Здавалка
Главная | Обратная связь

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЯЗЫКОВАЯ ИГРА»



Игрой пронизаны многие первоначальные проявления общественной Дея­тельности человека. Еще издавна существовали тpадиционныe обряды, магические ритуaлы, которые, безусловно, носили игpовой характер. Кро­ме того, заслуживает внимания следующее мнение отдельных философов: игровые элементы присущи сфере возвышенного — отправлению культо­вых действий, а в частности — богослужению.

Возьмем также язык, служащий средством сообщения и обучения, ко­торый, согласно Дж. Локку, одолжен был стать великим орудием и общей связью общества». Язык, посредством которого человек именует и опре деляет вещи, окружающие его. Если рассматривать игру как коммуника­ционное действие, то необходимо упомянуть о том, что оно может проис­ходить В Tpex вариантах:

· играв рамках невербальной коммуникации (например, спортивные игpы);

· играв рамках вербальной коммуникации (например, языковые игры в виде кроссвордов, шаради т. д.);

· игра, сочетающая оба вида коммуникации (Например, театральное

представление).

Остановимся на игре в рамках словесной коммуникации и уделим боль­шее внимание такому виду вербальной игры как языковая игра. Принцип функционирования такой игpы можно описать словами Й. Хейзинги: «Иг­рая, речетворящий дух то и дело перескакивает из области вещественного в область Мысли. Всякое абстрактное выражение есть речевой образ, вся­кий речевой образ есть не что иное, как игра слов». И далее: «Мы Не хотели бы здесь углубляться в пространный вопрос, в какой степени средства, ко­торыми располагает натпаречь, в своей основе носят характер правил игpы... Всегда ли в логике Вообще и в силлогизмах в особенности в игру вступает некое молчаливое соглашение о том, что Действенность терминов и поня­тгий признается здесь так же, как это Имеет Место для шaxматных фигур и полей шахматной доски? Пусть кто-нибудь ответит на этот вопрос

Вот один из ответов. «Языковой игрой» Людвиг Витгенштейн называ­ет единое целое: языки действия, c которыми он переплетен». Весь про­цесс употребления слов в языке он представляет в качестве одной из тех игр, c помощью которых дети овладевают рoдным языком, И любые формы жизни при этом приравнивает к языковым играм? В Философских ис­следованиях» Л. Витгeнштейн приводит знаменитое сравнение языка c го­родом: *Наш язык можно рассматривать как старинный город: лабиринт маленьких улочек и площадей, старых и новых домов, ДОМОВ c пристройка­ми разных эпох; и все это окружено множеством новых районов c прямы ми п лицами регулярной планировки и стандартными домами». И далее: вПред­ставить себе какой-нибудь язык — значит представить некоторую форму жизни». Таким образом, философ приходит к выводу, что сама реальность, Воспринимаемая через призму языка, есть совокупность языковых игр. Что касается других европейских исследователей, то, к примеру, французский ученый Ж.-Ф. Лиотар считает, что говорить — уже значит бороться, то есть играть.

Итак, согласно пониманию Й. Хейзинги, словесной игрой можно на­звать любое абстрактное слово или комбинацию такого рода слов, так как игра существует еще на уровне речетворения. То есть заложена еще в про­цессе создания языковой фoрмы.

Вообще, тот факт, что игрой глубоко пронизана языковaя сфера, нельзя рассматривать как случайность. На наш взгляд, это обусловлено наличием однотипных признакообразующих форм. Мы вовсе не настаиваем на тож­дeствeнности данных категорий вообще, но, тем не менее, нельзя не отме­тить частичную тождественность признаков, определяющих существо ис­слeдуемых понятии. Итак, рассмотрим некоторые из них:

1) Слово делает человека свободным (Л. C. Выготский).

2) Слово биполярно ориентировано, оседая значением в мысли и смыс­лом в вещи. Необходимо разграничивать «жизненную>> (реальную) и «текстовую» (словесную) ситуации (И. Э. Клюканов).

3) Удовольствие выдумывания нового слова не свободно от чувства ус­пеха, как Минимум, вырванного у противника.

4) Игру и слово нельзя рассматривать только как средство передачи из­вестнык смыслов. Помимо этого обе сферы роднит то, что они созда­ют новые смыслы в ходе осуществляемой ими творческо-коммуникативной деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.