КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИДЕИ
Как правило, в результате использования одной или нескольких творческих методик рождается целый ряд идей. Поэтому следующим шагом в работе рекламиста становится оценка найденных идей и выбор лучшей из них. В последнее время и рекламисты, и маркетологи все больше говорят непросто o хорошей рекламной' идее, центpальным термином становится Big Idea — великая рекламная идея. Big Idea —это долгосрочная стратегия креативного позиционирования, тесно связанная с характеристиками 6ренда, обладающая неповторимыми отличительными чертами и рассчитанная на вовлечение максимально широкой аудитории благодаря предложению высоких ценностей и апеллированию к общественно значимым тенденциям.6 Как это видно из определения, далеко не каждая удачная идея — великая. Чтобы стать такой, идея должна соответствовать целому ряду критериев. Критерий первый —вариативность. Большая идея должна служить креативным источником для множества рекламных идей, которые могут быть воплощены на разных носителях при сохранении единого образа. В рамках такого креативного позиционирования, сделавшего из Nuts, мозга и желудка героев рекламных роликов, возможно практически бесконечное число рекламных воплощений. Ведь другая важная черта великой рекламной идеи — долгосрочностъ,возможность ее тиражирования во времени и на рaзных рекламных носителях. Мэтр рекламного дела Дэвид Огилви вообще был убежден, что идею нельзя назвать великой до тек пор, пока она не доказала свою действенность в течение как минимум тридцати лет. Уникалъностъ — еще одна характерная черта большой рекламной идеи. Такое творческое решение должно обладать совершенно неповторимыми отличительныМи свойствами, причем на всех уровнях — от главного послания до стилистики материалов. Однако оригинальность идеи не должна быть самоцелью. Творческое решение должно иметь связь c брендом. Например, в основе рекламной кампании Мегафона» лежит продуктивная идея — показать бывших выпускников, которые добиваются успеха в жизни. Однако сотовая связь — отнюдь не главная причина их карьерного роста. Как следствие, эмоции. возникающие в процессе просмотра рекламы, не переносятся на продукт. Еще одно необходимое качество большой рекламной идеи — глубина. B идеале рекламная кампания должна предлагать Не продукт, a жизненные ценности, создавать особый мир, в котором человеку интересно жить. Еще один пример — бренд United Colors of Beneton, предлагающий аудитории не одежду, a возможность жить свободно и ярко. Итак, большая идeя должна лежать в основе каждого брeндa. Однако далеко не всегда можно найти такую идею, особенно соответствующую абсолютно всем нaзванным нами критериям. Да и не во всех случаях нужна именно большая идея. Краткосрочные брeнды пользуются популярностью Относительно недолгое время. Максимальный срок их жизни зависит от категории товара: ..I.151 Детских игрушек ОНО может составлять несколько месяцев, a для автомобилей — несколько лет. Но история краткосрочных брендов всегда подчиняется одному сценарию — стремительный старт и такой же быстpый закат. Они быстрее достигают целевой аудитории и за короткий срок обычно завоевывают большую долю рынкa, чем классические брeнды. Сегодня люди более информированны, они много общаются, часто меняют работу, партнеров, место жительства, они хотят выглядеть современными, быть всегда в курсе Событий, хотят получать от жизни как можно больше и благодаря этому охотно пробуют новые продукты и новые бренды. Поэтому многие компании осознают, что их бренды ,скорее Всего, станут краткосрочными — такими их сделают потребители. Существует несколько стратегий запуска краткосрочных брендов. чаще всего на рынке появляются STB, имеющие за спиной сильный долгосрочный бренд. Поскольку краткосрочный бренд должен стать популярным немедленно, как музыкaльный кит, он обязан быть бeзошибочно современным, иначе не удастся завоевать аудитории) за короткий срок. Добиться такого эффгекта можно, если максимально соответствовать желаниями Настроению потребителя. Как правило, краткосрочный бренд апеллирует к потребностям, которые не могут удовлетворить долгоcрочные бренды , или же их Вообще невозможно удовлетворить. Скажем, люди всегда котят быть вечно хо подыми, иметь неограниченную силу, жаждут волнений и мечтают o приключениях. И если долгосpочные бренды призваны вызывать y потребителей доверие и верность, то движущая сила краткосрочных брендов —провокация, новые впечатления, удивление И Т. П. Каким же образом создаются идеи, способные найти нeмедленный отклик y потребителей, и как определить, какие из них будут наиболее при быльными? На первом этапе компании придется тратить достаточно большие суммы на анализ текущей ситуации на рынке. Второй этап — собственно поиск новой идеи, попытка угадать, что может понравиться потребителю в будущем. После проведения анализа и получения списка идей компания должна решить, что из этого она Может внедрить с наибольшей выгодой для себя. ТИПЫ СТРАТЕГИЙ Следующим этапом после окончательного формулирования главной рекламной идеи становится выбор стратегии. Под стратегией коммуникативного воздействия в рекламе понимается выбор, структурирование и подача в сообщении (как в его вербальной, так и в невербальной части) информации o рекламируемом объекте.' Можно построить многомерную классификацию стратегий коммуникативнoго Воздействия. Важными факторами, определяющими выбор тоге или иной стратегии, являются: коммуникативные цели и задачи, характер ные для рекламного дискypса, тип рекламируемого объекта, социодемографические и психографические особенности адресата, предполагаeмыe канал распространения и условия восприятия рекламной информации, ориентация адресанта на манипулятивный или неманипулятивный тип коммуникации. Различают также коммуникативные стратегии и коммуникативныe тактики в зависимости от используемых aдресантом средств воздействия. Следует различать стратегическую коммуникативную цель и дополнитeльные коммуникативные цели, без достижения которых в рекламном дискypсe трудно достичь основную. Дополнительныe цели связаны c преодолением неблагоприятных условий коммуникации, обусловленных особенностями восприятия такой информации и отношения к ней. Так, известно, что реклама Воспринимается, интерпретируется И Оценивается иначе, чем информация нeрекламного характера. Рекламистам приходится преодолевать невнимательное отношение в рекламе, избегание» рекламной информации, отсутствие заинтересованности ввей, предубеждение и Недоверие адресата. B числе неблагоприятных факторов коммуникации также могут быть названы отсутствие непосредственного контакта коммуникантов, воздействие на адресата конкурирующих реклaмных сообщений и других потоков информации, провоцирующих когнитивный диссонанс. Таким образом, необходимо различать в рекламном сообщении Коммуникативные стратегии двух типов: 1) Позиционирующие стратегии, то есть стратегии, формирующие определенное восприятие рекламируемого объекта; 2) Оптимизирующие стратегии, то есть стратегии, направленные на оптимизацию воздействия рекламного Сообщения, на преодоление неблагоприятных условий коммуникации. Для создания эффективного рекламного сообщения, как правило, необходимо использовать стратегии обоих типов. Вместе c тем на поверхностном уровне они могут быть совмещены даже в одной рекламной фразе, в одном изображении или Их сочетании. B рамках стратегий первого типа в зависимости от решаемых коммуникативных задач можно выделить в качестве более частных стратегии дифференциации и ценностно-ориентированнъсе стратегии. Стратегии дифференциации помогают вьделить рекламируемый объект в ряду конкурирующих. Для завоевания крепких позиций в конкурентной борьбе, исходя Из результатов позиционирования своих продуктов, организация выделяет характеристики продукта и маркетинговой деятельности, котoрые могут в выгодную сторону отличить ее Пpодукты от продуктов конкурентов, то есть проводит дифференциацию своей продукции. Причем для разных продуктов могут выбираться разные направления дифференциации. Например, в бакaлeйной лавке ключeвым фактором дифференциации Может быть цена, в банке — уровень услуг, при выборе Компьютера — качество и надежность и Т. П. Трaдиционно выделяют продyктовую дифференциацию, сервисную дифференциацию, дифференциацию персонала и дифференциацию нмиджа. Продуктовaя дифференциация — предложение продуктов c характеристиками и/или дизайном лучшими, чем y конкурентов. Для стандартизованных продуктов (сахар, нефтепродукты, металл) практически невозможно проводить прoдуктовую дифференциацию. Для сильно дифференцированных продуктов (автомобили, бытoвая техника) следование данной рыночной политике является обычным явлением. Сервисная дифференциация заключается в предложении услуг (скорость и надежность поставок, установка, послепродажное обслуживание. обучение клиентов, консультирование), сoпyтствующих продукту и по своему уровню превосходящих услуги Конкурентов. Дифференциация персонала —наем и тренировка персонала, который осуществляет свои функции более эффективно, чем персонал конкурентов. Хорошо обученный персонал должен удовлетворять следующим требованиям: компетентность, дружелюбие, надежность, ответственность и коммуникабельность. Дифференциация имиджа заключается в создании образа организации и/или ее продуктов, отличающих их в лучшую сторону от конкурентов и/ или их продуктов. Например, большинство известных марок сигарет имеют схожие вкусовые качества, одинаковым образом продаются. Однако сигареты Мальборо>> за счет необычности своего имиджа, согласно которому их курят только сильныe мужчины, занимают около 30 % мирового рынка сигарет. B зависимости от особенностей конкретных продуктов и возможностей организации одновременно могут быть реализованы от одного до Нескольких направлений дифференциации. Ценноcтно-ориентированнъе стратегии позволяют связать рекламируемый объект c важными для целевой гpуппы ценностными понятиями. Влияние ценностей на поведение потребителей и маркетинговые коммуникации показаны в табл. 3.8 Можно также выделить стратегии, ориентированные на убеждение, и стратегии, нацеленные на внушение. Еще Фрейд разрабаты вал концепцию o двух принципиально различных «языках» и формах мыслительной дея Таблица3 Взаимосвязь ценностей потребителей тельности «первичного» и «вторичного» процессов. Фрейд отождествляет бессознательное c первичным процессом, харaктеpизующимся свободой циркуляции энергии, a систему предсознательного-сознательного c вторичным процессом, где происходит задержка, «связываниe» энергии. Правое полушарие, преобрaзующее информацию в реальном времени и пространстве, теснее связано c чувственной информацией, которая воздействует «здесь и теперь». Оно перерабатывает сигнaлы, полyчаемые человеком Непосредственно от своего собственного тела — в подавляющем большинстве случаев неосознаваемые и потому не отраженные в словах и логических конструкциях. Существенная черта правостороннего мышления —нечувствительность к противоречиям: в бессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как Непосредственное эмоциональное чувствование, идентификация, эмоциoнальное заражение, объединение в одну группу порой совершенно различных явлений через «сопричастие», a не познается им через выявления логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам.' Многие выводы, сделанные исследователями функциональной асимметрии головного мозга, были впоследствии использованы для paзличных прикладных целей, в том числе для разработки методов, повышающих эффективность рекламного воздействия. Отголоски теории асимметрии мозга встречаются, например, в концепции Ричарда Цепи и Джона Качиоппо, утверждающих, что существует два пути убеждения — центральный и периферический. На периферическом пути получатель сообщения мало внимания уделяет обработке информации и почти не затрачивает на нее усилий. Примерами могут служить просмотр телепередач, совмeщaемый c какими-то другими делами, или прослушивание дебатов по проблеме, которая реципиента не очень волнует. Периферический путь убеждения определяется простыми сигналами: привлекательностью коммуникатopа; соглашаются или нет c представленной позицией люди вокруг; ассоциируется ли соглашение c данной позицией c удовольствием или болью; приводится ли какая-нибудь причина (неважно, насколько она истинна) для соглашения c данным Требованием. На центральном пути убеждения получатель сообщения участвует в тщательном и вдумчивом рассмотрении истинных достоинств представленной информации. Например, на центральном пути человек может активно Приводить довoды против сообщения, пожелать узнать ответ на дополнитeльные вопросы или искать новую информацию. Убeдительность Сообщения определяется тем, насколько хорошо оно способно выдержать это внимательное изучение. Чем определяется то, по какому именно пути пойдет убеждение? Один из факторов, выделенных P. Петти и Дж. Качиоппо, заключается в наличии y реципиента мотивации, чтобы задуматься o данном сообщении. B ходе экспериментов выяснилось, что Личная заинтересованность в вопросе определяет путь убеждения. Для тех, кого проблема касается лично, важнейшим фактором, определяющим убеждающую силу сообщения, является сила его доказательств. Выводы, сделанные P. Петти Н Дж. Качиоппо, используются сегодня во многих подходах к стратегическому планированию рекламных кампаний. Критерий вовлеченности в процесс приобретения товара является лидирующим во многих классификациях, например в цветoвой товарной матрице, созданной в 1994 году Вайнбергером, Кэмпбеллом и Броди.11 B этой матрице тoвары подразделяются на гpуппы на основе их применения (для удовлетворения функционaльных либо эмоциональных потребностей) и финансового риска, связанного c покупкой товара. Автoры классификационной схемывыделили четыре группы товаров и приписали каждой группе СВОЙ цвет. K белой группе относятся товары, удовлетворяющие функциональные потребности, покупка которых требует сравнительно больших финансовых расходов. Это такие товapы, как автомобили, холодильники, компьютеры и Т. п. K красной группе относятся тoвaры, кoторые можно назвать товарами для души. Это довольно дорогие товaры, выражающие внутреннее Я своего покупателя. K таким товарам могут, например, относиться дорогие спортивные автомобили, ювелирные изделия, модная одежда и Т. п. К голубой группе относятся товары, удовлетворяющие функционaльные потребности, нов Отличие от товаров, относящихся к белой группе, не требующие каких-либо значительных вложений. K этой группе относятся такие товары, как стиральный порошок, рyчныe инструменты и Т. п. Наконец, последняя, желтая группа, которую можно Назвать маленькие удовольствия», включает в себя разнообрaзные десерты, пиво, табак, алкоголь И Т. п. Несмотря на то, что такие товаpы недороги, это эмоциональные товары, часто приносящие потребителям несравнимое по затратам удовольствие. Таким образом, информация o товарах белой И красной гpуппы c большой степенью вероятности будет интересовать полyчателя своим содержанием. Поэтому в рекламе белых»товаров современные исследователи рекомендуют делать акцент на демонстрации и характерных деталях. Несколько иначе выглядит ситуация c товарами голубой гpуппы — здесь периферические характеристики сообщения могут стать препятствием для Восприятия основной идеи. В этом случае, когда уровень вовлеченности покупателя в процесс покупки невысок, потребителю важно предоставить полную информацию о том, как рекламируемый товар решит его пpоблемы. То есть наиболее важной становится содержательная часть сообщения: Универсальные порошки со временем делают цветные вещи блеклыми. A «Ласка Магия Цвета отлично отстирывает и содержит систему защиты цвета, которая сохраняет яркие цвета в волокнах тканей даже после частых стирок. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|