Здавалка
Главная | Обратная связь

Создание интегрированных систем менеджмента



Общим для ИСО 9001, ИСО 14001 и OHSAS 18001 стало использование цикла управления Р-D-С-А (Plan - Do - Check - Action), установленного в теории управления качеством. Организационно-методическим фундаментом для создания интегрированных систем служат стандарты ИСО серии 9000 (Рис.2).

Это обусловлено тем, что базовые понятия и принципы, сформулированные в этих стандартах, в наибольшей мере соответствуют понятиям и принципам общего менеджмента. При этом особую значимость представляет процессный подход, который управляет реальными процессами. Универсальность методологии и требований стандарта ISO 9001 позволяют без осо­бых трудностей на основе соответствующей его требо­ваниям СМК привести ИСМ предприятия в соответствие с требовани­ями стандартов ISO 14000, OHSAS 18000 , SA 8000 , ISO 27000 и др.( Таблица 1)

Этому способствует близость структуры и состава объектов стандартиза­ции этих документов. Следует отметить полную идентичность элементов и требований стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001, с разницей лишь в их применении

 

 


 

Рис. 3Интегрированные системы менеджмента

 

Из таблицы 1 видно большое совпадение структуры и состава объектов стандартизации в ИСО 9001, ИСО 14001 и OHSAS 18001, а также частичное совпадение с SA 8000. Как показывает анализ развития ИСМ, практическое создание интегрированных систем менеджмента осуществляется по одному из следующих вариантов:

1.Создание аддитивных (от латинского additio - прибавление) моделей ИСМ, когда к системе менеджмента качества (СМК), выполняющей роль базовой системы и в необходимых случаях использующей требования, последовательно добавляются система экологического менеджмента (СЭМ), система OHSAS, SA8000, HACCP, GMP или FSС. При применении данного варианта разрыв между началом работ по внедрению одной системы и началом внедрения следующей может составлять несколько лет. Это наиболее распространённый вариант разработки ИСМ, что связано прежде всего с тем, что появление MSS происходило на протяжении длительного периода времени: стандарты ИСО серии 9000 были введены в действие в 1987г., принципы HAPPS и GMP - в начале 90-х, стандарты ИСО 14000 - 1996г., стандарты OHSAS, SA и FSС - в конце 90-х гг.

2.Создание полностью интегрированных моделей, когда все системы менеджмента объединяются в единый комплекс одновременно. Несмотря на неоспоримые организационные и экономические преимущества второго варианта создания ИСМ, он встречается ещё крайне редко.

Таблица 1 - Соответствие между ИСО 9001:2000, ИСО 14001:1996, OHSAS 18001:1999 и SA 8000:2001

Объекты стандартизации Разделы и пункты стандартов
ИСО 9001 ИСО 14001 OHSAS 18001* SA 8000
Документирование системы:        
Создание документации 4.2,4.2.1 4.4.4 4.4.4 9.1
Управление документацией 4.2.2 4.4.4 4.4.5  
Управление записями 4.2.4 4.5.3 4.5.3 9.14
Ответственность руководства:        
Политика 5.3 4.2 4.2 9.1
Цели 5.4.1 4.3.3 4.3.3  
Планирование 5.4.2 4.3.3 4.3.1 9.5
Ответственность и полномочия 5.5.1 4.4.1 4.4.1 9.5
Представитель руководства 5.5 4.4.1 4.4.1 9.3
Внутреннее информирование 5.5.3 4.4.3 4.4.3  
Анализ со стороны руководства 5.6 4.6 4.6  
Менеджмент ресурсов 6.1-6.4 4.4.1,4.4.2, 4.3,4.4 4.4.2  
Определение требований, относящихся к Продукции 7.2.1 охране окружающей среды 4.3.1,4.3.2 промышленной безопасности и охране труда 4.3.2,  
Управление основной деятельностью 7.5 4.4.6 4.4.6  
Управление несоответствующей продукцией 8.3. действиями в аварийных ситуациях 4.4.7 действиями в аварийных ситуациях 4.4.7  
Мониторинг и измерения 8.2 4.5.1 4.5.1  
Внутренний аудит 8.2.2 4.5.4 4.5.4  
Корректирующие и предупреждающие действия 8.5.2, 8.5.3 4.5.2 4.5.1.4.5.2 9.11
Постоянное улучшение 8.5.1 4.3.4 4.3.4 9.1
'В России введен в действие ГОСТ Р 12.0.006 , гармонизированный с OHSAS 18001

 

Это объясняется проблемами роста – недостаточной компетентностью как консультантов - экспертов, имеющих подготовку в различных системах менеджмента, так и менеджеров на предприятиях. Очевидно, что обучение персонала не требует больших затрат. При правильном ранжировании Целей нормально функционирующие предприятия имеют возможность создать ИСМ.

В таблице 2 даны характеристики Международных стандартов, входящих в ИСМ.

Таблица 2 Характеристики Международных стандартов


Характеристики СТАНДАРТЫ
ИСО 9001 ИСО 14001 OHSAS 18001 SA 8000
Область менеджмента Качество Охрана окружающей среды Профессиональная безопасность и здоровье Социальная среда
Основная цель Повышение удовлетворенности потребителя путём повышения качества продукции и снижения затрат. Уменьшение негативного воздействия на окружающую среду Улучшение условий с точки зрения профессиональной безопасности и здоровья Улучшение деятельности в социальной сфере
Основные заинтересованные стороны Потребитель, регулирующие органы Регулирующие органы, стороны, заинтересованные в защите окружающей среды Персонал, регулирующие органы Персонал, правительство, органы надзора.
Критические аспекты Показатели качества и конкурентоспособности продукции, Экологические аспекты деятельности и продукции Опасные факторы, относящиеся к деятельности организации Социальная напряженность в коллективе,
Требования, относящиеся к критическим аспектам Потребителей к использованию продукции по назначению, регулирующих органов, определяемые организацией Регулирующих органов, заинтересованных сторон, определенные на основе анализа экологических аспектов Заинтересованных сторон (персонал), определенные на основе оценки результатов анализа рисков (анализа опасных факторов) Трудового законодательства, заинтересованных сторон(персонал)
Основная управленческая деятельность Управление процессами, существенно влияющими на показатели качества продукции и деятельность организации в области качества Операции и деятельность, связанные с существенными экологическими аспектами Идентификация рисков /опасных факторов для профессиональной безопасности и здоровья Соблюдение трудового законодательства и коллективно го договора. Реализация социальных программ
Риски организаций Не выполняются требования потребителя и законодательные нормы. Последствия: неудовлетворен ность потребителей, судебные разбирательства, уменьшение рынка сбыта, финансовые потери Деятельность по охране окружающей среды не удовлетворяет законодательным нормам, требованиям заинтересованных сторон. Последствия: судебные разбирательства, плохая репутация и финансовые потери Деятельность организации по профессиональной безопасности не удовлетворяет законодательным нормам и требованиям. Последствия: судебные разбирательства, потеря рабочей силы, финансовые потери Низкий уровень зарплаты, и социальной защищенности персонала.
Критерии систем менеджмента Результативность и эффективность бизнес-процессов и СМК Степень удовлетворенности заказчика Штрафы за негативное воздействие на окружающую среду. Экологичность продукции. Нанесение вреда здоровью сотрудников, имуществу предприятия, не обеспечена безопасность, возникновения инцидентов аварий, нештатных ситуаций. Отрицательное общественное мнение, апатия персонала, текучесть кадров.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.