Здавалка
Главная | Обратная связь

Общие направления развития творческой личности



Найди, где твои корни и не суетись насчет других миров. Торо

 

В общем виде современная концепция развития творческой личности в области искусства может быть представлена как органический синтез многих научных психологических школ и направлений, дающих возможность активно вести учащегося по пути личностного роста.

Система воспитательных воздействий, которая может быть представлена в виде теоретической модели, предполагает процесс развития от более простых проявлений личности к более сложным. За основу предлагаемого подхода взята концепция биосинтеза, разработанная Дэйвидом Боаделла на основе закономерностей развития эмбриона из трёх зародышевых лепестков - эндодермы, мезодермы и эктодермы.

Из эндодермы развиваются органы дыхания и пищеварения. Из мезодермы - кости, мышцы и кровеносная система. Из эктодермы - кожа, нервы, органы чувств и мозг. Гармоничное развитие достигается в том случае, если все системы организма работают свободно и согласовано. Однако при своём развитии лепестки зародыша могут оказаться скованными мышечными панцирями, что ведет к нарушению умственного, физического и психологического здоровья.

Эндодермальный лепесток связан с висцеральным панцирем, который в случае неправильного развития вызывает нарушение дыхания, перистальтики кишечника, астму или колит. Мезодермальный лепесток связан с мышечным панцирем, от которого в случае нарушения страдает костно-мышечная и сердечно-сосудистая системы. Эктодермальный лепесток связан с церебральным панцирем, который в случае неправильного развития вызывает страхи, навязчивости или шизоподобные расстройства.

Для того, чтобы развитие личности происходило гармонично, необходима соответствующая подпитка всех органов чувств через включение учащихся в разнообразные виды художественной деятельности – хореографию, музыку, литературу, изобразительное искусство. Эти виды деятельности способны интенсивно развивать познавательные психические процессы и одновременно с этим выводить развивающуюся личность за пределы организмического существования, придавая ей трансцендентный характер, необходимость которого утверждает современная гуманистическая психология.

 


Таблица 1. Модель развития творческой личности в процессе художественного воспитания

Сфера жизнедеятельности, на которую направлено педагогическое воздействие Психологическое направление, в рамках которого осуществляется педагогическая и психологическая работа Виды художественной деятельности, при помощи которой осуществляется эстетическое воспитание
6. Воображение и творчество. От ригидности или хаотичности к творческому самопознанию себя и мира. 6. Символдрама, Гештальт-терапия, Эмоционально-образная-терапия, креативная визуализация 6. Собственное творчество учащихся во всех сферах искусства
5. Речь. От суетного многословия или неумения выражать свои мысли и чувства к развитию умений четко выражать свои мысли, чувства и потребности. 5. Когнитивная терапия, сократовский диалог 5.Описание словами художественных образов в литературе, живописи, музыке, расширение вербального словаря эмоций
4. Эмоции. От подавления, оскудения или бурной хаотичности к освоению навыков осознания чувств и нормальным способам их выражения. 4. Психоанализ, гештальт -терапия, поведенческая терапия, аутотренинг, нейро-лингвистическое программирование 4. Рисование, танец, слушание музыки, пение песен, игра на музыкальных инструментах, свободная импровизация в целях выражения эмоций.
3. Межличностные отношения. От избегания или агрессивной экспансии к нормальным видам общения 3. Групповая терапия, психодрама 3. Хоровое исполнение песен, ритмические групповые упражнения, парные и групповые танцы, хороводы, коллективная игра на музыкальных инструментах.
2. Дыхание. От хаотичности или зажатости дыхания к сбалансированному ритму дыхания, к контакту со своими чувствами через саморегуляцию 2. Дыхательная гимнастика йогов, освоение навыков дыхания по Стрельниковой, Бутейко и Фролову, биосинтез. 2. Постановка диафрагмального дыхания, освоение навыков певческого дыхания
1. Движение. От скованности или сверх-расслабленности к свободе и естественности. 1. Телесно-ориентированная терапия, двигательная терапия, аэробные упражнения, статическая гимнастика йогов, перекрестные движения П. Дениссон, методика десенсибилизации при помощи движения глаз Ф.Шапиро 1. Ритмика, развитие координации и разнообразия в привычных движениях, имитация движений животных и движений в природе - / 4 стихии - огонь, вода, земля, ветер/

 

Застой в развитии личности и следующий за этим невроз развивается как нарушение интеграции между мыслями, чувствами и поступками. Цель эстетического воспитания - гармонизация деятельности всех сфер жизнедеятельности, личностный рост учащегося через формирование у него способности не изменять себе, быть адекватным своим глубинным потребностям и чувствам, и при этом уметь соответствовать требованиям внешней ситуации./[81] См. об этом: Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Новейший справочник. Раздел Биосинтез. М. – Санкт-Петербург, 2003,. С. 530-539/

 

Как бы ни был велика роль учителя и наставника в становлении творческой личности художника любой квалификации, всё же большей частью своих успехов он оказывается обязанным самому себе. Поэтому иметь перед собой на карте своего жизненного пути четкие ориентиры того, куда и как надо двигаться – дело нужное. Это облегчает процесс становления художественного таланта.

Идеи А.Маслоу

Знамени­тый американский психолог А. Маслоу прославился созданием концепции са­моактуализирующейся личности. Её главная идея - для того, чтобы человек был здоровым и счастливым, ему надо самоактуализироваться, то есть проявляться в том, к чему его предназначила природа. В понимании и представлении А. Маслоу творческий человек и самоактуализирующийся являются синонимами.

Наблюдая за своими любимыми учителями, друзьями и просто хорошими людьми, А.Маслоу обнаружил, что для них характерно:

1. Более адекватное восприятие дей­ствительности, свободное от предрассудков и предубеждений.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, не прибегая при этом к механизмам психологической за­щиты.

3. Простота, спонтанность и естественность в общении. Они соблюдают ритуалы и традиции, но выполняют их без авто­матизма и с известной долей юмора.

4. Эти люди всегда в какой-то мере - философы и заняты не столько собой, сколько той жизненной задачей, своей миссией, для которой они считают себя призванными в этот мир.

5. Такие люди бывают склонны к некоторой от­страненности от жизни и к одиночеству, в котором вызре­вают их идеи и представления. Это помогает им быть устой­чивыми в сложных обстоятельствах и оставаться менее подверженными неблагоприятным воздействиям внешней среды.

6. Этих людей отличает от остальных опыт сильных и глубоких переживаний, связанных с познанием красоты и истины. В момент их наступления человек способен испытать необыкновенный духовный подъем, переживаемый как чув­ство единения со всей Вселенной и общности со всем Челове­чеством.

7. Их отличает так же демократичность в общении и готовность учиться у других.

8. Такие люди хорошо различают добро от зла и их пове­дение соответствует самым высоким нравственным крите­риям. Поэтому они - хорошие друзья и верные товарищи.

9. Самоактуализирующиеся, то есть, творческие люди обладают хорошим чув­ством юмора, но они никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

10. Они способны воспринимать себя «Гражданами мира», ощущая сильнее свою сопричастность со всем Челове­чеством в целом, нежели со своей собственной страной.

По мнению А.Маслоу самоактуализирующиеся лично­сти составляют в обществе очень незначительную часть населения - всего один процент, но именно они представляются собой во­площение движущих сил развития любого общества.

Препят­ствием для самоактуализации выступает страх человека пе­ред своими возможностями, который А.Маслоу назвал «комплексом Ионы». Этот ветхозаветный пророк отказывался от выполнения поручения Бога, пытался избегать ответст­венности пророчества, за что Бог наказывает его и посылает ему массу бед и несчастий. Точно так же, по мнению А.Маслоу, происходит с теми, кто пытается избежать использования своих способностей в полной мере, предпочитая безопасные варианты жизненного пути, не требующие максимального развития и проявления своих потенциальных возможностей. Таких А. Маслоу серьезно предупреждал: «Если вы намеренно собираетесь быть меньше, чем вы можете быть, я предупре­ждаю вас, что вы будете несчастны всю оставшуюся жизнь».

Для того, чтобы стать самоактуализирующейся лично­стью, А.Маслоу полагает необходимым придерживаться сле­дующих принципов поведения:

1. Найти и иметь любимое дело или занятие. Способность к глубокому переживанию во время занятия интересным де­лом человек забывает про себя и про свои комплексы. Именно в этот момент он реализует себя как личность.

2. Выбор продвижения, а не отступление перед новой и малоизвестной ситуацией. Если страх движет человека к большей безопасности и защите, то выбор неизвестного не­редко означает личностный рост и расширение возможно­стей.

3. Умение прислушиваться к голосу внутреннего «Я». Мы часто склонны прислушиваться к мнению родителей, учите­лей, разного рода начальников, чем к самим себе, а это отда­ляет нас от самоактуализации. Смелость быть самим собой, иметь мужество жить своим умом - эта мысль перекликается с идеями Демокрита.

4. Уметь брать на себя ответственность. Это означает об­ращение к самому себе, когда человек хочет получить ответ по спорному во­просу. Но часто люди избегают такого ответа, защищаясь при этом фразой «Я сомневаюсь». Всякий раз, пишет Мас­лоу, когда человек берет на себя ответственность, он самоак­туализируется.

5. Стремление быть нонконформистом. Чтобы высказать честно свое мнение, человек должен уметь быть независимым от мнения других. Быть смелым, вместо того, чтобы бояться - если психолог не может научить этому пациентов, он может прекращать свою деятельность. Человек не может хорошо сделать свой жизненный выбор, пока не начинает прислуши­ваться к самому себе, к собственному «Я» в каждый момент своей жизни, чтобы спокойно сказать: «Нет, мне это не нра­вится».

6. Стремление к совершенству.

Самоактуализация - труд ради того, чтобы сделать хо­рошо то, что человек хочет сделать. Человек должен быть всегда первоклассным специалистом или настолько хорошим, насколько он может им быть. Стать второстепенным специа­листом - это неподходящий путь для самоактуализации.

7. Открытость высшим переживаниям экстатического ха­рактера в момент общения с искусством, природой, истиной. Это - редкие и прекрасные мгновения, которые невозможно ни ку­пить, ни гарантировать, но которые несут в себе смысл жизни.

8. Разоблачение собственной психопатологии, что озна­чает способность отказываться от психологических защит и открыто познавать себя. Преодоление психологических за­щит вместе с тем означает и обретение человеком самого себя.

Говоря о значении самоактуализации в жизни человека. А. Маслоу говорил о и том, что оно связано с так называе­мым «бытийном» сознанием, которое принимает мир и его людей такими, какие они есть, не пытаясь при этом их пе­ределывать. В противоположность этому типу существует так же сознание «дефицитарное», в котором окружающий мир рассматривается индивидом как средство для выживания и удовлетворения потребностей. Если бытийная любовь в при­роде будет проявляться в бескорыстном наслаждении ее кра­сотой, наблюдении за ее живой жизнью, то дефицитарная любовь будет проявляться в ее прагматическом использова­нии - в лучшем случае - в срывании цветов и устроении из нее букетов, в худшем - в ее хищническом истреблении и за­грязнении.

Самоактуализирующиеся люди синергичны, т.е. способны к кооперации и сотрудничеству с другими людьми, помогая им в достижении их целей. В этом случае общая энергия превышает простую сумму отдельно взятых энергий каждого человека. Они способны к сорадованию и великодушию, что проявляется в их умении делиться всем, что у них есть, с другими.

Можно с успехом охотиться в одиночку и делить свою добычу только с членами своей семьи. Но принесет ли это счастье? Ведь в этом случае успех одного обернется поражением другого. Это можно наблюдать, по мнению А.Маслоу, в об­ществах с низким уровнем синергии, и люди в них обуре­ваемы подозрениями, страхами и тревогами. В обществах с высокой социальной синергией, в которых добыча делится на всех, каждый охотник выигрывает от успеха другого. Как указывала социолог Рут Бенедикт, учительница Маслоу, в таких обществах люди более счастливы, более здоровы и бо­лее гармоничны по сравнению с теми, в которых уровень си­нергии низкий.

Все эти положительные качества личности созревают во времени и к определенному сроку, в среднем - к 35-40 годам. У представителей художественного творчества этот расцвет может наступить много раньше, например у музыкантов-исполнителей - к 23- 25 годам, у актеров - к 30 годам. До этого срока художественно талантливый человек может восприниматься окружающими только как хороший профессионал.

Даже самый прекрасный сорт недозревшего и еще зеленого яблока в пору его созревания на вкус будет кислое и вязать рот. Но то же самое яблоко, созревшее к сроку, подарит любому гурману самую изысканную гамму вкусовых ощущений. Таков же и незрелый в духовном плане человек. Общение с ним приносит мало радости. Общение же со зрелым в социальном и профессиональном плане человеком - истин­ное наслаждение, потому что в нем гармонично сочетаются духовная сила, ум, доброта и красота.

Мы дополним представление А.Маслоу о личности человека, нахо­дящегося в расцвете всех своих сил, следующими характеристи­ками:

· Вера - в свои силы, в свою семью, в своих друзей, в свою профессию, в то, что жизнь несмотря ни на какие трудности за­служивает интереса и деятельного к ней отношения;

· Надежда и оптимизм - убежденность в том, что его усилия не останутся втуне и не пропадут даром, что за сегодняшним, быть может нелегким днем, придет другой, более светлый и радо­стный.

· Любовь - зрелый человек испытывает любовь ко всему жи­вущему, его любовь подобна животворящему солнцу, оживляю­щее все вокруг и несущему с собою жизнь.

· Трудолюбие и творчество - желание выразить себя в ка­ком-либо деле и делать это дело хорошо.

· Снисходительность - способность прощать близким недос­татки их характера.

· Сотрудничество - желание и умение вступать в деловые контакты для достижения общественно полезных целей.

· Верность - умение держать данное обещание и быть надеж­ным партнером в личных и деловых контактах.

· Уверенность - умение пользоваться накопленными уме­ниями, знаниями и навыками в трудной ситуации.

· Уникальность - ясное ощущение и понимание того, что дру­гого такого человека на земле нет.

· Принятие себя - вступление в зрелость сопровождается принятием себя та­ким, какой ты есть. Человек начинает смиряться со своими не­достатками и перестает себя казнить за то, что он не стал лауреа­том государственной или какой-либо еще престижной премии, или что его талия не соответствует общепризнанным стандартам.

Идеи Э.Фромма

Зрелый человек обладает возможностью удовлетворять пять основных потребностей экзистенциального существования, о которых говорил Эрих Фромм. Это:

1. Потребность в установлении связей. Чтобы быть счастливым, в этом мире надо за что-то нести ответственность и о ком-то или о чем-то заботиться, принимать участие в чьей-то жизни. Если эта потребность не удовлетворяется, люди становятся нарциссами, озабоченными только своими личными интересами. Здесь можно было привести много примеров того, как семейные и дружеские связи помогали многим творцам преодолевать многочисленные трудности творческого пути.

2. Потребность в преодолении. Зрелый человек преодолевает свою животную природу, становится активным и творческим создателем своей жизни. Творчество помогает подняться над случайностью собственного существования и через это достичь чувства свободы и ощущения собственной значимости. Муки творчества, когда к поисках ищется художественная истина, которую по большому счету никто не заставляет искать, выражают это потребность в преодолении.

3. Потребность в корнях. Зрелый человек ощущает себя неотъемлемой частью мира. Ощущение корней даёт психологическую устойчивость. Эта не симбиотическая связь со своими родителями и со своим домом, а нечто другое, связанное с личностной целостностью и ощущением подлинной свободы. Это потребность выражается в чувстве любви к своей Родине и чувстве гордости за возможность принадлежности к своему художественному цеху.

4. Потребность в идентичности. Зрелый человек может сказать про себя «Я - это я». Он ощущает свою индивидуальность и непохожесть на других. Он идет своим путем, а не следует чьим-то указаниям. Отсутствие слепого конформизма дает возможность достичь чувства подлинной идентичности. Художественная среда очень сурово относится к эпигонам, т.е. тем, кто повторяет результаты чужого труда. Поэтому художник обречен на то, чтобы стремиться к своей собственной идентичности через поиски и нахождения своего собственного неповторимого никем стиля.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Зрелый человек видит смысл своей жизни в посвящении кому-то или чему-то. Система убеждений позволяет людям воспринимать реальность и правильно ориентироваться в ней. Без неё бы они постоянно оказывались бы в тупике и были бы неспособны действовать целеустремленно. Это проявляется в стремлении к объединению литераторов, музыкантов и художников. Всем известны «Могучая кучка», «Мир искусства», «Бубновые валет» и др.

Эти положения Маслоу и Фромма перекликаются с идеями знаменитого американского психолога Альберта Эллиса, создателя школы рационально-эмотивной психотерапии.

Идеи А.Эллиса

Взгляды А.Эллиса дают хороший ориентир молодым художникам и артистам для самовоспитания в себе ценных положительных качеств личности

В понимании А. Эллиса понятие здоровая и самоактуализирующаяся личность означает:

* Личный интерес. Прежде всего ценить собственные интересы и жертвовать ими до некоторой степени, но не во всем ради тех, кто для них небезразличен.

* Социальный интерес. Заинтересованность в удовлетворении потребностей других людей и в социальном выживании, поскольку большинство людей предпочитают жить в группах или общинах.

* Самоуправление. Брать на себя первичную ответственность за свою жизнь.

* Толерантность. Представление себе и другим ошибаться. Даже если мне кто-то не нравится, воздерживаться от порицания их его как личности.

* Гибкость. Готовность к изменениям. Не разрабатывать жестких правил для себя и других людей.

* Принятие неуверенности. Признание того, что мир не стабилен и в нем может быть много случайностей. Можно быть склонным к поддержанию порядка, но не требовать его.

* Обязательство. Иметь обязательства перед чем-то, находящимся за пределами их самих. Стремление достигать максимальной реализации своих возможностей и счастья, испытывая при этом постоянный всепоглощающий интерес к жизни.

* Творческий потенциал и оригинальность. Новаторски подходить к решению как каждодневных, так и профессиональных проблем. Иметь главный творческий интерес.

* Научное мышление. Рациональность и объективность. Думая о каком-то вопросе, придерживаться правил логики..

* Самопринятие. Принимать себя безусловно. Не оценивать свой внутренний мир с внешней точки зрения и не уделять чрезмерное внимание тому, что думают о тебе другие. Стараются получать удовольствие, а не показывать себя.

* Принятие животного начала в человеке как в самом себе, так и в других.

* Риск. Готовность пойти на рассчитанный риск, чтобы добиться желаемого.

* Перспективный гедонизм. Поддержание баланса между перспективной и сиюминутной выгодой. Нет одержимого стремления к получению немедленного вознаграждения.

Все эти положительные личностные качества воспитываются в процессе самоанализа, самовоспитания и мысленного перевоплощения в желаемый положительный образ. Помощь может придти от состояния медитативного погружения. В современной психотерапии этот вид самовоспитания и самосовершенствования получил название имаго-терапии, то есть терапии при помощи образа. Художественно одаренному человеку такое воспитание может даваться легче, в силу его профессиональной предрасположенности к образному мышлению.

С возрастом некоторые возможности и прекрасные качества молодости безвозвратно уходят в прошлое, но по мере движения к зрелости открывается нечто новое - мудрость, понимание и прощение. Неудачи перестают быть драмой и трагедией, как это бывало в юные годы и даже в беспросветной темноте при философском взгляде на жизнь можно увидеть свет в конце тоннеля.

Способность собрать силы в кулак и найти точку главного приложения сил отличает зрелость от юности, распыляющей свои силы по нескольким направлениям. Даже если попытка не удастся, это не означает для зрелого человека, что жизнь кончена. Жизненный опыт, мудрость и помощь друзей в большинстве случаев помо­гают пройти через неизбежные испытания и поражения.

 

Вопросы для повторения

1. Проанализируйте свою личность с позиций концепции биосинтеза. Какая грань вашей личности нуждается в некотором улучшении?

2. Приведите примеры самоактуализирующихся личностей среди известных музыкантов, поэтов, художников. Есть ли среди ваших знакомых такие люди?

3. Перечислите черты зрелой личности по Э. Фромму.

4. Каких черт вам самим не хватает в вашей личности, если посмотреть на неё с позиции А.Эллиса?

5. Какие способы самовоспитания вы используетt для того, чтобы стать хорошим Художником и Артистом?

Литература

Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.

Берн Э. Введение в психоанализ и психотерапию для непосвященных. Спб.., 1991.

Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991.

Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.- 478 с.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. 2000.

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.,1999.

Петрушин В.И., Неврозы большого города. М., 2004.

Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.,1988.

Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М.,1992.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

***







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.