Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕРЦЕПТИВНО-ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА



Наличие вышеперечисленных качеств составляет лидерский по­тенциал организационного лидера, но обладание ими не обязатель­но превращает индивида в лидера. Каждое из них может быть зна­чимо и полезно как для руководителя, так и любого человека, стремящегося в жизни к успеху. На наш взгляд, качествами, которые можно считать исключительно лидерскими, являются те, которыми наделяет лидера группа. В соответствии с этим особое значение

1 O'TooleJ. Leading Change: The Argument for Values-Based Leadership. N.Y.: Ballantine,
1996.

2 Gardner J. On Leadership. N.Y.: Free Press, 1990.

3 Там же.


Глава 5. Психологический анализ лидерских качеств организационного лидера 55

приобретают: восприятие индивида группой как лидера; признание его лидерского статуса и авторитета; наличие последователей, готовых следовать за лидером; наличие личных ожиданий у членов группы от деятельности лидера; делегирование членами группы части личной активности лидеру и т. п.

Можно утверждать, что если группа не наделяет индивида этими качествами, то лидером в этой группе он не является, что созвучно идеям, развиваемым в атрибутивных теориях лидерства. Поэтому в тренинге лидерства необходимо уделить особое внимание форми­рованию у курсантов восприятия сержантов как лидеров, а также развитию лидерской Я-концепции у самих младших командиров, которых далее мы будем называть организационными лидерами.

Итак, в структуре лидерских качеств организационных лидеров мы выделили четыре основных компонента:

1. Индивидуально-личностный — включает комплекс личност­
ных и профессиональных качеств.

2. Социально-психологический — включает качества, прояв­
ляющиеся в отношениях с другими людьми.

3. Организационно-управленческий — включает качества, вос­
требованные в контексте организационных взаимоотношений
младших командиров с подчиненными.

4. Перцептивно-лидерский — включает качества, которые при­
писывает лидеру группа.

Выделенные компоненты условно размещены нами в трехуров­невой модели лидерских качеств (см. табл. 1). Первый уровень — индивидуальный — представлен индивидуально-личностными характеристиками человека, определяющими его лидерскую Я-кон-цепцию. Второй уровень — лидерского внутригруппового взаимо­действия — включает социально-психологические и организаци­онно-управленческие качества, реализующиеся в процессе взаи­модействия с другими членами группы. Третий уровень — актуаль­но-лидерский — объединяет в себе качества и свойства, которыми наделяет лидера группа.

На наш взгляд, блок качеств индивидуального уровня является основой («фундаментом») для успешности становления индивида в качестве лидера в учебной группе и является предметом развития в ходе личностного модуля тренинга.


Трехуровневая модель лидерских качеств младших командиров


Таблица 1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуально-лидерский уровень Перцептивно-лидерский компонент
Личностный авто­ритет в группе Восприятие группой как лидера Наличие последовате­лей, готовых следовать за лидером Наличие личных ожида­ний членов группы от деятельности лидера Перенос части лич­ной активности чле­нов группы на лидера
 
Уровень внутригруппового взаимо­действия Профессионально-управленческий компонент   Социально-психологический компонент
Обращенность в будущее, видение перспективы Межличностная чувствительность, способность понимать потребности других людей
Чувствительность к ситуации и гибкость поведения (способность быстро ориентироваться в ситуации и принимать правильное решение) Умение создавать условия для самореализации последова­телей
Умение создавать команду и управлять ею Коммуникативная компетентность
Способность организовать группу на решение по­ставленной задачи Справедливость по отношению к другим людям
Способность контролировать результаты совмест­ной деятельности, благодарить и поощрять Способность представлять интересы группы во внешних инстанциях
 
Индивиду­альный уровень Индивидуально-личностный компонент
Жизненная активность и стремление к лидерству Моральная нормативность. Надежность, последова­тельность в поступках Развитая лидер­ская Я-концепция Знание и чувст­вование себя Высокая самооцен­ка и уверенность в себе
                     

Глава 5. Психологический анализ лидерских качеств организационного лидера 57

Качества уровня внутригруппового взаимодействия совершен­ствуются в ходе профессионально-управленческого модуля тренин­га. При этом качества организационно-управленческого компонен­та являются основой для становления организационного лидерства, а качества социально-психологического компонента обеспечивают успешное лидерство и способствуют формированию организаци­онно-управленческих способностей.

Иными словами, для того чтобы индивид мог подняться в груп­пе с индивидуального на актуально-лидерский уровень, ему необ­ходимо успешно реализоваться на уровне внутригруппового взаи­модействия. Члены группы, успешно проявившие в процессе внутригруппового взаимодействия (в том числе в моделируемых ситуациях группового тренинга) личностные, организационно-управленческие и социально-психологические качества, призна­ются группой в качестве лидеров и наделяются перцептивно-лидер­скими качествами.

Возможно, следует особо обосновать выделение в комплексе ли­дерских качеств перцептивно-лидерского компонента. Качества «личностный авторитет в группе», «восприятие группой как лидера», «наличие личных ожиданий членов группы от деятельности лидера» и т. п., на первый взгляд, не являются «принадлежностью» лидера, а скорее характеризуют его последователей. Тем не менее, именно эти генерализованные качества можно признать исключительно лидерскими. Они являются результатом восприятия последователя­ми деятельности лидера. Обнаружив их наличие, можно признать, что человек действительно является лидером для членов группы, в то время как их отсутствие говорит о том, что человек не является ли­дером, даже если его профессиональная успешность неоспорима.

Отметим, что эти качества можно целенаправленно формиро­вать. Формирование и закрепление лидерского образа командира курсантской группы в восприятии подчиненных может быть управ­ляемым и осуществляться в ходе соответствующих организационно-деятельностных игр и упражнений. Поэтому перцептивно-лидер­ский компонент включен в модель лидерских качеств командиров курсантских групп, а развитие входящих в него качеств является предметом организационно-лидерского модуля тренинга, прово­димого с учебными группами в их полном составе.


Часть 3







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.