Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 3.4. Расчет относительных показателей рентабельности.



На основе полученной абсолютной прибыли исчисляются относительные показатели рентабельности: рентабельность продаж; рентабельность активов; рентабельность основного капитала; рентабельность собственного капитала; средняя норма рентабельности.

Важный показатель эффективности – объем продаж. Он отражает масштабы деятельности фирмы и темпы ее роста. На основе этого показателя исчисляются относительные показатели эффективности:

· отношение объема продаж к активам;

· отношение объема продаж к основному капиталу;

· отношение объема продаж к оборотному капиталу;

· отношение объема продаж к материально-производственным запасам;

· доля издержек производства в стоимости реализованной продукции;

· отношение объема продаж к общему числу занятых.

Рентабельность продаж

Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.

 

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.

Рентабельность активов

В отличие от показателей рентабельности продаж, рентабельность активов считается как отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия. Т.е. показатель из формы №2 "Отчет о прибылях и убытках" делится на среднее значение показателя из формы №1 "Бухгалтерский баланс".

Рентабельность активов — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.

Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств.

Рентабельность активов сильно зависит от отрасли, в которой работает предприятие. Для капиталоемких отраслей (таких, как например железнодорожный транспорт или электроэнергетика) этот показатель будет ниже. Для компаний сферы услуг, не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства, рентабельность активов будет выше.

Рентабельность собственного капитала

Показатель чистой прибыли в сравнении с собственным капиталом организации. Это важнейший финансовый показатель отдачи для любого инвестора, собственника бизнеса, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал. В отличие от схожего показателя "рентабельность активов", данный показатель характеризует эффективность использования не всего капитала (или активов) организации, а только той его части, которая принадлежит собственникам предприятия. Рентабельность собственного капитала рассчитывается делением чистой прибыли (обычно, за год) на собственный капитал организации

Чем выше рентабельность собственного капитала, тем лучше. Высокое значение показателя может получиться из-за слишком высокого финансового рычага, т.е. большой доли заемного капитала и малой доли собственного, а это негативно влияет на финансовую устойчивость организации. Это отражает главный закон бизнеса – больше прибыль, больше риск.

Рентабельность инвестированного капитала

Или прибыль на инвестированный капитал – показатель отдачи от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала организации и долгосрочно привлеченных средств (долгосрочных кредитов, займов).

Показатель не имеет нормативного значения. Но его важность заключается в том, что он выступает ориентиром для оценки целесообразности привлечения организацией заемный средств под определенный процент. Если процент по кредиту выше, чем рентабельности инвестированного капитала, это значит, что организация не сможет использовать кредит настолько эффективно, чтобы отработать проценты по нему. Поэтому имеет смысл брать только те кредиты, процент по которым ниже рентабельности инвестированного капитала.

Таблица №7

Относительные показатели рентабельности.

Показатель Отчетный Предшествующий Изменение +,-  
 
Рентабельность продаж -0,203 -0,029 -0,174  
Рентабельность активов -0,1 -0,009 -0,091  
Рентабельность собственного капитала -0,239 -0,021 -0,218  
Рентабельность инвестированного капитала -0,179 0,072 -0,251  

 

Так как предприятие ООО «Цветпринт» в данный период находится в кризисе и имеет отрицательную прибыль, расчет рентабельности не имеет большого значения. Из таблицы № 7 видно, что в отчетном году рентабельность ухудшается, если не принять меры, предприятие обанкротится.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.