Система менеджмента качества ИСО 9001:2000
ISO 9000:2000 - это серия международных стандартов, направленных на создание на предприятии системы управления качеством, которая представляет собой набор требований по организации управления качеством и эффективностью происходящих в компании процессов, выпускаемой продукции и услуг. Стандарты ISO серии 9000 — семейство международных стандартов, устанавливающих требования к системам менеджмента качества. Стандарты ISO серии 9000 на сегодняшний день — самые востребованные нормативные документы в мире, которые приобретают все большую популярность, активно рекламируются, пропагандируются и число компаний, желающих приобрести сертификат на систему менеджмента качества, естественно, растет.
Законодательный стандарт ИСО 9001 - 2001 «Системы менеджмента качества. Требования», модель которого представлена на Рис.9, является основой для сертификации СМК. Документация СМК: ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001 Системы менеджмента качества. Основные определения и словарь ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 Системы менеджмента качества. Требования. ГОСТ Р ИСО 9004 - 2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. ГОСТ Р ИСО 19011 - 2003 Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и\или систем экологического менеджмента. Документы серии ИСО 9000, различные по назначению и области действия, приведены в Приложении А., содержание стандарта ИСО 9001: 2001- в Приложении Б, перечень необходимых документов – в Приложении В. Успешно работающая система менеджмента качества позволяет предприятию достичь следующих преимуществ во внешней среде: · подтверждение, что продукция и услуги компании соответствуют требованиям международных стандартов, · возможность заключения международного контракта, · выполнение требования заказчика о сертификации системы качества поставщика, · преимущество при участии в тендерах, при получении государственного или военного заказа, финансируемого из бюджета страны. Преимущества СМК во внутренней среде позволяют: · обеспечить соблюдение обязательных государственных нормативных требований к качеству продукции; · достичь требуемого качества продукции и постоянно поддерживать его на уровне, соответствующем требованиям заказчиков, которые устанавливаются в договорах и других документах; · постоянно повышать степень удовлетворенности потребителя, а значит, и объем продаж, прибыль и конкурентоспособность компании; · усилить производственную дисциплину и улучшить контроль за деятельностью предприятия; · сделать работу компании прозрачной для руководства, облегчить оперативное управление и повысить его эффективность; · обеспечить снижение производственных затрат за счет снижения брака и повышения эффективности труда, сократить цикл разработки; · непрерывно совершенствовать деятельность организации в рамках направлений и приоритетов, устанавливаемых высшим руководством. Так как наша страна находится на пороге вступления в ВТО, сертификаты ISO 9000 получают все большую актуальность т.к. одним из основных условий на поставку продукции за рубеж является наличие у компании сертификата соответствия СМК. Главным достоинством системы менеджмента качества является то, что они ориентированы на потребителей и направлены не на контроль качества уже готовой продукции и не на исправление брака, а на его предотвращение на самых ранних этапах жизненного цикла продукции. Очевидно, что уровень качества продукции нельзя повысить за счёт внедрения отдельных, изолированных друг от друга мероприятий. Здесь и должна появляться система. Управление взаимосвязанными процессами как системой улучшает результативность и эффективность деятельности организаций при достижении целей. Стандарты ISO серии 9000:2000 декларируют восемь принципов современного менеджмента (Принципы TGM), устанавливают процессный подход к созданию и внедрению системы менеджмента качества и минимальные универсальные требования к самой системе. Цель этих стандартов — дать в руки руководителям и персоналу предприятий и организаций любой отраслевой принадлежности инструмент, который поможет им улучшить качество продукции и деятельности организации, повысить ее имидж и конкурентоспособность. Главной чертой этих стандартов является добровольность их применения в том смысле, что производитель сам принимает решение о построении системы качества в соответствии с требованиями стандартов ISO серии 9000, но, для принявших такое решение, выполнение требований этих стандартов становится обязательным. Стандарты ISO 9000 являются универсальной основой для построения системы менеджмента качества в любой организации, независимо от области деятельности, применяемых технологий, квалификации и количества сотрудников, а также других особенностей. Но универсальность стандартов имеет и обратную сторону. Она не позволяет учесть особенности ряда отраслей промышленности, где высоки требования к качеству, безопасности, экологичности, следовательно, в этой ситуации применение требований стандартов ISO 9000 оказывается недостаточным. В связи с этим, стандарты приобрели отраслевую специфику и на их основе были разработаны системы стандартов для применения в конкретных отраслях (Рис. 3). Использование данных стандартов позволяет создать эффективную систему менеджмента качества в конкретной отрасли промышленности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|