Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРИЕМЫ ПИСЬМЕННОГО КОНТРОЛЯ



Не секрет: письменный контроль позволяет более адекватно про­верить знания, чем устный. Наверное, поэтому вступительные экза­мены в университеты стран Запада в большинстве своем письменные.

ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

ФОРМУЛА: диктант проводится по базовым вопросам

(5—7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов —1—2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.

Жесткая форма работы. Невозможно списать — на это просто нет времени. Когда диктант завершен, следует четкая команда об оконча­нии работы (см. прием "Четкая команда" на с. 51). Затем 2—3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.

_____ ДИАЛОГ — Как часто следует проводить фактологический диктант?

— Зависит от конкретных условий. Автор проводил достаточно часто такой диктант в двух случаях: а) в выпускном классе (здесь к текущим диктантам прибавлялись диктанты на повторение. В таких случаях тема диктанта (но­мер базового листа) объявлялась за неделю); б) в начале работы с "разбол­танными" классами, которые нужно было ввести в рабочее русло. В некото­рых классах фактологический диктант проводился в начале почти каждого урока. Сначала — "писк и ропот". Потом привыкают, после чего диктанты проводятся реже. А привычка к ежедневной работе остается.

— Но ведь это бешеная нагрузка на учителя — проверить столько работ?!

— Нет, если применить следующий прием:

ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

ФОРМУЛА: проверять работы учеников выборочно.

Перед учителем — исписанные неровным почерком листки. Это ре­зультат фактологического диктанта. Но проверяет он не все работы, а только часть их. Те, которые сочтет нужным, или отобранные случай­ным образом: "перетасовал и вытащил". Учителю это удобно. Коль вре­мени в обрез — учитель проверяет 5—6 работ. Но может проверить 20 или все. Чьи работы будут проверены — никто из пишущих не знает. Стараются все. Конечно же, такой способ проверки оговаривается за­ранее. Есть только один "подводный камешек". Получив работы, нужно пересчитать их. Иначе кто-нибудь из сообразительных лентяев быстро поймет: работу можно не сдавать вообще, а учитель будет думать, что она просто не попала в "список избранных".

_____ ДИАЛОГРазве этот прием применим только к фактологическому диктанту?

— Конечно, нет. Ко многим другим формам контроля тоже. К обыкно­
венному орфографическому диктанту, например.

ТРЕНИРОВОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ФОРМУЛА: учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников.

Возможны и другие послабления: например, пользование учебни­ком или списком словарных слов. Тренировочные контрольные осо­бенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.


БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ

ФОРМУЛА: контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.

По темпу блиц-контрольная сходна с фактологическим диктантом. Отличие же в том, что сюда входит проверка владения формулами, рас­четами, другими стандартными умениями. Включает в себя 7—10 стан­дартных заданий. Время — примерно по минуте на задание.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ БЛИЦ-КОНТРОЛЬНОЙ

До: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. При возможности условия распечатываются и кладутся на парты тек­стом вниз. По команде — переворачиваются.

Во время: на парте — чистый лист и ручка. По команде ученики при­ступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия — на листе, ответ обводится рамкой. Никаких пояснений или стандартного оформ­ления задания не делается. По истечении времени работа прекращает­ся по четкой команде.

После: работы сдаются учителю или применяется вариант само­проверки: а) учитель диктует правильные ответы или, что лучше, выве­шивает таблицу правильных ответов. Ученики отмечают знаками "+" и "—" свои результаты; б) небольшое обсуждение по вопросам учени­ков; в) задается норма оценки. Например: из 7 заданий 6 "плюсиков" — отметка "5", 5 "плюсиков" — "4", не менее трех — отметка "3"; г) отмет­ки выставляются (или нет) в журнал по усмотрению учителя.

_____ДИАЛОГ— А если будут обманывать при самопроверке?

— Если еще не выстроились доверительные отношения с классом, не делайте самопроверку. Но вообще дети очень ценят доверие авторитетного учителя.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.