Здавалка
Главная | Обратная связь

Психология созерцателя



Фрейд сравнивал произведение искусства со снами художника, которые оказались воплощенными в форме художественных образов. Тот мир, который создает художник в процессе своего творчества, передаёт лишь иллюзии пространства и времени, которые по мнению английского искусствоведа С.Лангера не имеет с действительностью ничего общего. Гармонически организованное пространство художественной картины не есть пространство нашего опыта, - отмечает исследователь. Пространство, с которыми имеет дело живопись, творится художником. С.Лангер называет его условным, виртуальным пространством, в отличии от реального, действительного пространства.[140] / См. об этом: Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 2001, с. 37/. Однако несмотря на всю иллюзорность действительности, отражаемой в произведении искусства, оно способно, тем не менее, глубоко воздействовать на психику тех, кому искусство необходимо для полноценной жизни.

Тех, кто воспринимают произведения искусства - читателей, зрителей и слушателей, в социологии массовых коммуникаций обычно называют реципиентами./ От английского слова reception ….. – принятие./ Мы их будем обобщенно называть русским словом - созерцателями. Без них невозможно создание и существование ни одного произведения искусства, потому что для них оно и создаётся. Созерцание можно относить не только к зрительному восприятию, но и к слуховому.

Созерцатели, приходящие на выставку, в театр, на концерт, хотят получить от исполнителей не только эстетические переживания, но и некоторый жизненный опыт, который поможет им в их дальнейшей жизни. Погружаясь в мир художественного произведения и наблюдая, как герои пьес и фильмов, персонажи живописи и театральных спектаклей, в чем-то похожие на них, справляются с трудностями, они присваивают себе этот опыт и тем самым расширяют свой жизненный багаж. Переживая эмоции, пробужденные либо словами актера, либо звуками музыки, через аналогии и ассоциации созерцатели могут вспомнить свои старые душевные травмы, отреагировать их и получить то катарсическое очищение, о котором говорили древние греки.

Истинные созерцатели искусства самым непосредственным образом участвуют в процессе исполнительского творчества, точнее говоря - сотворчества, потому что сопереживая содержанию произведения искусства, они вдыхают в него свою собственную душу.

И это – неизбежно.

В своей книге «Путь актёра» великий русский актер Михаил Чехов писал о том, что зрители имеют право влиять на творчество актера во время спектакля, и актер не должен мешать этому. Воля зрительного зала вносит свой оттенок в то вдохновение, которое посещает актера во время игры. По справедливому убеждению М.Чехова спектакль состоит не только из актеров, но и из публики. Он замечал, что спектакль мог идти хуже только потому, что публика или часть её не была достаточно внимательно при самом начале спектакля. Публика «может повысить качество спектакля своим участием в нем; но может и понизить его чрезмерным спокойствием своим и пассивным ожиданием впечатлений. Публика должна хотеть увидеть хороший спектакль, и она увидит его, если захочет.[141] /Чехов Михаил Путь актера. М., 2003. с.91/

Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн высказывался аналогичным образом: “Каждый зритель в соответствии со своей индивидуальностью, из своего опыта, из недр своей фантазии, из ткани своих ассоциаций, из привычки и особенностей своего характера, нрава и социальной принадлежности творит образ по этим точно направляющим изображениям, подсказанными ему автором, неуклонно ведущим к познанию и переживанию темы”. /С. Эйзенштейн. Собр. соч. в 6 т., т. 2, М.,1964, С.13/ Но для подобного восприятия должны быть сформированы соответствующие навыки, которые, как мы неоднократно отмечали выше, имеют свои корни в психологических механизмах эмпатии и идентификации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.