Организация работ по созданию ИСМ.
Создание ИСМ — сложный инновационный проект, направленный на повышение эффективности общего менеджмента организации. Ожидаемая результативность создания ИСМ может быть достигнута лишь в случае грамотного управления этим проектом. При создании ИСМ главенствующая роль должна принадлежать менеджерам организации и, прежде всего — руководителям высшего звена. При разработке ИСМ следует избегать механического объединения требований международных стандартов на менеджмент, что может привести к их формальному, поверхностному внедрению. Интегрирование систем менеджмента (качества, экологии, безопасности и социальной ответственности), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития организации. Особая роль на данном этапе работ должна принадлежать высшему руководству организации, принимающему решение о создании ИСМ. Приступая к разработке системы, высшему руководству необходимо четко представлять себе не только явные выгоды от выполнения этой работы, но и потенциальные риски, а также масштаб, сложность и продолжительность работы. Важно оценить уровень компетентности своих менеджеров и специалистов для успешного выполнения этой работы, определить целесообразность привлечения внешних консультантов. В числе наиболее значимых мер в ходе работы по созданию ИСМ, участниками которых становятся все без исключения сотрудники организации, (Рис.4 ) могут быть: · проведение руководством организации широкой работы по разъяснению причин, целей, характера, сроков и последствий создания ИСМ; · выработка четкой стратегии создания ИСМ, определение и выделение для ее реализации необходимых ресурсов; · формирования руководящих и рабочих органов, способных организовать процесс создания ИСМ; · специальные занятия и тренинги для членов руководящих и рабочих органов; · постоянная поддержка работ со стороны руководства, демонстрация заинтересованности в успешном завершении работ, проявление особого внимания группам и отдельным сотрудникам, у которых можно ожидать наибольшие трудности при создании ИСМ; · мониторинг и регулярный анализ хода работ, информирование о его результатах всего персонала путём прямых контактов с сотрудниками. Выполнение указанных мер предполагает реализацию таких базовых принципов менеджмента, как лидерство руководителя и вовлеченность работников. Возможный вариант структуры отдела ИСМ показан на рис. 5 Руководит интегрированной системой менеджмента Управляющий директор, который формирует Политику ИСМ, определяет цели и задачи. Во главе координационного совета (КС) стоит координатор интегрированной системы менеджмента (КИСМ). КС планирует задачи по всем видам деятельности предприятия , координирует выполнение работ, контролирует и производит оценку результативности ИСМ. Деятельность КС направлена на повышение интеграции внутри ИСМ, что обеспечивает синергетический эффект, снижает затраты на разработку и функционирование ИСМ, повышает корпоративную культуру. По направлениям интегрированной системы менеджмента КИСМ функционально подчиняются заместители: 1. Заместитель КИСМ по вопросам системы менеджмента качества; 2. Заместитель КИСМ по системам управления окружающей средой;
Рис. 5 Структура Отдела интегрированной системы менеджмента.
По направлениям интегрированной системы менеджмента КИСМ функционально подчиняются заместители: 3. Заместитель КИСМ по вопросам системы менеджмента качества; 4. Заместитель КИСМ по вопросам системы управления окружающей средой; 5. Заместитель КИСМ по вопросам системы менеджмента здоровья и безопасности, и пр. 6. Заместитель КИСМ по вопросам системы менеджмента здоровья и безопасности, и пр. Заместители КИСМ по различным направлениям ИСМ осуществляют оперативное планирование, разработку, внедрение и аудит отдельных систем. Для проведения аудита ИСМ подготовлены внутренние аудиторы по всем или по отдельным направлениям деятельности предприятия. Аудиторы осуществляют внутренние проверки ИСМ, планируя корректирующие действия, при этом заключение о соответствии требованиям ИСМ выдаётся при условии, что по всем системам отсутствуют критические несоответствия. Связь заместителей координатора с работниками предприятия осуществляется через уполномоченных по интегрированной системе менеджмента. Уполномоченные участвуют в заседаниях КС, в разработке и внедрении документации по направлениям ИСМ, отвечают за информированность персонала о создании и функционировании ИСМ. Непосредственное участие в работе по созданию ИСМ принимают владельцы процессов, которые отвечают за управление процессами с целью выполнения запланированной результативности и эффективности. 2. 3.1 Проектирование ИСМ.2.2 Создание интегрированной системе менеджмента На этапе проектирования производится :
По сути дела речь идет о реализации процессного подхода в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000.Управление бизнес- процессами организации является достаточно сложным процессом, требующим подготовки и опыта работы. Поэтому необходимо воспользоваться услугами консалтинговой фирмы. Специалисты консалтинговой организации, имеющие большой опыт взаимодействия с представителями сертифицирующих органов , окажут необходимую практическую помощь при создании и сертификации ИСМ и помогут при возникновении острых и спорных вопросов. 2.3.2 Документация ИСМ. .3.2 Документирование ИСМ………………………………………………… Целью документирования является создание нормативно-организационной основы для построения, функционирования и постоянного улучшения ИСМ. Качественное документирование ИСМ должно обеспечить решение таких задач, как установление требований к осуществлению процессов, правильное понимание этих требований, воспроизводимость, прослеживаемость процессов и оценивание достигнутых результатов. Документирование ИСМ, подобно документированию любой из систем по требованиям MSS, предусматривает определение состава и структуры документов ИСМ, установление правил их разработки и идентификации. Детальное представление о построении документации ИСМ может быть получено при ее систематизированном структурировании. На рис.5 показана структура документации ИСМ. Объем документации, и степень ее детализации могут варьироваться в зависимости от масштаба организации, вида ее деятельности, сложности и характера процессов и компетентности персонала. Наибольший массив документов систем менеджмента составляют процедуры, инструкции и методики. При разработке именно этих документов целесообразно документировать лишь то, что минимизирует риск неправильных действий. Следует руководствоваться правилом разумной достаточности, философски выраженном в знаменитом принципе Оккама: «Не умножай сущности сверх необходимого», т.е. не стремись к сложному, когда можно обойтись простым. Чем больше объем документации, тем сложнее ею управлять и тем больше опасность бюрократизации системы (отрыв управленческого аппарата от потребностей общества и первоначально поставленных перед ним целей). Интеграция систем менеджмента уменьшает количество документов и обеспечивает единый подход к их разработке, документированию, функционированию и проверкам, что сулит не только удобство, но и снижение всех видов затрат и прежде всего — трудовых. Потребуется пересмотреть и доработать действующие методики, правила, рекомендации, регламенты по проведению операций производственных процессов. Для уменьшения количества документов можно создавать Интегрированные документированные процедуры (ИДП) для ИСМ: · Единая Политика, цели и задачи ИСМ; · Руководство по ИСМ; · единый анализ систем менеджмента со стороны руководства; · единый подход к разработке и управлению документации; · выполнение корректирующих и предупреждающих действий; · общая система подготовки и развития персонала; · системы измерения и мониторинга процессов; · метрологическое обеспечение; · оптимальное использование ресурсов; · управление закупками; · общие информационные и обеспечивающие системы; · организационная структура и структура подотчетности; · положения о подразделениях; · должностные инструкции; · организация, подготовка и проведение технического обслуживания оборудования, и др. Структура документации ИСМ приведена на Рис. 6. Предприятие должно обеспечить выполнение нормативных документов и требований потребителей при разработке Миссии, стратегии и Политики ИСМ. В основе формирования Политики лежат восемь принципов TQM, рассмотренных во 2 Главе. Установки Политики раскрываются в виде конкретных величин в Целях и задачах. Цели могут планироваться как на три года, так и по годам. Цели разрабатывают как для ИСМ, так и для отдельных входящих в неё систем, как для предприятия, так и с разбивкой по подразделениям. Выполнение персоналом предприятия порученных ему обязанностях в рамках ИСМ отражено в Матрице ответственности, в Положениях об отделах и Должностных инструкциях. Деятельность персонала для реализации целей направлена на Управление системами, состоящих из процессов. Владельцы процессов разрабатывают стандарты организации по основным процессам в области качества, экологии, безопасности и социальной ответственности. Эти документы являются специальными документированными процедурами по различным системам(СДП). Вспомогательные процессы носят общий характер и поэтому их следует отнести к интегрированным.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|