Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация работ по созданию ИСМ.



Создание ИСМ — сложный инновационный проект, направленный на повышение эффективности общего менеджмента организации. Ожидаемая результативность создания ИСМ может быть достигнута лишь в случае грамотного управления этим проектом. При создании ИСМ главенствующая роль должна принадлежать менеджерам организации и, прежде всего — руководителям высшего звена. При разработке ИСМ следует избегать механического объединения требований международных стандартов на менеджмент, что может привести к их формальному, поверхностному внедрению. Интегрирование систем менеджмента (качества, экологии, безопасности и социальной ответственности), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития организации.

Особая роль на данном этапе работ должна принадлежать высшему руководству организации, принимающему решение о создании ИСМ. Приступая к разработке системы, высшему руководству необходимо четко представлять себе не только явные выгоды от выполнения этой работы, но и потенциальные риски, а также масштаб, сложность и продолжительность работы. Важно оценить уровень компетентности своих менеджеров и специалистов для успешного выполнения этой работы, определить целесообразность привлечения внешних консультантов.

В числе наиболее значимых мер в ходе работы по созданию ИСМ, участниками которых становятся все без исключения сотрудники организации,

(Рис.4 ) могут быть:

· проведение руководством организации широкой работы по разъяснению причин, целей, характера, сроков и последствий создания ИСМ;

· выработка четкой стратегии создания ИСМ, определение и выделение для ее реализации необходимых ресурсов;

· формирования руководящих и рабочих органов, способных организовать

процесс создания ИСМ;

· специальные занятия и тренинги для членов руководящих и рабочих

органов;

· постоянная поддержка работ со стороны руководства, демонстрация

заинтересованности в успешном завершении работ, проявление особого внимания группам и отдельным сотрудникам, у которых можно ожидать наибольшие трудности при создании ИСМ;

· мониторинг и регулярный анализ хода работ, информирование о его

результатах всего персонала путём прямых контактов с сотрудниками.

Выполнение указанных мер предполагает реализацию таких базовых принципов менеджмента, как лидерство руководителя и вовлеченность работников.

Возможный вариант структуры отдела ИСМ показан на рис. 5

Руководит интегрированной системой менеджмента Управляющий директор, который формирует Политику ИСМ, определяет цели и задачи. Во главе координационного совета (КС) стоит координатор интегрированной системы менеджмента (КИСМ).

КС планирует задачи по всем видам деятельности предприятия , координирует выполнение работ, контролирует и производит оценку результативности ИСМ. Деятельность КС направлена на повышение интеграции внутри ИСМ, что обеспечивает синергетический эффект, снижает затраты на разработку и функционирование ИСМ, повышает корпоративную культуру.

По направлениям интегрированной системы менеджмента КИСМ функционально подчиняются заместители:

1. Заместитель КИСМ по вопросам системы менеджмента качества;

2. Заместитель КИСМ по системам управления окружающей средой;

 

 

 

 

Аудиторы
Аудиторы

Уполномоченные по ИСМ

 

Рис. 5 Структура Отдела интегрированной системы менеджмента.

 

По направлениям интегрированной системы менеджмента КИСМ функционально подчиняются заместители:

3. Заместитель КИСМ по вопросам системы менеджмента качества;

4. Заместитель КИСМ по вопросам системы управления окружающей

средой;

5. Заместитель КИСМ по вопросам системы менеджмента здоровья и безопасности, и пр.

6. Заместитель КИСМ по вопросам системы менеджмента здоровья и безопасности, и пр.

Заместители КИСМ по различным направлениям ИСМ осуществляют оперативное планирование, разработку, внедрение и аудит отдельных систем.

Для проведения аудита ИСМ подготовлены внутренние аудиторы по всем или по отдельным направлениям деятельности предприятия. Аудиторы осуществляют внутренние проверки ИСМ, планируя корректирующие действия, при этом заключение о соответствии требованиям ИСМ выдаётся при условии, что по всем системам отсутствуют критические несоответствия.

Связь заместителей координатора с работниками предприятия осуществляется через уполномоченных по интегрированной системе менеджмента. Уполномоченные участвуют в заседаниях КС, в разработке и внедрении документации по направлениям ИСМ, отвечают за информированность персонала о создании и функционировании ИСМ. Непосредственное участие в работе по созданию ИСМ принимают владельцы процессов, которые отвечают за управление процессами с целью выполнения запланированной результативности и эффективности.

2. 3.1 Проектирование ИСМ.2.2 Создание интегрированной системе менеджмента

На этапе проектирования производится :

  • выбор международных стандартов на системы менеджмента, используемых при проектировании интегрированной системы менеджмента;
  • идентифицируются процессы организации, на которые распространяется действие интегрированной системы менеджмента;
  • устанавливаются последовательность и взаимодействие идентифицированных процессов;
  • назначаются владельцы и руководители процессов, ответственные за их результативное и эффективное управление;
  • определяются конкретные требования международных стандартов на менеджмент, используемых в ИСМ, которые должны выполняться в каждом процессе (решение данной задачи представляется ключевым при проектировании интегрированной системы менеджмента);
  • устанавливаются критические контрольные точки в процессах, связанные с выбранными международными стандартами;
  • определяются методы и средства для мониторинга, измерений и анализа процессов;
  • формируются критерии оценки результативности и эффективности процессов ИСМ в целом.

По сути дела речь идет о реализации процессного подхода в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000.Управление бизнес- процессами организации является достаточно сложным процессом, требующим подготовки и опыта работы. Поэтому необходимо воспользоваться услугами консалтинговой фирмы. Специалисты консалтинговой организации, имеющие большой опыт взаимодействия с представителями сертифицирующих органов , окажут необходимую практическую помощь при создании и сертификации ИСМ и помогут при возникновении острых и спорных вопросов.

2.3.2 Документация ИСМ. .3.2 Документирование ИСМ…………………………………………………

Целью документирования является создание нормативно-организационной основы для построения, функционирования и постоянного улучшения ИСМ. Качественное документирование ИСМ должно обеспечить решение таких задач, как установление требований к осуществлению процессов, правильное понимание этих требований, воспроизводимость, прослеживаемость процессов и оценивание достигнутых результатов. Документирование ИСМ, подобно документированию любой из систем по требованиям MSS, предусматривает определение состава и структуры документов ИСМ, установление правил их разработки и идентификации.

Детальное представление о построении документации ИСМ может быть получено при ее систематизированном структурировании. На рис.5 показана структура документации ИСМ.

Объем документации, и степень ее детализации могут варьироваться в зависимости от масштаба организации, вида ее деятельности, сложности и характера процессов и компетентности персонала. Наибольший массив документов систем менеджмента составляют процедуры, инструкции и методики. При разработке именно этих документов целесообразно документировать лишь то, что минимизирует риск неправильных действий.

Следует руководствоваться правилом разумной достаточности, философски выраженном в знаменитом принципе Оккама: «Не умножай сущности сверх необходимого», т.е. не стремись к сложному, когда можно обойтись простым. Чем больше объем документации, тем сложнее ею управлять и тем больше опасность бюрократизации системы (отрыв управленческого аппарата от потребностей общества и первоначально поставленных перед ним целей).

Интеграция систем менеджмента уменьшает количество документов и

обеспечивает единый подход к их раз­работке, документированию, функционированию и проверкам, что сулит не только удобство, но и снижение всех видов затрат и прежде всего — трудовых.

Потребуется пересмотреть и доработать действующие методики, правила, рекомендации, регламенты по проведению операций производственных процессов. Для уменьшения количества документов можно создавать Интегрированные документированные процедуры (ИДП) для ИСМ:

· Единая Политика, цели и задачи ИСМ;

· Руковод­ство по ИСМ;

· единый анализ систем менеджмента со стороны руководства;

· единый подход к разработке и управлению документации;

· выполнение корректирующих и предупреждающих действий;

· общая система подготовки и развития персонала;

· системы измерения и мониторинга процессов;

· метрологическое обеспечение;

· оптимальное использование ресурсов;

· управление закупками;

· общие информационные и обеспечивающие системы;

· организационная структура и структура подотчетности;

· положения о подразделениях;

· должностные инструкции;

· организация, подготовка и проведение технического обслуживания оборудования, и др.

Структура документации ИСМ приведена на Рис. 6. Предприятие должно обеспечить выполнение нормативных документов и требований потребителей при разработке Миссии, стратегии и Политики ИСМ.

В основе формирования Политики лежат восемь принципов TQM, рассмотренных во 2 Главе. Установки Политики раскрываются в виде конкретных величин в Целях и задачах. Цели могут планироваться как на три года, так и по годам. Цели разрабатывают как для ИСМ, так и для отдельных входящих в неё систем, как для предприятия, так и с разбивкой по подразделениям. Выполнение персоналом предприятия порученных ему обязанностях в рамках ИСМ отражено в Матрице ответственности, в Положениях об отделах и Должностных инструкциях.

Деятельность персонала для реализации целей направлена на Управление системами, состоящих из процессов. Владельцы процессов разрабатывают стандарты организации по основным процессам в области качества, экологии, безопасности и социальной ответственности. Эти документы являются специальными документированными процедурами по различным системам(СДП).

Вспомогательные процессы носят общий характер и поэтому их следует отнести к интегрированным.

 

 

РИ- рабочая инструкция Пр- правила по выполнению операций  

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.