Здавалка
Главная | Обратная связь

Социально-психологические факторы художественного восприятия



То впечатление, которое созерцатель получает от восприятия произведений искусства, зависит от его жизненного опыта, условий его воспитания и установок на будущее.

В исследовании музыкальных предпочтений старших школьников московских школ, проведенном автором данного пособия, было выявлено, что, например, в отношении к тяжелому року негативные оценки этого жанра учащимися из семей с высоким социальным статусом встречаются в два раза чаще по сравнению с учащимися из семей с низким социальным статусом.( 25,7% у школьников из семей с высоким социальным статусом против 11,5% у учащихся с низким социальным статусом).

Восприятие музыки оказалось связанным и с успеваемостью. Восторг и уверенность в себе при восприятии тяжелого рока испытывают 16,7% отличников, 25,8% “хорошистов” и 66,7% неуспевающих. Никто из неуспевающих старших школьников не испытывает от произведений этого жанра отрицательных эмоций. Но такие переживания отметили у себя 20% отличников и 24% “хорошистов”. Можно предполагать, что наличие в этом жанре особой компенсаторной функции, актуализирующейся при переживании жизненных трудностей и неудач.

Отличники и “хорошисты” дают в два раза больше положительных оценок русской народной песне, чем те, кто числится среди неуспевающих. Если отношение к танцевальной диско-музыке в целом у всех опрошенных было однородно и положительно, то в отношении к авторской самодеятельной песне наибольшее количество положительных откликов встречается у ребят, которые активно участвуют в общественной жизни школы. Эти данные говорят о том, что те учащиеся, которые лучше развиты в интеллектуальном и нравственном отношении, ближе стоят и к культуре своей страны.

Оценка музыкальных жанров оказалась зависимой и от пола. Среди девушек классика положительно оценивается примерно в полтора раза чаще, чем среди юношей ( 46,4 % у девушек и 31,1% у юношей. Обратная картина наблюдалась при оценке тяжелого рока. Здесь положительные оценки юношей в два раза превышали аналогичные оценки у девушек.

В проведенном исследовании удалось установить, что положительные оценки самодеятельной авторской песни и классической музыки положительно коррелируют с наличием у старшеклассника общественной направленности содержания ценностных ориентаций. Положительная оценка рок-музыки и существенное ей предпочтение в структуре музыкальных интересы может говорить о преобладании защитных реакций, связанных с компенсацией положительных эмоций, недополучаемых в контакте с окружающей действительностью.

Высокая оценка и признание классического искусства как важного элемента своего духовного багажа возникает у человека как результат зрелости личности, выбора такого стиля жизни, который обусловлен продуманно выбранной системой ценностных ориентаций личности. В своей совокупности это выражает зрелость «Я-концепции», которая есть уверенное и четкое представление о самом себе как об общественном человеке.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.