ОТСРОЧЕННАЯ РЕАКЦИЯ
Небольшой, но полезный приемчик. Или даже просто рекомендация. ФОРМУЛА: учитель приучает детей — особенно это касается младших классов — к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответам ученика. Никаких выкриков с места. Высокий темп (вопрос — ответ) иногда допустим, но чаще он способствует "забиванию" самыми энергичными и активными детьми всех остальных. Детям толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится поневоле занимать пассивную позицию. Поэтому: вопрос — пауза секунд 30 — ответ. _____ ДИАЛОГ — А как быть с ребенком, который аж из парты выскакивает, так хочется первым ответить? — Это в младших классах. Причем часто начинает отвечать не по теме или вообще встает и молчит. Так? Мне кажется, мы сами приучаем детей к этому. Для маленького ребенка внимание к нему, участие в процессе очень важны, и, если его поощряют за опережение других, это быстро усваивается. Дрессировщики говорят — положительное подкрепление... Поэтому нужно просто дать понять, что поднятая рука замечена, кивнуть или назвать имя — обычно этого достаточно. Кстати, "светофор" частично помогает и эту проблему решить. ЩАДЯЩИЙ ОПРОС ФОРМУЛА: учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников. Делается это так. Класс разбивается на две группы по рядам-вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто "+" или "—". На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа учителя выставляют ученикам второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки. ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС(почти шутка) ФОРМУЛА: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Идеальный опрос — когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет значит, сэкономим время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на "5"? (Ученики поднимают руки.) На "4"? На "3"? Спасибо... Говорят: хорошего — понемногу. А идеального — еще меньше. Поэтому такой сценарий применяют нечасто. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|