Здавалка
Главная | Обратная связь

Источник художественного творчества – фольклор



Сложно и невозможно представить себе народную жизнь и все её необходимые проявления без звуков, без красок, без движений. Преломляясь через специфическую форму художественного образа, эти естественные человеческие проявления создали фольклор.

История искусства говорит нам, что первоначально все виды искусства в зачаточном виде существовали в виде синкретизма фольклора, в котором музыка, пение, танец и драма существовали и до сих пор существуют вместе. Эти виды художественного творчества существовали главным образом в импровизационной форме. В этой форме художественного творчества все участники народного действа знали в общих чертах сюжет обряда или праздника и по ходу действия наполняли его танцами, стихами, музыкой. Все они по своему содержанию и форме выполняли функцию регуляции эмоциональной и социальной жизни в связи:

- со сменой времен года,

- с началом и окончанием трудовых работ,

- со вступления в брак,

- рождением детей,

- смертью близких.

Согласно теории ортогенетической концепции развития, предложенной Х. Вернером, процесс любого развития движется от синкретизма к дискретности, от диффузности к отчетливости, от ригидности к гибкости, от лабильности ( подвижности) к стабильности. Концепция Х. Вернера был предложена для объяснения принципов развития живых систем. И фольклор, как живое народное культурное образование, так же подчиняется этим закономерностям.

Проявление дискретности развития можно видеть в выделении из фольклора самостоятельных видов искусства - музыки, театра, живописи, хореографии и т.д.

Проявление отчетливости – движение внутри жанра от его размытости к упорядоченной форме, например, движение от танцевальной сюиты в 15-16 веке к форме сонаты и классической симфонии в более позднее время.

Проявление гибкости вместо ригидности просматривается в разнообразии и вариативности жанров – опера может быть героической, комической, героико-патриотической, просто опереттой.

Движение от неустойчивости к стабильности проявляется в отходе от импровизационности фольклора к твердо фиксированной записи текста музыки, песни, драмы в творчестве профессиональных авторов.

Это единство многих искусств даёт основания для того, чтобы строить программу вхождения в мир искусства как в детском, так и во взрослом возрасте с такого же синкретического действия. Этот подход мы видим в лучших программах эстетического воспитания, которое в своё время были разработаны в НИИ дошкольного и в НИИ художественного воспитания Российской академии образования.

Поэтому на ранних стадиях театрализованное музыкально-хореографическое действо, включающее в себя элементы всех видов искусств, является наиболее адекватным методом приобщения ребенка к искусству. По нашем мнению этот процесс начинать надо с музыкально-игровых драматизаций.

Л.С. Выготский полагал, что “обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, - добавлял он, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению”. / Психология искусства, М., 1965,С.337/. Привить и развить некоторые приемы мышления и воображения - задача для современной педагогики художественного творчества вполне реальная и достижимая.

 

Психологическую основу всех предлагаемых ниже методов развития художественно-творческих способностей составляют развитие у учащихся навыков эмпатии и идентификации, которые составляют суть целостного художественного восприятия и переживания действительности. Эти психологические механизмы на ранних стадиях развиваются главным образом на основе копирования и имитации движений и действий, выполняемых на основе наблюдения и последующего воспроизведения с соответствующим внутренним настроем. Как правило, при выполнении упражнений допускается и приветствуется импровизация, которая проявляется в самостоятельном поиске наиболее выразительных средств.

Исходя из основных положений психологии творчества, разработанных в работах Гилфорда и Торренса, для развития творческих навыков, а так же навыков концентрации внимания, воспитания тонкости ощущений и восприятий необходимо обращать внимание на:

· Умение видеть в предмете как можно больше различных признаков;

· развитие чувствительности к мельчайшим деталям;

· умение видеть предмет с иной точки зрения, для чего необходим отказ от эгоцентричной установки;

· умение видеть и воссоздавать целое из отдельных его частей.

Хореография

Тело человека – его самый первый инструмент познания человека и преобразования им окружающего мира. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что развитие творческого потенциала должно начинаться с развития движений тела.

Как показывают многочисленные исследования в области психологии творчества, результативность творческих поисков оказывается напрямую связанной с общей психической человека. А эта свобода в свою очередь зависит от разнообразия и гибкости физических движений человека. Физически скованные индивиды часто оказываются ригидными. Они, как правило, тяготеют к однообразным и шаблонным подходам к действительности и не склонны к оригинальным и творческим решениям, как своих личных, так и профессиональных проблем. То, как двигается человек, как он держит своё тело, во многом определяет его характер, уровень самооценки, стиль жизни и общение с окружающими.

Занятия танцами углубляют самопознание, меняя восприятие человеком самого себя и отношение к собственному телу в лучшую сторону. Танец способен освободить сознание от негативных переживаний и наполнить его положительным мироощущением. Увеличивая свою подвижность, гибкость, разнообразие привычных движений, человек устраняет как двигательные блоки, так и психические зажимы, делая свою жизнь более радостной. Предлагая человеку двигаться несколько по-другому, нежели привычным способом, ганец изменяет самосознание человека. Представление человека о самом себе, образ самого себя, именуемый «Я-концепцией», самым тесным образом связанном с его телом. Тот, кто отвергает своё тело, часто отвергает и самого себя, нередко загоняя себя при этом в депрессию. Интеграция тела со своей «Я-концепцией» приводит к улучшению состояния внутреннего мира.

Искусство танца связано с глубинными потребностями человека выражать свои чувства и мироощущения в движениях тела. Поэтому оно присутствует во всех известных видах культуры. Легенды говорят, что древние греки могли выражать при помощи танца эпические повествования и даже целые философские трактаты. Аналогичные свидетельства мы находим и в Индии, которая славится своими хореографическими достижениями. Многие обряды первобытных народов осуществлялись в форме ритуальных танцев.

В современной хореографии отчетливо прослеживаются две тенденции развития. Первая из них связана с классической академической балетной школой, сформировавшейся во второй половине 19 века благодаря творчеству Мориса Петипа и его последователей. Эти традиции классического танца живут до сих пор в мало изменяемом виде.

Вторая тенденция берет свои истоки в обобщении искусства танца различных народов мира. Это так называемый современный танец, танец-модерн, в котором мы видим причудливое соединение классического балета с элементами танца негритянских, арабских и индийских традиций.

Особенностью классического танца является требование к танцовщику держать тело строго вертикально, для чего необходим высокий тонус мышц брюшного пресса и ягодиц. Благодаря этому все движения выполняются как бы из единого динамического центра, что создаёт целостность и законченность каждого движения.

Особенностью современного неклассического танца, основанного на фольклорном обобщении, является организация движения из разных центров тела. При этом тело остаётся максимально свободным, так что руки, голова, плечи таз могут двигаться независимо друг от друга.

Помимо этого современный танец обогащается многими специализированными спортивными движениями, взятыми из восточных боевых искусств и оздоровительных гимнастических комплексов – у-шу, аэробики, акробатики и колланетики. Легко заметить, что репертуар движений в современном танце-модерн намного разнообразнее, чем в классическом.

Прежде чем приступить к приобретению творческих навыков в области хореографии, надо постараться освоить большое количество элементарных движений, выполняемых отдельно каждой частью тела. Все движения, которые свойственны человеку, можно классифицировать следующим образом. Это движение:

- вверх-вниз,

- вперед-назад,

- вправо-влево.

Вращательные движения всего тела вокруг своей оси, выполняемые как в вертикальном положении, так и в горизонтальном, и в каждой его отдельной части:

- круговое по часовой стрелке,

- круговое против часовой стрелки.

- в виде лежащей цифры восемь (знак бесконечности).

Движения могут быть прямые, совершаемые в одной плоскости, и перекрестные, совершаемые в разных плоскостях. Вращения могут выполняться на ногах, на руках, на голове, на спине и на животе.

Каждый вид движения выполняется каждой частью тела, которая может двигаться:

-пальцами рук,

- кистями,

- локтями,

- предплечьями,

- плечами,

- головой,

- глазами,

- нижней челюстью,

- тазом,

- бедрами,

- коленями,

- ступнями,

- пальцами ног.

Освоив эти элементарные движения, следует соединять движения отдельными группами мышц и частями тела, например, правая рука – левая нога, правая рука – правая нога.

В танцевальной системе, разработанной английским хореографом Р. Лабаном, структура движений регистрируется на основании четырёх факторов – пространства, силы, времени и течения. Исходя из их разных параметров, Р. Лабан рассматривает восемь базовых типов усилий, на которые можно разложить любое движение:

- прямые - многофокусные движения, которые отражают фактор пространства;

- мощные – легкие, которые отражают фактор силы;

- быстрые – медленные, которые отражают фактор времени;

- ограниченные - свободные, которые отражают фактор течения.

Подобные подход позволяет легко диагностировать двигательный репертуар танцовщика и позволяет арт-терапевту выстраивать программу его творческого и личностного развития, двигаясь от ограничений к свободе, а от ригидности – к разнообразию.

Далее различные движения соотносятся с чувствами и отношениями танцующего, что позволяет им углубиться внутрь себя и осознать причины своей ригидности и ограниченности. Продуманная система вопросов, активизирующая самоанализ, помогает связать движение с внутренним миром.

Пространство – как много места я позволяю себе занять в жизни среди других людей? Насколько я чувствую «своё» пространство? Как я входу в пространство других людей? Какие зоны пространства мною освоены и используются, а какие нет?

Время – какой ритм более органичен для меня? При каком ритме – быстром или медленном – я чувствую себя более уверенным, более осознающим, более испуганным? Могу ли я освоить разнообразие ритмов?

Вес – насколько я чувствую свой вес? А, следовательно – опору, поддержку, связь с землей? Могут ли я доверить свой вес, своё тело в его взаимодействии с гравитацией другим людям?

Течение – насколько направлены мои движения? Насколько я могу «держать» цель, определенный ритм и стиль движения? Как часто и какие части тела «выпадают» из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в моём теле?

На основе системы Р. Лабана можно создать большое количество техник и упражнений.[143] / См. об этом: Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия. Справочник практического психолога. М., 2005,с. 535-536.

Любое заболевание означает сбой ритмических процессов в организме. Ритмические танцы помогают восстанавливать функционирование в организме процессов торможения и возбуждения и тем самым оздоравливают человека. Ритмические танцы способны вводить человека в двигательный транс, связанный с измененным состоянием сознания и который сродни двигательной медитации, имеющей богатую традицию использования в различных религиях.

Далее мы приводим примеры тематических танцев, взятых из цитированной книги. Они разработаны в рамках направлений танцевально-двигательной терапии и ритмической. Выполняйте их в свободной форме. Главное в исполнении – добиваться свободы и спонтанности самовыражения самых разных чувств, возникающих в связи с переживанием как радостного, так и травматического опыта. Таким образом благодаря танцу жизнь проживается как бы дважды – в реальности и на уровне символического выражения в танце. Это придаёт жизненному опыту необходимую законченность и осмысленность.

Музыку для предлагаемых ниже танцев мы рекомендуем взять из репертуара эстрадно-симфонических оркестров под управлением Поля Мориа и Джеймса Ласта. Музыка, которую они исполняют, насыщена современными ритмами, богатством мелодий и отвечает требованиям самого высокого художественного вкуса. Очень экспрессивна и хорошо подходит для выражения в танце самых разнообразных чувств музыка аргентинского композитора Астора Пьяццолы.

 

Темы для танцев

1. Визуальный танец. Поставьте любимую музыку, лягте на пол и расслабьтесь. Представьте самого себя танцующим. Следует созерцать два образа – танцующий и лежащий.

2. Танец частями тела. Представьте, что ваше тело в полном покое и только кисть одной руки может танцевать. Далее танцуйте по отдельности всеми указанными выше частями тела, вплоть до каждого пальца руки и ноги. Можно сделать и парный танец - руки и ноги, шеи и таза и т.д.

3. Танец с самим собой. Выполняет перед зеркалом. Начинайте двигаться под медленную музыку. Представьте себе, что вы видите себя впервые. Каково ваше впечатление? Как бы отнеслись к человеку, которого видите в зеркале? Что в вашем танце характеризует вашу индивидуальность и отличает от других? Поищите новые движения для обогащения своих чувств.

4. Танец на просторе. Представьте себя в окружении бесконечного свободного пространства – в космосе, в океане, в степи. Танцуйте, растекаясь в пространстве, в котором тело теряет свои границы. Представляйте, как все ваши проблемы уходят в бесконечность.

5. Танец животных сил. Представьте себе то животное, которое вам симпатично, и на которое вы хотели бы походить. Войдите в его образ и почувствуйте с ним внутреннюю связь.

6. Моё имя. Выразить в танце свое мироощущение и связанное с ним своё имя.

7. Последний день. Представьте себе, что наступил последний день вашей жизни и вы танцуете для Бога. Постарайтесь рассказать ему о вашей жизни, о том, что вы достигли, что не достигли, перед кем вам надо покаяться и попросить прощения.

8. Танец смерти. Представьте себя в виде собственного скелета. В сиянии полной луны, на заброшенном кладбище вы встаёте из могилы и начинаете танцевать. Почувствуйте, как движется скелет и как постукивают кости. Танец отлично прорабатывает различные страхи и избавляет от них.

9. Танец новорожденного. Представьте себе, что вы родились заново и начинаете свою заново, с белого листа. Посмотрите на мир чистыми глазами ребенка, так, как будто вы видите его в первый раз.

10. Танец любви. Выразите в своём танце ощущения любви к жизни, в котором вы – сама любовь, которая изливается из вашего сердца на весь окружающий мир.

Литература

1.Никитин В.Н. Модерн Джаз-танец. Начало обучения. М., 1998.

2. Горшкова Е. Выразительные движения. Танец Души. //Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. /Составитель В.Ю. Баскаков, М., 2001.

3. Еремина М. Роман с танцем. СПб. 1998.

4. Дункан А. Танец будущего. Моя жизнь. Киев, 1994.

Старк А., Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия . Пер. с англ. И. Бирюковой. Ярославль. 1994.

***

Музыка

Музыкальное искусство, как и танец, представляет собой невербальную форму выражения. По определению выдающегося отечественного музыковеда Б.В.Асафьева музыка - это искусство интонируемого смысла. Это означает, что для понимания смысла музыкального произведения его следует не столько рационально понимать, сколько стараться чувствовать эмоциональное значение тех интонаций, которые передаются при помощи звуков музыки.

Приступая к выполнению нижеследующих упражнений, надо знать, что основными средствами музыкального выражения, от которых зависит создаваемое настроение, являются лад и темп, которые предопределяют, какими будут другие средства музыкальной выразительности: мелодия, гармония, ритм, метр, темп, тембр, регистр, динамика. Варьируя их параметры, можно добиваться передачи различных настроений и их оттенков. При выполнении вокальных импровизаций следует обращать внимание на такие характеристики певческого голоса, как звонкость и полетность, отчетливость и мягкость звука.

Для целей музыкально-творческого развития можно использовать следующие виды упражнений:

1. На ударных и шумовых музыкальных инструментах - бубнах, барабанах, трещотках, маракасах т др. импровизировать ритмический рисунок, а затем и мелодию основных эмоциональных состояний - печали, радости, спокойствия и гнева.

2. То же самое задание в отношении выражения архетипов коллективного бессознательного - Героя, Матери, Мудреца, Дитя.

3. Импровизировать ритмический рисунок, а затем и мелодию основных природных стихий – Земли, Огня, Воды, Воздуха.

4. Импровизировать произнесение своего имени с различными интонациями – радости, уныния, восторга, гнева и т.д.

5. Сочинять абстрактные стихотворения типа:

Фенора мега трани фога

Беданис куртис парвин док,

Ачера мерда ферка турна

Мешадра вона мергис спок.

Следует почувствовать тембровую краску гласных и согласных и то настроение, которое может за ним стоять. Например, гласная а - открытая, светлая, легкая, радостная. Гласная у - мрачная, приземленная, тяжелая. Далее читать стихотворение в различных эмоциональных модальностях, используя словарь признаков характера звучаний, разработанных в исследовании В.Г. Ражникова.: - радостно, спокойно, элегично, властно, грозно, странно, дерзко и т.д.[144] (Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 2004.)

6. Интонировать голосом эти же эмоциональные состояния без текста, превращая стихотворение в мелодическое интонирование.

7. Выполнить абстрактную импровизацию на фортепиано, передавая кластерами аккордов художественный образ, выражающий то или иное настроение.

8. Проговорить диалог Шустрика и Мямлика, которые собираются кататься на лыжах.

9. Сделать этот же диалог бессловесным и мелодичным, интонируя голосом соответствующие смыслы.

10. Мелодизация и импровизация различных движений человека: «Прогулка», «Торжественное шествие», «Погоня» и т.д.

11. Мелодизация и импровизация голосом образов и движений животных: «Танец медведя», «Шустрый зайчик», «Хоровод белок», «Шествие черепах» и т.д.

12. Импровизации мелодий на темы образов природы: «Весенний ветер», «Утро в лесу», «Разговор морских волн», «Далекая звезда».

13. Сравнение собственного творчества с творчеством профессиональных композиторов, которые создавали музыку на те же образы. Такие произведения, как «Картинки с выставки» М.Мусоргского, «Времена года» П. Чайковского, «Карнавал животных» К.Сен-Санса, программные произведений Ф.Шуберта, Р.Шумана дают для этого богатый материал.

14. Импровизации голосом и на инструменте мелодии на темы картин изобразительного искусства, например: «Алёнушка» Васнецова, «Масленица» Кустодиева, «Золотая осень» Левитана.

15. Импровизация различных по характеру мелодий на основе органного пункта или гармонического трезвучия. На основе этого упражнения хорошо осваивать различные виды мелодического движения – поступенное, скачкообразное, на основе прямых и ломаных арпеджио, с опеванием верхних и нижних задержаний.

16. Импровизировать мелодии голосом или на инструменте в стиле различных композиторов – Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шопена. Для этого сначала прослушивается несколько произведений выбранного композитора для обогащения музыкально-слуховых представлений и вычленение наиболее характерных для этого композитора интонаций.

17. Импровизация мелодий на основе простейших ладогармонических последовательностей типа:

a) I – VI – II – V – I;

b) I - IV – V – I;

c) I – V – V – I, I – IV – VII – III – VI – II – V – I.

На эти и другие гармонические последовательности можно импровизировать мелодии в различных стилях и жанрах народной музыки - русской, испанской, венгерской. Это могут быть танец, песня или марш.

Эти импровизации могут исполняться как индивидуально, так и коллективно.

Литература

1. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. Учебник для музыкального самообразования. М., 2000.

2.

3.

***

4. Театр

Театр является синтетическим искусством, в котором слово соединяется с мимикой и жестом. С их помощью актеры воссоздают и передают публике выражаемые ими различные эмоциональные состояния. Поэтому все существующие театральные студии и школы включают в процесс подготовки актеров специальные упражнения, нацеленные на развитие у них речи и пластики.

Развитие речи начинается с постановки дыхания, а развитие пластики - с развития воображения. Поэтому параллельно с освоением техники дыхания предлагаются задания на выполнение образных этюдов, в которых задействована работа воображения.

Постановка дыхания

Все виды исполнительского искусства - театральные, музыкальные и хореографические предъявляют большие требования к правильному дыханию. В его основе лежат умения пользоваться диафрагмальным типом дыхания, мышечной свободой и равномерностью выдоха. Упражнения на развитие дыхания могут следующие:

1.Ровное дыхание без пауз между вдохом и выдохом.

2. Ритмизованное дыхание в различных пропорциях по съемам:

Вдох
Пауза
Выдох
Пауза

 

При диафрагмальном дыхании воздух берется сначала «в пояс», при котором передняя стенка живота идет вперед, затем им заполняется средняя часть легких, после чего верхняя. Выдох совершается в обратном порядке. Для контроля можно положить ладони рук на живот.

3. Встать прямо, взять полное дыхание и медленно выдыхать на звук ссс…, ммм… При мычании чувствовать вибрацию на губах и в голове. Посыл звука в переднюю часть твёрдого неба на корни передних верхних зубов обеспечивает наилучшее резонирование голоса, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.

4. Зажечь свечу на расстоянии 20 см от рта и выдыхать, сохраняя равномерный наклон пламени свечи.

5. Взять полное дыхание и выдыхать воздух порциями. Дети могут сделать от 15 до 20 выдохов, взрослые - до 50-60. Главное – равномерный объём выдыхаемой порции воздуха.

6. Тянуть на одном звуке ( на одной ноте) слоги ми-ме-ма-мо-му, контролируя ровность звука и звучность каждой гласной. Гласные и, е, у, являются наиболее «узкими», собранными по звучанию. Они дают хорошее резонирование и именно поэтому разработка верхнего головного резонирования вокалисты начинают с них.

7. То же самое упражнение выполнять в разных регистрах – нижнем, среднем, верхнем. Почувствовать, как включаются в работу брюшные, грудные и головные резонаторы.

8. Имитация звона колоколов для подключения нижних, средних и верхних резонаторов. Нижние – бум-мммм, бум-ммм. Средние - бам-ммм, бам-ммм. Верхних – бим-ммм, бим-ммм.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.