Здавалка
Главная | Обратная связь

Творчество - игра - импровизация



Игра – это свободная деятельность, осуществляемая как детьми, так и взрослыми «понарошку», но вызывающая при этом огромное количество реальных эмоций и изменений в психике и тех, и других. В игре человек на некоторое время входит в образ другого человека, перестаёт быть самим собой, с тем чтобы выйдя из образа, стать снова самим собой, но уже другим. Эти превращения, которые совершает с людьми игра, составляют одну из её тайн, которую пытаются разгадать как мастера искусства, так и психологи. И эта же тайна лежит в основе и художественного творчества.

В современной психологии игра рассматривается как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Благодаря игре у детей развиваются многие полезные и необходимые свойства - познавательные психические процессы, умение взаимодействовать с другими и другие полезные социальные навыки, необходимые для взрослой жизни. Точно так же, как музыканту и актеру приходиться долго репетировать и тренироваться, прежде чем выйти на сцену и продемонстрировать своё искусство, точно так же ребенок, прежде чем выйти во взрослую жизнь, репетирует её будущее содержание в своей игре. Благодаря навыкам, приобретенным в игре, последующий процесс социализации протекает более гладко, по сравнению с тем, каким бы он был без игры.

То, что процесс художественного творчества во многом сходен с игровой деятельностью, теоретики искусства подметили очень давно. Одним из первых, кто обратил на это внимание, был великий немецкий поэт Фридрих Шиллер, который в своем трактате «Письма об эстетическом воспитании» отметил сходства творчества и игры. В пятнадцатом письме он пишет: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении – человек, и он бывает вполне человеком только тогда, когда играет». На этом положении, как считал Шиллер, будет построено здание этического искусства и еще более трудного искусства жить…»Направляемые истиной этого суждения, греки заставили исчезнуть с чела блаженных богов серьёзность и напряжение, которые покрывают морщинами ланиты смертных, ровно как и то негодное наслаждение, которое делает гладким лицо, лишенное содержания…»[52] / Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. // Идеи эстетического воспитания, Том второй Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике XVII-XIX веков. М., 1973/.

Общими для игры искусства оказываются чувства спонтанности и свободы, жажда самовыражения, удовлетворение от самого процесса деятельности, а не от её результата.

Это сходство проявляется и в том, что в обоих случаях ведущая роль в деятельности принадлежит воображению. В детской игре, например, ребенок делает кулич из песка, воображая, что этот песок – мука. За своими игровыми действиями он представляет себе другой мир, скажем свободу хозяйствования на кухне, как это делает его мама. Точно так же и музыканты, извлекая из музыкального инструмента разнообразные звуки, представляют за ними жизнь человеческих страстей и свершений. Актер, играя роль, представляет в пьесе не самого себя, а вымышленного автором персонажа. Во всех случаях игровых действий свободный полет воображения каждый раз создаёт их новое содержание. Во всех случаях присутствует и «игра в жизнь», которая при всей её условности и иллюзорности оказывается жизненно необходимой для личностного развития и ребенку, и взрослому человеку.

Тяга к игре делает похожими личности ребенка и драматического актера. Евгений Симонов, сын известного режиссера Рубена Николаевича Симонова, продолжателя традиций Вахтангова, воспоминает, как однажды его отец пришел в домой злой и разгневанный: «Всё! Театр Вахтангова закончился!» «Папа, почему?» - Женя, театр Вахтангова умер!», а это был самый расцвет, Симонов – народный артист, лауреат всех премий, и вдруг – закончился!. Оказывается Рубен Николаевич предложил крупным актером в сказке Маршака выехать на детских палочках-лошадках. Они не поняли Симонова и решили, что он впал в детство, короче, в маразм. « они не смогли проскакать по сцене на лошадках! – досадовал Рубен Николаевич. – Смотри, как я это делаю» И режиссер весь вечер скакал вокруг стола на палочке и показывал, как это здорово можно сделать».[53] /Цит. по: Житинкин А. Плейбой московской сцены М. 2003, с. 18/

В психологии различают несколько видов игр. Это – игры предметно-манипулятивные, сюжетно-ролевые и игры по правилам.

В предметных играх ребенок манипулирует с различными предметами, развивая ощущения, координацию своих рук и глаз. В сюжетно-ролевой игре ребёнок, беря какой-либо предмет, например, карандаш, при помощи слова замещает его на какое-то другое значение, называя этот карандаш градусником, или палочкой – выручалочкой, или милицейским жезлом. Так обычный предмет при помощи слова становится игрушкой – заместителем какого-либо предмета из мира взрослых. В этой же игре ребенок берет на себя какую-либо роль взрослых и воспроизводит в ней мир социальных отношений, становясь в зависимости от сюжета игры то врачом, то кулинаром, то пожарным, а то и каким-либо предметом, например автомобилем или самолетом.

Ролевая игра ребенка очень схожа с актерской игрой и вызывает у него, несмотря на то, что эта игра «понарошку», сильные и разнообразные переживания. Л.С.Выготский, говоря о специфике игровой деятельности у детей, отмечал, что при игре в больницу «ребенок плачет как пациент, и радуется как играющий.

Одна из тайн взросления заключается в том, что человеку, для того, чтобы в определенный момент жизни стать самим собой, надо в каких-то моментах уметь побыть другим. Это потребность «не быть собой, а быть другим» удовлетворяется в игре. Так в игре впервые проявляется трансцендентная сущность человека – стремление выходить за собственные пределы и быть в некотором смысле больше того, чем ты являешься в данный момент. Благодаря такому выходы за пределы самого себя ребенок обогащает свой жизненный опыт и учится видеть мир по другому – так, как это предписывает образ или взятая на себя роль.

Очень важным развивающим моментом игры является то, что в ней развиваются навыки децентрации, то есть способность видеть мир с другой точки зрения. Знаменитый французский психолог Жан Пиаже проделывал с маленькими детьми следующий опыт. Он сажал ребенка перед макетом трех гор, которые по-разному выглядели с разных сторон макета. А напротив сажали куклу. Потом ребенка просили выбрать из нескольких фотографий ту, которая соответствовала точки зрения с его стороны. Но когда ребенка просили найти фотографию с видом, который находится перед куклой, он снова выбирал тот вид, который видел перед собой. Ребенок не мог представить, что кукла видит макет гор по-другому. Это и есть проявление эгоцентризма и показатель центрации восприятия – способность видеть мир только со своей точки зрения.

В ролевой коллективной игре. Как установил отечественный психолог Д.Б. Эльконин, происходит переключение с одной роли на другую, с собственной позиции ребенка на позицию другого человека. Так происходит преодоление эгоцентризма и формируется способность к децентрации. Благодаря ей другая мысль, в частности, мысль учителя, может становиться предметом рассуждений ребенка, возможность его обучения и приобретения им нового опыта. Сначала ребенок в игре образует множество различных центраций. Затем происходит отделение себя от образа другого и его точки зрения. Теперь на неё можно не становиться, а только представлять её в своём воображении.

Весьма существенным является и то, что когда в ролевой игре ребенок принимает на себя роль другого человека или какого-нибудь предмета, у него помимо навыков децентрации развиваются навыки идентификации и эмпатии, необходимые как для творчества, так и для развития личности. Идентифицируя себя с кем-либо или с чем-либо в соответствии с принятой ролью, ребенок мысленно превращается либо в другой предмет, например, в паровозик, топая при этом и пыхтя, либо в другого человека. Воображая другую жизнь и подражая поступкам других людей, ребенок представляет себя более сильным и могущественным, чем он есть на самом деле. Затем этот идеальный образ, созданный воображением, начинает оказывать на ребёнка своё влияние в его реальной жизни. Я-идеальное начинает подтягивать к себе Я-реальное. Через образ другого человека ребенок больше становится самим собой.

Однако, существуют некоторые различия между игрой ребенка и игрой актера. Наиболее существенным различием между детской и актерской игрой является то, что ребенок не особенно озабочен тем, как его игра выглядит в глазах окружающих. Ему важен сам процесс игры, а неё результат. У взрослого исполнителя - драматического актера или музыканта, как бы ему не нравилась взятая на себя роль, важен не только процесс, но и результат. И здесь актерская игра по своему психологическому облику приближается к труду, в котором важнее результат деятельности, чем её процесс.

В ролевой игре естественно развивается воображение ребенка. Между воображением и игрой существуют тесные связи, на которые проницательно указал Л.С.Выготский: «Игра есть нечто иное, как фантазия в действии, фантазия же не что иное, как заторможенная и подавленная, необнаруженная игра». Можно сказать и так - играя, ребенок воображает, воображая, ребенок играет. Игра в воображаемых представлениях даёт ребенку больший простор для выражения и осуществления им своих желаний, чем он это может позволить себе в реальной жизни. Нечто подобное мы наблюдаем и в художественном творчестве.

В игре по правилам ребенок учится соблюдать определённые ограничения, которые неизбежно накладывает на человека любая социальная деятельность. В то же время, исполняя роль, ребенок свободен и поэтому часто её импровизирует, то есть, сочиняет по ходу развития сюжета свои слова и свои дальнейшего действия.

Импровизация - древнейший вид художественного творчества. Она – основа народного фольклорного творчества, в котором музыка, песни и танцы передаются в устной форме, поскольку долгое время способы необходимой фиксации народного творчества просто не существовали. Передавая песню или танец другим исполнителям и слушателям, народный исполнитель, желая уйти от нежелательной монотонии, почти всегда добавляет в них свои собственные варианты исполнения канонического текста, занимаясь таким образом импровизацией.

Импровизация как способ исполнения была широко распространена в античные времена и в средние века в различных театральных постановках. Существует предположение, что Шекспир создавая свои пьесы, сначала предлагал актерам своего театра оживить во время спектакля при помощи импровизации сюжеты известных в то время легенд и новелл. Актерам до спектакля предлагался общий рисунок развития сюжета и действия. Конкретный текст, который актеры импровизировали, затем записывался и редактировался Шекспиром. Впоследствии, после нескольких постановок он оттачивался и становился классической пьесой. образа». Через много лет после Шекспира подобный способ создания драматического спектакля практиковал Станиславский. Согласно его представлениям текст пьесы должен создаваться как автором, так и коллективом актеров. Пьеса создавалась как бы внутри театра. Этот же способ впоследствии применялся и Михаилом Чеховым в его английской Студии.

К.С. Станиславский требовал от своих студийцев – играть "каждый раз, как в первый раз". Именно поэтому он советовал им постоянно обновлять что-то в исполнении роли. Для этого надо было поменять детали предлагаемых обстоятельств.

Большое значение импровизация имеет в музыкальном искусстве. В 15-16 веках были разработаны принципы музыкальной импровизации, основу которой составлял так называемый генерал-бас. Так называлась запись последовательности аккордов, создающих гармоническую структуру музыкального произведения. Музыканты, имея подобную общую канву исполнения, сообразуясь с определенными правилами, эту канву в процессе импровизационного исполнения заполняли. Сегодня этот принцип бытования музыки сохраняется в джазе. Благодаря этому искусство джазового исполнения подкупает высокой энергетикой и напряженной увлекательностью.

Известный фортепианный педагог 19-го века Карл Черни, учитель Бетховена, высоко ценил владение этим искусством. В нем он видел сочетание свободы и упорядоченности, легкость соединения мыслей и непринужденность изложения. Композицию К.Черни сравнивал с симметричным зданием, в котором все пропорции должны быть с необходимостью выверены и упорядочены. А импровизацию – с английским парком, в разбивке которого требуется соблюдение природной естественности.[54] Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководство по игре на клавишно-струнных инструментах. / Хрестоматия «От эпохи Возрождения до середины XIX века. Киев, 1974. с. 82-84/

Импровизация всегда вызывает у исполнителя особый творческий подъём, благодаря чему исполнение приобретает особую живость и зажигательность. Станиславский считал, что экспромт и неожиданность – лучшие возбудители творчества, потому что они дают такую встряску психике исполнителя, которую нельзя получить другими путями.

Импровизировали на съёмной площадке во время съемок своих фильмов Ч.Чаплин и Ф.Феллини, из наших отечественных кинорежиссеров уважением к импровизации отличаются Г.Данелия и А. Кончаловский.

Из-за этого свойства импровизации актеры многих театров любят бросить своему партнеру какую-нибудь незапрограммированную реплику, что заставляет его проявить максимум находчивости, изобретательности и выдумки, чтобы ответить надлежащим образом. Соревнование актеров между собой в момент импровизации требует большой свободы, мастерства, раскованности воображения. Поэтому она является хорошим показателем творческого профессионализма.

Писатель Валентин Пикуль в своём историческом романе «Фаворит» рассказывает о таком эпизоде, случившимся однажды с генералом Безбородько, бывшего помощником императрицы Екатерины Второй по важным поручениям: «Ровно в семь утра Безбородько был в кабинете царицы.

- Слышал ли? - спросила Екатерина. – Прибыл посол царя грузинского – князь Гресеван Чавчавадзе, любимец Ираклия… Надеюсь, готов мой ответ для Тифлиса?

Безбородько, держа перед собой бумагу, внятно и толково зачитал ей текст ответа грузинскому царю, обещая от имения России помощь в солдатах и артиллерии. Екатерина внимательно выслушала и осталась довольна:

- Только в одном месте что-то не показалось мне убедительно. Дай-ка сюда бумагу твою – я поправлю.

Безбородько рухнул на колени:

- Прости, матушка! Лукавый попутал. Всю ночь не спал, с грациями забавлялся, лишку выпил… Уж ты не гневайся.

Екатерина взяла от него лист: он был чистый.

- Импровизировал? Талант у тебя. За это и прощаю».

***

Импровизация всегда присутствует там, где есть свобода выражения и обилие мыслей. Её можно наблюдать в любом деле, где есть мастер своего дела, желающий им поиграть. Иногда её называют «шалостью гения» за её легкость и неприхотливость появления на свет. Если говорить об импровизации стихотворной или музыкальной, то в этом случае имеющиеся элементы прошлого музыкального и литературного опыта под влиянием эмоционального подъема свободно извлекаются из памяти и группируется по-новому, так, как раньше в опыте художника не было.

4. Говорят об ораторской, о театральной, музыкальной, хореографической и педагогической импровизации. Озарения, которыми богаты находки в процессе импровизирования, всегда подготовлены предшествующей кропотливой работой по сбору и обдумыванию материала. От детской спонтанной игры до импровизации стихотворной поэмы или музыкальной прелюдии – дистанция огромного размера. Но в обоих случаях присутствует импровизация как выражение творческого трансцендентного духа человека, которому тесно находиться в задаваемых жизнью рамках.

***

Вопросы для повторения

1. Перечислите основные виды игры.

2. В чем существует сходстве и отличие детской игры от актерской?

3. Что такое центрация и децентрация мышления?

4. В чем состоит значение импровизации для развития художественного творчества?

***

Литература

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. М., 1995.

2. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

3. Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! М., 1997.

 

***







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.