­
дерство существует только в тех деловых организациях, которые
имеют жесткую, установленную предписаниями и правилами струк­
туру. Оно имеет своей базой именно существование такой структу­
ры, определяющей права и обязанности членов организации и вы­
деляющей вершинное положение одного из них, являющегося
формальным руководителем или же менеджером. Многочисленные
таблицы, отображающие различия между лидером и менеджером,
которые столь часто приводятся в управленческой литературе, носят,
скорее, качественный характер, описывая разные стратегии дея­
тельности на одном и том же руководящем посту.

2. Длительность существования.Феномен организационного ли­
дерства может иметь место в деловых организациях, которые функ­
ционируют как некая социальная целостность в течение достаточно
длительного времени. Нет смысла отрицать, что в каких-то своих
проявлениях лидерство существует и в кратковременных социаль­
ных конгломератах, как то: в толпе, на демонстрации, даже в очере­
ди. Но там имеют место другие разновидности феномена лидерства,
с организационным лидерством имеющие только общие корни.

3. Доступность данного феномена для обозрения.Лидерство яв­
ляется внешне проявленным, наблюдаемым феноменом. Эту мысль
также отмечал Р. Рюттингер, согласно которому «ролевые модели,
предлагаемые лидером, должны быть видимы»2. Никто не последу­
ет за лидером, влияние которого незаметно.

1 Казаков Д. Л. Организационное лидерство как проблема социологии управления.
Дис. канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2002. С. 21—23. Текст изменен.

2 Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М: ЭКОМ, 1992.


Глава 3. Исследования лидерства в отечественной психологии 39

4. Зависимость от общегрупповых целей.Специфика проявления
организационного лидерства детерминирована особенностями об­
щегрупповых целей и во многом направлена на обеспечение их
достижения. Длительно существующая, построенная на основе фор­
мальной организации социальная общность должна иметь оп­
ределенную направленность действий, которая составляет смысл
ее существования и в значительной степени определяет характе­
ристики ее жизнедеятельности. Даже в том случае, если лидерство
ориентировано на отношения, а не на достижения, общеоргани­
зационные цели никуда не исчезают и продолжают оказывать
влияние на поведение членов организации и на лидера в том
числе.

5. Зависимость от личностных черт лидера.Несмотря на несо­
стоятельность «теории черт», многие исследователи сходятся во
мнении, что в процессе лидерства велика роль личности и ее харак­
теристик, в особенности в период «запуска» лидерства. Лидерст­
во — глубоко личностное явление. Не вызывает сомнений, что
важным фактором в осуществлении лидером своих функций яв­
ляются именно его личностные качества. В некоторой степени они
определяют также и то, почему некоторые руководители не могут
стать лидерами.

6. Наличие отношений «лидер—последователи».Для того чтобы
имело смысл говорить о действительном наличии организационно­
го лидерства, необходимо, чтобы между руководителем и остальны­
ми ее членами существовали отношения типа «лидер—последователи»,
а не какого-либо иного типа, например «мастер—ученик», «участ­
ник—участник», «начальник—подчиненный» и т. п.

На основе проведенного анализа можно сделать следующие вы­воды:

1. Большое количество разработанных моделей и «мини-теорий»
лидерства описывают различные стороны этого феномена.
Они должны комплексно учитываться при разработке соци­
ально-психологической модели развития лидерских качеств
руководителя, творчески перерабатываясь в соответствии со
спецификой его профессиональной деятельности.

2. Результаты исследований, проведенных в рамках персонали-
стического и ситуационного подходов, показали, что выделение
лидерских качеств организационных лидеров, а соответствен-


40 Часть 1. Исследование лидерства в зарубежной и отечественной психологии

но, и решение задачи их развития необходимо осуществлять в контексте изучения ситуационных факторов жизнедеятель­ности профессиональной группы.

3. Организационное лидерство разворачивается в сфере взаимо­
действия и является продуктом отношений между лидером и
последователями, основу которых составляет лидерское по­
ведение. Следовательно, важным условием становления ру­
ководителя в роли лидера является построение между ним и
последователями-подчиненными эффективных организаци­
онно-управленческих отношений, а важным элементом
решения задачи развития лидерских качеств является форми­
рование позитивного опыта лидерского поведения руководи­
теля, в том числе в моделируемых ситуациях управленческого
взаимодействия.

4. Одной из главных составляющих процесса лидерства являет­
ся восприятие лидера последователями. Лидерство представ­
ляет собой ненаблюдаемое качество, которое проявляется в
процессе наблюдаемого поведения по мере того, как опреде­
ленные поступки ассоциируются у последователей с образом
лидерского поведения. Поэтому для решения задачи станов­
ления руководителя в роли лидера необходимо изучить фак­
торы, которые учитывают последователи, когда приписывают
определенные результаты лидерству, и обеспечить успешность
формирования лидерского образа руководителя в глазах под­
чиненных.


Часть 2

СПЕЦИФИКА

ОРГАНИЗАЦИОННОГО

ЛИДЕРСТВА

Сущность организационного лидер­ства

Психологический анализ лидерских качеств организационного лидера


Глава 4

СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА

Многообразие подходов к пониманию и исследованию лидерст­ва создает необходимость более четкого определения сущности ор­ганизационного лидерства. В большинстве случаев реальное лидер­ское поведение трудно отделить от руководящей позиции, которую занимают руководители, мобилизуя и направляя группу на выпол­нение общей задачи. Тем не менее, организационное лидерство и руководство хотя и взаимопроникающие, но не тождественные по­нятия. В связи с этим нам представляется важным уточнить значение таких ключевых понятий, как «организационное лидерство», «акт лидерства», «лидерский потенциал», учитывая специфику профес­сиональной деятельности командиров курсантских групп.

Существуют различные определения лидерства. Так, ряд авторов развивают понимание лидерства как производной от функции вла­сти. По мнению Ж. Блонделя, лидерство — это власть, потому что оно состоит в способности одного или нескольких лиц побуждать других делать то, что в ином случае они не сделали бы1. С этим мнением можно согласиться, однако также справедливо, что руко­водитель, опираясь только на должностные полномочия, может заставить подчиненных делать то, что в ином случае они не делали бы. Поэтому для определения сути лидерства необходимо выделить специфику власти, используемой лидером.

Можно предположить, что влияние руководителя в организации имеет два основных источника. Один из них основывается на власти, данной должностью. Второй источник находится в самой личности

1 БлондельЖ. Политическое лидерство. Психология и психоанализ власти. Сама­ра: Бахрах, 1999. С. 397.


44 Часть 2. Специфика организационного лидерства

и определяет возможности личностного влияния. Например, Дж. Кенджеми выделяет «власть-полномочие», получаемую в связи с занимаемым постом, и «власть-авторитет», проистекающую из личных качеств и способностей1. В литературе существуют также определения «позиционная власть» — основанная на деловом ав­торитете, контроле за различными ресурсами, используемыми для вознаграждения и санкций, за информацией и условиями труда, и «персонифицированная власть», базирующаяся на компетентности, дружбе, лояльности, харизме лидера2.

Следует отметить, что, в отличие от руководства, лидерство име­ет социально-психологическую природу и занимает особое место в структуре неформальных внутригрупповых отношений. Если руко­водство осуществляется на основе отношений формальной власти, то лидерство — за счет неформального, личностного влияния. В то время как руководство сохраняется системой директив и предпола­гает формально институализированный авторитет, лидерство во многом опирается на мнение группы и зависит от признания ее членами.

Другой подход в определении организационного лидерства стро­ится в соответствии с теорией взаимодействия. Согласно определе­нию О. С. Виханского и А. И. Наумова, лидерство — это тип управ­ленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей3. Однако и это весьма глубокое определение не дает ответа на вопрос, в каких ситуациях и как именно в процессе управления проявляет­ся лидерство. Как отмечает Д. Л. Казаков, при любом управленче­ском взаимодействии могут использоваться различные источники власти, и во многих случаях происходит побуждение людей к неким общим целям. А если за отличительное свойство брать эффектив­ность, то приходится признать, что любой эффективный руководи­тель является лидером и, соответственно, наоборот4.

1 Кенджеми Дж. П. Использование власти личного авторитета или власти закон­
ных полномочий // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 49-55.

2 Мокшанцев Р. И., Мокшанцева А. В. Социальная психология. М.: ИНФРА-М,
2001. С. 175.

3 Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация,
процесс. М.: Гардарика, 2001. С. 472.

4 Казаков Д. Л. Организационное лидерство как проблема социологии управления.
Дис. канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2002. С. 18.


Глава 4. Сущность организационного лидерства 45

Организационное лидерство младших командиров курсантских групп относится к сфере проявления лидерства в контексте внут-ригрупповых взаимоотношений курсантов учебно-строевых под­разделений. Поэтому, на наш взгляд, определение организацион­ного лидерства М К должно включать такие базовые понятия, как:

□ «Лидер и последователи»: лидерство может быть реализовано
только в отношении других людей, соответственно, о лидере-
МК можно говорить только тогда, когда у него есть последо­
ватели-курсанты.

П «Взаимодействие»: любой акт лидерства включает процесс взаимодействия между лидером и последователями.

? «Личностные источники влияния»: при решении задачи раз­
вития лидерских качеств командиров курсантских групп наи­
более значим именно личностный (не формальный) компо­
нент власти.

? «Решение поставленных задач»: организационное лидерство
МК направлено на решение организационных задач и дости­
жение групповых целей.

Таким образом, в соответствии с выделенными ключевыми по­нятиями под организационным лидерством младших командиров курсантских групп далее мы будем понимать тип управленческого взаимодействия между командиром-лидером и курсантами-после­дователями, осуществляемого лидером на основе неформальных (личностных) источников влияния и направленного на побуждение курсантов к решению поставленных задач и оптимизацию внутри-группового взаимодействия.

В данном определении организационного лидерства не случай­но сделан акцент на выделение неформальных (личностных) источ­ников влияния. Как уже было отмечено ранее, равный социальный статус и опыт курсантов, назначенных на должности младших ко­мандиров, и других членов группы, а также тот факт, что их долж­ностной компонент власти не высок, требуют наличия основы, обеспечивающей личностную правомочность отдачи приказов. По нашему мнению, такой основой является их личный авторитет и лидерский статус в группе. Поэтому тренинг лидерства должен быть направлен в первую очередь на развитие личностного компонента


46 Часть 2. Специфика организационного лидерства

власти младших командиров, хотя не менее важной задачей явля­ется также развитие их профессионально-управленческой компе­тентности.

На наш взгляд, не менее значимым является понятие «акт ли­дерства». Оно служит для обозначения единичных действий, по­ступка лидера в отношении последователей, осуществляемых на основе личностных источников влияния и направленных на побу­ждение последователей к решению поставленных задач и оптими­зацию внутригруппового взаимодействия. В соответствии с ним к числу основных задач тренинга лидерства нами были отнесены: оказание помощи командирам курсантских групп в осуществлении успешных актов лидерства и закрепление их лидерского образа в восприятии последователей-подчиненных.

Также нами была предпринята попытка прояснить понятие «ли­дерский потенциал». Слово «потенциал» является производным от латинского potentia (потенция), которое трактуется в толковом сло­варе русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой как возмож­ность, то есть то, что существует в скрытом виде и может проявить­ся в соответствующих условиях1. Иными словами, потенциал есть некая возможность, сила, включающая в себя источники и средст­ва, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели. Учитывая результаты се­мантического анализа понятия «потенциал», можно утверждать, что лидерский потенциал командира курсантской группы включает в себя совокупность его психологических качеств, способностей, особен­ностей и условий взаимодействия с группой, определяющих воз­можности занять лидерское положение в группе и успешность даль­нейшего использования им лидерского ресурса в практике управления.

Понятие «развитие» также не имеет однозначного определения в литературе. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой развитием называется «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершен­ное, от простого к сложному»2. Мы понимаем под развитием пре­жде всего усложнение структуры, осуществляемое за счет накопле-

1 Ожегов С. И., Шведова Н. Я?. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник,
1999. С. 571.

2 Там же. С. 643.


Глава 4. Сущность организационного лидерства 47

ния новых элементов и установления между ними и старыми элементами структуры многообразных связей, в конечном итоге приводящее к более эффективному функционированию системы. Таким образом, процесс организации развития лидерских качеств сержантов направлен на обеспечение накопления ими «новых эле­ментов структуры» (знаний о природе и сущности лидерства, фор­мирования лидерского мировоззрения, обретения опыта лидерско­го взаимодействия с подчиненными и т. п.) и установление между ними и старыми элементами структуры многообразных связей, в ко­нечном итоге приводящих к более успешному лидерству.


Глава 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЛИДЕРА

Успешность решения задачи развития лидерских качеств во многом зависит от точности их определения. Несмотря на то, что сторонникам «теории черт» не удалось выделить «универсаль­ные» лидерские черты, тем не менее человеку, претендующему на роль лидера в группе, все же необходимо обладать определенными лидерскими качествами, особенно на этапах становления лидерст­ва. Именно наличие или отсутствие необходимых качеств в неко­торой степени определяет, почему одни члены группы становятся лидерами, а другие, напротив, не принимаются группой в качестве лидеров.

Под лидерскими качествами организационного лидера мы пони­маем совокупность его психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успеш­ность выполнения им лидерских функций.

Изучению лидерских качеств организационного лидера посвя­щено немало исследований. Так, Уоррен Беннис выделяет шесть важных качеств организационного лидера1:

? направляющее видение — отчетливое понимание своих целей
и действий как профессионала и как личности, способность
проявлять упорство при неудачах и даже провалах;

? внутренняя страсть — стремление воспользоваться теми воз­
можностями, которые предлагает жизнь, совпадающее с весь-

1 Bennis W. On Becoming a Leader. New York: Addison Wesley, 1989/1994.


Глава 5. Психологический анализ лидерских качеств организационного лидера 49

ма специфической страстью к определенному призванию, профессии, образу действий;

? целостность личности — производная от знания человеком
самого себя, искренности и зрелости; знание сильных и сла­
бых сторон, верность своим принципам, желание и умение
учиться у других людей и работать с ними;

? доверие (надежность) —способность заслужить доверие дру­
гих;

? любознательность — стремление к самообразованию и само­
совершенствованию;

? дерзновенность — готовность идти на риск, эксперименти­
ровать, испытывать новое.

А. Лоутон и Э. Роуз по итогам семинара руководителей, прове­денного в Лондоне в 1987 году, предложили рассматривать следую­щие десять качеств, повышающих эффективность организацион­ного лидера1:

□ дальновидность — умение видеть перспективные цели, фор­
мировать облик и задачи организации;

П умение определять приоритеты — различать, что необходимо, а что просто важно;

? умение мотивировать последователей;

? владение искусством межличностных отношений;

? «политическое чутье» — способность понимать запросы сво­
его окружения и лиц, имеющих власть;

? стойкость и непоколебимость перед лицом оппонента;

? харизма, или обаяние — нечто трудно поддающееся опреде­
лению, но пленяющее людей;

П способность идти на риск, а также делегировать полномочия последователям;

П гибкость — способность отзываться на новые идеи и опыт;

О решительность и твердость, когда этого требуют обстоятель­ства.

М. И. Рожков выделяет следующие основные качества лидера-организатора2:

1 Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях.
М„ 1993.

2 Рожков М. И. Теория и практика развития самоуправления в ученических кол­
лективах. М., 1990.


50 Часть 2. Специфика организационного лидерства

О способность управлять собой, в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выхо­дить из стрессовых ситуаций и т. п.;

? наличие четких целей, понимание реальности поставленных
целей и оценка продвижения к ним;

? умение решать проблемы, вычленять главное и второстепен­
ное, оценивать варианты, прогнозировать последствия, оце­
нивать и распределять ресурсы;

П творческий подход к решению управленческих задач, умение генерировать идеи, готовность к нововведениям;

? знание особенностей организаторской и организационной
деятельности, умение управлять людьми, мотивировать и сти­
мулировать их к работе, умение работать с группой;

? наличие специфических организаторских качеств личности
и др.

В трудах А. Л. Уманского приводятся общие и специфические качества лидера. Под общими понимаются качества, которыми мо­гут обладать и не-лидеры, но которые повышают эффективность лидера. В число специфических качеств лидера входят1:

? организаторская проницательность — тонкая психическая
избирательность, способность понять другого человека, про­
никнуть в его внутренний мир, найти для каждого человека
его место в зависимости от индивидуальных особенностей;

? способность к активному психологическому воздействию —
разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от
индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации;

? склонность к организаторской работе, потребность брать на
себя ответственность.

Перечисление качеств, трактуемых различными исследователя­ми как лидерские, можно продолжать долго. Однако чем длиннее становится их перечень, тем меньше в нем практической пользы. Не вызывает сомнения, что лидер все-таки должен обладать каки­ми-то качествами, отличающими его от других членов группы. Од­нако перечень этих качеств необходимо составлять исходя из си­туационных переменных, среди которых выделяются:

1 Уманский А. Л. Педагогические условия и средства стимулирования лидерства в детских и юношеских коллективах. Кострома, 1994.


Глава 5. Психологический анализ лидерских качеств организационного лидера 51

1. Социальные и демографические особенности группы.

2. Специфика решаемых задач.

3. Особенности профессионального взаимодействия и др.

На основе анализа научной литературы и эмпирического исследо­вания лидерских качеств младших командиров курсантских групп, результаты которого представлены в приложении 3, мы выделили обоб­щенную структуру лидерских качеств организационного лидера.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.