Создание интегрированных систем менеджмента
Общим для ИСО 9001, ИСО 14001 и OHSAS 18001 стало использование цикла управления Р-D-С-А (Plan - Do - Check - Action), установленного в теории управления качеством. Организационно-методическим фундаментом для создания интегрированных систем служат стандарты ИСО серии 9000 (Рис.2).
Это обусловлено тем, что базовые понятия и принципы, сформулированные в этих стандартах, в наибольшей мере соответствуют понятиям и принципам общего менеджмента. При этом особую значимость представляет процессный подход, который управляет реальными процессами. Универсальность методологии и требований стандарта ISO 9001 позволяют без особых трудностей на основе соответствующей его требованиям СМК привести ИСМ предприятия в соответствие с требованиями стандартов ISO 14000, OHSAS 18000 , SA 8000 , ISO 27000 и др.( Таблица 1)
Этому способствует близость структуры и состава объектов стандартизации этих документов. Следует отметить полную идентичность элементов и требований стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001, с разницей лишь в их применении
Рис. 3Интегрированные системы менеджмента
Из таблицы 1 видно большое совпадение структуры и состава объектов стандартизации в ИСО 9001, ИСО 14001 и OHSAS 18001, а также частичное совпадение с SA 8000. Как показывает анализ развития ИСМ, практическое создание интегрированных систем менеджмента осуществляется по одному из следующих вариантов:
1.Создание аддитивных (от латинского additio - прибавление) моделей ИСМ, когда к системе менеджмента качества (СМК), выполняющей роль базовой системы и в необходимых случаях использующей требования, последовательно добавляются система экологического менеджмента (СЭМ), система OHSAS, SA8000, HACCP, GMP или FSС. При применении данного варианта разрыв между началом работ по внедрению одной системы и началом внедрения следующей может составлять несколько лет. Это наиболее распространённый вариант разработки ИСМ, что связано прежде всего с тем, что появление MSS происходило на протяжении длительного периода времени: стандарты ИСО серии 9000 были введены в действие в 1987г., принципы HAPPS и GMP - в начале 90-х, стандарты ИСО 14000 - 1996г., стандарты OHSAS, SA и FSС - в конце 90-х гг.
2.Создание полностью интегрированных моделей, когда все системы менеджмента объединяются в единый комплекс одновременно. Несмотря на неоспоримые организационные и экономические преимущества второго варианта создания ИСМ, он встречается ещё крайне редко.
Таблица 1 - Соответствие между ИСО 9001:2000, ИСО 14001:1996, OHSAS 18001:1999 и SA 8000:2001
Объекты стандартизации
| Разделы и пункты стандартов
|
ИСО 9001
| ИСО 14001
| OHSAS 18001*
| SA 8000
|
Документирование системы:
|
|
|
|
|
Создание документации
| 4.2,4.2.1
| 4.4.4
| 4.4.4
| 9.1
|
Управление документацией
| 4.2.2
| 4.4.4
| 4.4.5
| |
Управление записями
| 4.2.4
| 4.5.3
| 4.5.3
| 9.14
|
Ответственность руководства:
| | | | |
Политика
| 5.3
| 4.2
| 4.2
| 9.1
|
Цели
| 5.4.1
| 4.3.3
| 4.3.3
| |
Планирование
| 5.4.2
| 4.3.3
| 4.3.1
| 9.5
|
Ответственность и полномочия
| 5.5.1
| 4.4.1
| 4.4.1
| 9.5
|
Представитель руководства
| 5.5
| 4.4.1
| 4.4.1
| 9.3
|
Внутреннее информирование
| 5.5.3
| 4.4.3
| 4.4.3
| |
Анализ со стороны руководства
| 5.6
| 4.6
| 4.6
| |
Менеджмент ресурсов
| 6.1-6.4
| 4.4.1,4.4.2, 4.3,4.4
| 4.4.2
| |
Определение требований, относящихся к
| Продукции 7.2.1
| охране окружающей среды 4.3.1,4.3.2
| промышленной безопасности и охране труда 4.3.2,
| |
Управление основной деятельностью
| 7.5
| 4.4.6
| 4.4.6
| |
Управление
| несоответствующей продукцией 8.3.
| действиями в аварийных ситуациях 4.4.7
| действиями в аварийных ситуациях 4.4.7
| |
Мониторинг и измерения
| 8.2
| 4.5.1
| 4.5.1
| |
Внутренний аудит
| 8.2.2
| 4.5.4
| 4.5.4
| |
Корректирующие и предупреждающие действия
| 8.5.2, 8.5.3
| 4.5.2
| 4.5.1.4.5.2
| 9.11
|
Постоянное улучшение
| 8.5.1
| 4.3.4
| 4.3.4
| 9.1
|
'В России введен в действие ГОСТ Р 12.0.006 , гармонизированный с OHSAS 18001
|
Это объясняется проблемами роста – недостаточной компетентностью как консультантов - экспертов, имеющих подготовку в различных системах менеджмента, так и менеджеров на предприятиях. Очевидно, что обучение персонала не требует больших затрат. При правильном ранжировании Целей нормально функционирующие предприятия имеют возможность создать ИСМ.
В таблице 2 даны характеристики Международных стандартов, входящих в ИСМ.
Таблица 2 Характеристики Международных стандартов
Характеристики
| СТАНДАРТЫ
|
ИСО 9001
| ИСО 14001
| OHSAS 18001
| SA 8000
|
Область
менеджмента
| Качество
| Охрана окружающей среды
| Профессиональная безопасность и здоровье
| Социальная среда
|
Основная цель
| Повышение удовлетворенности потребителя путём повышения качества продукции и снижения затрат.
| Уменьшение негативного воздействия на окружающую среду
| Улучшение условий с точки зрения профессиональной безопасности и здоровья
| Улучшение деятельности в социальной сфере
|
Основные заинтересованные
стороны
| Потребитель, регулирующие органы
| Регулирующие органы, стороны, заинтересованные в защите окружающей среды
| Персонал, регулирующие органы
| Персонал, правительство, органы надзора.
|
Критические аспекты
| Показатели качества и конкурентоспособности продукции,
| Экологические аспекты деятельности и продукции
| Опасные факторы, относящиеся к деятельности организации
| Социальная напряженность в коллективе,
|
Требования,
относящиеся к
критическим
аспектам
| Потребителей к использованию продукции по назначению, регулирующих органов, определяемые организацией
| Регулирующих органов, заинтересованных сторон, определенные на основе анализа экологических аспектов
| Заинтересованных сторон (персонал), определенные на основе оценки результатов анализа рисков (анализа опасных факторов)
| Трудового законодательства, заинтересованных сторон(персонал)
|
Основная управленческая
деятельность
| Управление процессами, существенно влияющими на показатели качества продукции и деятельность организации в области качества
| Операции и деятельность, связанные с существенными экологическими аспектами
| Идентификация рисков /опасных факторов для профессиональной безопасности и здоровья
| Соблюдение трудового законодательства и коллективно го договора.
Реализация социальных программ
|
Риски организаций
| Не выполняются требования потребителя и законодательные нормы. Последствия: неудовлетворен ность потребителей, судебные разбирательства, уменьшение рынка сбыта, финансовые потери
| Деятельность по охране окружающей среды не удовлетворяет законодательным нормам, требованиям заинтересованных сторон. Последствия: судебные разбирательства, плохая репутация и финансовые потери
| Деятельность организации по профессиональной безопасности не удовлетворяет законодательным нормам и требованиям. Последствия: судебные разбирательства, потеря рабочей силы, финансовые потери
| Низкий уровень зарплаты, и социальной защищенности персонала.
|
Критерии систем
менеджмента
| Результативность и эффективность бизнес-процессов и СМК
Степень удовлетворенности заказчика
| Штрафы за негативное воздействие на окружающую среду.
Экологичность продукции.
| Нанесение вреда здоровью сотрудников, имуществу предприятия, не обеспечена безопасность, возникновения инцидентов аварий, нештатных ситуаций.
| Отрицательное общественное мнение, апатия персонала, текучесть кадров.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.