Здавалка
Главная | Обратная связь

Два подхода к решению технических задач



В истории исполнительского искусства - актерском, музыкальном и даже изобразительном всегда существовали и до сих пор существуют два основных подхода к решению технических задач исполнения.

Первый из них связан с четким представлением художником воплощаемого образа и тогда необходимые технические приемы сами собой появляются и реализуются для воплощения замысла. Второй способ исполнения основывается на освоении техники специального ремесла, который в каждом виде искусства требует своих особых умений, знаний и навыков. Эти два подхода так и были названы - художественный и технический.

В первом случае актер, музыкант, художник, творит во многом по наитию, двигаясь к совершенству интуитивно, во втором - на основе наработанных в процессе долгих упражнений специальных технических приемов, часто доведенных до автоматизма.

Мысль о том, что тело само найдёт нужные движения, если есть точное представление того, чего хочет добиться художник, встречается в высказываниях многих музыкантов-методистов.

Так, известный немецкий скрипичный виртуоз и педагог 19-го века Людвиг Шпор, которого современники называли вторым Паганини, обладавшего не только безупречным звуком, но и очень красивым звуком, в своем знаменитом пособии “Скрипичная школа” писал: “Если ухо учащегося испытывает потребность в хорошем звуке, то оно лучше всяких теорий преподаст ему механические способы ведения смычка, какие нужны для получения такого звука”. [126] / Цит. по: Благовещенский И.П. Некоторые вопросы исполнительского искусства. Минск, 1965, С.56.

В таком же духе высказывался и итальянский пианист Ф. Бузони: “Для технического совершенствования требуются в меньшей степени физические упражнения, а в гораздо больше - психически ясное представление о задаче - истина, которая может быть ясна не всякому фортепианному педагогу, но которая известна каждому пианисту, достигшему своей цели путем самовоспитания и размышлений.[127] /Цит. по: Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М., - Л. 1969.ю. С. 5./

Двигательный метод в овладении исполнительскими движениями основывается на их автоматизации в результате многократных упражнений. Великий фортепианный педагог Карл Черни так описал его в предисловии к своему пособию “Школа виртуоза”.: Изучение трудностей на фортепиано совсем не так ужасно и утомительно, как многие думают... Для достижения этой важной цели в возможно кратчайший срок в предложенных упражнениях назначено и предписано число непрерывных повторений в несомненном убеждении, что упражняющийся уже в течении нескольких месяцев достигнет такой степени беглости, какой на обычном пути он едва ли добьётся во столько же лет..[128] /Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М., Л. 1964. С. 124/

Немирович-Данченко как-то высказался, что техника для актера –то же самое, что оружие для солдата. Без него он оказывается мало на что пригодным. Поэтому серьезное изучение и овладение специальными техническими приемами своего искусства – у живописца, музыканта, танцовщика должно находиться под самым пристальным вниманием. Здесь надо помнить крылатое выражение Анатоля Франса о том, что «Для искусства самую большую опасность представляет мастер, который не является Художником и художник, который не является Мастером». В первом случае мы будем иметь дело с прекрасной формой, за которой не стоит никакого содержания, во втором - с неряшливым дилетантизмом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.