Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ



ФОРМУЛА: один ученик отвечает у доски, остальные слушают.

Внимание: в традиционном своем виде опрос у доски — это скорее антиприем. Толку от него мало: один отвечает, остальные как бы слуша­ют. Посмотрите таблицу, наглядно поясняющую неэффективность тра­диционного опроса. В ней приведены результаты многолетних наблю­дений и кропотливого изучения того, как учащиеся используют время при традиционном устном опросе их товарищей у доски или с места.

 

О чем думали и что делали во время ответа товарищей В проценте от наблюдаемых (более 500) общего числа учащихся
Следили за ответом товарищей   14,8  
Думали о том, что станут отвечать, если учитель сейчас же спросит их   19,4  
Думали о предмете   9,3  
Думали о разном, но не о предмете   53,8  
Занимались посторонними делами   2,7  

 

И все-таки опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос стоит не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестя­щий ответ — чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена; После такого ответа полезен краткий "разбор полета" с учениками.

ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ

Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.

ФОРМУЛА: рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

___ДИАЛОГ — Приведите пример такой работы учителя естественнонаучного цикла.

— Пожалуйста. Учитель разобрал на доске задачу. Теперь проверить

и закрепить ее понимание удобно с помощью развернутого комментария:

как решалась задача. Проводить комментарий полезно по цепочке.

ТИХИЙ ОПРОС

ФОРМУЛА: беседа с одним или несколькими

учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например тренировочной контроль­ной (см. раздел "Приемы письменного контроля") или груп­повой работой.


Пример. МАТЕМАТИКА

Пока класс работает в группах, учи­тель контролирует знание основных формул у двух отстающих. Для этого он использует "Лист контроля фор­мул". Учитель называет номер одно­го или нескольких блоков формул


на листе. После непродолжитель­ной подготовки учеников пока­зывает на любую из формул внутри заданных блоков, а ребята пооче­редно отвечают: для чего она предназначена? в каких условиях применяется?..


 



 


Кстати, подобные листы контроля формул полезны во всех "формулосодержащих" учебных предметах. Особенно в выпускных классах. Формулы при этом не обязательно разбивать по блокам тематически.

МАГНИТОФОННЫЙ ОПРОС

ФОРМУЛА: ответ ученика записывается на магнито­фон, чтобы потом он сам мог себя послушать.


Это и есть цель магнитофонного опроса. Всем полезно, а некоторым просто необходимо послу­шать себя со стороны. Отметка и все прочее — гораздо менее важны, так что автор признается в небольшом "подлоге": магнитофонный опрос даже вовсе и не опрос...

Пример. Ответы Сергея К., сообразительного и знающего предмет парня, сумбур­ны и логически плохо выстроены.

Попытки указать ему на это вызывают обиду — "Я все ответил". Аргумента­ция типа: "Тебе экзамен сдавать"— воспринимается как придирка. Как быть? Выяснился простой факт: в со­стоянии эмоционального возбужде­ния Сергей не слышит себя. Но вот он прослушал свой ответ с магнито­фона. Получил неожиданное впечат­ление... И это стало отправной точ­кой в работе над логикой ответа.

_____ДИАЛОГ — Почему вы не говорите о работе с видеокамерой?

— Не говорю. Но зато вздыхаю. Потому что счастливое и технически обес­печенное Завтра для учителя ...надцатой школы далекой российской Ухо-горлоносовки наступит, увы, не завтра. А пока нам нужно дать хорошее об­разование, пользуясь тем, что есть. И тем самым приблизить это Завтра.

ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС

ФОРМУЛА: ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.


Пример. ФИЗИКА На доске нарисован автомобиль и четыре стрелки. Вопрос: куда направлена равнодей ствующая сила, если автомобиль движет­ся вперед с посто­янной скоростью. Ответы: А; Б; В; Г; перечисленные отве­ты неверны.

В устном опросе эту форму обычно не исполь­зуют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором "переплавится" непонимание. Не запрещено и самому учителю позащищать один из неверных ответов — пусть поспорят.

Пример. ГЕОГРАФИЯ Учитель показывает картонку, выре­занную по контурам какой-то страны. Эта страна: А — Италия; Б — Афгани­стан; В — Чили; Г — Китай.

 

ВЗАИМООПРОС

ФОРМУЛА: ученики опрашивают друг друга по базовым листам.

Темы — по собственному усмотрению либо их указывает учитель. По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: "У меня вызвали затруднение такие-то вопросы: ..."

_____ДИАЛОГКак выставляются отметки за взаимоопрос?

— Основная цель такой работы — регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Взаимоопрос можно сделать непродолжи­тельным — 3—5 минут. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. В журнал они обычно не идут.

ЗАЩИТНЫЙ ЛИСТ

Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. В таких случаях обычны два сценария.

Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался — наказан, не попался — повезло... Такая игра в "кошки-мышки" порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.

Второй: доброму учителю выгодно признаться до урока, для убеди­тельности приврав что-нибудь про здоровье бабушки, головную боль, забытые ключи... Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, забудет. Такая ситуация тоже развращающе действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?

ФОРМУЛА: перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит "Лист защиты", куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под полным контролем.

_____ ДИАЛОГА если учитель приходит на урок, а там весь класс "защитился"?

— Такая ситуация может встретиться, особенно если класс "проверяет"
нового учителя. Могут быть разные варианты реагирования. Например:

"Я очень огорчен, что так получилось. Наверное, у вас были важные причины. Но завтра все будут готовы наилучшим образом. Правда? А я постараюсь дать вам возможность показать свои знания"; "Ладно, но завтра жесткая контрольная." Один раз нарвутся — другой раз не захотят;

вы заранее говорите, что завтра лист готовности не работает: завтра — зачетный день. И все должны быть готовы.

—А если кто-то стащит "Лист защиты"?

—А если кто-то поломает парты, намажет воском доску, принесет в класс ворону? Конечно, от форс-мажорных обстоятельств никто не застрахован. Выигрывает тот учитель, который не поддается поверхностным эмоци­ям. Чаще всего можно "обратить вред в пользу" — ведь дети восхищаются учителем, умеющим найти выход из трудного положения. Но уж если на то пошло, утверждаю: системно организованная работа дает гораздо меньше сбоев, чем это бывает при ее отсутствии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.