Здавалка
Главная | Обратная связь

ОЦЕНКА - НЕ ОТМЕТКА



ФОРМУЛА: учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика!

Оцениваем мы не только цифирью. Оцениваем словами, интона­цией, жестом, мимикой... Автор убежден, что главная цель оценки —


стимулировать познание. Человеку нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание рабо­тать. Сделайте восхождение по ступеням познания успешным — и перед вами будут благодарные уче­ники. Язык богат — будем же щедрыми. Вот маль­чик решил и разобрал на доске каверзную задачу. Учитель поднимает кверху большой палец: это — высший пилотаж! Так, Витя, работают асы!

Пример. Зарисовка с натуры: — Ну, сейчас, я вам покажу! Вот задачка, я и сам с трудом разобрался. Посмотрим, как вы будете барахтаться! —


Учитель, потирая ладони, с хитрым видом выдает группе на листочке задачу. Каверзную, но посильную... Через 10 минут ученики предлагают решение. — Ну, что с вами делать! Вы же мой золотой фонд нерешен­ных задач погубите! Вот уж в следу­ющий раз...

Никаких "молодцы" или "хорошие дети"! Ситуация успеха обеспечива­ется мастерски. Бывает, ребята не могут решить задачу — и это хоро­шо. Ведь если задачи всегда "раска­лываются", то ощущение азарта и действительного успеха быстро притупляется.


_____ ДИАЛОГ — А если совсем не за что хвалить?

— Такое бывает гораздо реже, чем принято считать. Есть мудрое правило:
сравнивай ученика только с ним самим. Сегодняшнего — с ним же вчераш­ним. Оценивайте динамику развития. Если вчера он делал 20 ошибок в диктанте, а сегодня 10, то это замечательно. Этот успех должен быть оценен
как значительный.

Школьная жизнь — не мармелад в сахаре. Хвалить приятно. Но успех перемежается с неудачей. Как говорить о последней? Ситуа­ция: ребенок сдал плохую работу. Ошибок больше, чем обычно. Срав­ните ряд замечаний: — Ты сделал неправильно и получай свою ... по справедливости! — Работа плохая, вот к чему приводит лень! — Говори­ли тебе: больше занимайся! И вот результат! — Ты меня очень огорчил этой работой. — Работа хуже, чем обычно. Наверное, ты неважно себя чувствовал.

Автор считает психологически приемлемыми две последние форму­лировки. Почему?

ДИАЛОГ ~ В первых формулировках учитель с учениками психологически как бы по разные стороны баррикад.

—У меня впечатление, что в первых формулировках учитель в роли над­смотрщика, хоть и справедливого. А в двух последних — в роли сопережи­вающего друга.

—Согласен с обоими мнениями. Подчеркну, что в последней формулиров­ке учитель оправдывает ученика. А если ученик действительно поленился, не подготовился и т. п., то в таком случае он упрекнет себя сам, будьте уверены.

РАСШИРЕНИЕ ПОЛЯ ОТМЕТОК

ФОРМУЛА: учитель увеличивает свой "отметочный арсенал".

Еще недавно учитель пользовался только тремя отметками: "3", "4", "5". Потому что двойка воспринималась как "ЧП" и в четвертные отмет­ки не допускалась. Шкала из трех отметок — грубый инструмент. И это плохо. Но пока школа не переходит на 10-балльную или иную развитую шкалу. Как быть? Вполне допустимо ставить за блестящий ответ или контрольную две пятерки сразу. Допустим и прием, практикующийся в высшей школе, — зачет "автоматом". И действительно, зачем писать стандартный фактологический диктант или контрольную очень сильному ученику? Ставим ему в соответствующую колонку "5" или просто осво­бождаем от этих форм контроля. О дополнительной пользе этого шага мы уже говорили (см. прием "Удаление источников" на с. 63). Доверие ценится, и редкий ученик не прилагает усилий, чтобы не оправдать его в дальнейшем.

И последнее. Прием не прием, но интересный пример расширения оценки. Майя Ивановна Ладина преподает биологию. Оценки в тетра­дях и дневниках она выставляет так: ОХ — очень хорошо (соответствует пятерке), ХО — хорошо, но не очень (соответствует четверке), ЗГ — знает, но не говорит (соответствует тройке), ГЗ — говорит, но не знает (соответствует двойке), ХН — хуже некуда. Родители предупреждены. А ребятам нравится юмор учителя и то, что "не так, как у всех".

ЗНАКОМЬТЕ С КРИТЕРИЯМИ

Двадцать с хвостиком лет тому назад автор не был ав­тором. Он был школьником-"середнячком". И до сих пор помнит обиду. Новый учебный год. Новые планы. Вот как начну учиться! Новый учитель математики. К доске вызвался сам. Хотелось показать себя. Задача, не без маленькой подсказки и затянутых пауз, решена. Уверенность в крепкой четверке была нарушена голосом учителя: "Три". Скоро мы привыкли к его высоким требованиям, и проблем с оценками не стало. Но до сих пор помнится обида, вызванная "несправедливой" отметкой. И нежелание — вполне понятное — работать на уроках мате­матики. В отместку...

Мало того, что учитель оценивает справедливо. Надо, чтобы и ученик был с ним согласен. Достичь этого не сложно.

ФОРМУЛА: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки.

Не так важно, прочтете вы их вслух или вывесите на стене. В пер­вые дни работы в новом классе обсудите проблему оценки. Первые отметки называются вслух, обосновываются, а в журнал и в дневник попадают только по желанию учащихся. Полезно, чтобы ученик сам оценил свою работу и сравнил свою оценку с вашей. Могут оценить работу и одноклассники.

РАЙТИНГ

ФОРМУЛА: завершив работу, ученик сам ставит

себе отметку. За туже работу отметку ставит и учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 — отметка ученика, а 5 отметка преподавателя.

На одном из семинаров в Челябинске слушатель Е. М. Кожевин предложил называть эту дробь "райтингом" (от англ. right — правильно). Уж не помню аргументацию, но название понравилось. Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Другая причина введе­ния приема — чтобы приучить к регулярному оцениванию своего труда.

____ ДИАЛОГ — Для каких работ применяется райтинг?

— Решает учитель. Можно рекомендовать этот прием для докладов, факто­логических диктантов, тренировочных контрольных работ, сочинений, лабо­раторных и практических работ, индивидуальных (особых) д/з...

— Куда выставляются эти оценки?

— В тетрадь и дневник, в открытую ведомость учета знаний — если она ведется.

КРЕДИТ ДОВЕРИЯ

ФОРМУЛА: в некоторых случаях учитель ставит отметку "в кредит".

Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: "По отметкам ты на "4" ("5") не дотягиваешь. Но у меня создалось впечат­ление, что ты можешь и хочешь... Это так? Если это так, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы".

СВОЯ ВАЛЮТА ,

ФОРМУЛА: на уроках вводится своя "денежная" единица.

Проблема оценивания кратких ответов с места, дополнений, удач­ных реплик и вопросов... Высокую оценку вроде не за что ставить, а подкрепить успех нужно. Одно из решений — введение своих "денег". В младших классах, например, за удачный ответ дают детям красный кружок. Накопил пять красных кружков — получай большой. Накопил пять больших — получай "5" за активную работу. В старших классах вводят "валюту". Это могут быть "джоули" (в физматклассах), "таланты", "абсолюты" и прочее. Работают с ними по-разному. Накопил на уроке

определенную сумму — получай отметку. Или покупаешь себе право не сдавать один раз фактологический диктант.

Прием вводится на некоторое время, когда требуется "расшеве­лить" пассивный класс. По мере формирования привычки активно рабо­тать учитель уходит от этого приема. Высший пилотаж урока — это увлеченная работа учеников без "материальной подкормки". Интерес побеждает все!

 


Пример.

Такие билеты использовали преподаватели Системы "ТРИЗ-ШАНС"


и преподаватель Волгоградского пединститута Николай Борытко:


 




 


УПРАВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНО

Новый учебный год. Новый класс. Главная задача первого меся­ца — сыграться. Не так важно, если за первые десять уроков пройден программный материал пяти.,Наладится управление, четкий ритм и темп — будет и запас времени.

Нет педагогической панацеи. Нет одного, "самого главного", при­ема. Радуга из одного цвета — не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают "радужный" эффект. Многоцветную картину не ри­суют одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику — схватиться за все сразу. Мы будем поступать иначе. Каж­дый новый прием отрабатываем до автоматизма.

Приемы педтехники — каждодневный инструмент учителя. Инстру­мент без работы ржавеет... А в работе — совершенствуется.

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО (о приемах управления)

Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. То же и в школе. Если класс сыгран, то урок — как музыка.









©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.