РАБОТА РЕКЛАМНОГО АГЕНТА
Рeкламный агент — связующее звено между рекламодателем и производителем рекламы. Пока рекламодатели толком не знают, какая им нужна реклама и нужна ли она вообще, пока рекламные агентства только еще выявляют свою специфику, профессия рекламного агента наиболее актуальна. Сегодня в России она особенно нужна. знание агентской рабoты необходимо и тем, кто решил связать свою судьбу c этой специальностью, и тем, кто думает o карьере рекламиста (начальник отдела, руководитель направления и т.д.), и тем, кто думает o собственном бизнесе — не обязательно рекламном. Критерии успешной работы агента по рекламе: честолюбие, напоpистость и желание; усилия (упорная работа); преданность работе; квалификация. Первое, что должен пропагандировать агент, это необходимость рекламы как способа продвижения товара на ръiнок. Бытует мнение, что когда товар хорошо расходится, ему реклама Не нужна — это глубокое заблуждение. Во-первых, конкypенты не дремлют, вo-втoрыx, появляются новые конкypeнты, в-третьих, необходимо поддерживать свою известность, в-четвертых, появляются новые виды товаров и услуг — их также следует продвигать на рынок, в-пятыx, для постоянного клиента рекламопроизводители и рeкламораспpoстpанители делают большие скидки. Фирму, марку, товарный знак следует закрепить в сознании потребителя. Упущенное время —это упущенныевозможности. Рекламная пауза может затруднить расширение объема продаж, завоевание новых территорий, привлечение новых клиентов. При отсутствии постоянной рекламы любая критическая ситуация чрeватата катастрофой, банкротством. Реклама (в том числе имиджевая) может сгладить некие противоречия, помочь выбраться из затруднительного положения (пример c инкомбанком). Важно уяснить целъ рекламодателя — чего он желает добиться своегг рекламой. Цель определяет характер рекламной кампании. Рекламная кампания —это комплекс проводимых в определенный период непрерывных мероприятий по рекламированию товаров или услуг в конкретном радиусе действий. Главные этапы: определение целей, исследование рынка, изучение товара, разработка рекламной идеи, выбор реклaмных средств, составление тематико-финансовогo плана, изготовление и ввод в действие рекламных средств, контроль за ходом, оценка результатов. Конечно, разработка концепции рекламной кампании — сложная задача и под силу она квалифицированному реклaмисту. A осуществление Мероприятий РК — под силу группе рекламистов, коллективу (чаще —aгeнтство или редакция рекламной газеты, отдел рекламы общественно‑ политической газеты). Но агент обязан объяснить необходимость РК, необходимость обращения к специалистам. ТВОРЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОНЫЕ АСПЕКТЫ Репутация рeклaмы также связана c профессионализмом. То, что профессионально, то этично. Профессионал не допустит недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной, скрытой реклaмы. Все это, кстати, неэффективно и чревато коммерческими потерями. Рекламная деятельность становится эффективной, если приобретает качества системности, если реализуются ее пpиродныe функции. Коммерческая информация может по-своему формировать общественное сознание, способствовать коммуникационным связям в обществе, содействовать улучшению качества жизни, повышению ее стандартов, развитию производства, независимости прессы. Информиpуя, реклама налаживает торговые, партнерские связи, контакты между производителями и потребителями, убеждая последних попробовать новый товaр, Воспользоваться услугой, в надежде, что они впос.педствии станут постоянными клиентами. K сожалению, именно низкая информативность отличает большинство объявлений, размещаемых в местных газетах. Поскольку современная реклама, как правило, рубрицируется, информационная скудость рeкламных обращений становится особенно заметной. Нередко в рекламном блоке располагаются объявления-близнецы (один товар, один ассортимент услуг), в которых можно свободно поменять название фирмы, тоpговый знак, товарную фирму, но суть «текстов>> от этого не пострадает (верный признак неэффективной рекламной коммуникации, не ориентирующейся на уникальное торговое предложение, на то особенное, что отличает именно эту фирму). Встречаются и другие типичныe ошибки: рекламодатели по‑прежнему избeгaют указания цены товара/услуги; заказывают слишком маленькие площади для своих объявлений, при этом стараясь разместить как можно больше слов... Отдел рекламы общественно-политической газеты, тем более редакция рекламной гaзеты при поиске заказчиков дoлжны yчитывать, что сегодня реклама охватила практически Все сoциальныe сферы (экономика, политика, зрелищная индустрия, юриспруденция, наука и экология, образование, медицина, сфера быта, семейные отношения) — такая «всеохватная» тематическая структура, также способствующая созданию на гaзeтных страницах более полной картины современного мира, позволит более полно реализовать ориентирующую функцию рекламы. Сегодня же компоновка рекламньiх блоков провинциальных изданий выглядит слyчайной: многие из перечисленных сфер отсутствуют; нередко объявления «перемешиваются» (однотемные могут размещаться в рaзных Местах одной полосы, на pазныx страницах газеты, даже если в них отсутствуют признаки оперативности или привязки к материалам редакционной части); характер объявлений не соответствует характеру читательской аудитории, целевых потребителей. Качественная реклaмa стимулирует распространение товаров/услуг, создает предпочтение к товару и приверженность торговой марке товара или компании. Ориентация на группы перспективных потребителей, проектирование в связи c этим стратегии маркетинговых коммуникаций способствуют проявлению стимулируюиуей функции рекламы. Она тесно связана c экономической функцией, но ее содержание много шире. Конечно, в терминах маркетинга общей задачей рекламы является снижение стоимости продаж. Информируя одновременно массовую аудиторию, реклама значительно сокращает стоимость распределения и облегчает задачи личной продажи. Это ведет к снижению цен и повышению прибылей, инвестируемых в оборудование и рабочие места (существует, пpавда, и обратное мнение: затpаты на рекламу повышают стоимость товара или услуги —оно, видимо, справедливо для начинающих или неперспективных фирм). B целом же возможность свободно рекламировать свою деятельность стимулирует новыхпроизводителей вы ходить на pыночное пространство, свободная добросовестнaя конкуренция в Конечном итоге способствует совершенствованию старых и появлению новых товаров (исчезают не оправдавшие себя товары, повышаются стандарты качества). Массовая разноплановая реклама, создавая для потребителей привлекательную картину, в том числе и в виде необходимых качественных товаров/услуг, мотивирует, стимулирует население к их приобретению, к переходу к более высоким стандартам жизни, ведь удoбные, крaсивые тoваpы («факты быта») также способны облегчить и даже украсить нашу жизнь. Понятно, что лишь подлинная реклама (информативная, оригинальная по замыслу, стилю, дизайну) может служить распространению высокиx ценнoстей, экономической культypы, культypы потребления, культypы быта. Со вкусом сделанная реклама в свoю очередь по-своему воспитывает эстетический вкус y людей. Трудно переоценить культурно-образователъную, просветительскую роль рекламы, пропагандирующей все новое, передовое, объясняющей назначение лучших товаров или услуг. Являясь особым видом информации, реклама может — по контрасту — снимать напряжение, переключать внимание тех же читателей газет, отвлекать их на какое-то время от сугубо серьезной тематики, развлекать их (рекреативная функция). Любая комплексная рекламная кампания должна yчитывать перечислeнные выше основные функции рeкламы, выполняющей при этом массу задач: распространять знания o предприятиях, организациях, их достижениях, финансовом положении, репутации, клиентах; поддерживать положительные эмоции y людей, купивших тот или иной товар, воспользовавшихся той или иной услугой; воздействовать на лиц, влияющих на принятие решений o закупке товара; рассказывать об улучшении качеств товара в интересах потребителя и многие другие. Помимо функций, специфичность рекламы выявляется по ряду других критериев: по цели, объекту, методам и принципам выбора и воздействия на аудиторию, произведениям, материaльным вложениям, оценкам эффективности и др. По этим параметрам надо отделять рекламу, c одной стороны, от журналистики и паблик рилейшнз, c другой — от сейлз-промоушнз и директмаркетинга как коммуникационны х элементов маркетинга. 1. Профессиональный рекламист, ясно представляющий возможности рекламы, ее основное предназначение (функции), выдeляет далее разновидности рекламы, используя те из них, которые наиболее соответствуют поставленной задаче в рамках данной рекламной кампании. Классификации учитывают существенные признаки объектов, используются как средство для установления связей между соподчиненными классами объектив. Можно, применяя те или иные критерии, основания, различать потребительскую рекламу и рекламу в бизнесе (по целевой аудитории); товарную и институционапьную, коммерческую и некоммерческую (по функциям целям); местную, региональную, общероссийскую и международную (по охвату географических территорий); гaзетно-жypнальную, радио- и теле-рекламу (по распространению в СМИ); информативную, увещевательную и напоминающую (по характеру информации) и др. Классифицирование, определение нужных разновидностей рекламы —это продолжение системного подхода, один из этапов разработки рекламной стратегии. Ведь каждая из paзновидностей, описанная в научной литературе, предполагает ориентацию на определенных пользователей — заказчиков и потребителей — рекламы, выбор определенных средств рекламы, общих целей. Если отдел реклaмы не просто размещает уже подготовленные оригинал-макеты объявлений (в этом случае газета является лишь рекламораспространителем, a не рекламопроизводителем, что следует отдельно отметить в договоре), a проводит рекламную кампанию, то именно он берет на себя обязательства по достижению полoжительного результата (создать побудительные мотивы для увеличения спроса на изделие, повысить сбыт товара). Первое, что необходимо предпринять — запpоcить всю необходимую информацию для решения проблемы заказчика, который предполагает либо активизировать потребности целевой аудитории в связи c расширением производства старых, введением на рынок новых товаров, в связи c новыми условиями (повышение качества товара, обслуживания, увеличение ассортимента), .либо выделиться в конкурентном ряду, либо создать, закрепить, продвинуть положительный имидж фирмы или ее руководителя... Исходя из анализа конкретной «производственной задачи», рекламисты формулируют «собственнорекламные зaдaчи»: проинформировать население o новом товаре; убедить в преимуществах рекламируемого товара; напомнить o существующем товаре, усилить, поддержать, возобновить средствами рекламы интерес к нему; создать запоминающийся образ товара. Рекламисту важно знать как можно больше об отрасли, в которой действует предприятие, o специфике его деятельности, o рекламируемом товаре. Подробную информацию может представить отдела рекламы (маркетинга и сбыта) солидной организации или один из руководителей небольшой по масштабам фирмы. B базе данных заказчика необходимая для проведения рекламной кампании информация, как правило, существует, но она требует систематизации c учетом реклaмных задач. Уточняются официaльныe реквизиты фирмы-производителя, области применения продукции, функциональные и техника-экономические свойства, уникaльныe свойства, приводятся аналoги рекламируемой продукции, ее преимущества перед отечественными и зарубежными аналогами, недостатки, экономический эффект, стоимость продукции, патентная защищенность и др. Оценивается предыдущaя рекламная деятельность заказчика, используются результаты уже пpоведенных им фундаментaльных, прикладных, первичных, вторичных, синдикативных и несиндикативных исследований или же по настоянию рекламистов такие исследования специально заказываются, a может быть, проводятся силами отдела рекламы — если он располагает специалистами такого рода. Конкретно-социологические исследования, проводимые до, в ходе и по окончании подготовки рекламных материалов, могут касаться как самого изделия или услуги, таки потребительской аудитории, рынка в целом. 2. B систематизации полученных данных могут помочь матрицы признаков целевой группы и признаков товаров, составляемые рекламистами. Применяя признаки сегментации (демографический, атрибутивный, географический, покупательского поведения, стиля жизни), можно выделить одну или несколько групп аудитории, которыe предполагается подвeргнyть рекламному воздействию; различая товары по таким основаниям, как «миссия», aтрибутивные, технологические, надсистемные, пространственные, временные, материaльные, ценовые признаки и признаки обслуживания, можно усилить наиболее выигрышные «аспекты товара», вызывающие положительные стереотипы и учесть недостатки (объективные, субъективные), вызывающие oтpицательные стeреoтипы, по возможности снивели ровать последние. Рекламный текст всегда учитывает свободу выбора в поведении адресата и именно на нее делает ставку. Задача рекламиста в типичных случаях — не подавить волю контрагента, a уговорить его, побудить к добровольному выбору и действию. Но выбору, подготовленному комплексом доводов, апелляций, ценностно окрашенной аргументации, умелой психологической игрой на общечеловеческих свойствах, стремлениях, желаниях, слабoстях, наконец». Методы стимулирования иллюзии —этой законной дочери потребности и производного от нее желания —сегодня достаточно хорошо извeстны. Выбрaв традиционные или нестандартные каналы и носители распространения рекламы, можно приступать собственно к рекламному проектированию. Ориентируясь прежде всего на газету, сотрудники отдела рекламы должны ясно представлять себе ее достоинства и недостатки как рекламного носителя. K плюсам отнесем небольшую стоимость рекламы, широкую вариативность объявлений, возможность изложения подробностей, быстроту использования, концентрированность воздействия, высокий охват аудитории, локальность охвата, избирательность рекламного воздействия, ценность и постоянство аудитории, сохранность рекламы и др.; к минусам —низкий творческий потенциал, относительную слабость полиграфической бaзы, краткость «жизни», критичность аудитории, высокую конкypенцию c другими объявлениями.' здесь следует заметить, что не существует идеального средства рекламы , как не существует идеальной гaзеты (журнала, теле- или радиоканала) для рекламирования какого-либо товара/услуги. Все зависит от конкретных характеристик предмета рекламы, целевой потребители кой аудитории, параметров канала информации — например, одно издание может быть отличным рекламоносителем для одного товара и абсолютно не пригодным для другого, даже несмотря на большой тираж: просто данный тип периодического издания (a значит, характер потенциальной потребительской аудитории) не подходит данному рекламодателю... Рекламное творчество носит индивидуально-коллективный характер —кажцый из субъектов вносит свою лепту в конечный результат. Сложность для рекламиста состоит в том, чтобы, выработав собственный стиль работы,соединить его c манерой других членов команды, научиться максимально самовыражаться в рамках поставленной задачи, получать удовольствие от полученного результата. Это своего рода типологическая задача, поскольку предполагает угадывание типа потребителя, учет типа газеты, типа рекламного обращения и выбор соответствующих приемов при создании текста и визуального ряда объявления. Теперь остановимся на основных требованиях, предъявляемых к создателям рекламных обращений (составителям и редакторам текстов или копирайтерам, разработчикам идей или креатокам, художникам, шкифтовикам, макетчикам или дизайнерам, фотографам), а также на основных элементах газетной рeкламы. Реклама — прицельный жанр, относящийся к деловой коммуникации, поэтому прагматизм, практическая прицельность здесь превалируют. И все же у «текстовиков» достаточно возможностей, чтобы проявить свои творческие возможности. зaрубежные практики рeкламы (Э. Бакстон, Л. Бэрнетт, A. Kpoмптон, Д. Keйплс, Д. Огилви и др.) выработали своеобpaзные правила, рекомендации, следуя которым в какой-то мере можно застраховаться от типичных ошибок. Обобщив их, выделим наиболее ключевые заповеди:
· выделяйте центральную идею, повторяйте ее в разных вариациях («реклама должна быть сильной в коммерческом смысле»); · будьте правдивыми и искренними («чeстноe обращение, чeстно исполненное»); · ориентируйтесь на рeaльныe, общечеловеческие ценности; · используйте мотив личной выгоды, заботьтесь о полезности рeкламы (каждая коммуникация должна обещать награду за время, потраченнoе читателем, зрителем, слушателем»); · наcыщaйте объявления новостями (вделайте рекламу актуальной · выявляйте внутреннюю драму товара», создавайте «рекламный сюжет»; · будьте доказательны и эмоциональны («обращайтесь к людям через сердце, a не только через голoву»); · будьте оригинальными («противьтесь расхожему, разбейте барьер скуки»), но не усложняйте рекламу; · мыслите образами, «картинками»; · будьте привeтливы , избeгaйтe пошлости и грубости, негативного подхода (проявляйте и воспитывайте вкус) · будьте относительно краткими. Приходит время выбора жанров и форм подачи peкламы, a затем структуры конкретного объявления.
Реклaмные послания в газете или журнале по сути пpедставлeны двумя видами: прямая реклама и реклама г/сложненнъа форм (имиджевая или «косвенная»). Прямую рекламу нередко еще называют модульной или рекламой в рамках, a под ру6ричной понимаются прежде всего объявления чаcтных лиц. Ho и модульные объявления нередко объединяются под той или иной рубрикой, и краткие объявления (без рамок или в рамках) от организаций, пред приятий подаются под рубриками без заголовков, иллюстраций и т.п.. В свою очередь, краткие объявления могут подаваться и оплачиваться по модулям. Реклама усложненныx форм — это реклама в жанрах, заимствованных y журналистики (интервью, репортаж, статья и др.). Она может размещаться как на основе модулей, так и по особы м расценкам, oговoрeнным в прайсах. Если определение «имиджевая»еще можно принять, то определение этой рекламы как «косвенной» некорректно. Рекламные статьи или peкламные интервью дoлжны помечаться тем или иным маркером (чаще всего — «на правах рекламы и рекламодатель рассчитывает на прямой peкламный эффект. Косвенный же реклaмный эффект возникает (или не возникает) после пpoчтения обычного журналистского (не оплаченного!) материала или пресс-релиза, также опубликованного на бесплатной основе. Возможности и того и другого видов рекламы велики сами по себе, их только следует знать и использовать, решaя конкретную рекламную задачу. Рассмотрим структуру газетно-жypнaльногo модульного объявления, которое, кстати, может быть оформлено и без рамки. Вот его составляющие: товарнъый знак (логотип), .заголовок или заголовочный комплекс, слоган, информационный блок, иллюстрации, купон, графические средства. Товарный знак, как правило, размещается справа вверху. 3аголовочнъсй комплект, может включать в себя рубрику, основной заголовок, подзаголовок. Слоган в объявлении является либо самостоятeльным элементом фирмeннoго стиля (располагается над или рядом с товарным знаком, a при повторе — 2-4 раза — компонуется c другими :элементами рекламного объявления по всему его полю), либо элементом заголовочного комплекса. При этом cлоган может и замещaть основнойзаголовок (подзаголовок). Информационный блок призван вьполнять ряд задач, постaвленных рекламодателем (представлять ассортимент т/ц, выделяться среди конкурентов, побуждать потребителей к дeйствию и др.), поэтому он так же, как и все рекламное послание, достаточно жестко структурирован: лид («врезка», «водка», «корзинкa»), основной текст, «вынос в тексте» (так выделяются коммерческое предложение, скидки и льготы и др.), подписи и комментарии, реквизиты (адрес и связь, подписи и др.). «Врезка» может быть рaзвeрнyтым подзаголовком или началом текста. B качестве иллюстраций выступают и имиджевые фотографии, и фотопортреты, и снимки, на кoторых изобрaжены заказчики, посредники, продавцы, клиенты, сами товары, здания, интерьeры и др., и рисунки, и их комбинации, и инфографика (схемы, карты, таблицы, диаграммы и др.). иллюстрации сопровождаются подписями или комментариями, относящимися к отдельным частям фотографий или рисунков. Купон подается как неразрывная часть рекламного послания, но при этом может составляться и оформляться как «вынос в тексте» или как самостоятельное рекламное объявление. K графическим элементам рекламного объявления отнесем титульные и текстовые шрифты, линейки, рамки, украшения (маркеры), цвета, фон, иллюстрации как графические элементы(товарные знаки, логотипы , фотографии, рисунки, коллажи). Все или часть из перечисленных графических элементов могут быть фирменными. Мы представили максимально возможное Количество элементов рекламного послания. B зависимости от рекламной задачи копирайтеры и дизайнеры останавливаются на тех или иных элементах, объединяя их в особую композицию. Композиция может рассматриваться как элемент внутренней или внешней формы. Итак, в газете публикуются модульныe объявления —объявления в рамках, содержащие текст и иллюстрации; мелкие текстовые объявления —рубричная реклама; объявление в виде строки c применением титульного шрифта; реклама усложненных форм — рекламные заметки, репортажи, интервью, статьи; реклама в виде товарного знака, торговой марки — логотипа — со слоганом и без оного; реклама в виде слогана c Телефоном фирмы; имиджевая плакатная реклама c минимумом текста (реклама-вкладыш Не является собственно газетной рекламой; может представлять собой произведение печатной — полиграфической — рeкламы: листовку, буклет, календарь). Используются объявления как упрoщенной («за спичками. Телефон...»), так и усложненной структypы (заголовок, подзаголовок, текст, иллюстрации). Заголовок прежде всего бросается в глаза, поэтому рекламисты придают ему особое значение: он должен сразу же обозначить сферу возможного пoтребительского интереса, содержать основную коммерческую мысль, быть оригинaльным по формулировке и дизайну. «Средний читатель затрачивает на большинство рекламных Объявлений Около секунды. Это все время, котоpым вы располагаете, чтобы крикнуть: "У нас для вас что-то есть!". И вы должны привлечь внимание читателя способом, котopый имеет отношение к вашей коммерческой идее. Например, вы можете захотеть Написать такой заголовок: "Мешки c золотом задаром!" Ну, если мешки c золотом действительно отдаются даром, это удачный заголовок, но если необходимо участвовать в конкурсе, чтобы их выигрaть, или они достаются даром, только если поехать в Скалистые горы, чтобы искать И откапывать золото самому, тогда это нeудачный заголовок. Любой читатель, которого вы завлекли своим рекламным объявлением, будет испытывать но отно шению к вам сильное негодование, и это отношение пеpeнесется на товар,который вы рекламируете» Одно из требований к заголовку — его ясность и простота. Прислушаемся к мнению Д. Огилви: «Некоторые составители реклам пишут заголовки c каламбуром, литературными намеками и другими неясностями. Это — недопустимо? B газете ваше объявление должно состязаться в среднем c 350 другими объявлениями за внимание со стороны читателей. B той же газете исследование показало, что читатели так быстро перемещаются через эти дебри, что они не останавливаются, чтобы разобрать значение невразумительных заголовков. Ваш заголовок должен телеграфировать то, что вы хотите сказать, и он должен телеграфировать на ясном языке. Не играйте c читателем в глyпыe игры». Если заказчик не имеет своего шрифта как элемента фирменного стиля, художник-шрифтовик сам выбирaет для заголовка гарнитуру, рисунок которой в какой-то степени соответствует времени, xapaктepy деятельности фирмы, особенностям товара/услуги; размер, компоновка заглавия соотносится c объемом текста, общей графической композицией. Например. широкий, жирный шрифт воспринимается как «тяжелый», поэтому в рекламе одежды. украшений, пищeвых продуктов он явно неприемлем. Тонкие курсивные шрифты, воспринимаемые как «легкие», удачно подчеркивают особенности товаров для женщин. Рубрика, подзаголовок, первый удaрный абзац («лид») вместе с основным названием образуют заголовочный комплекс (в него иногда входят слоган и торговый знак). У каждого элемента заголовочного комплекса свои задачи: рубрика yказываeт на актуальность объявления («новость от...»), определенный сегмент аудитории («Тебе, абитуриент!») и др.; подзаголовок дополняет заголовок; «лид» вводит в тему, излагает суть коммерческого предложения. Поскольку все эти элементы находятся рядом, шрифты,которыми они набираются, должны представлять собой гармоничную композицию, иерархичность — подчеркиваться рaзличными начертанием, написанием, кеглем. Слоган, призванный в краткой, броской форме вырaжать позицию фирмы, может быть постоянным или рaзовым. K сожaлению, слоганы объявлений, размещаемые в местных газетах, редко указывают на «прoблему потребитeля», большинство из них трафаретны и по смыслу, и по языку неконкpетны , не укaзывают на уникальность торгового предложения, страдают повышенной эмоциональностью и невыполнимыми обещаниями («Только у нас!»; «Свобода выбора»; «Комфорт и роскошь — в каждый дом»). B редакциях все же понимают, что слогaн требует особого оформления — применения наклонного, курсивного написания, динамичной ком поновки — по диагонали, Вертикально, «выворотки>>, дополнительного цвета, особой гарнитypы. Иногда девиз становится элементом заголовочного комплекса — параллельно исполняет роль заголовка или подзаголовка. Повторяющиеся слоганы оформляются в основном единообрaзно, но и их нередко выделяют разными тоном, цветом, шрифтом... Пока еще редко в российских, и не только в провинциальных, газетах используют в объявлениях подпись и комментарии. Между тем они, воспринимаемыe как нерекламная дополнительная информация, прочитываются даже чаще, чем основной текст. К тому же «текстовки» и комментарии к отдельным участкам иллюстрации могут стать отличными рациональными и эмоциoнaльными аргументами в пользу товара/услуги. Основной текст или информационный блок рекламного обращения содержит детали и подробности коммерческой идеи, выраженной в заголовке и подзаголовке: в нем сообщается об ассортименте товаров или услуг; уникальном торговом предложении, отличающем фирму от конкурентов, ориентированном на определенного клиента, побуждаемого к действию; Коммерческих, некоммерческих и «партнерских» скидках и льготах, если таковые предусмотрeны производителем; формах связи (адрес, телефоны и т.д.). Наиболее чaсто встречаемые ошибки: рекламирование в одном объявлении сразу нескольких рaзнородных товаров; отсутствие названия фирмы, указания на цену, часы рабoты и др. Объявления могут содержать купоны, но они пока Не приживаются в России. Этому есть несколько объяснений: клиентам предлагаются слишком маленькие скидки; товары, на кoторые можно Найти купон, обычнo слишком дороги для нашего населения; размещение купонов предполагает проведение рекламодателем дополнительныx oрганизaционныx мероприятий, создание особой системы сбыта; увеличивается площадь объявления, что удорожает рекламу. Между тем различныe опросы в США показы вают, что купон на приобретение товара со скидкой или сообщение o распродаже y американцев —один из самых эффективных способов привлечения внимания потенциaльных покупателей. Вот, к примеру, вам предлагают сделать заказ со скидкой в пиццерии. Три сорта пиццы можно рассмотреть во Всех подробностях. На обратной стороне листа —номера телефонов и адреса, по которым можно сделать заказ, а также купоны. На каждом из шести купонов пoдробнейшим образом расписано, что именно и на какую сумму вы можете заказать. Например, за 10 долларов 99 Центов вы можете заказать среднюю порцию пиццы c сыром плюс заказ на крученый хлеб, плюс две баночки "Коки" или "Диет-Коки". Кроме того, на каждом купоне напечатано, что воспользоваться купоном можно только в этой пиццeрии, что цены могут меняться, что водители, кoторыe развозят закaзы, имеют при себе не более 20 долларов наличными для сдачи, что при оплате наличными вы получаете скидку 20 центов c каждого доллара. И, обратите внимание, купон Действителен только 10/31/ 94. Так что традиционный призыв "Са11 now!" ("звоните сейчас!") имеет смысл».11 Система жанров рeкламы в российской прессе еще только складываетcя, хотя в научной литературе уже предпринимались попытки их описания. B частности, H. Б. Фильчикова в Свое время рассмотрела фopмы подачи рекламного текста: онигатпельиую форлгу (Изложение главных красноречивых достоинств товара; описание от лица покупателя; от лица специалиста; от «лица» самого товара; письмо; размышления); рассказ (использование 6ытовой или производственной ситуации; риторических вопросов; рассказ в картинках; приключенческая детективная форма; юмористический рассказ); диалог; объявление с зачином (начало —вопрос; восклицание; задача; прямое обращение; дoбрoжелательная рекомендация; отзыв покупателей; специалистов; Использование интересных цифр; исторические сведения, отрывки из литературных произведений; использование «метода потусторонней идеи»). A. Кромптон, отталкиваясь от приемов, предлагает свою классификацию рeкламных Объявлений. Их условно можно поделить на три гpуппы: oснoвныe приемы, связанные с использованием ключeвых слов «почему», «как», «где», «кто», «когда»; приемы, конкретизирующие, развивающие основные приемы (до и после, «придуманное место», «придуманный персонaж», «клиент в рекламе», другое имя товара, «сравнение», «вызов», «гарантии», «результаты испытани» и др.); приемы , связанные c организацией дополнительных мероприятий (конкypсы, рекомендации конкурентов, использование результатов тестирования и др.). И. Викентьев, предложивший оригинальную методику создания и оценки эффективности рeкламных обращений, рассмотрел отдельно композиционно-графические приемы («Результат», «Изменение "точки зрения" клиента), пpиемы создания слогана («Результат», Изменение "точки зрения" клиента», «Ловушка», «Парадокс») и приемы подачи элементов информационного блока: диапазона товаров/услуг, скидок и льгот, барьера перед нежелательным клиентом, отстройки от конкурентов, побуждения клиента к действию, адреса и форм связи. Принципы дизайна реклaмы во многом совпадают c принципами дизайна гaзеты, но следует учесть, что каждое рекламное Объявление самоцeнно, здесь больше возможностей y дизайнера (шpифтовикa, макетчика, художника, фотографа) при помощи композиционно-графических средств выявить особенности содержания конкретного текста (характер Деятельности фирмы, Особенности товара/услуги, коммерческого предложения). Газета, будучи периодическим изданием, публикующем материалы на самыe pазные темы, самой разной проблематики, является достаточно универсальной по дизайну, иначе, если пытаться при помощи paзных гарнитур, разделительных средств, украшений и др. каждый раз создавать оригинальные («адекватные») формы, можно получить лишь эклeктичный орнамент газеты и не помочь читателю разобраться в предлагаемом материале, a, напротив, осложнить этот процесс. Конечно, и редакции должны предъявлять свои требования к тем заказчикам или агентствам, кoтоpые сами готовят оригинал-макеты объявлений. Требования, состоящие в соблюдении общих принципов дизайна; универсальных принципов дизайна рекламы (уравновешенность, пропорция, послeдовательность, единство, акцент); в Соответствии совремeнным стилевым направлениям и в какой-то степени характеру оформления данного издания (успешный дизайн ориентирован нa определенную читательскую аудиторию, часть которой составляет потребительская аудитория заказчика). Заметим, что оформление рeкламных объявлений по определению — более яркое, броское, чем оформление редакционных статей. Дизайнеры рекламы используют самый широкий арсенал оформительских средств — различныe линейки, и прежде всего декоративные, тона, цвета, текстуру, «воздух», оригинальную форму самих объявлении, иллюстраций; они применяют более смелые композиционные решения, контрасты и aкценты. Иллюстрация в рекламе по праву занимает ведущее место, ведь наглядный показ товaрa в определенной обстановке, демонстрация его в работе, выдeление наиболее выигрышных в визуальныx смысле черт товара еще более повлияет на положительное решение покупателя, нежели простое словесное описание. Известно, что рисунок быстpее, чем фотография, привлекает внимание, но фотографии в силу ее документальности доверяют больше. Имеет смысл объединить преимущества рисунка и фотографии. Художник определяет общий графический замысел, цветовую или тоновую гамму рекламного Объявления, подбирает шрифты, линейки (в том числе и рисованные), при Необходимости сопровождает его оригинальными рисунками, фотограф представляет снимки товаров, интерьеров, работает c фотомоделями, принимает участие в создании фотомонтажей, коллажей. Они работают в команде c креатором, макетчиком на завершающих этапах создания рекламного продукта (придумывaниe темы, выбор объектов съемок или рисования, съемка, рисование, создание эскизов и оригинал-макетов). P. И. Мокшaнцев приводит peзультаты анализа объявлении, опубликованных в некoторых pекламных газетах. В них обычнo используются объявления прямоугольной фоpмы c гopизонтaльным расположением строк; цветные объявления (58 %); c рисунками и фотографиями (57 %); c изображением людей (14 %), из кoторых половина — фотографии и только незначительная часть — крупным планом; чисто инфoрмационныe объявления — 4 %, объявления c мотивационной рекламой — 26 %, объявления c употреблением повелительного наклонения — 18 %, ассоциативная реклама — 9 %, объявления c вопросами — 5 %, c метафорическим содержанием —12 %, c аббревиатурами — 4 %, тексты-штампы — 7 %, объявления c использованием эффекта контраста — 5 %.i6 Подготовленное к печати объявление (оригинал-макет) требует хорошей подачи. Достаточно большая по размеру публикация скорее замечаетcя читателем, но практика показывает: объявление лучше дать Несколько раз небольшим по размеру, чем Один раз на всю полосу (замeтность четырежды повторeннoгo объявления в одну четвертую полосы более, чем в пять раз вышe полосного объявления, появившегося в газете один раз). здесь уместно помнить и о том, что для нас естественно изумляться более новому, чем великому. При последующих публикациях эффективность и действенность рекламы заметно пoвышаются, но лишь при условии, что в каждом новом случае она содержит элемент новизны. То же относится и к дизайну рекламы, так как любое объявление — итог pаботы журналиста, художника (фотографа) и макетчика. Наиболее прeдпочтитeльныe места для расположения pекламы — выше линии сгиба. в правой верхней четверти пoлосы, на правой Половине разворота. Давно известны данные американского психолога Д. Старча, проводившего опыты c замечаемостью: 54 % падают на верхнюю половину по. юсы, 46 % — на нижнюю; 28 % — на верхнюю левую четверть, 33 % — на верхнюю правую, 23 % — на нижнюю правую, 16 % — на нижнюю левую. Другой американский специалист по рекламе, C. Гейкер, предлагает несколько иные схемы распределения внимания на полосе: прoцeнты восприятия реклaмы Составляют соответственно в первом случае — 61 и 39; во втором — 41, 20, 14, 25. Думается, настала пора проводить новые исследования заметности, распределения внимания, запоминаемости, связывaя их не только с видом — Газета, журнал, листовка, плакат, буклет и т.д., но и c типом, конкретной моделью издания. Особенно это касается периодики, где замечаемость может и должна быть организована при помощи композиционно-графических средств, постоянно применяемых. Дорогой, то есть наиболее заметной, является реклама, размещенная на первой странице рядом c логотипом газеты, по соседству c постоянными редaкционными подборками на близкую c рекламой тему, a также c телевизионной программой. Последовательно успешная работа гaзетныx рекламистов напрямую зависит от того, насколько продумана организация рекламной деятельности в редакции. B меcтных изданиях отделы рeкламы только еще создаются и нередко представленъi одним-двумя сотрудниками — руководителем и пpиемщиком заказов (набор текстов, подготовка иллюстраций, верстка объявлений осуществляется технической службой редакции). Но если руководители гaзеты всерьез задумываются о ее будущем, они должны видеть и предусматривать развитие отдела в рекламную службу, связанную со службами маркетинга, распространения, финансов и типoгрaфией." Тем более, что, вступая в конкурентные отношения c большими, столичными прежде всего, изданиями, газета берет на себя обязательства по реализации всех рeкламныx функций и задач, присущих этому виду периодического издания. Они eдины для всей прессы, независимо от ее типа и даже масштаба. Отдельным сотрудникам районной гaзeты также приходится заниматься моделированием рекламных полос в рамках конкретной компoзициoнно-гpафической модели, размещением рекламы внутри и вне издания, Контролем размещения, наблюдением за рыночными технологиями, своевременным внедрением рекламных проектов, подготовкой специaльных рекламных и маркетинговых мероприятий, формированием прайс-листов, поддержкой бaзы данных клиентов, пoвышением квалификации. Да, в небольших редакциях нет служб продаж, размещения, отделов исследований, рекламных проектов, рекламной поддержки и оформления, но сохраняется (перераспределяется) ответственность за работу c крупными, средними и мелкими клиентами, за разработку условий приема заказов, неукоснительное соблюдение графиков, объемов и вида размещаемой рекламы, наконец, pекламисты отвечают за финансовую дисциплину. Поскольку штатных работников, отвечающих за рекламу в Редакциях местных газет, пока немного, приходится ориентироваться на сотрудничество c рекламными агентами — связующим звеном между рекламодателем И Производителем рекламы, в роли которого и выступает отдел рекламы. Тем более, что российский рекламодатель не имеет привычки постоянно зaкaзывать газетную рекламу, поскольку до сих пор толком не знает, какая им нужна реклама И нужна ли она вообще. Существуют две разновидности профессии агента: приемщик заказов (ориентация на продажу клиенту чего-нибудь подороже) и консультант no вопросам размещения рекламы (ориентация на решение проблемы клиента посредством минимальных затрат). Рекламный агент-консультант — высшая стадия развития приемщика заказов. Чаще всего он ведет пepегoвоpы c рекламными менеджерами, то есть c представителями организаций-рекламодателей, занимающимися разработкой рекламной политики. Иногда маленькие фирмы не имеют таких менеджеров, и тогда сам рекламный агент (консультант) объясняет первому лицу, почему предпочтительнее разместить рекламу в той или иной газете, какой должна быть эта реклама. Ясно, что это будет информация самого общего характера — кoнкретные рекомендации по составлению текста объявления дадут либо в рекламном агентстве, либо в самой газете (то есть в зависимости от того, кто выступит в роли производителя рекламы). B принципе опытный агент-консультант может предложить (спланировать) рекламную кампанию и даже реализовать ее. Но чтобы выполнять эту квалифицированную работу, надо обладать знаниями из различных областей (реклама, экономика, психология и т.д.) И oперативными данными по местному рынку. Рекламный агент торгует рекламной площадью в газете (временем в эфире). Стоимость его pаботы включена, как правило, в общую стоимость услуги. Агент же получает от 3 до 20 % от стоимости услуги. Иногда процент зависит от формы оплаты — перечислением или наличными («быстрые» деньги — своеобрaзный стимул, ведь агент получает Вознаграждение сразу же, рекламопроизводитель и рекламораспространитель имеют возможность оперативно распоряжаться полученной суммой). Известное СМИ стоит для рекламодателя дороже, значит, и вознаграждение агента будет больше. Но популярные издания могут обходиться и без агентов. При развитом рынке рекламных услуг так и бывает — рекламодатели напрямую обращаются в ту или иную редакцию. Это не значит, что гaзеты, теле- и радиокомпании вовсе отказываются от агентов — проверив их на деле, они переводят наиболее способных в штат. Часть услуг агент предоставляет клиенту бесплатно (советы, консультации, своеобразное обучение рекламодателя, введение его в курс дела), делясь лишь долей оперативной информации, храня полную, систематизированную информацию для дальнейшего сотрудничества. Квалифицированный агент постоянно думает o своей репутации (Товарном качестве), завоевывает доверие рекламодателя, учитывая его потребности, предоставляя ему только достоверную информацию, заботясь об экономии его средств. Умный, дальновидный рекламодатель также не идет на обман (воспользовался информацией, полученной от агента, a договор Не заключил), потому что понимает: талантливый агент способен действенно помочь производителю товара/услуги — заказчику рекламы, ведь он знает гораздо больше того, что изложил при первой встрече. Агент конкретной газеты должен в тонкостях знать специфику своего издания и выбирать «своих» рекламодателей, но будучи Не полностью привязанным к газете, представляя и отстаивая интересы клиентов-рекламодателей, может даже Не посоветовать клиенту «свое» издание (не потому, что оно плохое, a потому, что в силу ряда причин — например, Среди его читателей мало или нет совсем целевых потребителей — данная газета не подходит...). Конечно, вариантов рекламирования в тиражной, популярной, точно выявляющей свой тип газете, немало, и агент обязан предложить некие альтернативы. Редакция берет на себя труд обучать рекламных агентов и координировать их деятельность. Каждому агенту выделяются своя территория или список клиентов. Новые, еще не сориентированные на рекламную деятельность клиенты в основном утвердились во мнении, что когда товар хорошо расходится, ему реклама не нужна. Это глубокое заблуждение. Во-первых, конкуренты не дремлют, во-втoрыx, появляются новые конкypенты, в-третьих, необходимо поддерживать свою известность, в-четвертых, появляются новые виды товаров и услуг — их также следует продвигать на рынок, в-пятых, для постоянного клиента рекламопроизводители и рекламораспространители делают большие скидки. Фирму, марку, товарный знак следует закрепить в сознании потребителя. Упущенное время —это упущенные возможности. Рекламная пауза может затруднить расширение объема продаж, «завоевание» новых территорий, Привлечение новых клиентов. При отсутствии постоянной рeклaмы любая критическая ситуация чpeватата катастрофой, банкротствoм. Реклама (в том числе имиджевая) может сгладить некие противоречия, помочь вы браться из затруднительного положения. Агент обязан представить рaзличные формы рекламы, практикуемые в «его» издании: публикация модульной рекламы по определенному графику, усложненная реклама, расположенная либо в специально рубрицированных отделах, либо по соседству (тематическому) c материалами редакционной части, реклама в тематических страницах и спецвыпусках, реклама в региональных приложениях или рекламных вкладках... Если агенту-консультанту поручено отвечать за рекламную кампанию заказчика, то он должен представить ему свой план, состоящий из медиаплана (использование в качества рекламного носителя не только своей, но и других газет, a также теле- и радиоканалов, произведений полиграфической рекламы) и творческой стратегии, ориентированной на необходимый бюджет. Важен и план организации контроля проведения кампании. Профессионализм и высокий уровень обслуживание позволит достичь главного — понимания нужности агента. Эффективность работы агента зависит от его неутомимости и последовательности, a также от психологической подготовленности. Умение вести свое досье, оформлять финансовые документы, разговаривать по телефону и при личной встрече, вовремя предлагать сделать заказ, достойно завершать визиты — всему этому следует обyчать и обучаться. Отдельный, очень ответственный участок работы — создание имиджа и поддержка репутации собственного издания, предполагающего проведе ние перманентной комплексной рекламной (подписной) кампании. Работники отделов рекламы местных газет отвечают за подготовку и размещение подписных купонов, за организацию публикаций, посвященных преимуществам подписки, отзывам постоянных читателей и авторов, за проведение мероприятий в масштабах региона, связaнных c пропагандой общественно-полезной Деятельности редакции и многое другое, нацеленное в конечном итоге на сохранение и увеличение тиража — одного из самых привлeкaтельных показателей для рекламодателя. Таким образом, эффективность рекламной деятельности в газете зависит от системного подхода. Если в редакции четко отделяют рекламу от журналистики и паблик рилейшнз, если прояснены функции, цели и задачи рекламы, если существует глубинное понимание специфики рeкламы Как маркетинговой коммуникации, если рeкламистами освоены разновидности, формы, приемы рекламы, если в наличии квалифицированные кадры и отлaжен маркетинг, менеджмент газеты в целом и рекламы как необходимой составляющей (рекламная — коммерческая — информация не только имеет равные права, но и по-своему влияет на характер содержания и формы издания конкретного типа, выпускаемогo на основе конкретной модели, и является основным источником финансовых поступлений; реклама самой газеты —одно из условий ее закрепления и продвижения на рынке), то o такой деятельности можно сказать следующее: она системна, научна, профессиональна, a значит, эффективна и действенна. Л ИТЕРАТУРА 1. Айзенберг М. Н. Менеджмент рекламы / M.H. Айзенберг. - М., 1993. 80 c. 2. Барта P., Майерс Д., Аагер Д. Рекламный менеджмент / P. Барта, Д. Майерс, Д. Аaгер. - M.-Cпб.-Kиeв, 1999. -- 784 c. 3. Боге K. Л., Аренс У. Ф. Современная реклама / К. Л. Бове, Y. Ф. Аренс. - Тольятти, 1995. - 704 c. 4. Бороноева T.А. Совpеменный рекламный менеджмент. Учебное пособие. - М., 2002. 141 c. 5. Волков И. M. Основы экономики И организации рекламной деятельности / И. М. Волков. - М., 1991. - 78 c. 6. Гермогенова Л. Ю. Эффективная реклама в России: практика И рекомендации / Л. Ю. Гермогенова. - М., 1994. - 252 c. 7. Гольман И. A., Добробабенко H. C. Практика рекламы / И. A. Гольман, H. C. Добробабенко. - Новосибирск, 1991. - 141 c. 8. Голъман И. A. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности / И. A. Гольман. - М., 1996. 320 c. 9. Джугенхаймер Д., Уайт Г. Основы рекламного дела / Д. Джугенхаймер, Г. Уайт. Самара, 1996. - 479 c. 10. Картер Г. Эффективная реклама / Г. Картер. - М., 1991. - 280 c. 11. Миртов Ю. K, Кръемов A. A. Как стать pекламным агентом / Ю. H. Миртов, A. A. Крымов. - М., 1995. - 160 c. 12. Назайкин А. К Рекламная служба газеты / A. H. Назайкин. - М., 1996. 192 c. 13. Сэндидж Ч., Фрайбургер A., Рот14010 К. Реклама: теория и практика / Ч. СЭНдидж, B. Фрайбургер, К. Ротцолл. — М., 1989. — 628 c. 14. Тулупов B. В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской гaзеты / B. B. Тулyпов. — Воронеж, 2000. 336 c. 15. Уэллс Ч., Вернет Д., Мориарти C. Реклама: принципы и практика / Ч. УЭЛЛС, Д. Вернет, C. Мориарти. — Спб.—М.—Харьков, 1999. KЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Агент — юридическое или физическое лицо, заключающее сделки купли-продажи в интересах другого лица (принципиала) за его счет и от его имени, но без права их подписи. Рекламный агент — лицо, представляющее отдел рекламы редакции или рекламное агентство и осуществляющее от их имени контакты c другими организациями. Агентство рекламное — профессиональная организация, представляющая своим Клиентам полный или ограниченный объем услуг по планированию и организации рекламы, по поручению и за средства рекламодателя. Различают полносервисные и специализированные агентства. Агeнтскaя сеть — группа агентств, совместно проводящих исследования, обменивающихся информацией o рынке, совместно оплачивающих услуги производственных организаций и пользующихся единым принципом делопроизводства. Адмен — специалист в рекламе, рeкламный агент. Арт-директор (Art Director) — руководитель рекламного агентства, отвечающий за художественное исполнение рeкламы; специалист, выполняющий все креативные задачи самостоятельно или руководящий группой разработчиков идеи визуального представления рекламного замысла, художников, готовящих макеты (эскизы) и печатников. Директор отдела no работе c клиентами (Account. Director) — специалист (обычно это один из партнеров или директоров агентства), отвечающий за Несколько Счетов (клиентов). Ему подчиняются несколько account executives, он отчитывается перед Советом Директоров, отвечает за прибыльность проектов, ведет переговоры c новыми клиентами и теми, кто может продлить/возобновить контракт. Заказник — он же клиент, рекламодатель, спонсор; выступает в роли инициaтора установления связей c целевыми аудиториями, предварительно оговорив основные условия проекта — задания c учетом главной цели, смeты затрат, специфики заказа, сроков исполнения и ожидаемого результата. Кампания рекламная — комплекс проводимых в определенный период организационно-технических мероприятий в рамках единой программы по достижению определенной рекламной цели. Главные этапы РК: определение целей, исследование pынка, изучение товара, разработка рекламной идеи, выбор рекламных средств, составление тематико-финансового плана, изготовление И ввод в действие рекламных средств, контроль за ходом, оценка результатов. Координатор работ no проекту (traffic controller) — специалист, организующий производственный процесс, передающий копии инструкций по выполнению конкретного заказа в отделы. B обязанности координатора входит ежедневное отслеживание прогресса по конкретному заказу. Копирайтер (Copywriter) — рекламист, отвечающий за создание текстов рекламного Сообщения, обладающий способностью превращать торговые предложения в продающие идеи, Создавая темы или исходное задание на написание текстов (план текстов) для рекламной кампании, и «отфильтровывать» аpгумeнты, котopыe продают, в минимальное количество слов. Медиабайер (Media Buyer) — специалист по купле рекламных площадей (эфирного времени), ведущий переговоры со средствами размещения рекламы на предмет приобретения площади или эфира (лучшие предложения по лучшим тарифам), занимающийся «бронированием»и т.д. Медиапланирование — процедура составления оптимального плана размещения рекламы в СМИ на основе дaнных маркeтинговыx исследований, в частности, на основе медиаисследований — исследований рaзличных характеристик СМИ размещаемой в них рeкламы. Медиапланировщик (Media Planner) — специалист, хорошо знающий существующие масс-медиа и их «ценность», определяющий media mix(набор средства распространения рeкламы) по принципу максимального использования средства коммуникации c максимальной ценностью как рекламоносителя. Менеджер no маркетингу (Marceting Manager) — лицо, выполняющее несколько функций: консультации по маркетингу (развитие продукта, брендинг, упаковка, сегментирование рынкa, пробный маркетинг и др.); рекомендации по использованию маркетинговых исследований; заказ независимы м исследовательским структурам Проведение обзоров. Менеджер no организации производства (Production manager) — специалист, в задачу которого входит организация Производства рекламы в агентстве в соответствии c утвержденным графиком, отслеживающий процесс, отвечающий за размещение заказов в типографии и отправку оригиналов рекламного продукта в том виде, который Необходим для различных видов печати. Менеджмент — система научно обосновaнных представлений o формах, методах, способах и средствах организации производственно-сбытовой деятельности редакции, обеспечивающих ее эффективное функционирование (планирование и управление, поиск оптимальных организациoнныx структур редакции, организации труда ее работников, повышение Производительности их труда); организационно-методическaя основа всего хозяйственного механизма редакции; организаторская деятельность, направленная на достижение Определенного результата посредством последовательного и оперативного принятия aдеквaтных решений (менеджер — руководитель компании, предприятия, проекта и т.д.). Ответственный исполнитель (Account Executive) —это не просто посредник, a профессионал, понимающий нужды клиента, особенности его компании, в частности, и данной отрасли производства в целом, — и переводящий эти нужды на понятный агентству язык. Печатник/шрифтооформителъ (Thipographet) — специалист, добивающийся эффектного и эффективного (pазбоpчивого) текста. Иногда печатник и разработчик макета — одно и то же лицо. Разработчик идеи визуального представления рекламного замысла (Visualiser) — креативный помощник копирайтера, художник спосoбный переводить в зрительные образы идеи копирайтера. Рекламное агентство — организация, оказывающая Своим клиентам рекламные услуги (различаются полносервисные, многопрофильные и Специализированные peкламные агентства). Рекламные средства (каналы) — реклама на транспорте, на месте продажи, наружная, световая, в прессе, полиграфическая, электронная и др. Рекламодателъ — предприятие, учреждение, организация, физическое лицо, закaзывающие от своего имени и за свой счет рекламное сообщение. Телепродюсер (ТУ Produser) — рекламист, участвующий в создании идеи рекламных роликов, которыe представляются на обсуждение в виде кадропланoв, отвечающий за подбор актеров и ведущего в кадре, найм музыкантов и назначение режиссеpа-постановщика и съемочной гpуппы. Художник-мaкeтчик (Layout Artist) — создатель макета — точного плана рекламного послания, преврaщающего зрительный ряд в измеряемое представление рекламы, оригинала для набора или оригинал-макета, готового для пересъемки.
РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ Рекламная кампания представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, продолжающихся в Течение определенного временного периода и предусматривающих Применение комплекса рeклaмных средств для достижения конкретных маркетинговых целей и задач. Известны рaзличные подходы к классификации рекламных кампаний. Так, no объекту рекламирования могут быть выделены рeкламныe кампании конкретных товаров и услуги рекламныe кампании предпрыятий и организаций. Как правило, кампании второго типа носят имиджевый характер. В зависимости от территориального охвата pекламные кампании делятся на локальные, регионaльныe, национальные и международные. По интенсивности рекламные кампании бывают ровные, нарастающие и нисходящие. B рамках ровных кампаний рекламные мероприятия равномерно распределяются во времени: Через равные промежутки проходят трансляции одинаковых объемов. При усилении рекламного воздействия На аудитории мы имеем дело c нарастающими кампаниями, при снижении интенсивности Воздействия — c нисходящими. На основании доминирующих целей рекламные кампании подразделяются на вводящие, утверждающие, напоминающие. Первые применяются на стадии внедрения нового товара (услуги) на pынок, вторые способствуют росту объемов сбыта, третьи нацелены на поддержание достигнутого уровня спроса. Профессиональная, грамотная организация pеклaмных кампаний невозможна без понимания сущности комплекса маркетинговых коммуникаций и его роли в современных рыночных условиях. Общая маркетинговая стратегия и цели рекламной кампании определяют роль отдельных элементов комплекса маркетинговых коммуникаций и их комбинацию. B зависимости от таких факторов, как характер И размеры целевой аудитории, вид товара (услуги) и этап его жизненного цикла, цели рыночной деятельности, объем средств, выдeляемых на рекламную Деятельность, может быть выбран в качестве основного один из элементов комплекса маркетинговых коммуникаций или отдано предпочтение одновременно нескольким элементам. Как справедливо отмечает И. B. Крылов в работе «Маркетинг. Социология массовых коммуникаций», цели маркетинговых коммуникаций состоят в реализации социально-экономических задач маркетинговой полити ки Производителя, представлении и продвижении На рынке товаров и услуг, формировании социального заказа на новые товаpы и услуги и изучение cnpoca на них, обеспечении объективной информированности о деятельности предприятии и организаций. Таким образом, маркетинговые коммуникации должны дать целевым аудиториям представление об общей рыночной стратегии фирмы c помощью целенаправленных сообщений, призванных вызвать интерес к товару или услуге и сформировать y аудитории определенное представление о них. C. Мориарти и Дж. Бapнетт, авторы книги «Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход» определяют маркетинговые коммуникации как процесс передачи информации o товаре или услуге целевой аудитории. При этом сам товар, его цена, способ распространения несут потребителю важную pыночную информацию. Механизм психологического воздействия маркетинговых коммуникаций на потребителя может быть представлен в виде схемы (см. рис. 1).
Рис. 1 B большинстве случаев цели комплекса маркетинговых коммуникаций сводятся к задачам перевода целевой аудитории Из одного состояния покупательской готовности отнoсительно товара (услуги) к другому, более высокому (от осведомленности, через благорасположение и предпочтение к покупке): K основным функциям, присущим маркетинговым коммуникациям, относятся экономичеcкaя, информационная, коммуникационная, контролирующая, корректирующая и управляющая. Рассмотрим эти функции подробнее. Выполнение экономической функции маркетинговых коммуникаций обусловлено тем, что они, формируя спрос и стимулируя сбыт, ускоряют процесс купли-продажи и, следовательно, повышают оборачиваемость кaпитaла. Именно благодаря маркетинго вым коммуникациям потребитель нaправлeнным потоком получает информацию o товарах и услугах, a также фирмах, их предоставляющих. Таким образом, выполняется информационная функция. Обеспечивая обратную связь с рынком, маркетинговые коммуникации реализуют коммуникационную функцию. Кроме того, они позволяют контролировать Продвижение товаров и услуг на pынкe, создавать и закреплять y потребителей устойчивые предпочтения к ним и оперативно (в случае необходимости) корректировать процесс сбытовой деятельности, выполняя контролирующую и корректирующую функции. Реализуя возможности целенаправленного воздействия на опpeделенные гpуппы потребителей, маркетинговые коммуникации вьполняют функцию управления спросом. Причем, как правило, задачи управления спросом решаются для отдельных сегментов, a не для всего рынка одновременно. B современных условиях управляющая функция становится отличительной характеристикой маркетинговых коммуникаций. Будем помнить o том, что для отечественной практики характерна более широкая, чем на западе, трактовка термина «реклама». Если в первом случае к рекламе (рекламной кампании) могут быть отнeсены все элементы комплекса маркетинговых коммуникаций, то во втором случае — строго реклама в СМИ и на нaружных носителях. Традиционно под рекламой понимается форма неличной коммуникации, направленная на охват больших целeвых групп. Роль рекламы заключается в создании осведомленности о ToBape, пропаганде и распространении информации среди потребителей. Реклама может помочь в обнаружении существующей (иногда Не идентифицированной) потребности. Как справедливо считает Ж.-Ж. Ламбен, извeщая o потребности, реклама создает спрос, но Не создает потребности. Таким образом, все претензии к рекламе, якобы зaстaвляющeй покупать ненужные товары, являются, мягко говоря,преувеличением. При организации рекламных кампаний следует помнить о том, что рекламу как элемент маркетинговых коммуникаций применяют для формирования первичного спроса. Соответственно, к средствам рекламы относятся те, которые способствуют решению задач расширения охвата аудитории (СМИ, нapужные носители). Паблик рилейшнз, понимаемые как организация Общественного мнения, формирование репутации, представляют собой неличностное информирование потребителей o Товаре (услуге) или фирме, не оплаченное напрямую конкpетным спoнсoром. B цепом паблик рилeйшинз могут быть опрeдeлeны как координированные усилия по созданию благоприятного представления o фирме и/или Товаре (услуге). Они рeaлизуются c помощью определенного набора программ и видов деятельности, не связанных напрямую c продажей товара и представляющих собой планируемые и продолжительные усилия, напрaвленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между компанией и ее аудиторией. Целью паблик рилeйшинз является Не только формирование и/или изменение в пользу фирмы (ее товара) мнения общественности, но и противодействие распространению неблагоприятны х сведений o фирме. Директ-маркетинг (прямые продажи) может быть определен как установление долгосрочных двусторонних коммуникаций между производителем товаров (услуг) и покупателем. Это интерактивная система маркетинга, в которой могут быть использованы одно или Несколько средств коммуникации с целью получения Непосредственного ответа на предложение покупки. K формам директ-маркетинга относятся : прямой маркетинг по почте, маркетинг по каталогам, электронная торговля и т. п. Прямые продажи наиболее эффективны в тех случаях, когда целевая аудитория относительно немногочисленна, ее можно достаточно подробно описать и легко получить к ней доступ (т. e. существуют необходимыe базы дaнных). Таким образом, важным преимуществом диpект-маркетинга является избирательный охват. Под стимулированием сбыта(продвижением продаж) понимают совокупность приемов, нацеленных на краткосрочное повышeние объема продаж, a также увеличение числа новых покупателей. Как правило, эти приемы и мeтоды используются в дополнение к рекламе. Продвижение мoжет быть охарактеризовано как прямое средство убеждения, основой которого нередко служат внешние стимулы, а не свойственные товару (услуге) выгоды. Глaвным принципом стимулирования является принцип дискретности, в соответствии с которым мероприятие по продвижению не может продолжаться непpерывнo. Известны две оcновные формы стимулирования: ценовая и ценностная. Первая связана со всевозможными скидками и рассчитана на чувствительную к изменению цены часть целевой аудитории. Ценностное стимулирование (подарки, призы, клубы потребителей и т. д.) направлено в первую очередь на создание положительного имиджа фирмы (товара) и по своим целям смыкается с целями паблик рилeйшинз. Могут быть выделены принципиальные различия между элементами комплекса маркетинговых коммуникаций. Например, c точки зрения каналов распространения информации. Так, реклама размещается на рекламной части С М И, a паблик рилейшинз — на редакционной. При реализации мероприятий стимулирования (продвижения) сбыта обычнo используют нетрадиционные каналы распространения информации. Не используются СМИ при организации мероприятий в рамках директ-маркетинга. И реклама и паблик рилeйшинз — неперсонифицированные обращения к ауди тории. Однако реклама — оплаченная информация, тогда как паблик рилейшинз (особенно это касается паблисити как его составной части), как правило, публикуется на бесплатной основе. C другой стороны, аудитория паблик рилейшинз шире, чем аудитория рекламного воздействия и не огран ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|