В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
В отечественной социальной науке тема лидерства стала актуальной почти одновременно с началом изучения данного феномена за рубежом. В 1920-1930-е годы лидерство исследовали в основном психологи и большей частью на материале детских групп (как организованных, так и стихийных). Большинство авторов, писавших в тот период о коллективе, в той или иной мере касались проблемы «вожачества». Здесь можно упомянуть работы Е. А. Аркина, Д. Б. Эль-конина, А. С. Залужного, П. П. Блонского, С. С. Моложавого, М.П.Феофанова, Б. В. Беляева, Н. Н. Корганова, И. Рудченко и др. В них обсуждались роль и функция вожаков в детском коллективе, факторы выдвижения ребенка в вожаки, типы вожаков и т. д. Работы того времени во многом имели описательный характер и несут на себе отпечаток социально-политической ситуации в стране в те годы. Вновь к исследованию проблемы лидерства отечественная социальная наука вернулась лишь в 1960-х годах. В этот период появилось большое количество работ, посвященных проблеме соотношения лидерства и руководства. Неоднократно предпринимались попытки уточнить и противопоставить эти понятия. Как правило, в первом случае выделялось естественное, свободное, неформальное начало, в противоположность официальному — во втором. Эти различия отражены в работе Б. Д. Парыгина, выделившего ряд отличительных черт лидера и руководителя1: 1. Руководитель назначается либо избирается официально и призван осуществлять регуляцию официальных отношений группы. Лидер выдвигается неофициально и в основном осу- Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. Глава 3. Исследования лидерства в отечественной психологии 33 ществляет регуляцию межличностных отношений в группе. 2. Руководство более стабильно, в то время как явление лидер 3. Руководитель выполняет несколько социальных ролей, в том 4. Руководство группой, в отличие от лидерства, предполагает 5. Руководитель несет перед законом ответственность за дея На наш взгляд, упомянутое разграничение — очевидно и значимо. Оно уточняет рамки понятия «лидерство», однако трудно реализуется при рассмотрении организационного лидерства, поскольку процессы «руководство» и «лидерство» в деятельности руководителя являются взаимодополняющими и взаимопроникающими. Взаимосвязь и взаимовлияние процессов лидерства и руководства была подтверждена Е. С. Кузьминым, И. П. Волковым и Ю. Н. Емельяновым в результате эмпирических исследований. Также ими была обнаружена зависимость групповой эффективности от того, принимают ли члены группы руководителя в качестве лидера или нет1. Характер и особенности принятия лидера и руководителя анализируются в работах Е. Б. Абашкиной и Ю. Н. Косолаповой. Согласно исследованиям авторов, даже если руководитель назначается извне, в качестве лидера его может признать и принять лишь сама ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается «снизу», более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается «сверху», так или иначе навязывается2. 1 Кузьмин Е. С, Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Соци 2 Абашкина Е. Б., Косолапова Ю. Н. О теориях лидерства в современной полити 34 Часть 1. Исследование лидерства в зарубежной и отечественной психологии Интересной является концепция Р. Л. Кричевского, которая рассматривает «ценностный обмен» как механизм выдвижения лидера. Согласно этой концепции, ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. В результате в качестве лидера принимается тот, в ком наиболее полно представлены особенно значимые для групповой деятельности качества (по сути, речь идет о ценностях). Иными словами, в ходе взаимодействия на роль лидера выдвигается такой член группы, который идентифицируется у остальных с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием1. В отечественной теории социальной психологии основой для изучения проблемы лидерства являлся преимущественно деятель-ностный подход А. Н. Леонтьева. В соответствии с ним в качестве главных детерминант процесса лидерства выделялись цели и задачи группы, определяющие наиболее эффективный стиль лидерства. В результате в литературе, как правило, приводятся различные формы проявления лидерства, во многом зависящие от ведущей деятельности группы. Так, Е. М. Зайцева описывает следующие виды лидерства: ? организационное лидерство; ? профессионально-деловое лидерство; ? интеллектуальное лидерство; При этом под организационным лидером автор понимает лидера-организатора, способствующего согласованности и активному взаимодействию членов группы и создающего тем самым самоуправляемость группы, помогающего выдвижению лидеров других видов и осуществляющего их интеграцию для обеспечения эффективности групповой деятельности2. Исследование социально-психологических особенностей проявления лидерства в студенческих группах проводилось Н. В. Беляковой. ' Кричевский Р. Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. 1980. №2. С. 64-74. 2 Зайцева Е. М. Об активности одного из видов лидерства в группе. Эмоциональные потенциалы в коллективе. Ярославль: ЯПИ, 1977. С. 126—129. Глава 3. Исследования лидерства в отечественной психологии 35 При рассмотрении взаимодействия «лидер—группа» автор акцентировала внимание на втором слагаемом — «группе», подчеркивая, что именно цели и мотивы группы обусловливают обстоятельства возникновения лидерства. При этом принятые группой лидеры благодаря своей центральной позиции играют важную роль в формировании и изменении групповых целей, мировоззрения, а также в организации структуры и совместной деятельности членов группы1. Проблема активизации лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе разрабатывалась И. В. Дрыгиной. Лидерский потенциал, согласно определению автора, является качественной характеристикой личности, отражающей совокупность внутренних потребностей, возможностей, ценностного отношения, средств, способствующих достижению такого уровня интеграции компетентности, ответственности, активности и коммуникативности, который обеспечивает ее ведущее влияние на членов группы при совместном решении задач в различных областях жизнедеятельности и задает позитивную направленность процессу ее профессионального становления. В качестве базовых элементов лидерского потенциала личности студента И. В. Дрыгиной выделяются2: 1. Лидерские потребности — вперсонализации, самовыражении, 2. Лидерские возможности — способности управлять, органи 3. Лидерские ценности — ценность позитивных отношений ме 4. Средства — (социально-педагогические) условия образователь 1 Белякова Н. В. Социально-психологические особенности проявления лидерства 2 Дрыгина И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образо 36 Часть 1. Исследование лидерства в зарубежной и отечественной психологии По мнению И. В. Дрыгиной, развертывание лидерского потенциала личности представляет собой внутренний процесс, источником которого служит противоречие между лидерскими потребностями и наличными возможностями. Личность конструирует свой «образ лидера», в который она вкладывает определенный смысл. Выделяя из множества жизненных ценностей ценности лидерства и осмысливая их, принимая их как личностно значимые, личность осуществляет поиск средств достижения желанной цели — стать лидером, для чего стремится активизировать свой лидерский потенциал1. В воинских коллективах лидерство изучалось Я. В. Подоляком, реализующим в отношении него социометрический подход. Согласно проведенным исследованиям, в воинском коллективе проявляются лидеры как положительной, так и отрицательной направленности, остальные делятся на так называемых «ведомых» и «отверженных» (изгоев). При этом в настоящее время в воинском коллективе, как правило, самую большую группу составляют «ведомые», в нее входят курсанты и солдаты, чувствующие себя более комфортно под покровительством более сильных личностей. Категория «ведомых» не однородна по своему составу: в ней могут быть и профессионально успешные, добросовестные и исполнительные люди, не претендующие на роль лидера. Именно из их числа при переструктурировании межличностных взаимоотношений в воинском коллективе выдвигаются новые лидеры2. М. С. Полянский обращает особое внимание на то, что существующие подходы к проблеме лидерства не полностью раскрывают механизм проявления лидерства в воинских коллективах, так как не учитывают его возможной негативной направленности3. Возможность появления лидеров как положительной, так и отрицательной направленности подтверждается в работах М. И. Рож-кова, который различает лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей. Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой, получая личное удовлетворение от успешности этого процесса. Лидер-раз- 1 Там же. С. 38. 2 ПодолякЯ. В. Личность и коллектив: психология военного управления. М.: ВИ, 3 Полянский М. С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичных воин Глава 3. Исследования лидерства в отечественной психологии 37 рушитель действует исключительно в собственных интересах, выводя на первый план эгоистическое желание показать себя и используя для этого как свое дело, так и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям)1. Негативная направленность лидерства может проявляться в случаях, когда такие побудительные мотивы личности к лидерству, как стремление к власти и самоутверждению, не подкреплены социально приемлемыми ценностными и моральными установками. Практика показывает, что при назначении такого лидера на руководящую должность эффективность его управленческой деятельности оказывается низкой и зачастую оборачивается деструктивными последствиями. Такой лидер может иметь высокий лидерский потенциал (например, основанный на харизматичности, высокой интеллектуальности, коммуникабельности и т. п.), что, на первый взгляд, может оправдывать его назначение на должность младшего командира. Однако, обретая формальную власть, он нередко использует ее в личных целях, противопоставляя профессиональным и групповым целям. В особо значимых ситуациях это может приносить ощутимый вред общегрупповым интересам и приводить к тяжелейшему конфликту в группе. Исследованием педагогических аспектов становления лидерских качеств личности в системе высшего военно-профессионального образования занимался Э. Е. Лукьянчиков. Автор выделяет ряд факторов способствующих саморазвитию лидерских качеств командиров, в том числе2: ? изучение функций лидера в группе; ? освоение функций лидера в совместной деятельности; ? знакомство с опытом успешного лидерства на примере дея О участие в специальном тренинге лидерства; □ самооценка проявления лидерских способностей и др. По мнению автора, выделенные факторы могут выступать конструктами развития лидерства в различных образовательных средах 1 Рожков М. И. Теория и практика развития самоуправления в ученических кол 2 Лукьянчиков Э. Е. Становление лидерских качеств в системе высшего военно- 38 Часть 1. Исследование лидерства в зарубежной и отечественной психологии (таких, как школа, вуз) при соответствующей их адаптации к ведущим сферам деятельности. Для определения специфики организационного лидерства нам важно установить критерии, в соответствии с которыми можно будет отличать организационное лидерство от других типов лидерства. Особый интерес в этой связи вызывает исследование, проведенное Д. Л. Казаковым. В нем автор с позиции социологии управления выделил сущностные характеристики организационного лидерства, позволяющие определять ситуации проявления именно этого типа лидерства и отличать от прочих. На наш взгляд, наиболее значимыми из них являются следующие характеристики1: 1. Формальная организационная структура.Организационное ли 2. Длительность существования.Феномен организационного ли 3. Доступность данного феномена для обозрения.Лидерство яв 1 Казаков Д. Л. Организационное лидерство как проблема социологии управления. 2 Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М: ЭКОМ, 1992. Глава 3. Исследования лидерства в отечественной психологии 39 4. Зависимость от общегрупповых целей.Специфика проявления 5. Зависимость от личностных черт лидера.Несмотря на несо 6. Наличие отношений «лидер—последователи».Для того чтобы На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы: 1. Большое количество разработанных моделей и «мини-теорий» 2. Результаты исследований, проведенных в рамках персонали- 40 Часть 1. Исследование лидерства в зарубежной и отечественной психологии но, и решение задачи их развития необходимо осуществлять в контексте изучения ситуационных факторов жизнедеятельности профессиональной группы. 3. Организационное лидерство разворачивается в сфере взаимо 4. Одной из главных составляющих процесса лидерства являет Часть 2 СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА Сущность организационного лидерства Психологический анализ лидерских качеств организационного лидера Глава 4 СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА Многообразие подходов к пониманию и исследованию лидерства создает необходимость более четкого определения сущности организационного лидерства. В большинстве случаев реальное лидерское поведение трудно отделить от руководящей позиции, которую занимают руководители, мобилизуя и направляя группу на выполнение общей задачи. Тем не менее, организационное лидерство и руководство хотя и взаимопроникающие, но не тождественные понятия. В связи с этим нам представляется важным уточнить значение таких ключевых понятий, как «организационное лидерство», «акт лидерства», «лидерский потенциал», учитывая специфику профессиональной деятельности командиров курсантских групп. Существуют различные определения лидерства. Так, ряд авторов развивают понимание лидерства как производной от функции власти. По мнению Ж. Блонделя, лидерство — это власть, потому что оно состоит в способности одного или нескольких лиц побуждать других делать то, что в ином случае они не сделали бы1. С этим мнением можно согласиться, однако также справедливо, что руководитель, опираясь только на должностные полномочия, может заставить подчиненных делать то, что в ином случае они не делали бы. Поэтому для определения сути лидерства необходимо выделить специфику власти, используемой лидером. Можно предположить, что влияние руководителя в организации имеет два основных источника. Один из них основывается на власти, данной должностью. Второй источник находится в самой личности 1 БлондельЖ. Политическое лидерство. Психология и психоанализ власти. Самара: Бахрах, 1999. С. 397. 44 Часть 2. Специфика организационного лидерства и определяет возможности личностного влияния. Например, Дж. Кенджеми выделяет «власть-полномочие», получаемую в связи с занимаемым постом, и «власть-авторитет», проистекающую из личных качеств и способностей1. В литературе существуют также определения «позиционная власть» — основанная на деловом авторитете, контроле за различными ресурсами, используемыми для вознаграждения и санкций, за информацией и условиями труда, и «персонифицированная власть», базирующаяся на компетентности, дружбе, лояльности, харизме лидера2. Следует отметить, что, в отличие от руководства, лидерство имеет социально-психологическую природу и занимает особое место в структуре неформальных внутригрупповых отношений. Если руководство осуществляется на основе отношений формальной власти, то лидерство — за счет неформального, личностного влияния. В то время как руководство сохраняется системой директив и предполагает формально институализированный авторитет, лидерство во многом опирается на мнение группы и зависит от признания ее членами. Другой подход в определении организационного лидерства строится в соответствии с теорией взаимодействия. Согласно определению О. С. Виханского и А. И. Наумова, лидерство — это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей3. Однако и это весьма глубокое определение не дает ответа на вопрос, в каких ситуациях и как именно в процессе управления проявляется лидерство. Как отмечает Д. Л. Казаков, при любом управленческом взаимодействии могут использоваться различные источники власти, и во многих случаях происходит побуждение людей к неким общим целям. А если за отличительное свойство брать эффективность, то приходится признать, что любой эффективный руководитель является лидером и, соответственно, наоборот4. 1 Кенджеми Дж. П. Использование власти личного авторитета или власти закон 2 Мокшанцев Р. И., Мокшанцева А. В. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 3 Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, 4 Казаков Д. Л. Организационное лидерство как проблема социологии управления. Глава 4. Сущность организационного лидерства 45 Организационное лидерство младших командиров курсантских групп относится к сфере проявления лидерства в контексте внут-ригрупповых взаимоотношений курсантов учебно-строевых подразделений. Поэтому, на наш взгляд, определение организационного лидерства М К должно включать такие базовые понятия, как: □ «Лидер и последователи»: лидерство может быть реализовано П «Взаимодействие»: любой акт лидерства включает процесс взаимодействия между лидером и последователями. ? «Личностные источники влияния»: при решении задачи раз ? «Решение поставленных задач»: организационное лидерство Таким образом, в соответствии с выделенными ключевыми понятиями под организационным лидерством младших командиров курсантских групп далее мы будем понимать тип управленческого взаимодействия между командиром-лидером и курсантами-последователями, осуществляемого лидером на основе неформальных (личностных) источников влияния и направленного на побуждение курсантов к решению поставленных задач и оптимизацию внутри-группового взаимодействия. В данном определении организационного лидерства не случайно сделан акцент на выделение неформальных (личностных) источников влияния. Как уже было отмечено ранее, равный социальный статус и опыт курсантов, назначенных на должности младших командиров, и других членов группы, а также тот факт, что их должностной компонент власти не высок, требуют наличия основы, обеспечивающей личностную правомочность отдачи приказов. По нашему мнению, такой основой является их личный авторитет и лидерский статус в группе. Поэтому тренинг лидерства должен быть направлен в первую очередь на развитие личностного компонента 46 Часть 2. Специфика организационного лидерства власти младших командиров, хотя не менее важной задачей является также развитие их профессионально-управленческой компетентности. На наш взгляд, не менее значимым является понятие «акт лидерства». Оно служит для обозначения единичных действий, поступка лидера в отношении последователей, осуществляемых на основе личностных источников влияния и направленных на побуждение последователей к решению поставленных задач и оптимизацию внутригруппового взаимодействия. В соответствии с ним к числу основных задач тренинга лидерства нами были отнесены: оказание помощи командирам курсантских групп в осуществлении успешных актов лидерства и закрепление их лидерского образа в восприятии последователей-подчиненных. Также нами была предпринята попытка прояснить понятие «лидерский потенциал». Слово «потенциал» является производным от латинского potentia (потенция), которое трактуется в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой как возможность, то есть то, что существует в скрытом виде и может проявиться в соответствующих условиях1. Иными словами, потенциал есть некая возможность, сила, включающая в себя источники и средства, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели. Учитывая результаты семантического анализа понятия «потенциал», можно утверждать, что лидерский потенциал командира курсантской группы включает в себя совокупность его психологических качеств, способностей, особенностей и условий взаимодействия с группой, определяющих возможности занять лидерское положение в группе и успешность дальнейшего использования им лидерского ресурса в практике управления. Понятие «развитие» также не имеет однозначного определения в литературе. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой развитием называется «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от простого к сложному»2. Мы понимаем под развитием прежде всего усложнение структуры, осуществляемое за счет накопле- 1 Ожегов С. И., Шведова Н. Я?. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2 Там же. С. 643. Глава 4. Сущность организационного лидерства 47 ния новых элементов и установления между ними и старыми элементами структуры многообразных связей, в конечном итоге приводящее к более эффективному функционированию системы. Таким образом, процесс организации развития лидерских качеств сержантов направлен на обеспечение накопления ими «новых элементов структуры» (знаний о природе и сущности лидерства, формирования лидерского мировоззрения, обретения опыта лидерского взаимодействия с подчиненными и т. п.) и установление между ними и старыми элементами структуры многообразных связей, в конечном итоге приводящих к более успешному лидерству. Глава 5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЛИДЕРА Успешность решения задачи развития лидерских качеств во многом зависит от точности их определения. Несмотря на то, что сторонникам «теории черт» не удалось выделить «универсальные» лидерские черты, тем не менее человеку, претендующему на роль лидера в группе, все же необходимо обладать определенными лидерскими качествами, особенно на этапах становления лидерства. Именно наличие или отсутствие необходимых качеств в некоторой степени определяет, почему одни члены группы становятся лидерами, а другие, напротив, не принимаются группой в качестве лидеров. Под лидерскими качествами организационного лидера мы понимаем совокупность его психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успешность выполнения им лидерских функций. Изучению лидерских качеств организационного лидера посвящено немало исследований. Так, Уоррен Беннис выделяет шесть важных качеств организационного лидера1: ? направляющее видение — отчетливое понимание своих целей ? внутренняя страсть — стремление воспользоваться теми воз 1 Bennis W. On Becoming a Leader. New York: Addison Wesley, 1989/1994. Глава 5. Психологический анализ лидерских качеств организационного лидера 49 ма специфической страстью к определенному призванию, профессии, образу действий; ? целостность личности — производная от знания человеком ? доверие (надежность) —способность заслужить доверие дру ? любознательность — стремление к самообразованию и само ? дерзновенность — готовность идти на риск, эксперименти А. Лоутон и Э. Роуз по итогам семинара руководителей, проведенного в Лондоне в 1987 году, предложили рассматривать следующие десять качеств, повышающих эффективность организационного лидера1: □ дальновидность — умение видеть перспективные цели, фор П умение определять приоритеты — различать, что необходимо, а что просто важно; ? умение мотивировать последователей; ? владение искусством межличностных отношений; ? «политическое чутье» — способность понимать запросы сво ? стойкость и непоколебимость перед лицом оппонента; ? харизма, или обаяние — нечто трудно поддающееся опреде П способность идти на риск, а также делегировать полномочия последователям; П гибкость — способность отзываться на новые идеи и опыт; О решительность и твердость, когда этого требуют обстоятельства. М. И. Рожков выделяет следующие основные качества лидера-организатора2: 1 Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. 2 Рожков М. И. Теория и практика развития самоуправления в ученических кол 50 Часть 2. Специфика организационного лидерства О способность управлять собой, в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выходить из стрессовых ситуаций и т. п.; ? наличие четких целей, понимание реальности поставленных ? умение решать проблемы, вычленять главное и второстепен П творческий подход к решению управленческих задач, умение генерировать идеи, готовность к нововведениям; ? знание особенностей организаторской и организационной ? наличие специфических организаторских качеств личности В трудах А. Л. Уманского приводятся общие и специфические качества лидера. Под общими понимаются качества, которыми могут обладать и не-лидеры, но которые повышают эффективность лидера. В число специфических качеств лидера входят1: ? организаторская проницательность — тонкая психическая ? способность к активному психологическому воздействию — ? склонность к организаторской работе, потребность брать на Перечисление качеств, трактуемых различными исследователями как лидерские, можно продолжать долго. Однако чем длиннее становится их перечень, тем меньше в нем практической пользы. Не вызывает сомнения, что лидер все-таки должен обладать какими-то качествами, отличающими его от других членов группы. Однако перечень этих качеств необходимо составлять исходя из ситуационных переменных, среди которых выделяются: 1 Уманский А. Л. Педагогические условия и средства стимулирования лидерства в детских и юношеских коллективах. Кострома, 1994. Глава 5. Психологический анализ лидерских качеств организационного лидера 51 1. Социальные и демографические особенности группы. 2. Специфика решаемых задач. 3. Особенности профессионального взаимодействия и др. На основе анализа научной литературы и эмпирического исследования лидерских качеств младших командиров курсантских групп, результаты которого представлены в приложении 3, мы выделили обобщенную структуру лидерских качеств организационного лидера. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|