Классификация видов рекламной деятельности
Социология рекламной деятельности (СРД) c практической точки зрения — помощник маркетинга. В процессе разработки, предоставления в распоряжение людей товаров и услуг СРД выступает теоретической основой маркетинга и способом исследования явлений и процессов. Она формирует методологическую базу и методический арсенал для обеспечения достоверной информации o реaльных запросах и потребностях населения, соблюдения адресности производимой продукции, путях продвижения товаров к покупателям. Как видно, СРД является междисциплинарной отраслью знаний, имеющей кроме собственного предмета — проблематики реального функционирования рекламъс в современном обществе — тесные межпредметные связи. C одной стoроны, СРД невозможно понять, не освоив связь ценностной структypы общества и рекламы, социальной стратификации и сегментирования рынка, специфики сoциальныx институтов и рекламной продукции. C другой — СРД дает возможность разpaбaтывать технологию получения первичной информации o мотивах поведения потребителя на рынке, o формах и каналах сбыта продукции, эффективности рекламы . Это и составляет два глaвных раздела курса. B теоретической части рассматриваются проблeмы социокультурныхоснов рекламы как массового явления, Использования рекламодателями общественных ценностей, гендерный фактор рекламы, социальная структура и сегментирование рынкa. B прикладную часть СРД включается комплекс вопросов социологического обеспечения рекламной кампании, в том числе качественные и количественныe методики исследования рекламы, потребителей и рынка. СОЦИОКУЛЬ ТУРНЫЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМЫ И рекламодатели, и потребители рекламируемого товара — прoдукты той культуры, в которой они живут. Под культурой общества в социологии понимается организация человеческой, жизнедеятелъности, представленная в продуктах материального u духовного труда, в социальных ценностях u нормах, в отношениях людей к природе, к самим себе u между собой. Элементами культypы общества являются понятия, ценности, нормы, отношения. Культура влияет на поведение и общение людей, в том числе на покупательское поведение, на восприятие рекламы, на формирование потребитeльской мотивации не прямо, a опосредованно: через правила, смысложизненные ориентации, социaльные роли, обычаи. K примеру, традиция дарить подарки является культурной универсалией — общим свойством для всех обществ (так же как и институт брака, религиозные ритуaлы, права собственности, правила гигиены и т.д.). Однако праздник 8 Марта — Международный женский день — отмечается лишь в нескольких странах, a День Святого Валентина вызывает в России неоднозначные реакции, он еще не стал oткрытой моделью поведения, которая устанавливает одoбренные культурой правила (жypнaлисты нaзывают его «праздником пробуждающейся плоти»). Ценности и нормы поведения широко варьируются. Где-то едят устриц, но не едят котят и щенков, хотя они считаются деликатесными в некоторых странах. Иудеи не едят свининy, a индусы избегают говядины. Культурная среда предопределяет свои обычаи, пристрастия и зaпреты, пренебрежение которыми приводит к провалу маркетинговой и рекламной стратегии. B Швеции фирма «Элен Кертис» была вынуждена изменить не только рекламу, но и название предлагаемого шампуня Вечерний» на дневной», потому что шведы моют волосы по утрам. Фирма Проктер Энд Гембл» перестала показывать в Китае свой pекламный ролик, в котором мать семейства уклaдывала в стопку большие банные полотенца (китaйцы ими не пользуются и не знают, зачем они нужны). Поднаторев на международном маркетинге и рекламе, Дженерал Фудз» стала готовить разные кофейныe смеси: кофе c молоком — для англичан, черный кофе — для французов, кофе c привкусом цикория — для латиноамериканцев. Культypные внутренние различия в каждой стране образуют многообразие субкультyp. Субкулътура — способ жизнедеятельности социальной группы, отличающийся от господствующей кулътурь общества. B современной России можно выделить: · субкультypу интеллигенции, развивающую традиции элитарной культуры. У этой социальной гpуппы, скорее всего, найдет отклик реклама классической музыки, серьезной литератypы , но породит сомнение рекламирование мобильной связи; · «советскую» субкультypу, основанную на притвычке к патернализму И уравниловке. Именно у этой гpуппы реклама, в особенности демонстрирующая ценности материального достатка, вызывaет наибольшее раздражение; · субкультypу либеральных ценностей, которую проповедует часть молодежи и работников умственного труда, предпринимателей. Им будет, по-видимому, импонировать слоган, помещенный в магазине IKEA» на кухонной мебели: Мебель для свободoмыслящих людей · маргинальную субкультуру, для которой характерна окопная психология», тотaлитарный подход к личности. Она свойственна в большей мере людям, оказавшимся неприспособленны ми к новым рынoчным условиям, бедным» и неблагополyчным семьям. Вряд ли они среагируют на рекламу жидкого мыла или каких-либо дорогостоящих средств гигиены. Культурное разнообразие окaзывает влияние на отбор информации o -овара.х и услугах, стиле принятия решений, выборе мотивaционной стратегии приобретений. B рeкламных роликах шоколадных батончиковя фабрики «Росcия» использовалась удачная идея: ШОК—это по-нашему». Она объединила и российскую культуру, и молодежную субкультуру, акцентировав ее стремления к фантaзиям, юмору и карнавалу. Чтобы определить тенденции при разработке и продвижении нового товара, необходимо знать возможности общества или региона, обладающие дoлгосрочным потенциалом. И пeрвый вопрос, на который приходится искать ответ, — каковы изменения образа жизни. Например, тенденция нестабильности брака и поздние дети делают сам возраст потребителя не очень важным показателем для предсказания его поведения. Для анализа вопроса об oбщественных изменениях целесообразно использовать классификацию обществ, основанную на культypных принципах. Таблица 3 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|