СТО- стандарт организации
МИ- методичская инструкция Рис. 6 Структура документации ИСМ
Для руководства и выполнения требований системного подхода в ИСМ, как и в любой системе менеджмента, разрабатываются обязательные интегрированные документированные процедуры (ИДП). ИДП создаются путём развития документов СМК для выполнения требований других систем (Таблица 3.) Наконец, завершающим документом является Руководство по ИСМ, в котором описана деятельность Интегрированной системы менеджмента в соответствии с требованиями отдельных международных стандартов. Назначение Руководства по ИСМ состоит в том, чтобы направлять деятельность организации на выполнение Политики , Целей и задач и обеспечить результативность и эффективность ИСМ. Количество документов Интегрированной системы менеджмента при создании ИДП значительно сокращается по сравнению с параллельно существующими системами. Так как сейчас получили наибольшее распространение параллельные системы, то необходимо совершенствовать документы по пути их интегрирования. Это экономит ресурсы при разработке и внедрении документации систем менеджмента. Введём понятие коэффициента интеграции документов: Ki = Ni / N (1) где N - общее количество документов, N=Nc+Ni, (2) Ni- интегрированные документы ИСМ, Nc - специальные документы ИСМ. Тогда Ki = Ni / N = (N – Nc) / N = 1 - Nc/ N; (3) Таким образом, при параллельно существующих системах коэффициент интеграции Ki = 0. В нереальном случае, когда все документы интегрированы, коэффициент интеграции Ki =1. В реальном случае, чем больше систем менеджмента входят в ИСМ, тем больше разрабатывается специальных документов и, следовательно, тем меньше величина коэффициента интеграции Ki < 1.
Таблица 3 Развитие документов ИСМ на основе системы менеджмента качества
Внедрение ИСМ Внедрение ИСМ можно осуществить двумя способами: 1. К системе менеджмента качества добавляется ISO 14000 (система экологического менеджмента) и OHSAS 18000 (Система менеджмента здоровья и безопасности на производстве). 2. Все системы менеджмента объединяются в единый комплекс одновременно, то есть создаются полностью интегрированные модели. Большинство экспертов, считают второй способ наиболее эффективным. Внедрение системы менеджмента, независимо от охватываемой ею области деятельности, не менее сложно, чем ее проектирование. На данном этапе важно добиться, чтобы спроектированная система заработала и вошла в режим стабильного функционирования. Огромную роль для внедрения начинает играть служба внутреннего аудита. Ее главной задачей становится проверка степени практического выполнения требований, установленных в документах ИСМ. В 2002 году был принят Международный стандарт ИСО 19011: «Руководящие указания по аудиту системы менеджмента качества и /или системы экологического менеджмента», который содержит руководящие указания по проведению как внешних, так и внутренних проверок систем менеджмента качества и охраны окружающей среды, а также устанавливает квалификационные требования к аудиторам (экспертам). Методология этого стандарта распространяется и на другие системы менеджмента, входящие в ИСМ. Стандарт предлагает единый подход к аудиту системы экологического менеджмента и системы менеджмента качества. Так как многие организации применяют обе эти системы, как отдельно, так и интегрировано, они хотели бы гармонизировать и, где это возможно, совместить их аудит. Это поможет значительно снизить затраты: одна комиссия, обеспечивающая необходимую экспертизу экологии и качества, может проводить аудит двух систем одновременно. Кроме того, подразделение, в котором проводится аудит, будет побеспокоено только один раз. По требованию этого стандарта аудиторы, участвующие в проведении комплексного или совместного аудита должны обладать необходимыми знаниями и умениями по всем проверяемым системам ИСМ. Эти требования могут быть выполнены двумя путями: 1.Аудиторы имеют компетенцию во всех системах ИСМ - наиболее оптимальный вариант. 2. Группа состоит из аудиторов, компетентных в каждой отдельной системе. Концепция компетентности аудиторов представлена на Рис. 7 Цифрами обозначены разделы МС ИСО 19011:2002
Рис.7 Концепция компетентности аудиторов. В процессе внедрения Интегрированной системы менеджмента систематизируется внутренняя и внешняя информация, уточняется миссия и долгосрочные цели, политика в области качества, оптимизируется организационная структура, вырабатываются соответствующие стратегии, определяются пути их достижения, используется процессный и системный подход построения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|