Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 3.3. Факторный анализ прибыли от продаж.



Прибыль от продаж компании рассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, работ, услуг (за исключением НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью, коммерческих расходов и управленческих расходов.

Основными факторами, влияющими на величину прибыли от продаж являются:

  • изменение объема продаж;
  • изменение ассортимента реализованной продукции;
  • изменение себестоимости продукции;
  • изменение цены реализации продукции.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

 

 

Таблица №6

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж

Показатели Предыдущий период, тыс. руб. Отчетный период, тыс. руб. Абсолютное изменение, тыс. руб. Относительное изменение, %
Выручка от продажи продукции, работ или услуг 85 216 126 614 41 398 48,58%
Себестоимость 77 105 74 994 -2 111 -2,74%
Коммерческие расходы 24,17%
Управленческие расходы 3 350 26 094 22 744 678,93%
Прибыль от продаж 4 128 24 747 20 619 499,49%
Индекс изменения цен 1,18 0,96 -0,22 -18,64%
Объем реализации в сопоставимых ценах 72 217 131 890 59 673 82,63%

 

1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж. Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 126 614 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (126 614/0,96), который составил 131 890 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 182,63% (131890/72217*100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 82,63%. За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг увеличилась: 4128 * 0,8263 = 3410,97 тыс. рублей.

Необходимо отметить что, основная методическая сложность определения влияния объема продаж на прибыль компании связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

  • выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 131890 тыс. рублей;
  • фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (77105*1,8263) = 140 817 тыс. рублей;
  • коммерческие расходы базисного периода 633 тыс. рублей;
  • управленческие расходы базисного периода 786 тыс. рублей;
  • прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (131890–140817–633–786) = -10 346 тыс. рублей.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: -10346 – (4128*1,8263) = -17 885 тыс. рублей.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 74994 – (77105*1,8263) = -65 823 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции уменьшилась, следовательно, прибыль от продажи продукции увеличится на ту же сумму.

4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет увеличения размера коммерческих расходов прибыль снизилась на 153 тыс. рублей (786-633), а за счет увеличения размера управленческих расходов – на 22 744 тыс. рублей (26 094 - 3 350).

5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 131 890 – 126 614= 5 276 тыс. рублей.

Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:

1. влияние объема продаж +3410,97 тыс. рублей;

2. влияние структуры ассортимента реализованной продукции

-17 885 тыс. рублей;

3. влияние себестоимости +65 823 тыс. рублей;

4. влияние величины коммерческих расходов -153 тыс. рублей;

5. влияние величины управленческих расходов -22 744 тыс. рублей;

6. влияние цен реализации +5276 тыс. рублей;

7. общее влияние факторов +33 728 тыс. рублей.

Значительный спад себестоимости продукции произошел в основном за счет понижения цен на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало положительное влияние увеличение объема продаж и увеличение цен реализации. Негативные сдвиги произошли в ассортименте продукции, а также в увеличении управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.