ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ
ФОРМУЛА: один ученик отвечает у доски, остальные слушают. Внимание: в традиционном своем виде опрос у доски — это скорее антиприем. Толку от него мало: один отвечает, остальные как бы слушают. Посмотрите таблицу, наглядно поясняющую неэффективность традиционного опроса. В ней приведены результаты многолетних наблюдений и кропотливого изучения того, как учащиеся используют время при традиционном устном опросе их товарищей у доски или с места.
И все-таки опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос стоит не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ — чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена; После такого ответа полезен краткий "разбор полета" с учениками. ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ. ФОРМУЛА: рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа. ___ДИАЛОГ — Приведите пример такой работы учителя естественнонаучного цикла. — Пожалуйста. Учитель разобрал на доске задачу. Теперь проверить и закрепить ее понимание удобно с помощью развернутого комментария: как решалась задача. Проводить комментарий полезно по цепочке. ТИХИЙ ОПРОС ФОРМУЛА: беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной (см. раздел "Приемы письменного контроля") или групповой работой. Пример. МАТЕМАТИКА Пока класс работает в группах, учитель контролирует знание основных формул у двух отстающих. Для этого он использует "Лист контроля формул". Учитель называет номер одного или нескольких блоков формул на листе. После непродолжительной подготовки учеников показывает на любую из формул внутри заданных блоков, а ребята поочередно отвечают: для чего она предназначена? в каких условиях применяется?..
Кстати, подобные листы контроля формул полезны во всех "формулосодержащих" учебных предметах. Особенно в выпускных классах. Формулы при этом не обязательно разбивать по блокам тематически. МАГНИТОФОННЫЙ ОПРОС ФОРМУЛА: ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать. Это и есть цель магнитофонного опроса. Всем полезно, а некоторым просто необходимо послушать себя со стороны. Отметка и все прочее — гораздо менее важны, так что автор признается в небольшом "подлоге": магнитофонный опрос даже вовсе и не опрос... Пример. Ответы Сергея К., сообразительного и знающего предмет парня, сумбурны и логически плохо выстроены. Попытки указать ему на это вызывают обиду — "Я все ответил". Аргументация типа: "Тебе экзамен сдавать"— воспринимается как придирка. Как быть? Выяснился простой факт: в состоянии эмоционального возбуждения Сергей не слышит себя. Но вот он прослушал свой ответ с магнитофона. Получил неожиданное впечатление... И это стало отправной точкой в работе над логикой ответа. _____ДИАЛОГ — Почему вы не говорите о работе с видеокамерой? — Не говорю. Но зато вздыхаю. Потому что счастливое и технически обеспеченное Завтра для учителя ...надцатой школы далекой российской Ухо-горлоносовки наступит, увы, не завтра. А пока нам нужно дать хорошее образование, пользуясь тем, что есть. И тем самым приблизить это Завтра. ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС ФОРМУЛА: ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.
В устном опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором "переплавится" непонимание. Не запрещено и самому учителю позащищать один из неверных ответов — пусть поспорят. Пример. ГЕОГРАФИЯ Учитель показывает картонку, вырезанную по контурам какой-то страны. Эта страна: А — Италия; Б — Афганистан; В — Чили; Г — Китай.
ВЗАИМООПРОС ФОРМУЛА: ученики опрашивают друг друга по базовым листам. Темы — по собственному усмотрению либо их указывает учитель. По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: "У меня вызвали затруднение такие-то вопросы: ..." _____ДИАЛОГ — Как выставляются отметки за взаимоопрос? — Основная цель такой работы — регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Взаимоопрос можно сделать непродолжительным — 3—5 минут. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. В журнал они обычно не идут. ЗАЩИТНЫЙ ЛИСТ Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. В таких случаях обычны два сценария. Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался — наказан, не попался — повезло... Такая игра в "кошки-мышки" порождает недоверие и много других отрицательных эффектов. Второй: доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности приврав что-нибудь про здоровье бабушки, головную боль, забытые ключи... Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, забудет. Такая ситуация тоже развращающе действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть? ФОРМУЛА: перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит "Лист защиты", куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под полным контролем. _____ ДИАЛОГ — А если учитель приходит на урок, а там весь класс "защитился"? — Такая ситуация может встретиться, особенно если класс "проверяет" "Я очень огорчен, что так получилось. Наверное, у вас были важные причины. Но завтра все будут готовы наилучшим образом. Правда? А я постараюсь дать вам возможность показать свои знания"; "Ладно, но завтра жесткая контрольная." Один раз нарвутся — другой раз не захотят; вы заранее говорите, что завтра лист готовности не работает: завтра — зачетный день. И все должны быть готовы. —А если кто-то стащит "Лист защиты"? —А если кто-то поломает парты, намажет воском доску, принесет в класс ворону? Конечно, от форс-мажорных обстоятельств никто не застрахован. Выигрывает тот учитель, который не поддается поверхностным эмоциям. Чаще всего можно "обратить вред в пользу" — ведь дети восхищаются учителем, умеющим найти выход из трудного положения. Но уж если на то пошло, утверждаю: системно организованная работа дает гораздо меньше сбоев, чем это бывает при ее отсутствии. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|